1 июля 2016 г. официально вступили в силу Соглашения об ассоциации Грузии и Молдавии с Евросоюзом. Речь идет о гармонизации законодательств, о приближении стран — ассоциированных членов к нормам и требованиям, принятым в рамках ЕС. Однако что Евросоюз может предложить Грузии, кроме европейских ценностей и многочисленных консультантов и советчиков?
1 июля 2016 г. официально вступили в силу Соглашения об ассоциации Грузии и Молдавии с Евросоюзом. Речь идет о гармонизации законодательств, о приближении стран — ассоциированных членов к нормам и требованиям, принятым в рамках ЕС. Однако что Евросоюз может предложить Грузии, кроме европейских ценностей и многочисленных консультантов и советчиков?
27 июня 2014 г. было подписано соглашение Грузии и Молдовы с Евросоюзом об «ассоциации и углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли». В режиме временного применения соглашение было задействовано с 1 сентября 2014 г., но в полном объеме оно вступило в силу, как это и обещали, с 1 июля 2016 г., когда была завершена процедура его ратификации.
Ассоциированное членство, благодаря самому понятию «членства», с самого начала было в большей степени пиар-акцией и жестом, чем реальной и разработанной программой действий. Инициаторы этого пропагандистского хода добились своей цели, сумев поманить население Молдовы и Грузии перспективой полноценной европейской интеграции. В этих государствах (как и на Украине, и в Армении) многие с легкостью поверили в европейские перспективы своих стран, расценивая ассоциированное членство как ступень на пути к полноценному членству в Европейском союзе. Однако перспективы полноценного членства достаточно туманны, учитывая к тому же масштабный кризис самого ЕС.
Речь идет исключительно о гармонизации законодательств, о приближении стран — ассоциированных членов к нормам и требованиям, принятым в рамках ЕС. Однако что даст Зона свободной торговли Грузии, какие товары в рамках такой зоны страна сможет поставлять в Евросоюз? Конкурентоспособна ли Грузия на европейском рынке? Что Евросоюз, в свою очередь, может предложить Грузии, кроме европейских ценностей и многочисленных консультантов и советчиков?
Решением, по мысли разработчиков плана ассоциированного членства, могла бы стать идея визовой либерализации или отмены визового режима между Грузией и ЕС. В массовом сознании происходит подмена визовой либерализации и права на трудоустройство в странах ЕС, хотя это два абсолютно разных вопроса. На европейском рынке труда никто не будет рад появлению многих тысяч выходцев из Молдовы, Украины и Грузии.
Но решение и этого вопроса уперлось в европейскую бюрократию, а также в сопротивление ряда стран во главе с Германией. По словам А. Меркель, Германия рассматривает вопрос разработки механизма приостановления безвизового режима, если большое количество граждан какой-нибудь страны потребует у стран Евросоюза убежища. Очевидно, это не более чем повод, так как ничего не мешало бы ЕС ввести безвизовый режим с Грузией тогда же, когда это было сделано с Молдовой, то есть с 28 апреля 2014 г., опять же с оговорками, предполагающими оформление объемного пакета документов, отсутствие права на трудоустройство и возможность находиться в странах ЕС не более 90 дней в течение полугода. Однако это не было сделано, и Грузия в итоге попала в одну группу с Украиной и Турцией. А предоставлять даже такой усеченный безвизовый режим этим двум странам Германия и ряд других государств Евросоюза не спешат.
Вопрос визовой либерализации для Грузии должен был рассматриваться 27 июня 2016 г. в Брюсселе в Комитете по вопросам гражданских свобод, правосудия и внутренних дел. Однако заседание было перенесено из-за референдума о выходе Великобритании из ЕС. Но при этом еще 20 июня Совет ЕС по иностранным делам вернул вопрос о либерализации визового режима на рассмотрение Комитета постоянных представителей стран ЕС. Только вслед за ним этот вопрос рассмотрит Совет министров ЕС. Но проблема в том, что Комитет постоянных представителей уже трижды рассматривал данный вопрос и перекидывал его Совету министров, который, в свою очередь, возвращал его обратно. Получается своеобразная игра, напоминающая настольный теннис.
Очевидно, что решение этого вопроса затягивается намеренно. И это несмотря на то, что, по словам Комиссара ЕС по вопросам расширения и политике соседства Йоханнеса Хана, Грузия выполнила все требования и условия Брюсселя. Сейчас либерализацию визового режима в Грузии с подачи некоторых европейских чиновников ждут до парламентских выборов 8 октября 2016 г. Сомневающиеся надеются на отмену визового режима до Нового года. Однако, учитывая динамику этого процесса, даже они кажутся излишними оптимистами.
7 июля Комитет Европарламента по иностранным делам одобрил проект об отмене визового режима с Евросоюзом для граждан Грузии. По заявлению депутата Европарламента Андрея Мамикинса, главное голосование пройдет на пленарной сессии в сентябре.
Как представляется, для грузинского политического дискурса свойственна завышенная и неадекватная оценка роли и места Грузии в мире. Если Брюссель будет раздавать в награду за демократизацию странам безвизовый режим, выстроится слишком большая очередь, в которую, кроме Украины и Грузии, встанут Ливан, Тунис, Алжир и многие другие такие же важные страны, которые также имеют различные соглашения с ЕС.
В Брюсселе, как и в Вашингтоне, уверены, что Грузия, в отличие от той же Молдовы, и без того никуда не денется, что она привязана к ЕС и НАТО многими не всегда зримыми нитями. При этом в Грузии растет число евроскептиков, разочарованных в подобных европейских перспективах своей страны. Перейдет ли количество в качество? Смогут ли евроскептики повлиять на будущее своей страны, или завышенные ожидания и ложные надежды еще долго будут преследовать Грузию?