Read in English
Оценить статью
(Голосов: 11, Рейтинг: 4.45)
 (11 голосов)
Поделиться статьей
Виктория Панова

К.и.н., руководитель Экспертного совета БРИКС, проректор НИУ ВШЭ, шерпа России в «Женской двадцатке» (W20), член РСМД

24 августа 2023 г. завершился саммит БРИКС в Йоханнесбурге. Увеличение числа членов, привнесение еще большего разнообразия позиций и мнений конечно же сделают работу БРИКС еще более сложной, интересной и исключительно интенсивной. Однако сохранение эффективности объединения и возможность углубления партнерства не идут автоматом рука об руку с расширением и эйфорией по поводу этого события. Переговоры и достижение консенсуса в группе, безусловно, окажутся более трудоемкими. Но одновременно наличие политической воли, осознание своего нового глобального статуса и заинтересованность в более серьезных переговорных позициях как с партнерами, так и недругами вне контура БРИКС должны содействовать решению этой очень нетривиальной и непростой задачи.

Модной темой прошедшего саммита было введение в строй новой общей валюты БРИКС. Впрочем, именно в таком ракурсе, пытаясь представить это как провал, к проблеме подходили скорее внешние наблюдатели, а в рамках самого объединения разговор велся несколько о другом. Еще в Форталезе в 2014 г. лидерами были подписаны рамочные соглашения об использовании национальных валют, а также о пуле валютных резервов. Сегодня же, с учетом обострения международной ситуации и ненадежности предлагаемых Западом платежных систем, использование SWIFT и доллара как оружия привело к необходимости договариваться о принципах сохранения стабильности и независимости взаимной торговли и инвестиций, что, в свою очередь, требует ввода в строй альтернативных платежных инструментов. Именно такое поручение и получили финансовые ведомства стран БРИКС к следующему году. Причем стабильность такого инструмента сможет быть гарантирована вполне осязаемыми ресурсами, в том числе драгоценными металлами или же иными минеральными запасами, имеющимися в наличии у стран БРИКС, особенно в их новом составе.

Не менее важным стало и утверждение позиции БРИКС по вопросам «односторонних незаконных мер, таких как санкции» в преломлении мировой торговли и особенно «торговли сельскохозяйственной продукцией», что можно рассматривать и как косвенную поддержку позиции России по ситуации с зерновой сделкой.

Интересна и часть документа, касающаяся оценки региональных конфликтов, с исключительно обтекаемыми формулировками по сложным ситуациям, затрагивающим интересы кого-либо из БРИКС, или же в рамках антиколониальной повестки, но с более жесткими формулировками. Фактически в документе декларации были высказаны особые, зачастую отличающиеся от стандартного западного дискурса позиции.

Аналогично стоит обратить внимание и на энергетическую часть декларации. Фактически БРИКС делает заявку на собственную, отличную от западного дискурса идеологию энергоперехода. В документе нашлось место не только стандартным ВИЭ, но и атомной энергетике, и водороду, гидроэнергетике, а также ископаемому топливу — все исходя из национальных возможностей «справедливого перехода к более гибким, устойчивым и стабильным энергетическим системам».

Это лишь некоторые примеры, но они позволяют увидеть рост самосознания БРИКС как ядра нового миропорядка. С одной стороны, никто в БРИКС и не думает о противопоставлении своей группы «семерке», Западу в целом или кому бы то ни было еще. Повестка БРИКС остается созидательной. С другой стороны, БРИКС определенно делает все более уверенные заявки на собственное, иногда сильно отличное от общепринятого и сформулированного по западным лекалам мнение.

24 августа 2023 г. завершился саммит БРИКС в Йоханнесбурге, его общее значение еще предстоит осознать позже — слишком много переменных на кону — но тем не менее уже можно отодвинуть в сторону первые эмоции и оценить безусловные последствия.

Первое и главное, о чем не говорил только ленивый, — это свершившийся факт расширения БРИКС. Тема действительно муссировалась очень активно, а спрос на членство возрастал в геометрической прогрессии, непосредственно к саммиту создав эффект некоего ажиотажа. Причем этот ажиотаж возник не только исходя из роста официальных аспирантов на членство — по разным оценкам, помимо официальных 23 стран, неформальный интерес высказали еще примерно столько же государств мирового большинства. Следует иметь в виду еще и реакцию «золотого миллиарда», в этот раз не ограничившегося экспертными обсуждениями никчемности БРИКС в СМИ, а вышедшего на новый уровень реагирования — от попыток получить приглашение на саммит, как Макрон, до давления на страны-кандидаты, такие как Аргентина. Накал страстей и эмоций наблюдался в экспертной, а также псевдоэкспертной среде, ранее не удостаивавшей встречи БРИКС таким пристальным вниманием. Одним и тем же решениям давались диаметрально противоположные оценки, буквально «за уши» притягивались внешние, не связанные с БРИКС события. Примечательно, что обладавшая более четверти века монополией на существование в качестве «клубного» механизма «Группа семи» такого уровня внимания и разнообразия отношения не получала никогда. Так почему же героем дня стал БРИКС, а «семерка» осталась на задворках?

Что собой представляет «Группа семи»? Это элитный клуб, который изначально виделся сродни чему-то вроде Бильдербергского клуба, только с участием действующих руководителей развитых стран Запада, а его закрытый характер провоцировал общественное недовольство в первую очередь в самих тех странах. Достаточно вспомнить массовые антиглобалистские протесты, приуроченные к встречам «семерки», причем как минимум однажды, в Генуе в 2001 г., не обошедшиеся без человеческих жертв. Ко взаимодействию же с другими странами, находящимися вне элитного клуба, подходили свысока, и в рамках аутрич формата продвигался стандартный колониальный дискурс осуществления помощи в обмен на выполнение выгодных «семерке» условий ее получения. Кстати, не стоит забывать о том, что через подобный аутрич прошла в свое время встающая с колен после развала СССР Россия, сначала послушно отчитывавшаяся о прогрессе в деле развития демократии и об экономическом прогрессе перед западными менторами, а потом, как оказалось, лишь условно-ограниченно, на правах «приживалы», включенная в лоно элитной семьи. Впрочем, надежда в России всегда умирает последней, поэтому как минимум с 2002 г. (после включения в документ по итогам саммита в Канаде (Кананаскис) России в очередь на председательство, состоявшееся в итоге в 2006 г.) до «приостановления» членства в 2014 г. многим, включая автора этих строк, казалось, что мы действительно можем взаимодействовать со всеми членами «семерки» на равных, добиваться общемирового блага, и такие обстоятельства являются объективными и взаимными. Время показало тщетность таких надежд. Как минимум с саммита на Окинаве в 2000 г. «семерка» делала подходы к КНР в попытке предложить аналогичную альтернативу и азиатскому гиганту, но Пекин дальновидно не попался на эту удочку и отказался менять статус развивающейся страны на ограниченное членство в элитном клубе. То есть «семерка» обществом виделась в большей мере негативно, как клуб «богатых», а осуществление взаимодействия с гостями проходило по стандартной неоколониальной формуле, что также не придавало положительных черт имиджу «группы». А повестка последних саммитов и вовсе скатилась в конфронтационность, что еще больше отчуждает даже лояльные страны мирового большинства.

В отличие же от элитариев, БРИКС изначально строил взаимодействие и внутри группы, и самой группы с внешним миром на принципах равенства, взаимного уважения и вовлечения. Если в «семерке» полноценный гражданский процесс (а не ограниченные консультации с отдельными представителями в основном транснациональных НКО) был запущен лишь через три десятка лет после возникновения группы (кстати, случилось это в 2006 г., в период единственного за время существования «восьмерки» председательства России), то в БРИКС взаимодействие с гражданским обществом началось уже в рамках «второго» цикла, в период российского председательства в 2015 г. Академический трек в БРИКС вообще стал предтечей запуска формата на высшем уровне, а институционализация консультаций с деловым и экспертным сообществом произошла уже в первый цикл, в год первого расширения группы и одновременно председательства тогда нового члена — ЮАР.

Казалось бы, для чего вообще сравнивать эти два «клуба»? Смысл в том, чтобы понять, в чем разница в восприятии этих групп разными обществами. Понять истоки дополнительных возможностей через конструктивное вовлечение как собственных обществ, так и других стран в свою работу вместо диктата и добровольно-принудительной отчетности, присущих нашим уже непартнерам на Западе. А также оценить те перспективы, которые возникли перед БРИКС по итогам свершившегося расширения.

Но вернемся к прошедшему саммиту и его видимым результатам. Дьявол, как говорится, всегда кроется в деталях. Действительно, прошедшее расширение превзошло все, даже осторожные, ожидания и в ряде случаев вызвало определенные вопросы и по одобренному составу, и по росту числа стран членов более, чем в два раза. Несомненно, что каждый из новых членов может привнести добавленную стоимость в последующую работу объединения, но одновременно специфика каждого добавит не одну бессонную ночь ответственным за работу обновленной группы.

С одной стороны, достаточно много комментариев было относительно того, что в БРИКС зашли союзники США — КСА и ОАЭ, но одновременно данные наблюдатели как минимум не заметили активные шаги последних относительно проведения независимой внешней политики. Опять же, не против США или Запада в целом, а просто прагматичной внешней политики с учетом собственных интересов. Другие акцентировали внимание на том, что Иран и Саудовская Аравия хотя и заявили недавно о налаживании отношений, тем не менее имеют ряд неразрешенных противоречий. Аналогичные выводы можно сделать и относительно приема в новые члены Аргентины. Тем не менее данный вызов может скорее быть интерпретирован как дополнительные возможности. Опыт БРИКС показал, что даже при наличии двусторонних конфликтов необходимость регулярно встречаться в общем формате дает дополнительные стимулы и возможности для ведения диалога и преодоления существующих противоречий. Продолжая разговор об Аргентине, можно отметить, что, с одной стороны, наряду с Бразилией это действительно один из претендентов на лидерство в регионе, с другой, наличие серьезных экономических и внутриполитических проблем делает предстоящие там выборы в октябре 2023 г. неким «черным лебедем» для БРИКС, поскольку сохраняется возможность достаточно радикальной смены курса в случае прихода самого популярного на сегодняшний день крайне правого кандидата. Если вошедший в состав БРИКС Египет представляет собой третью экономику в Африке (после Нигерии и ЮАР), то ситуация с Эфиопией, где, кстати, находится штаб-квартира Африканского союза, представляет собой большую неопределенность — ведь подушевой показатель в этом государстве составляет порядка тысячи долларов, что относит ее к группе стран с низким уровнем подушевого дохода. Впрочем, плюсом такого кандидата может стать возможность непосредственно обращаться к проблемам, которые важны для беднейших развивающихся стран, и на примере взаимодействия в рамках БРИКС добиваться ускорения их социально-экономического развития. Хотя и здесь есть свои «но» — результат должен быть налицо, а скорости его видимого достижения должны укладываться в среднесрочную перспективу.

Поэтому да, действительно, новые члены и расширение состава — это повышение авторитета объединения, более широкая база для взаимодействия, обладание значимыми запасами углеводородов, драгоценных и полудрагоценных и редкоземельных металлов и других минеральных ресурсов, более 45% населения Земли и более трети территории нашей планеты, это новые значимые финансовые центры и до половины производства ряда зерновых, но одновременно все эти бонусы не смогут привести к автоматическому сложению перечисленных параметров для безусловного лидерства. Лидерство БРИКС сможет быть обеспечено лишь через кропотливую работу каждого участника в условиях настроя на достижение консенсуса и конкретных результатов даже по сложным вопросам, через осознание и принятие новыми членами БРИКС принципов и духа объединения, согласия работать вглубь, а не просто еще дальше вширь.

Также, как мы помним, очередь из желающих вступить в БРИКС была значительно больше, что также обуславливает важность дальнейшего достижения консенсуса уже в новом составе относительно стран — партнеров по диалогу.

Еще одной модной темой прошедшего саммита было введение в строй новой общей валюты БРИКС. Впрочем, именно в таком ракурсе к проблеме подходили скорее внешние наблюдатели, а в рамках самого объединения разговор велся несколько о другом. Кто-то отсутствие ими же самими придуманного результата пытается представить как провал текущего саммита, однако ситуация заключается совсем в другом. Как мы помним, еще в Форталезе в 2014 г. лидерами были подписаны рамочные соглашения об использовании национальных валют, а также о пуле валютных резервов. Сегодня же, с учетом обострения международной ситуации и ненадежности предлагаемых Западом платежных систем, использование SWIFT и доллара как оружия привело к необходимости договариваться о принципах сохранения стабильности и независимости взаимной торговли и инвестиций, что, в свою очередь, требует ввода в строй альтернативных платежных инструментов. Именно такое поручение и получили финансовые ведомства стран БРИКС к следующему году. Причем стабильность такого инструмента сможет быть гарантирована вполне осязаемыми ресурсами, в том числе драгоценными металлами или же иными минеральными запасами, имеющимися в наличии у стран БРИКС, особенно в их новом составе.

Остальные результаты хоть и оказались менее заметными на фоне двух флагманских вопросов, тем не менее заслуживают отдельного разбора.

Рассуждения о так и не происходящей реформе глобальных институтов управления, в частности Совета Безопасности ООН, казалось бы, уже давно набили оскомину, а документ нынешней встречи всего лишь еще раз подтвердил приверженность двух постоянных членов укреплению голоса трех остальных. Однако если внимательно прочитать декларацию, то можно увидеть, что БРИКС не просто согласился с необходимостью сделать ООН, включая СБ, «более демократической, представительной, эффективной и действенной», а акцентировал важность увеличения представленности именно развивающихся стран во всех категориях членства, конечно же с особым акцентом на Бразилии, Индии и ЮАР. Кстати, этот момент особо акцентировал в своей пресс-конференции министр иностранных дел России Сергей Лавров, ведь такой подход значительно корректирует прежние подходы и ситуативные партнерства претендентов, в том числе находившихся в числе фаворитов такой гонки.

Не менее интересно было наблюдать в этом контексте за выступлениями на расширенном заседании БРИКС, в частности за выступлением генсека ООН, который в первой половине своей речи не смог выдержать обязательную для международного чиновника универсальной организации нейтральность и продвигал тезисы в духе западного дискурса, а оставшееся выступление фактически посвятил уговариванию участников саммита сохранить значимость и уникальность организации. Ряд наблюдателей даже не удержались от сарказма и расценили данное выступление как просьбу господина Гутерриша «не увольнять» его.

Не менее важным стало и утверждение позиции БРИКС по вопросам «односторонних незаконных мер, таких как санкции» в преломлении мировой торговли и особенно «торговли сельскохозяйственной продукцией», что можно рассматривать и как косвенную поддержку позиции России по ситуации с зерновой сделкой.

Интересна и часть документа, касающаяся оценки региональных конфликтов, с исключительно обтекаемыми формулировками по сложным ситуациям, затрагивающим интересы кого-либо из БРИКС, или же в рамках антиколониальной повестки, но с более жесткими формулировками с выражением «глубокой озабоченности в связи с ухудшением гуманитарной ситуации на оккупированных палестинских территориях в результате эскалации насилия в условиях продолжающейся израильской оккупации и незаконных поселений». Фактически в документе декларации были высказаны особые, зачастую отличающиеся от стандартного западного дискурса позиции. Поэтому не стоит в условиях роста критики со стороны в первую очередь России и Китая незаконной деятельности американских биолабораторий недооценивать и обозначение позиции БРИКС по укреплению режима КБТО и позиции «пятерки» по сохранению СВПД в отношении Ирана, а также слегка адаптированный, но традиционный пассаж по предотвращению размещения оружия в космосе.

Аналогично стоит обратить внимание и на энергетическую часть декларации. Фактически БРИКС делает заявку на собственную, отличную от западного дискурса идеологию энергоперехода. В видении БРИКС «энергетическая безопасность, доступ к энергии и энергетические переходы имеют важное значение и должны быть сбалансированы», поэтому в документе нашлось место не только стандартным ВИЭ, но и атомной энергетике и водороду, гидроэнергетике, а также ископаемому топливу — все исходя из национальных возможностей «справедливого перехода к более гибким, устойчивым и стабильным энергетическим системам».

Это лишь некоторые примеры, но они позволяют увидеть рост самосознания БРИКС как ядра нового миропорядка. С одной стороны, никто в БРИКС и не думает о противопоставлении своей группы «семерке», Западу в целом или кому бы то ни было еще. Повестка БРИКС остается созидательной. С другой стороны, БРИКС определенно делает все более уверенные заявки на собственное, иногда сильно отличное от общепринятого и сформулированного по западным лекалам мнение.

Увеличение числа членов, привнесение еще большего разнообразия позиций и мнений конечно же сделают работу БРИКС еще более сложной, интересной и исключительно интенсивной. Однако сохранение эффективности объединения и возможность углубления партнерства не идут автоматом рука об руку с расширением и эйфорией по поводу этого события. Переговоры и достижение консенсуса в группе, безусловно, окажутся более трудоемкими. Но одновременно наличие политической воли, осознание своего нового глобального статуса и заинтересованность в более серьезных переговорных позициях как с партнерами, так и недругами вне контура БРИКС должны содействовать решению этой очень нетривиальной и непростой задачи.

(Голосов: 11, Рейтинг: 4.45)
 (11 голосов)

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся