Импортные дроны Украины
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
(Голосов: 8, Рейтинг: 4.5) |
(8 голосов) |
Главный редактор профильного издания «Беспилотная авиация»
Вооруженные силы Украины сегодня обладают уникальным по своему разнообразию арсеналом средств вооружений и военной техники. Особенно интересно взглянуть на разнообразие беспилотных систем, а также проанализировать то, как страна пришла к своему настоящему положению в данной сфере.
Парк беспилотных систем, находящийся сегодня в распоряжении ВСУ, был практически полностью приобретен в последние восемь лет. Отчасти все это — собственные разработки, например, «Фурия» и «Лелека-100», однако в значительной степени все же импорт. Причем к импорту относятся как системы, непосредственно закупленные Украиной в последние годы, так и те, что были поставлены разнообразными «доброжелателями» в рамках военной помощи.
Сформированный в Вооруженных силах Украины парк беспилотных авиационных систем представляется весьма значительным. По своему объему он ярко контрастирует с тем, положением, которое имело место еще несколько лет назад. Впрочем, его вряд ли можно назвать достаточным, принимая во внимание имеющиеся у украинской стороны потребности, связанные с неизбежным довольно быстрым выбыванием из строя систем БЛА в условиях интенсивных боевых действий, а также высоким расходом барражирующих боеприпасов.
Парк беспилотных систем, находящийся сегодня в распоряжении ВСУ, был практически полностью приобретен в последние восемь лет. Отчасти все это — собственные разработки, например, «Фурия» и «Лелека-100», однако в значительной степени все же импорт. Причем к импорту относятся как системы, непосредственно закупленные Украиной в последние годы, так и те, что были поставлены разнообразными «доброжелателями» в рамках военной помощи.
Закупки
Несмотря на наличие некоторых разработок в сфере систем БЛА у самой Украины и даже их периодических закупок, реальным воплощением мечтаний украинского военного и политического руководства в сфере обладания современными беспилотными системами стали реализованные планы по их закупке за рубежом — в основном в Турции и Польше.
Польша стала одним из первых поставщиков беспилотников Украине, снабдив ее беспилотными системами компании «WB Electronics». Прежде всего речь здесь о барражирующих боеприпасах Warmate. Небольшие 4-килограммовые беспилотные самолеты помимо оптикоэлектронной системы наблюдения также несут боевую часть различных типов, среди которых осколочно-фугасный, кумулятивный и термобарический. Все это позволяет оперативно наносить удары по выявленным целям, включая транспортные средства и живую силу противника.
Достоверной информации о числе поставленных украинским военным систем нет. Скорее всего, оно невелико, поскольку вещественных доказательств применения указанных барражирующих боеприпасов найдено крайне немного. Например, обломки конструктивно похожих на продукцию WB Electronics беспилотников были не так давно обнаружены после атак ВСУ на объекты контролируемой Россией Запорожской АЭС. Скорее всего, декларировавшиеся планы развертывания на территории Украины сборочного производства указанных систем были реализованы не в полном масштабе или не реализованы вовсе. Для этого, в частности, предлагалось использовать мощности Чугуевского авиаремонтного завода.
Похожая ситуация сложилась и с разведывательным БЛА Fly Eye производства той же польской компании. Это 12-килограммовый беспилотный аппарат, находящийся на вооружении Сухопутных войск Польши и служащий средством видовой разведки подразделений низшего звена. Еще в начале февраля 2018 г. украинские СМИ писали о том, что Польша не планирует поставлять вооружения и военную технику Украине. Однако спустя всего несколько дней на Донбассе был сбит беспилотник Fly Eye, что стало одним из первых свидетельств применения данных систем украинскими военными. Впрочем, как и в случае с Warmate, количественные параметры поставок этих систем, скорее всего, незначительны.
В классе более крупных БЛА Украина сделала ставку на покупку сильно распиаренных турецких систем MALE-класса Bayraktar TB2, которые ранее применялись Азербайджаном на территории Нагорного Карабаха. Первоначально Украина закупила шесть БЛА и наземные системы управления в январе 2019 г., однако впоследствии заявила о намерении приобрести еще 48 БЛА, а также организовать их сборочное производство на территории Украины.
Для Турции данная сделка означала поддержку спроса на продукцию местной высокотехнологичной индустрии, а также способствовала развитию влияния страны в регионе; стоит также отметить получение доступа к двигателям украинской компании «Мотор Сич». Потребность в стабильных поставках силовых установок стала очевидной во время конфликта в Нагорном Карабахе, когда многие зарубежные изготовители подсистем и компонентов, используемых в поставлявшихся Азербайджану турецких беспилотниках, под давлением проармянского лобби прервали свои поставки. Кроме того, помимо лояльности в части поставок не исключено, что Турция в рамках соглашения с Украиной также получила доступ к технологиям в сфере двигателестроения.
Трудно точно определить число беспилотных аппаратов Bayraktar TB2, поставленных на Украину к моменту начала специальной военной операции. Отдельные источники утверждали, что ВСУ имели на вооружении 20 БЛА, по информации других — их количество достигало 36 единиц в составе 12 комплексов. Не исключено, что последняя цифра базируется на ранее высказывавшихся на этот счет экспертных мнениях. Насколько известно, турецкие поставки продолжились и после начала СВО, однако точных данных об их параметрах также нет.
Говоря о закупках, нельзя также обойти вниманием такой сегмент беспилотной авиационной техники, как гражданские системы, доступные на коммерческом рынке. В их числе в первую очередь стоит отметить миниатюрные мультироторные БЛА. Украинская сторона, возможно, уже приобрела несколько тысяч беспилотных мультикоптеров — главным образом, продукцию небезызвестной китайской компании «DJI». В ходе боевых действий на Украине беспилотники данного типа и класса, ранее не рассматривавшиеся для эксплуатации в войсках как непрофильные, раскрыли военным свой потенциал доступного средства обеспечения оперативной воздушной видовой разведки. Это, вероятно, должно повлиять на дальнейшие концепции применения БЛА и оснащения ими войск.
Впрочем, одними лишь условными «Мавиками» перечень используемых в боевых действиях гражданских систем БЛА на ограничивается. Здесь в качестве БЛА-«камикадзе» украинской стороной также были неоднократно использованы более тяжелые аппараты. Так, например, речь идет о том, что в ходе ряда атак на военные и гражданские инфраструктурные объекты, включая штаб Черноморского флота в Севастополе, а также Новошахтинский НПЗ, украинская сторона использовала БЛА, похожие на 85-килограммовый Mugin-5 Pro производства китайской компании «Mugin UAV». Саму платформу можно приобрести за примерно 650 тыс. руб. и затем, дооснастив ее целевой нагрузкой, включая боевую часть, получить недорогое решение, обладающее существенной дальностью действия. Да, масса боевой нагрузки такого беспилотника невелика, но определенное воздействие, в том числе пропагандистское, с его помощью оказать удается.
Военная помощь
Современный период, начало которого совпало с началом российской Специальной военной операции на Украине, характеризуется колоссальным всплеском поставок вооружений и военной техники из разных стран. Едва ли не в каждый перечень поставок такой техники неизменно входят и системы БЛА. И если ранее беспилотники украинским властям приходилось приобретать, то в этом году многие системы были переданы на безвозмездной основе. При этом такие поставки носят беспрецедентный характер как с качественной, так и количественной точек зрения.
В категориях легких систем БЛА в пакеты поставок американских входили системы малого класса компании «AeroVironment». В их числе, в частности, БЛА Puma, используемые в Сухопутных войсках США. Кстати, в 2016 г. США уже поставляли Украине беспилотную продукцию производства это компании — мини-БЛА Raven. Правда, старая модификация была оснащена незащищенными аналоговыми каналами связи и слабыми аккумуляторными батареями, из-за чего возможности тех БЛА получили крайне низкую оценку ВСУ. В этот раз Украине были поставлены более современные БЛА, хотя и не в самой свежей модификации — «3 AE». Число заказанных Пентагоном для Украины комплектов не называлось, однако известно, что один из первых контрактов на сумму более 19 млн долл. должен был быть выполнен к 30 мая 2022 г.
Помимо разведывательных систем «Puma» США поставили Украине барражирующие боеприпасы семейства «SwitchBlade», созданные тем же разработчиком и ранее поставлявшиеся весьма ограниченному кругу заказчиков. Легкие противопехотные системы 300-й модели, которых было направлено, по разным данным, от сотни до нескольких сотен единиц, а также системы 600-й модели, которые могут применяться против бронетехники, вошли в состав одного из первых пакетов военной помощи. Последние, вероятно, были направлены в единичных количествах.
Кроме того, что касается барражирующих боеприпасов, США заявили о поставках также неких новых систем «Phoenix Ghost». Отсутствие информации об этой системе и заявления о том, что разработка велась чуть ли не непосредственно в интересах и по заданию украинских эксплуатантов представляются весьма необычными. Подобная закрытость может говорить о попытке представить нечто под видом своеобразного «wunderwaffe» — «чудо-оружия», способного радикально изменить текущий ход событий. За прошедшее с момента якобы имевших место поставок время в сети периодически появлялись кадры с фрагментами барражирующих боеприпасов, однако фактически все они на деле оказывались обломками аппаратов «SwitchBlade».
Важно отметить и то, что помимо оплаченных американским военным ведомством беспилотников, AeroVironment направила Украине партию других БЛА за собственный счет. 19 апреля компания объявила о намерении передать более 100 мини-БЛА «Quantix Recon», а также оказать услуги по оперативному обучению персонала. Quantix Recon представляет собой малоразмерный гибридный БЛА, выполненный по схеме тейлситтера, способный взлетать и садиться в вертикальном режиме, а горизонтальный полет выполнять «по-самолетному». Это новая разработка — система была выведена на рынок весной 2020 г. Можно предположить, что ее применением на Украине компания стремится получить необходимый боевой опыт, чтобы, во-первых, иметь возможность внести необходимые изменения, а во-вторых — обеспечить дальнейшее продвижение продукта.
В августе к беспилотникам компании «AeroVironment» была добавлена беспилотная система другого разработчика. В новый 775-миллионный пакет военной помощи вошли 15 беспилотных систем ScanEagle разработки компании «Insitu», принадлежащей Boeing. Эти БЛА имеют возможность вы
полнения длительных (до 20 ч.) полетов и предназначены для наведения артиллерии.Присоединилась к поставкам систем БЛА на Украину и Германия. В конце июня Берлин отчитался о направлении Украине 60 беспилотников Aladin, семи БЛА Songbird и неназванного количества беспилотных систем «Vector». Любопытно отметить, что еще менее года назад Германия отказывалась поставлять некоторые свои разведывательные беспилотники на Украину, мотивируя такое решение их неадаптированностью к использованию в условиях сильных морозов.
Что касается упомянутых трех моделей, то все они относятся к системам легкого класса. Первый из них — 3,5-килограммовый мини-БЛА Aladin, созданный компанией «EMT» и с 2005 г. состоящий на вооружении Бундесвера. Известно, что БЛА, обеспечивающие видовую разведку в радиусе до 15 км, применялись немецкими военными в Афганистане. Значительное число передаваемых Украине беспилотников этой модели может объясняться тем, что Германия начала заменять их более современными системами. Второй БЛА — Songbird — выпускает компания «Germandrones». В данном случае имеется в виду одна из моделей с неназванными характеристиками, входящая в семейство созданных фирмой беспилотных аппаратов вертикального взлета и посадки. Третий из упомянутых беспилотников — Vector, разработанный компанией «Quantum Systems». Аппарат самолетного типа может выполнять взлет и посадку в вертикальном режиме. Интересной особенностью беспилотника представляется его конвертируемость в трикоптер. Система изначально создавалась для гражданского применения, но может быть использована и в военных целях.
Любопытным образом были проведены поставки части турецких Bayraktar. Так, в начале июля стало известно о том, что в Литву из Турции прибыл комплекс в составе 3 БЛА Bayraktar TB2 с набором авиационных средств поражения, который предполагалось передать Украине. Сообщалось, что средства на приобретение — около 6 млн евро — были собраны в ходе краудфандинговой кампании, проведенной с подачи местного Министерства обороны онлайн-вещательной компанией «Laisves TV».
Впрочем, некоторые обстоятельства, связанные с данной сделкой — например, решение владельцев компании «Baykar» отказаться от денег после того, как стало известно, что средства в пользу Украины собирали «с миру по нитке», — вызывает сомнения в реальном, а не в постановочном характере всей этой истории. Не исключено, что она вполне могла быть придумана сотрудниками маркетинговой службы турецкой компании, обеспечивших таким образом поддержание интереса СМИ к их продукции. Кстати, чуть позднее этим летом с подобным «перфомансом» выступила и Польша. Под эгидой Министерства обороны страны там на эти цели к середине июля текущего года было собрано более 4,7 млн евро, что покрывает стоимость одного беспилотного комплекса — правда, вероятнее всего, без оружия.
В августе на Украину были поставлены разведывательные беспилотники, разработанные в Эстонии, их покупку профинансировала Литва. Вильнюс закупил шесть БЛА «EOS C VTOL» за почти миллион евро. Аппараты получили название «Magyla» в честь древней литовской богини смерти. Стоит отметить, что этот вклад Литвы в вооружение Украины системами БЛА стал не последним — в августе она передала ВСУ 37 БЛА-«камикадзе» «Warmate» (в это число включены также 10 аппаратов, подаренных компанией-производителем).
Перспективы
Несмотря на описанные параметры поставок систем БЛА, украинские власти периодически заводят разговор о потребности в системах более тяжелого класса. Речь идет об ударных беспилотниках, таких как MQ-1C Gray Eagle, вооруженных ракетами AGM-114 Hellfire. Стоит отметить, что эти системы, эксплуатируемые Сухопутными войсками США, ранее ни одному иностранному заказчику не поставлялись.
Кроме того, интерес обозначен и в отношении более крупных и функциональных БЛА «Reaper». Украина уже вела переговоры с компанией «General Atomics» — производителем беспилотников — о приобретении этих систем. Но для любой продажи или передачи требуется санкция правительства США, в частности — Госдепартамента и Пентагона. Еще недавно это казалось абсолютно невозможным; и не только в силу того, что экспорт этих систем подпадает под регуляцию режима контроля за ракетными технологиями (РКРТ), но и потому, что США долгое время взвешивали вместе с плюсами и возможные минусы от каждой сделки. Среди минусов — и вполне вероятная возможность попадания фрагментов таких систем в руки российских военных, а значит, и инженеров, что совершенно неприемлемо.
Впрочем, ситуация может измениться. Например, под давлением военно-промышленного лобби в Вашингтоне могут принять решение о старте работ по созданию в интересах различных видов Вооруженных сил США новых систем БЛА, пригодных к применению в «оспариваемом воздушном пространстве». При этом имеющиеся системы могут быть списаны, после чего — отданы Украине, но не только и не столько для помощи Вооруженным силам Украины, сколько для получения наиболее полного понимания возможностей этих беспилотников в действиях против технологически близкого противника.
***
Сформированный в Вооруженных силах Украины парк беспилотных авиационных систем представляется весьма значительным. По своему объему он ярко контрастирует с тем, положением, которое имело место еще несколько лет назад. Впрочем, его вряд ли можно назвать достаточным, принимая во внимание имеющиеся у украинской стороны потребности, связанные с неизбежным довольно быстрым выбыванием из строя систем БЛА в условиях интенсивных боевых действий, а также высоким расходом барражирующих боеприпасов.
Нельзя не отметить и то, что сложившийся парк беспилотников весьма разнообразен. Правда, в этом разнообразии парка и в скорости его формирования для украинской стороны есть как очевидные плюсы, так и не менее очевидные минусы. Что касается плюсов — сложившаяся ситуация привела к появлению у Украины новых, ранее закрытых возможностей. К тому же многие системы не стоили Киеву ровным счетом ничего, поскольку были переданы в рамках военной помощи.
Что же до минусов — полученные от иностранных партнеров беспилотники не интегрированы в системы управления видов войск, а также чаще всего не связаны информационно с ударными средствами. Взаимодействие подразделений, эксплуатирующих системы БЛА, с другими подразделениями, использующими предоставляемую ими развединформацию, остается не автоматизированным и, соответственно, не оперативным. Впрочем, «государства-доноры», очевидно, осознавая наличие здесь «узкого места», начали вносить корректировки в поставки.
Кроме того, «разношерстность» полученных Украиной систем БЛА ведет к оснащению частей системами БЛА, относящимися к продукции различных компаний-разработчиков, часто не объединенных необходимостью соблюдения общих стандартов. Это, в свою очередь, снижает гибкость в их применении, усложняя вопросы обучения, а также связанной с эксплуатацией логистики.
Несмотря на то, что номинально поставки систем БЛА на Украину объяснялись задачей снижения наступательного потенциала российских вооруженных сил, некоторые поставщики ставили перед собой и иные задачи. И обеспечение определенных преимуществ для дальнейшего продвижения их разработок на мировых рынках — одна из наиболее очевидных из них.
Говоря о внешних рынках, нельзя не отметить и определенное влияние на них ситуации с Украиной. Думается, что некоторые страны, наблюдающие за тем, как легко украинским военным удается получать некоторые современные системы БЛА, наверняка поставят перед странами-поставщиками вопрос о преференциях и в свой адрес — возможно, технологических, а, может быть, и финансового плана.
(Голосов: 8, Рейтинг: 4.5) |
(8 голосов) |
Конфликт в Карабахе станет аргументом для того, чтобы инициировать новые или интенсифицировать имеющиеся работы по оснащению войск беспилотной техникой
Российским беспилотникам быть!Россия сокращает отставание от основных конкурентов в сфере беспилотной авиации с перспективой вывода продукции сектора в мировые технологические лидеры