Оценить статью
(Голосов: 14, Рейтинг: 4.93)
 (14 голосов)
Поделиться статьей
Тимофей Борисов

Научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ)

C начала 2000-х гг. отношения Индии и США динамично развиваются в различных сферах: торговле и инвестициях, энергетике, науке и культуре. Однако их ключевым элементом, безусловно, является военное сотрудничество.

С 1998 г. значительно выросли количество и масштаб совместно проводимых военных учений и других форм взаимодействия вооруженных сил двух стран. Объем поставок вооружений и военной техники (ВиВТ) из США в Индию поднялся с практически нулевой отметки в начале столетия до более чем 15 млрд долл. в 2019 г.

Очевидный коммерческий интерес для США представляет индийский рынок вооружений как один из наиболее емких рынков в мире. В последние годы США выиграли ряд крупных контрактов, включая поставку Индии военно-транспортных самолетов Lockheed Martin C-130J Super Hercules, ударных вертолетов AH-64E Apache Guardian и тяжелых военно-транспортных вертолетов CH-47F(I) Chinook.

Индия, в свою очередь, заинтересована в повышении боеготовности вооруженных сил для обеспечения безопасности границ и противостояния внешним вызовам, к основным из которых Нью-Дели относит потенциальные конфликты с Китаем и Пакистаном. Принципиальной задачей при этом индийское руководство считает оснащение вооруженных сил новейшими системами ВиВТ, а США здесь отводится роль их поставщика и перспективного донора военных технологий.

Несмотря на наличие общих интересов и достигнутые успехи в развитии военного сотрудничества, проблемными остаются, пожалуй, наиболее сложные и продвинутые форматы взаимодействия, такие как трансфер технологий, совместные разработка и производство систем вооружений.

Одним из основных факторов, который препятствует дальнейшему углублению сотрудничества двух стран, — неготовность США к передаче чувствительных технологий, вызванная, с одной стороны, внутриполитическими и бюрократическими причинами (большое количество ступеней согласования, противостояние различных групп интересов), с другой — недоверием непосредственно к Индии и ее готовности эти технологии принять. Индия, в свою очередь, продолжая прибегать к закупкам готовой военной продукции за рубежом, не стимулирует США отказываться от этого гораздо более выгодного формата.

Не способствовало укреплению доверия и решение Индии по закупке российских зенитных ракетных систем С-400 «Триумф». Нью-Дели при этом (в отличие от Китая и Турции) удалось временно избежать американских санкций, предусмотренных законом CAATSA. Однако Вашингтон получил дополнительный рычаг давления, который позволит США комбинировать в отношениях с Индией использование «кнута» в виде угрозы наложения ограничений на военно-техническое сотрудничество и «пряника» в виде предложений о новых совместных проектах и передаче технологий, мотивируя ее тем самым к постепенному снижению объемов импорта из России. Индия же, стремясь сохранить отношения с обоими стратегическими партнерами, будет вынуждена искать баланс и идти на компромиссы.

C начала 2000-х гг. отношения Индии и США динамично развиваются в различных сферах: торговле и инвестициях, энергетике, науке и культуре. Однако их ключевым элементом, безусловно, является военное сотрудничество.

Отправной точкой в данном контексте можно считать террористические акты 11 сентября 2001 г., серьезным образом повлиявшие на американскую внешнюю политику в целом и ее южноазиатский вектор в частности. Данные изменения привели к отмене действовавших в отношении Индии ограничений на поставку вооружений и технологий двойного назначения, введенных Соединенными Штатами в 1998 году в связи с осуществлением ею ядерных испытаний. С тех пор значительно выросли количество и масштаб совместно проводимых военных учений и других форм взаимодействия вооруженных сил двух стран. Объем поставок вооружений и военной техники (ВиВТ) из США в Индию поднялся с практически нулевой отметки в начале столетия до более чем 15 млрд долл. в 2019 г.

Другим важнейшим фактором, способствовавшим сближению двух стран, стала потребность США в балансировании военного и экономического роста Китая. Вашингтон рассматривает Нью-Дели в качестве важного союзника и центрального звена своей Индо-Тихоокеанской стратегии. Помимо этого, очевидный коммерческий интерес для США представляет индийский рынок вооружений как один из наиболее емких рынков в мире. В последние годы США выиграли ряд крупных контрактов, включая поставку Индии военно-транспортных самолетов Lockheed Martin C-130J Super Hercules, ударных вертолетов AH-64E Apache Guardian и тяжелых военно-транспортных вертолетов CH-47F(I) Chinook.

Индия, в свою очередь, заинтересована в повышении боеготовности вооруженных сил для обеспечения безопасности границ и противостояния внешним вызовам, к основным из которых Нью-Дели относит потенциальные конфликты с Китаем и Пакистаном. Принципиальной задачей при этом индийское руководство считает оснащение вооруженных сил новейшими системами ВиВТ, а США здесь отводится роль их поставщика и перспективного донора военных технологий.

Несмотря на наличие общих интересов и достигнутые успехи в развитии военного сотрудничества, проблемными остаются, пожалуй, наиболее сложные и продвинутые форматы взаимодействия, такие как трансфер технологий, совместные разработка и производство систем вооружений. Почему данному направлению стоит уделить отельное внимание при анализе индийско-американских отношений? Для ответа на этот вопрос необходимо в первую очередь выделить ряд особенностей индийской политики в области военного строительства и закупки вооружений.

Индийская специфика

Одной из важнейших отличительных черт индийского рынка, помимо вышеупомянутой емкости, является его открытость и как следствие жесткая конкуренция, ставшие естественным результатом многолетней и целенаправленной политики Индии по диверсификации источников закупки вооружений. Кроме минимизации политических рисков зависимости от одного поставщика, Нью-Дели таким образом получает доступ к наиболее продвинутым на мировом рынке системам вооружений. Данная тенденция проявилась более явно в связи с бурным ростом экономики Индии в последние десятилетия, позволившим стране увеличить расходы на военные нужды и начать принимать решения о закупке ВиВТ, исходя из конкурентных преимуществ стран-производителей в отдельных сегментах, не ограничиваясь исключительно фактором соотношения цены и качества.

Летом 2019 г. стало известно о включении в проект новой версии закона NDAA положения о предоставлении Индии статуса партнера США равного станам-членам НАТО, что также в перспективе должно способствовать углублению военного сотрудничества в части передачи современных технологий.

Параллельно с этим правительство Индии предпринимает усилия по достижению самодостаточности в производстве продукции военного назначения за счет развития национальной оборонной промышленности. Сегодня данное направление индийской политики в значительной степени определяет характер ее военно-технического сотрудничества с зарубежными государствами. Так, регламент оборонных закупок в редакции 2016 года (Defence Procurement Procedure, DPP) — основополагающий документ министерства обороны Индии в соответствующей области — описывает систему категоризации приобретаемой продукции с целью стимулирования роста внутреннего производства. Наивысший приоритет в данной системе занимает покупка разработанной и произведенной в Индии продукции c минимальным содержанием компонентов местного происхождения равным 40% в ценовом выражении или же продукции, разработанной и произведенной за рубежом с аналогичным показателем уже в 60%. На более низкой ступени стоит покупка зарубежных образцов с полной локализацией производства в Индии. Наименее же предпочтительным остается вариант закупки готовой продукции зарубежного производства для имеющих стратегическую значимость или длительно эксплуатируемых систем вооружений. Особое внимание при заключении сделок уделяется вопросам передачи технологий и приобретения лицензий на производство.

В этой связи нельзя также не упомянуть о масштабной государственной программе «Делай в Индии» (Make in India), запущенной в сентябре 2014 г. премьер-министром Индии Нарендрой Моди и направленной на превращение Индии в мировой центр промышленного производства. Она предполагает привлечение инвестиций фактически во все крупные сектора экономики, в том числе оборонную промышленность. По задумке разработчиков программы, результатом должен стать не просто выход на самообеспечение военной продукцией, но становление Индии в качестве крупного мирового поставщика. В 2016 году Нарендра Моди заявлял о намерении достичь показателя объема экспорта вооружений в 3 млрд долл. к 2025 году.

Одной из последних заметных инициатив индийского правительства в рамках программы Make in India стало открытие двух оборонно-промышленных кластеров (Defence Industrial Corridors) в штатах Уттар-Прадеш и Тамилнад с целью консолидации и эффективного использования имеющейся производственной инфраструктуры, привлечения инвестиций и создания новых рабочих мест.

В качестве примеров успешно реализованных национальных проектов разработки и производства систем вооружений индийцы приводят 155-мм буксируемую гаубицу Dhanush, зенитный ракетный комплекс средней дальности Akash и легкий многоцелевой истребитель четвертого поколения LCA Tejas. Справедливым будет заметить, что вышеназванная гаубица является фактической копией шведской Bofors FH-77B, а два других проекта имеют долгую и непростую историю создания, сопровождавшуюся многочисленными задержками. В целом же, несмотря на прогресс в отдельных сегментах, Индии пока не удалось достичь заметных результатов на пути к поставленным целям по развитию национальной обороной промышленности. Поэтому в среднесрочной перспективе Нью-Дели продолжит обращаться за военно-технической помощью к зарубежным партнерам. Вместе с тем, принимая во внимание перечисленные выше особенности индийского рынка, странам-экспортерам, если они желают сохранить и укрепить свои позиции, придется учитывать потребности Индии и предлагать соответствующие им новые форматы сотрудничества.

Нормативно-правовая база сотрудничества в сфере военных технологий

За почти 20 лет Индия и США подписали целый ряд соглашений о военном сотрудничестве, регулирующих различные его аспекты, в том числе вопросы передачи технологий, организации совместных разработок и производства вооружений.

Одним из первых таких соглашений на современном этапе стало подписанное в 2005 г. рамочное соглашение о взаимодействии в области обороны (Framework for the U.S.-India Defense Relationship), рассчитанное на 10 лет, которое, помимо прочего, содержало пункт о расширении возможностей для передачи технологий, совместном производстве и проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). В целях контроля за осуществлением данных мероприятий была создана специальная совместная рабочая группа — Defense Procurement and Production Group.

Это соглашение послужило своего рода основой для принятия в 2012 году инициативы в области военных технологий и торговли вооружениями (Defense Technology and Trade Initiative, DTTI), которая охватывала схожий круг вопросов, но делала отдельный акцент на создании условий для углубления научно-технического сотрудничества и снятии имеющихся бюрократических и процедурных барьеров. Важно отметить, что DTTI не является договором или законом, представляя собой скорее инструмент для руководства двух стран по взаимодействию и контролю в указанной сфере.

В январе 2015 г. по результатам визита в Индию президента США Барака Обамы было подписано обновленное рамочное соглашение сроком еще на десять лет, в котором отмечается, что оборона и безопасность являются основой двустороннего сотрудничества. Сторонами были определены четыре стартовых/пробных совместных проекта (Pathfinder Projects) в рамках инициативы DTTI: производство миниатюрных беспилотных летательных аппаратов RQ-11 Raven, контейнеров с разведывательной аппаратурой для самолетов C-130J Super Hercules, гибридных электрогенераторов и костюмов химической защиты нового поколения. Индия и США также договорились о создании рабочих групп по изучению возможностей сотрудничества в области технологий строительства авианесущих крейсеров и совместной разработки реактивных двигателей.

В 2016 году Индия получила специальный статус «основного партнера США в области обороны» (Major Defense Partner), формально закрепленный в американском законе о выделении бюджетных средств на нужды обороны (National Defense Authorization Act, NDAA). Немаловажным событием стало присоединение Индии в августе 2018 г. к списку стран-партнеров США по торговле стратегическими товарами, открывшее для Нью-Дели возможность приобретения расширенной номенклатуры высокотехнологичной продукции американского производства, включая продукцию военного назначения. Наконец, летом 2019 г. стало известно о включении в проект новой версии закона NDAA положения о предоставлении Индии статуса партнера США равного станам-членам НАТО, что также в перспективе должно способствовать углублению военного сотрудничества в части передачи современных технологий.

Практические результаты и перспективы

Выше перечислены только те соглашения между Индией и США, которые непосредственно затрагивают вопросы трансфера технологий и развития совместных проектов. Помимо них был также подписан ряд договоров, касающихся взаимодействия вооруженных сил двух стран (LEMOA, COMCASA). Таким образом, на современном этапе индийско-американских отношений была сформирована солидная нормативно-правовая база в рассматриваемой области сотрудничества.

Тем не менее практическая реализация обозначенных намерений заметно отстает. К отдельным успешным проектам можно отнести создание на территории Индии совместных предприятий. Так, в 2009 году было организовано совместное предприятие американской компании Sikorsky и индийской Tata Advanced Systems Ltd. (TASL) по производству кабин для среднего транспортного вертолета S-92 в Хайдарабаде (штат Телангана). В 2011 году TASL договорилась с корпорацией Lockheed Martin о производстве компонентов для самолетов C-130J, а в 2018 году — о производстве в Индии крыльев для истребителей F-16 Fighting Falcon. Примечательным событием стало подписание по итогам состоявшихся в сентябре 2018 г. индийско-американских переговоров соглашения между подразделением оборонных инноваций министерства обороны США (Defense Innovation Unit, DIU) и недавно созданной по его подобию индийской организацией Defence Innovation Organisation (DIO). Деятельность обеих структур направлена на поддержку и финансирование частных компаний, занимающихся разработкой прорывных технологий по тем направлениям, в которых традиционные оборонные компании им уступают — это искусственный интеллект и машинное обучение, виртуальная/дополненная/смешанная реальность, робототехника, биотехнологии и т.д.

Одним из основных факторов, который препятствует дальнейшему углублению сотрудничества двух стран, — неготовность США к передаче чувствительных технологий, вызванная, с одной стороны, внутриполитическими и бюрократическими причинами (большое количество ступеней согласования, противостояние различных групп интересов), с другой — недоверием непосредственно к Индии и ее готовности эти технологии принять. Индия, в свою очередь, продолжая прибегать к закупкам готовой военной продукции за рубежом, не стимулирует США отказываться от этого гораздо более выгодного формата.

Не способствовало укреплению доверия и решение Индии по закупке российских зенитных ракетных систем С-400 «Триумф». Нью-Дели при этом (в отличие от Китая и Турции) удалось временно избежать американских санкций, предусмотренных законом CAATSA. Однако Вашингтон получил дополнительный рычаг давления, который позволит США комбинировать в отношениях с Индией использование «кнута» в виде угрозы наложения ограничений на военно-техническое сотрудничество и «пряника» в виде предложений о новых совместных проектах и передаче технологий, мотивируя ее тем самым к постепенному снижению объемов импорта из России. Индия же, стремясь сохранить отношения с обоими стратегическими партнерами, будет вынуждена искать баланс и идти на компромиссы.

Оценить статью
(Голосов: 14, Рейтинг: 4.93)
 (14 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju