Когда Клаудия Шейнбаум 1 октября 2024 г. получила президентскую ленту, символизирующую верховную власть, Мексика начала новую эпоху. У страны не просто поменялся президент, на должность главы государства пришел политический лидер иного типа. Дело даже не в том, что впервые президентское кресло заняла женщина, хотя для мачистской Мексики это тоже имеет значение. Символически важным стало и то, что слово «президентка» (presidenta), ранее вызывавшее дискуссии в испанском языке (Королевская академия испанского языка отрицает его существование), стало естественным. Мексика получила не просто женщину-президента, а новый язык власти, в котором женское лидерство перестало быть исключением.
Новый тип политического лидерства не такой харизматичный, у него меньше эмоций, больше благоразумия, расчета и общей рациональности. В первый день своего президентства К. Шейнбаум, выступая перед членами Конгресса, политическими деятелями страны и международными лидерами, представила основные пункты своего политического проекта. Среди них упоминались борьба с коррупцией, реальное равенство женщин и соблюдение их прав, сохранение суверенитета Мексики и экономическое развитие. Однако спустя год ситуация выглядит несколько противоречиво.
Первый год президентства Клаудии Шейнбаум принес стране период относительного спокойствия, но обошелся без прорывных изменений. Она доказала, что Мексика способна управляться без популизма, по крайней мере, в политической риторике. Может ли страна развиваться без прямых денежных выплат населению и при усиливающейся милитаризации — вопрос. Экономика не показывает ожидаемого роста, независимость и баланс ветвей власти под угрозой, случаи коррупции среди членов правящей партии и даже военных продолжают фигурировать в повестке дня.
Но у К. Шейнбаум очень высок уровень общественного одобрения, он превышает 80%. Ее «медовый месяц» с населением продолжается, что дает ей неоспоримое преимущество и возможность дальше проводить разумную политику. Однако потребность в некоторых реформах (например, налоговой, которая вечно откладывается) и излишняя осторожность президента в их реализации могут быстро привести общество от надежд к разочарованиям.
Когда Клаудия Шейнбаум 1 октября 2024 г. получила президентскую ленту, символизирующую верховную власть, Мексика начала новую эпоху. У страны не просто поменялся президент, на должность главы государства пришел политический лидер иного типа. Дело даже не в том, что впервые президентское кресло заняла женщина, хотя для мачистской Мексики это тоже имеет значение. Символически важным стало и то, что слово «президентка» (presidenta), ранее вызывавшее дискуссии в испанском языке (Королевская академия испанского языка отрицает его существование), стало естественным. Мексика получила не просто женщину-президента, а новый язык власти, в котором женское лидерство перестало быть исключением. Как точно отметила мексиканский политолог Бланка Эредия, год К. Шейнбаум завершил вековой спор о праве женщин управлять государством.
Новый тип политического лидерства не такой харизматичный, у него меньше эмоций, больше благоразумия, расчета и общей рациональности. В первый день своего президентства К. Шейнбаум, выступая перед членами Конгресса, политическими деятелями страны и международными лидерами, представила основные пункты своего политического проекта. Среди них упоминались борьба с коррупцией, реальное равенство женщин и соблюдение их прав, сохранение суверенитета Мексики и экономическое развитие.
Спустя год ситуация выглядит несколько противоречиво. С одной стороны, власть демонстрирует главным образом устойчивость, экономика — относительную стабильность. С другой — под хрупким слоем стабильности неуклонно накапливаются внутренние противоречия.
Политический стиль: расчет и дисциплина
Одна шестая президентского срока стала одновременно периодом институциональной адаптации и испытанием способности нового президента управлять системой, унаследованной от харизматичного Андреса Мануэля Лопеса Обрадора (АМЛО). Однако сама К. Шейнбаум не строит свою легитимность на харизме. Ее образ — прежде всего, имидж рационального и дисциплинированного политика, если угодно, технократического толка. Она старается избегать открытых конфликтов, уходит от столкновений с журналистами на своих ежеутренних пресс-конференциях. Эксперты отмечают, что на первом году правления нового главы государства конфликтов с гражданским обществом и средствами массовой информации стало гораздо меньше, если сравнивать с тем же периодом президентства АМЛО. Для общества, уставшего быть в состоянии раскола, это стало сигналом возвращения к политической нормализации.
Тем не менее отсутствие харизмы как фактора власти затрудняет мобилизацию общества вокруг долгосрочных целей правительства. В отличие от А. Лопеса Обрадора, К. Шейнбаум не формирует массовую идентичность, а действует в основном через механизмы контроля и дисциплины. Безусловно, это придает ее мандату определенную стабильность и предсказуемость, но, с другой стороны, создает ощущение некой дистанции между властью и обществом.
Социальная политика: преемственность по инерции
В наследство новой руководительнице Мексики досталась социальная архитектура, созданная администрацией АМЛО. Прежде всего, речь идет о масштабной системе прямых денежных выплат в основном для уязвимых групп населения. К. Шейнбаум в первый год не только сохранила все эти программы, но и расширила число их получателей. Например, возраст получения социальной помощи по программе «Благосостояние» (Bienestar) был снижен с 65 до 60 лет. Это значит, что выплаты будут получать на 2,5 млн мексиканцев больше.
Согласно данным Национального института экономики, статистики и географии (INEGI), уровень бедности за последние пять лет в стране снизился на 13 млн граждан. Это действительно исторический показатель. Но, как признают аналитики, большая часть этого результата относится к периоду до 2024 г. За первый год работы администрации нового президента темпы снижения бедности замедлились, а общее неравенство по регионам выросло. Основная причина этому — отсутствие структурных реформ. Программы перераспределения доходов обеспечивают краткосрочную поддержку, но не создают механизмов социальной мобильности. Например, система образования, с одной стороны, развивает цифровые технологии в сельских школах, обеспечивая последних планшетами, но, с другой, продолжаются перебои с Интернетом, а у преподавателей отсутствует необходимая подготовка.
Коррупционные скандалы, которыми богата реализация социальных программ (и не только в Мексике), подрывают доверие населения к власти. Расследования, связанные с похищением топлива прямо из трубопроводов с его дальнейшей перепродажей на черном рынке (вид преступления, которое получило название huachicol), показали, что часть бюджетных средств перераспределяется через фиктивные контракты на уровне местных властей. Несмотря на осведомленность администрации К. Шейнбаум о случаях коррупции и связанных с ней преступлениях, контролировать их пока не получается.
Экономика: ни роста, ни развития
Макроэкономическая картина первого года К. Шейнбаум парадоксальна. Мексиканский песо остается одной из самых твердых валют Латиноамериканского региона, инфляция колеблется в пределах 4%, а бюджет сбалансирован. Однако экономический рост фактически остановился —прогноз на 2025 г. не превышает 1%.
Сильная валюта укрепляет ощущение стабильности, но одновременно снижает конкурентоспособность экспортных секторов. Растет объем иностранных инвестиций, особенно из Китая и США, но внутренние инвестиции сокращаются. Усиливается давление со стороны преступных группировок, что тоже негативно влияет на инвестиционный климат. Вымогательство стало новой формой налогообложения малого бизнеса. По оценкам независимых исследователей, около 30% мелких предпринимателей в ряде штатов вынуждены платить «криминальные налоги», что сдерживает открытие новых предприятий, крайне негативно влияет на структуру занятости, тормозит развитие экономики и формирует атмосферу страха и насилия.
Правительство К. Шейнбаум оказалось заложником собственного успеха: финансовая дисциплина удерживает доверие рынков, однако не дает импульса для внутреннего спроса. Экономика, в целом, в порядке, если принимать во внимание основные показатели, но темпы ее роста минимальны.
Милитаризация под гражданским флагом
Вопрос безопасности остается крайне болезненным для администрации К. Шейнбаум (как и для всех остальных президентов Мексики за последние 20 лет). За первый год ее мандата число убийств сократилось на 8%, но количество случаев вымогательства и исчезновений людей возросло почти двукратно. Фактически продолжается и углубляется процесс милитаризации страны: Национальная гвардия окончательно перешла в подчинение вооруженным силам, а военный бюджет вырос на 12%.
В Мексике существует еще и Министерство безопасности, однако собственных силовых подразделений у этого ведомства нет. Оно выполняет аналитическую и стратегическую функции, и не располагает инструментами оперативного контроля. Так что именно армия продолжает выполнять задачи, обеспечивая внутреннюю безопасность и участвуя в инфраструктурных проектах, например, вооруженные силы (SEDENA) занимаются строительством железной дороги, соединяющей Аэропорт Фелипе Анхелес в штате Мехико с другими объектами. Военные компании, связанные с SEDENA, получают бюджетные средства для управления и обслуживания предприятий, подведомственных армии. Например, только для государственной фирмы Olmeca-Maya-Mexica под управлением SEDENA на 2025 г. правительство запрашивало порядка 2,775 млн песо (154 тыс. долл.).
В некоторых штатах, особенно в Мичоакане и Синалоа, где особенно тяжелая криминальная обстановка из-за деятельности наркокартелей, местные власти фактически делегируют функции управления армейским структурам. Это указывает на слабость гражданских институтов и провалы полиции в борьбе с организованной преступностью.
Дополнительным источником тревоги со стороны общества, которое всегда выступало против «выхода военных из казарм», стали реформы 2025 г. В стране приняли комплекс законодательных мер, позволяющих массовое хранение, анализ и раскрытие данных населения. Власти получили доступ к передвижениям граждан, их геолокации, биометрическим и другой весьма чувствительной информации — теперь она доступна госструктурам без разрешения суда. Это вызвало волну опасений, что новые технологии безопасности могут превратиться в инструмент наблюдения за оппозицией, журналистами и любыми неугодными власти людьми, а также их преследования.
Судебная реформа как угроза независимости власти
Еще один момент, который вызвал серьезную полемику еще в период президентской кампании К. Шейнбаум — проведение судебной реформы. Она была предложена АМЛО, однако именно действующий президент ее реализовала. Речь о том, что судьи и магистраты на всех уровнях должны выбираться путем народного голосования. Такая практика нетипична (в регионе прямые выборы судей проводит только Боливия), но Мексика пошла на этот шаг, чтобы правосудие стало более демократичным. Прошедшие с нарушениями (бюллетени содержали длинные списки кандидатов, граждане не понимали, за кого голосуют, а независимые наблюдатели фиксировали признаки корпоративного голосования в пользу партийных кандидатов) первые в истории страны выборы судей 2025 ш. поставили под вопрос не только их легитимность, но еще и независимость судебной власти от исполнительной. Ведь теперь судьи зависят не только от избирателей, но и от партийных структур, контролирующих процесс их выдвижения. Для международных инвесторов такой шаг стал тревожным сигналом. По данным Торгово-промышленной палаты Мексики, ряд компаний отложили решения о новых инвестициях до окончания переходного периода в судебной системе страны.
Невыполненные обещания: гендерная и экологическая повестка
Одним из самых заметных противоречий первого года президентства К. Шейнбаум стал разрыв между символическим и практическим измерением гендерной политики. Новая глава государства как женщина воплощает успех феминистского движения, но ее правительство на практике не придерживается этой повестки. Более того, финансирование Национального института по делам женщин (INMUJERES) сокращено на 8%, а бюджет программ по борьбе с насилием над женщинами уменьшился на 10%. То, что было выгодно в рамках риторики в течение президентской кампании, сейчас представляется немного лишним, особенно на фоне тех проблем, которые требуют неотложных решений, вроде поддержания политической стабильности, борьбы с преступностью и коррупцией, урегулирования отношений с беспокойным северным соседом.
Не менее противоречивой выглядит экологическая политика. От К. Шейнбаум в этой области ожидали каких-то радикальных решений, ведь у нее имеется большой академический опыт в области изучения климатических изменений и коллективная Нобелевская премия. Однако она сохранила субсидии государственной нефтяной компании Pemex, чьи убытки составляют около 5% ВВП страны. В свою очередь, бюджет Министерства окружающей среды (SEMARNAT) значительно урезан (практически на 40%), а программы по переходу к возобновляемой энергетике приостановлены. Так что вместо обещанной экологической реформы правительство продвигает риторику «зеленого национализма» — идею, что Мексика должна использовать собственные ресурсы, прежде чем переходить к чистым технологиям, что дает основания заподозрить нынешнее правительство Мексики в гринвошинге — экологической риторике без реальных действий.
За кулисами внутренней политики
Внутрипартийный расклад остается сложным. Правящая партия MORENA сохраняет парламентское большинство, однако ее единство остается под вопросом. Влияние АМЛО, оставившего публичную деятельность, и его ближайшего окружения по-прежнему велико. К. Шейнбаум действует осторожно: она избегает прямого разрыва с соратниками экс-президента, но и постепенно формирует собственную команду, пытаясь отделить себя от наследия администрации предыдущего главы государства, при этом не разрушая устоявшейся партийной инфраструктуры.
Кроме того, впереди избирательная реформа 2026 г. Планируется сокращение финансирования партий и отмена пропорционального представительства в законодательных органах. Без поддержки Зеленой экологической партии и Партии труда К. Шейнбаум не сможет провести эти конституционные изменения. Поэтому второй год ее мандата будет временем сложных переговоров и формирования новых политических альянсов.
На этом фоне коррупционные скандалы, связанные с бывшими союзниками для К. Шейнбаум, формируют для нее лишнее испытание. С одной стороны, ей предоставляется возможность показать свою решимость в борьбе с коррупцией и наказать виновных. С другой, излишняя резкость по отношению к своим же соратникам может спровоцировать напряжение внутри партии и лишить ее лояльности однопартийцев. При этом однозначно позитивным сигналом можно назвать тот факт, что К. Шейнбаум все-таки решилась открыто противостоять этим проблемам, которые уже стали достоянием СМИ. Речь, прежде всего, идет об экс-министре внутренних дел Адане Аугусто Лопесе, который сейчас занимает должность сенатора. Он оказался замешан в незаконной торговле и контрабанде топлива и, как минимум, был в курсе происходящего. Глава государства неоднократно заявляла, что все эти случаи должны быть тщательно расследованы.
Внешняя политика: лавирование под давлением
В международных делах К. Шейнбаум действует как прагматик. Отношения с США остаются краеугольным камнем мексиканской дипломатии. Возвращение Трампа к власти в январе 2025 г. стало шоком для региона, и Мексика, по оценке The Economist, оказалась страной, подвергающейся наибольшему риску. Тем не менее новая руководитель Мехико продемонстрировала завидную выдержку. Ей пришлось пойти на усиление южной границы и сотрудничество по борьбе с распространением фентанила, однако она отказалась признать мексиканские картели террористическими организациями, как это требовал Трамп. В обмен на свои уступки К. Шейнбаум добилась сохранения торговых преференций по линии соглашения между США, Мексикой и Канадой USMCA и доступа мексиканских компаний к американскому энергетическому рынку. В этом смысле новой администрации удалось сохранить устойчивость системы, поддержать экономическую стабильность и сохранить диалог с главным торговым партнером Мексики и источником большей части ее иностранных инвестиций.
Отношения с Китаем продолжают оставаться прагматичными. Мексика принимает инвестиции КНР в инфраструктуру, но при этом избегает стратегических соглашений, которые могли бы вызвать раздражение официального Вашингтона.
В Латинской Америке Шейнбаум пытается вернуть Мексике роль регионального посредника. Страна интенсифицировала свое участие в CELAC и выдвинула предложения о региональной энергетической интеграции. Однако пока все шаги на региональном направлении остаются чисто декларативными.
Грани стабильности
Первый год президентства Клаудии Шейнбаум принес стране период относительного спокойствия, но обошелся без прорывных изменений. Она доказала, что Мексика способна управляться без популизма, по крайней мере, в политической риторике. Может ли страна развиваться без прямых денежных выплат населению и при усиливающейся милитаризации — вопрос. Экономика не показывает ожидаемого роста, независимость и баланс ветвей власти под угрозой, случаи коррупции среди членов правящей партии и даже военных продолжают фигурировать в повестке дня.
Но у К. Шейнбаум очень высок уровень общественного одобрения, он превышает 80%. Ее «медовый месяц» с населением продолжается, что дает ей неоспоримое преимущество и возможность дальше проводить разумную политику. Однако потребность в некоторых реформах (например, налоговой, которая вечно откладывается) и излишняя осторожность президента в их реализации могут быстро привести общество от надежд к разочарованиям.