Гуманитарное сотрудничество России и Европейского союза является эффективным инструментом «мягкой силы». При этом сам термин «гуманитарное сотрудничество» достаточно многозначен. На рабочих языках Евросоюза определение «гуманитарное» используется, прежде всего, в контексте противодействия нарушению прав человека и насилию, оказания помощи в чрезвычайных ситуациях. В России понятие «гуманитарное сотрудничество» трактуется более широко, охватывая область культурных связей, межцивилизационного диалога и диалога гражданских обществ, а также отношения с соотечественниками за рубежом.
Россия и Европейский союз, по меткому замечанию бывшего председателя Европейской комиссии Романо Проди, удачно дополняют друг друга – как «икра и водка». Действительно, Россия является, в первую очередь, страной европейской культуры, она привержена универсальным демократическим ценностям, включая обеспечение прав и свобод человека. Ресурсы России важны для Европы, тогда как наша страна нуждается в европейских технологиях, в высокоточной продукции, в инвестициях.
Россия на карте стереотипов
Вместе с тем проводимые время от времени опросы общественного мнения свидетельствуют о весьма настороженном отношении значительного числа европейцев к своему большому соседу. Карты Европы, нарисованные проживающим в Лондоне болгарским художником Янко Цветковым, в шутливом тоне фиксируют стереотипы восприятия европейцами той или иной страны. Так, Россия изображена сплошной серой территорией, над которой нависает надпись «Газпром».
Не секрет, что стереотипы в восприятии друг друга есть практически у всех народов. Их подпитывает беспокойство за свое благополучие. На отношении к России сказывается обеспокоенность по поводу возможного прекращения поставок топлива в разгар зимних холодов. Умы европейцев будоражат СМИ, повествующие о преступных деяниях «российской мафии», о коррупционных скандалах в российской правящей элите. В свою очередь, многие в России не приемлют европейской политической корректности, с возмущением комментируют признание однополых браков, не доверяют мультикультурной толерантности.
Европейско-российские отношения легко поддаются политизации
С 2008 г. между Россией и Европейским союзом идут переговоры о заключении нового Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, предпринимаются шаги к взаимной отмене виз. О готовности к безвизовому режиму заявляют и в России, и в Европе. Однако некоторые члены Евросоюза, используя действующий в ЕС принцип консенсуса, настаивают на том, чтобы «визовые послабления в отношениях с Россией не опережали, а шли за визовыми послаблениями для стран Восточного партнерства».
Очевидно, что двустороннее сотрудничество со многими странами-членами носит более динамичный характер, чем отношения по линии Россия–ЕС. Налицо стагнация в их развитии, в связи с чем, по удачному выражению программного директора РСМД И.Н. Тимофеева, возникает необходимость «продумать новые “рынки” наших отношений, то есть те сферы сотрудничества, которые пока недооценены».
Гуманитарное сотрудничество – инструмент «мягкой силы»
Недооцененной можно считать сферу гуманитарного сотрудничества, которое как раз и является эффективным инструментом «мягкой силы», направленной на преодоление дефицита взаимного доверия. Новая Концепция внешней политики Российской Федерации гласит: «Неотъемлемой составляющей современной международной политики становится “мягкая сила” – комплексный инструментарий решения внешнеполитических задач с опорой на возможности гражданского общества, информационно-коммуникационные, гуманитарные и другие альтернативные классической дипломатии методы и технологии».
Заметим при этом, что сам термин «гуманитарное сотрудничество» достаточно многозначен. На рабочих языках Евросоюза (английском, французском, немецком) определение «гуманитарное» используется, прежде всего, в связи с противодействием нарушению прав человека и насилию, с оказанием помощи в чрезвычайных ситуациях (снабжение продовольствием, восстановление медицинских служб, разминирование почв и т.д.).
В этом плане наши отношения развиваются достаточно успешно. Укрепляется сотрудничество в области миграции, борьбы с организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков, финансированием террористических организаций и киберпреступностью. Совершенствуется работа с соотечественниками за рубежом. Россия выступает за создание единого общеевропейского правового пространства и единой системы защиты прав человека на основе Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Европейский союз – беспрецедентный социальный и культурный проект
В России понятие «гуманитарное сотрудничество» трактуется гораздо шире и охватывает область культурных связей, межцивилизационного диалога и диалога гражданских обществ, а также отношения с соотечественниками за рубежом. Таким образом, именно гуманитарное сотрудничество призвано служить важным инструментом улучшения образа России за рубежом и расширения ее культурно-гуманитарного влияния.
Россотрудничество разработало «План мероприятий Правительства Российской Федерации по осуществлению деятельности в сферах международного гуманитарного сотрудничества и содействия международному развитию на базе российских центров науки и культуры за рубежом на 2013-2015 годы». Правда, речь идет лишь о двусторонних инициативах, в частности, об учреждении центров науки и культуры, проведении «перекрестных годов» и т.д. Безусловно, это большой вклад в развитие контактов с Европой, однако двусторонние инициативы не могут заменить гуманитарное сотрудничество с ЕС в целом. В этом отношении российская политика проигрывает политике Евросоюза. Нельзя не учитывать, что Европейский союз – это не только процесс экономической, политической и правовой интеграции, но и беспрецедентный социальный и культурный проект. Недаром российские политики указывают на желательность развития проекта Евразийского союза по европейской интеграционной модели.
В эпоху примата экономики и финансов европейцы подчеркивают, что именно «культура является центральным моментом развития человеческой цивилизации, она препятствует противостоянию, стимулирует межкультурный диалог и открывает путь к единству в разнообразии». В документах ЕС отмечается, что «Европейский союз стремится стать в еще большей мере моделью “мягкой власти”, основанной на нормах и ценностях, а именно, на уважении человеческого достоинства, на солидарности, толерантности, свободе слова, на уважении различий».
В практическом плане Европейская комиссия ставит задачу распространять в странах, не входящих в ЕС, знания о европейской идентичности и опыт строительства мостов между культурами. При этом особый упор делается на то, чтобы европейские ценности непременно нашли свое отражение во внешней политике и дипломатии Евросоюза. Культура рассматривается также как катализатор креативности и инноваций. В 2012 г. Европейская комиссия объявила глобальный конкурс проектов под названием «Поддержка культуры как вектора демократии и экономического роста» с общим бюджетом 22,2 млн евро. Список стран и территорий, имеющих право участвовать в конкурсе, включает в себя все страны Европейского инструмента соседства и партнерства, в том числе и Россию.
Парламентская дипломатия и дефицит доверия
Повышению уровня взаимного доверия призвана способствовать, в частности, парламентская дипломатия. Основным институциональным механизмом взаимодействия на этом направлении выступает Комитет парламентского сотрудничества (КПС). В его работе принимают участие члены Федерального Собрания РФ и депутаты Европейского парламента. Важным дополнением деятельности КПС является сотрудничество между фракциями Государственной Думы и депутатскими группами Европейского парламента. Особую значимость парламентская дипломатия приобретает в связи со значительным возрастанием роли Европарламента, что предусмотрено Лиссабонским договором. Правда, именно из стен обоих парламентов исходит наиболее резкая взаимная критика. Видимо, на этом направлении тоже необходимы прорывы.
Публичная дипломатия и образ России в Европе
Большую роль в развитии гуманитарного сотрудничества играет публичная дипломатия, в частности, дипломатия непрофессиональная, проводимая неправительственными организациями, творческими коллективами и отдельными личностями. На этом направлении успешно действуют Российский совет по международным делам, Фонд поддержки публичной дипломатии им. А.М. Горчакова. В 2008 г. в Брюсселе начал работу Центр ЕС–Россия – независимая экспертная организация, заявившая о намерении способствовать более тесным связям между Евросоюзом и Россией. В свою очередь, как отмечает глава представительства России при ЕС В.А. Чижов, российские НПО, в том числе и оппозиционно настроенные по отношению к российской власти, активно участвуют в диалоге, их представители регулярно бывают в Брюсселе.
О России знают мало
Значительная роль в гуманитарном сотрудничестве принадлежит научно-экспертному сообществу. Мой опыт преподавания в европейских странах, равно как и опыт многих моих коллег, показывает, что, несмотря на большой интерес, который студенты проявляют к России, их знания о ней весьма ограничены. Исключение составляют лишь те, кто специализируется на изучении нашей страны.
В рамках борьбы за улучшение имиджа России правительством была принята Федеральная целевая программа «Русский язык» , рассчитанная на 2011–2015 гг. Продвижение русского языка – это, конечно, важно, но недостаточно. Образ России в значительной степени зависит от того, насколько европейцы, прежде всего, европейская молодежь, знакомы с российской историей, культурой, политикой. Необходимо деятельное присутствие российских ученых, преподавателей и экспертов в европейском образовательном пространстве. Этому может способствовать и общение онлайн, и дистанционное образование.
Проявлением «мягкой силы» становится и расширение обмена в области образования. Свидетельством тому стал Болонский процесс. В частности, в рамках этого процесса в 2006 г. при МГИМО был основан Европейский учебный институт, финансируемый совместно ЕС и Россией. В нем обучаются функционеры различных российских министерств и ведомств, а также магистранты и аспиранты, желающие углубленно изучать европейское право, функционирование европейских институтов, механизм принятия решений в ЕС. Внимание уделяется также развитию отношений между ЕС и Россией, обмену идеями и преодолению разногласий, вызываемых культурными различиями. Следует отметить также поддержку Евросоюзом европейских исследований и преподавания европейского права в других университетах России.
Как сблизить Россию и Европу?
Межкультурный диалог предполагает не только обмен мнениями и достижениями, но и совместные инициативы. Одним из примеров такого взаимодействия стал Проект «Европа глазами россиян, Россия глазами европейцев», инициированный известным композитором, преподавателем Московской консерватории Владимиром Тарнопольским. Проект, выигравший грант ЕС, был поддержан культурными центрами и образовательными учреждениями Франции, Великобритании, Италии, Венгрии, Румынии, Польши, Австрии, Болгарии, Латвии. Композиторы девяти европейских стран написали для Проекта сочинения, связанные с Россией, ее культурой и историей, а российские композиторы посвятили свои сочинения этим девяти странам, что позволило, по словам организаторов, «сблизить Европу и Россию».
В ряде культурных акций, проводимых Евросоюзом, Россия тоже могла бы принять участие. В частности, европейцы планируют дальнейшее проведение мероприятий, посвященных культуре и культурному наследию аграрных общин. Россия богата фольклором и ей есть чем поделиться с жителями Европы. Примеров возможного взаимодействия в сфере культурного обмена можно привести очень много.
В развитии гуманитарного сотрудничества активно участвуют субъекты Российской Федерации. Так, основной темой очередного заседания Совета глав субъектов Российской Федерации, состоявшегося 22 ноября 2012 г. в Москве, стали перспективы взаимодействия Россотрудничества и субъектов РФ в интересах развития их международных связей. Было отмечено, что в 2012 г. субъекты РФ проводили совместные мероприятия с Россотрудничеством в 35 странах.
На этом направлении задействована и публичная дипломатия Евросоюза. В последние годы представительство ЕС в России проводит в Москве, Санкт-Петербурге, Казани и Архангельске «Дни Европы», в ходе которых проходят фестивали, творческие встречи, обсуждаются возможности участия российских организаций в научно-исследовательских программах Евросоюза. В 2010 г. представительство ЕС в России и дипломаты других европейских посольств выступили инициаторами проекта «Европейские школы» , который стартовал в Казани. На семинарах, проводившихся в рамках проекта, обсуждались перспективы и сценарии развития европейской интеграции.
* * *
Развитие отношений России и ЕС происходит в условиях глобальной взаимозависимости. Достижение конструктивного партнерства со странами, входящими в сферу европейской Политики соседства и Восточного партнерства, качественный прорыв в отношениях с Соединенными Штатами, формирование пространства евроатлантической безопасности – значимые предпосылки прогресса в отношениях Россия–ЕС. В этом контексте гуманитарное сотрудничество как инструмент «мягкой силы» выходит на авансцену в качестве одного из приоритетных направлений внешней политики и дипломатии России. Достижение успеха на этом направлении потребует значительных усилий, политической воли и, разумеется, достаточного финансирования.