Дональд Трамп начал свой президентский срок активнее, чем его предшественник Барак Обама. На его счету уже более 20 президентских указов и меморандумов, и все они настолько же противоречивы, насколько противоречив сам 45-й президент США. Среди них всех выделяется указ «Об обеспечении безопасности границ и усилении контроля над иммиграцией», который буквально разделил Америку.
Чтобы понять, насколько серьезно данный указ взбудоражил общественность как Соединенных Штатов, так и многих других стран мира, достаточно взглянуть на заявления премьер-министра Канады Джастина Трюдо о готовности его страны принять мигрантов вне зависимости от их веры или же премьер-министра Великобритании Терезы Мей, которая «согласна с таким подходом» США. Но Д. Трамп изначально давал понять, что миграционная реформа во время его президентства неизбежна. Будучи еще кандидатом в президенты США, Трамп сформулировал десять пунктов, согласно которым он намеревался решать «иммиграционный кризис в США». И практически все из них он стал реализовывать в первую неделю пребывания на посту президента.
Но почему из всех инициатив нынешнего президента наиболее остро воспринимается именно иммиграционная политика? И имеет ли Д. Трамп юридическое право для издания подобных указов? Дьявол, как говорится, в деталях.
Дьявол кроется в мелочах
Для начала следует обратиться к статистическим данным. Согласно анализу Института миграционной политики (Migration Policy Institute), с 1990 г. и по настоящее время мексиканцы составляют порядка четверти всех иммигрантов. Что касается легальных иммигрантов, по состоянию на 2015 г. доля мексиканцев достигла 26,9% от общего числа иммигрантов или 11 643 000 человек. К слову, мексиканцы — это самая большая этническая группа, которая относится к категории «этнические меньшинства». Интересные данные по нелегальным иммигрантам приводит Министерство внутренней безопасности США. В рамках ежегодного «Отчета о нарушениях при пересечении границ», а также «Отчета о правоприменительных операциях по выдворению незаконно пересекающих границу» можно найти следующие цифры. В 2013 г. были выдворены 434 тыс. человек, в 2014 их количество сократилось до 407 тыс., а в 2015 г. составило 333 тыс. человек. При этом сокращалось и число мексиканцев: 310 тыс. в 2013 против 242 тыс. в 2015 г.
К чему были приведены эти цифры? Для того чтобы показать, что администрация нынешнего президента лукавит, говоря о том, что количество нелегальных мигрантов, да и вообще число нарушителей границ США, особенно со стороны Мексики, растет в геометрической прогрессии. Да, доля мексиканцев возросла. Но это в сумме от общего числа уже живущих легально на территории США. И это, скорее, из-за того, что в данной этнической группе имеются свои устоявшиеся нормы, в числе которых наличие большого количества детей. На этом фоне заявления Д. Трампа об ограничении финансирования «городов-убежищ» из федерального бюджета выглядят не совсем уместными. Имеются в виду те мегаполисы, которые укрывают у себя беженцев и/или нелегальных иммигрантов, предоставляя и оказывая им определенную помощь (к ним относятся, в частности, Лос-Анджелес и Чикаго). Точного числа нелегальных иммигрантов нет, однако Институт миграционной политики, основываясь на большом количестве обработанных официальных и неофициальных данных, приводит цифру в 11 млн человек. Крупнейшими «городами-убежищами», таким образом, считаются мегаполисы Калифорнии, «приютившие» у себя порядка 3 млн человек. Но важно знать, что далеко не все они мексиканцы. Есть еще и довольно большое число китайцев и выходцев с Ближнего Востока.
Жесткий подход к иммиграции — продолжение многолетней политики
Важно отметить еще и тот факт, что Д. Трамп — вовсе не первый президент в американской истории, которому принадлежит идея возведения стены для борьбы с незаконным проникновением на территорию США иностранцев, особенно мексиканцев. Первым данную концепцию стал реализовывать, как ни странно, президент-демократ Билл Клинтон в рамках нескольких спецопераций Пограничной и таможенной охраны США в 1994 г. Главной целью было снизить количество лиц, имеющих отношение к преступному миру, пытавшихся пересечь границу на Юге США, преимущественно в Калифорнии. По результатам успешного завершения операций, специальные заграждения, возведенные для решения поставленных задач, было решено оставить. Следующим этапом в развитии «стены» вдоль южной границы США стал «Акт о защитном заграждении» от 2006 г., подписанный Дж. Бушем-младшим. В рамках данного президентского указа протяженность пограничных сооружений увеличилась на более чем 1000 километров, а пограничная служба получала дополнительные образцы техники и специальных средств для поимки нелегалов и охраны границы. Иными словами, Д. Трамп не будет строить стену с нуля, а, скорее, прикажет модифицировать и укреплять уже имеющиеся сооружения вдоль американо-мексиканской границы.
Самое интересное, что по данным Министерства внутренней безопасности через приграничные с Мексикой американские штаты все чаще стали проникать граждане так называемого «Северного треугольника» Латинской Америки: Сальвадора, Гондураса и Гватемалы. То есть Мексика перестает быть главным источником нелегалов в США, оставаясь при этом своеобразным «перевалочным пунктом» для граждан бедных государств Латинской Америки. Именно поэтому, когда Трамп и его сторонники постоянно обвиняют во всем исключительно мексиканцев, они невольно допускают неточность, которая приводит к росту числа недовольных непосредственно на территории Соединенных Штатов.
Но строительство стены и борьба с нелегалами на юге США — это лишь часть проблемы. Наверное, самым критикуемым указом Трампа стал меморандум «О защите нации от проникновения иностранных террористических формирований в США». Самым спорным в тексте документа стал пункт C раздела 5, где говорится о том, что «въезд беженцев из Сирии наносит ущерб интересам Соединенных Штатов и, таким образом, им должно быть отказано во въезде». В список стран также попали Йемен, Сомали, Судан, Ливия, Иран и Ирак. Правда, право на въезд может быть возвращено по истечении 90 дневного срока. Кроме того, Трамп установил квоту на общее число беженцев, которые могут получить убежище в США, в количестве 50 тыс. человек (к слову, согласно данным Министерства внутренней безопасности, в 2015 г. в США прибыли почти 70 тыс. человек).
Именно за это на главу Белого дома набросились этнические и другие меньшинства, уже натурализовавшиеся иммигранты (преимущественно из государств Ближнего Востока), а также правозащитные и молодежные организации. Главный их тезис — Д. Трамп не имеет конституционного права подписывать подобные указы и меморандумы. Более того, федеральный окружной судья из Нью-Йорка Энн Доннелли удовлетворила просьбу Американского союза борьбы за гражданские свободы (American Civil Liberties Union) приостановить действие президентского указа и запретить депортации, которые «могут принести травмы тем, кто вернется в свои родные страны против своей воли». Возникает вопрос: имеет ли Дональд Трамп право на подписание подобных указов? Обратимся к истории вопроса.
Еще в 1924 г. в США был принят «Закон об иммиграции 1924 г.», согласно которому устанавливались жесткие требования к тем, кто хотел стать гражданином США или же получить в США убежище. Согласно документу, вводились квоты на въезд для граждан из Южной и Восточной Европы, а также был полностью запрещен въезд жителям большинства стран Азии. Это была первая масштабная попытка ограничить иммиграцию в Соединенные Штаты. Далее, в 1952 г. вышеупомянутый закон был пересмотрен, и был принят «Закон об иммиграции и гражданстве от 1952 г.». Документ отменил запрет на въезд для граждан стран Азии, однако ввел еще более жесткие требования к кандидатам на въезд в страну и ввел категорию «нежелательные иностранцы», под которую мог подпасть любой, кто мог продвигать коммунистические идеи и своими взглядами и образом жизни угрожать интересам США. Примечательно, что бывший тогда президентом США Гарри Трумэн резко выступал против этой законодательной инициативы и даже наложил на нее вето, но документ все равно был принят Конгрессом (благодаря системе сдержек и противовесов). Этот закон важен для анализа легитимности указов по иммиграции, принятых Д. Трампом. В тексте было сказано, что в отношении лиц, претендующих на получение гражданства или убежища, «могут быть применены особые меры и ограничения … в соответствии с правилами и положениями, которые президент сочтет необходимыми». Именно этот параграф и не был изменен в последующих версиях закона об иммиграции. То есть данное положение все еще действует, и президент США имеет право вводить те ограничения на въезд в страну для иммигрантов и беженцев, которые сочтет отвечающими интересам Соединенных Штатов.
Трамп не остановится
В ответ на критику политики своей администрации Д. Трамп напомнил о действиях Б. Обамы, который в 2011 г. приостановил выдачу разрешений на въезд беженцев из Ирака после того, как в небольшом городке в штате Кентукки были обнаружены два террориста — беженца из Ирака. Начались масштабные проверки всех иракских беженцев, продлившиеся шесть месяцев, после чего ограничения были сняты. Справедливости ради, Обама ограничил выдачу разрешений только на получение статуса беженца, но не иммиграционную визу как таковую.
28 февраля с.г. во время своего первого выступления перед членами обеих палат Конгресса, Дональд Трамп коснулся и вопроса иммиграционной реформы. «Я верю, что настоящая и положительная иммиграционная реформа возможна в том случае, пока мы концентрируемся на достижение следующих целей: улучшить условия труда и повысить зарплаты для американцев, усилить безопасность нашей страны и вернуть восстановить уважение к закону» — сказал Трамп во время своего выступления. Интересно, что накануне первого обращения к Конгрессу, Трамп обронил фразу о том, что нелегальные иммигранты, не имеющие криминального прошлого, имеют право остаться на территории США. Такое заявление тут же вызвало бурю интереса к его будущему выступлению и посеяло среди критиков 45-го президента надежду на то, что он изменит свое отношение к проблеме нелегальной иммиграции. Однако уже во время выступления стало понятно, что никакого принципиального изменения в политике Трампа ожидать не стоит. Вдобавок, в качестве почетных гостей, он пригласил в Конгресс родственников жертв, убитых именно нелегальными иммигрантами. Тем самым он подчеркнул, что вопрос о недопустимости нахождения и даже попадания в страну нелегалов не стоит на его повестке. Трамп лишний раз отмети, что «благодаря внедрению наших иммиграционных законов, мы повысим зарплаты, поможем безработным, сохраним миллиарды долларов и сделаем наше общество безопасней для всех».
Несмотря на всю критику своего иммиграционного указа, 6 марта Трамп издал новый, обновленный вариант указа «О защите нации от проникновения иностранных террористических формирований в США». В нем глава Белого дома словно пытается оправдаться перед оппонентами, максимально подробно расписывая, почему были включены именно эти страны, а не другие. Интересно, что Ирак из числа первоначальных 7 стран теперь вычеркнут (видимо ввиду данных об успехах коалиции по борьбе с ИГИЛ), а сирийским беженцам въезд запрещен не бессрочно, а лишь временно (причем сирийцам всех вероисповеданий, а не мусульманам). Вдобавок те лица, которые уже получили право на въезд в США и теперь могут им воспользоваться. Одним из главных нововведений стало отсутствие графы о немедленном вступлении в силу действия указа с момента подписания. В первый раз, власти оказались не совсем готовы к ограничительным мерам такого масштаба, в результате чего во многих аэропортах и пропускных пунктах случались настоящие коллапсы. Теперь же у пограничников и иных специальных служб будет 10 дней до момента вступления в силу нового указа, точнее до 16 марта.
Акции протеста будут продолжаться. Более того, они будут продолжаться до тех пор, пока вопросы об иммиграции будут стоять на повестке дня любой администрации, будь то демократов или республиканцев. Ведь никто не отменял вечный спор консерваторов, стремящихся максимально обезопасить границы государства и либералов, обеспокоенных соблюдением прав и свобод всех категорий граждан. Но сейчас иммиграционный вопрос разделил нацию иммигрантов как никогда прежде.