Оценить статью
(Голосов: 7, Рейтинг: 5)
 (7 голосов)
Поделиться статьей
Дмитрий Стратиевский

Ph.D., директор Берлинского центра изучения Восточной Европы, сотрудник Германского исторического института в Москве

Высказывания нового министра иностранных дел Хайко Мааса, весьма нетипичные для социал-демократического министра, стали поводом для дискуссий о коренных изменениях в многолетней стратегии СДПГ. СМИ отмечают, что Х. Маас «иногда высказывается даже жестче, чем канцлер» и допускают, что такая политика может привести к изоляции министра.

Для новой когорты социал-демократических политиков Россия — это не наследник СССР, государства, подвергнувшегося нападению вермахта в 1941 г., а современный актор на постсоветском пространстве, стоящий в одном ряду с другими государствами бывшего Советского Союза. С ними, а в частности и с Россией, невозможно договориться о «примирении» ценой ущемления прав Украины или стран Балтии.

Основная проблема состоит в том, что Берлин не видит ответной реакции от Москвы. Несмотря на успешное сотрудничество в гуманитарной области, в политической плоскости прогресса не происходит. «Изменения посредством сближения» могут действовать только по принципу улицы с двухсторонним движением, при условии заинтересованности и воли к примирению со стороны обоих партнеров. Х. Маас, наряду с критическими заявлениями, подчеркивает готовность к компромиссу и к «использованию всех дипломатических средств и каналов», чтобы сохранить диалог с Россией. Но перемены неизбежны. Политика Германии в отношении России будет все больше совпадать с общеевропейской, становиться более твердой и бескомпромиссной.


Еще с советских времен Федеративная Республика занимает особое место в отношениях между Западом и Востоком. Если с 1955 г. в Бонне господствовала доктрина Хальштейна (ГДР считалась марионеточным государством, которое не может представлять Германию на международной арене, а СССР воспринимался в качестве противника), то к концу 60-х гг. канцлер ФРГ Вилли Брандт и его ближайший советник Эгон Бар сформулировали принципиально новый подход к международной политике, ставший известным под слоганом «Изменения посредством сближения» или «Ostpolitik» («восточная политика»). Предпосылкой создания этой концепции стало признание того факта, что ключ к мирному сосуществованию двух противоборствующих блоков находится в Москве. Следовательно, необходимо проводить политику разрядки и усилить диалог с СССР, что приведет к менее напряженным отношениям и с другими странами соцлагеря.

Эта модель, пусть и в модифицированном виде, продолжала применяться после геополитических изменений начала 1990-х гг., воссоединения Германии и распада Советского Союза. ФРГ именовалась не иначе как «адвокат России в Европе». С началом кризиса 2014 г. стала отчетливо проявляться разница в подходах к диалогу с Россией между канцлером Ангелой Меркель, настаивавшей на консолидированной жесткой линии Запада в отношении Москвы, и внешнеполитическим блоком «широких коалиций», находившимся в руках социал-демократов. СДПГ считала, что нужно придерживаться примиренческого курса в сочетании с дозированной критикой России. Оба предыдущих главы МИДа от СДПГ, Франк-Вальтер Штайнмайер и Зигмар Габриэль, неоднократно становились объектами вербальных атак сторонников более жесткой линии. Еще совсем недавно, в феврале 2018 г., лидер «Зеленых» Анналена Баербок назвала предложение З. Габриэля о поэтапной отмене санкции против России «фатальным для немецкой внешней политики». Первые же высказывания нового министра иностранных дел Хайко Мааса стали поводом для дискуссий о коренных изменениях в многолетней стратегии СДПГ. Действительно ли происходят подобные изменения? Если да, то каковы их причины? Наблюдаем ли мы конец Ostpolitik в ФРГ?

Новая риторика

«Восточный вектор» Берлина, несомненно, претерпевает заметные изменения. Влиятельная газета Die Zeit в одной из статей констатирует «сильный восточный ветер», а в другой статье, посвященной анализу деятельности первых недель Х. Мааса на посту министра, с долей иронии отмечает: «Когда Хайко Маас говорит о России, понятно одно: он до этого не консультировался с Герхардом Шредером». Бывший канцлер ФРГ Г. Шредер воспринимается в немецком обществе в качестве апологета уступок России, осознания ее «особенностей» и признания «защиты зон интересов» на постсоветском пространстве как данности. В некоторых кругах присутствует даже определенная демонизация Г. Шредера, хотя его влияние на политику СДПГ ныне не столь значимо.

Новый шеф внешнеполитического ведомства Германии действительно произносит речи, весьма нетипичные для социал-демократического министра. В первом же своем развернутом интервью журналу Spiegel Х. Маас заявил, что «Россия сама определяет себя как силу, отгороженную от Запада, частично даже как его противника». В середине апреля он пришел к выводу, что «Россия действует все более враждебно», говорил о «первом со времен окончания Второй мировой войны применении химического оружия в центре Европы» и «кибератаках как составной части российской внешней политики». Министр предельно четко связал отмену санкций против Москвы с ощутимым прогрессом в реализации Минских соглашений. В конце апреля Х. Маас категорически заявил о невозможности возвращения России в «Группу семи». Обозреватель газеты Tagesspiegel резюмирует месседж министра: «С Россией нужно говорить на ином языке, более жестком». СМИ отмечают, что Х. Маас «иногда высказывается даже жестче, чем канцлер» и допускают, что такая политика может привести к изоляции министра.

Риторика Х. Мааса подверглась критике со стороны его однопартийцев. Сразу три влиятельных члена президиума СДПГ, премьер-министры Штефан Вайль (Нижняя Саксония) и Мануэла Швезиг (Мекленбург-Передняя Померания), а также вице-шеф социал-демократов, лидер внутрипартийного левого крыла Ральф Штегнер, не нашли в недавних выступлениях главы МИДа «сигналов взаимопонимания» в сторону России. Функционеры сообщили, что отсутствие таких сигналов вызывает в рядах партии «широко распространяющееся недовольство». Ведущие политики СДПГ договорились обсудить «российский» вектор внешней политики ФРГ на следующем заседании правления партии в мае. Самого Х. Мааса в момент обнародования этого заявления в Германии не было.

Последовала и реакция Федерального президента Ф.-В. Штайнмайера, приостановившего членство в СДПГ в связи с избранием на этот высокий пост. «Вне зависимости от Путина, мы не можем объявлять Россию, страну и людей, своими врагами». Не вызывает сомнения то, кто именно является адресатом этого заявления.

Новая команда

Х. Маас во многом не похож на своих предшественников. В своей политической карьере он не был связан с так называемой нижнесаксонской группой внутри СДПГ. Многие ведущие социал-демократы родом из Нижней Саксонии. Они в течение двух десятилетий оказывали (Г. Шредер и З. Габриэль) или продолжают оказывать (Ш. Вайль и генеральный секретарь СДПГ Ларс Клингбайль) ощутимое влияние на все процессы в партии, в том числе и на выработку внешнеполитических постулатов. Новый глава МИДа свободен от подобных обязательств.

Кроме того, немалую роль играет и поколенческий фактор. Х. Маасу 51 год. Другие социал-демократы, которые ныне формируют внешнеполитический курс страны в рамках «широкой» коалиции, еще моложе. Статс-секретарю МИДа Нильсу Аннену 45 лет. Его коллеге, курирующему европейское направление, Михаэлю Роту — 47. Еще одному замминистра, Мишель Мюнтеферинг — 38. Новому Федеральному уполномоченному по России, странам «Восточного партнерства» и Центральной Азии Дирку Визе, сменившему на этом посту «тяжеловеса» Гернота Эрлера, — 34, а Нильсу Шмиду, недавно избранному спикером парламентской фракции СДПГ по внешней политике, 44 года. Эти люди сформировались как личности в иных геополитических и политико-исторических реалиях. Они лишь отчасти «испытали на себе» холодную войну и помнят «икону» СДПГ В. Брандта разве что по учебникам истории. Вполне возможно, что Ostpolitik 70-х гг. в какой-то степени кажется им реликтом из прошлого, требующим трансформации в соответствии с меняющимся миром, глобализацией и усложнившейся системой международных отношений. Они выросли на ценностных идеалах единой Европы, которые, по их мнению, совершенно не разделяют в Кремле. Им, людям, воспринимающим международную арену в контексте противостояния демократии и авторитаризма, комфортнее вести переговоры с Эммануэлем Макроном или Марком Рютте, чем с Владимиром Путиным или Реджепом Эрдоганом.

Недаром Х. Маас, еще будучи министром юстиции в прошлом правительстве А. Меркель, в одном из немногих своих выступлений с международной подоплекой в мае 2016 г. аттестовал правых популистов АдГ в качестве «братьев по духу Владимира Путина, Дональда Трампа и Реджепа Эрдогана» за их «национализм и авторитаризм». Некий особый путь Германии, отличный от консолидированного курса Запада, кажется этим политикам бессмысленным атавизмом, а М. Рот даже назвал его (в контексте отношений с Россией) «особо опасным».

Наконец, новая когорта социал-демократических политиков воспринимает мир с прагматичных позиций сегодняшнего дня. Для них Россия — это не наследник СССР, государства, подвергнувшегося нападению вермахта в 1941 г., а современный актор на постсоветском пространстве, стоящий в одном ряду с другими государствами бывшего Советского Союза. С ними, а в частности и с Россией, невозможно договориться о «примирении» ценой ущемления прав Украины или стран Балтии. Этот мировоззренческий фактор немаловажен в понимании мотиваций, выступлений и поступков нынешнего внешнеполитического блока СДПГ.

Новое время

В ФРГ внешняя политика всегда тесно связана с политикой внутренней. Даже СДПГ, партия, для которой позиция Германии на международной арене всегда имела особое значение, недвусмысленно расставляет свои приоритеты. В связи с тем, что социал-демократам удалось добиться успеха в процессе распределения портфелей с ХДС/ХСС и впервые с 2005 г. включить в сферу своей ответственности Минфин, вице-канцлером стал министр финансов Олаф Шольц. Тем самым руководство партии ясно продемонстрировало: пальма первенства за внутренней политикой.

Причины многих «примирительных» заявлений немецких политиков в отношении России следует искать внутри Германии. К примеру, призыв премьер-министров восточногерманских земель, включая упомянутую М. Швезиг, к поэтапному ослаблению санкционного режима, не в последнюю очередь связан с дебатами о возможной отмене «выплаты солидарности». Данный налог, введенный в 1991 г. с целью финансирования инфраструктурных проектов в бывшей ГДР, первоначально носил временный характер и сегодня признается рядом экспертов устаревшим. Для восточногерманских земель это важный источник пополнения местного бюджета, поэтому представить себя «пострадавшими от санкций» или призвать к «пониманию России» — не более чем элемент игры на «родном» политическом поле. В Москве же подобные месседжи зачастую воспринимаются исключительно в плоскости двухсторонних российско-германских отношений.

Безусловно, внешняя политика Германии, парламентской республики, не персонифицирована до такой степени, что серьезные повороты могли бы происходить исключительно по причине смены команды. В рядах германского истеблишмента уже давно назревало ощущение необходимости перемен с учетом нового образа России и ее политики. Разговоры об этом велись как на уровне первичных партячеек, так и в высоких кабинетах партийных штаб-квартир, в парламенте и в Ведомстве канцлера. Социал-демократы не были исключением.

Основная проблема состоит в том, что Берлин не видит ответной реакции от Москвы. Несмотря на успешное сотрудничество в гуманитарной области (от 100 российских и германских городов-побратимов до 600 германо-российских молодежных проектов ежегодно), в политической плоскости прогресса не происходит. «Изменения посредством сближения» могут действовать только по принципу улицы с двухсторонним движением, при условии заинтересованности и воли к примирению со стороны обоих партнеров. Х. Маас в интервью телеканалу ЦДФ заявил: «Мы постараемся по-новому подготовить политический процесс». Его слова попали на благодатную почву. Значительная часть немецкого общества, в особенности политически активные граждане, настроены на перемены. Новая стратегия получила одобрение и из-за рубежа. Литовский министр иностранных дел Антанас Линкевичус выразил Х. Маасу «благодарность» за «принципиальную позицию по отношению к России», а его латвийский коллега Эдгарс Ринкевичус назвал нынешний внешнеполитический курс ФРГ «реалистичным». Указанное изменение курса будет происходить в германском МИДе постепенно. Х. Маас, наряду с критическими заявлениями, подчеркивает готовность к компромиссу и к «использованию всех дипломатических средств и каналов», чтобы сохранить диалог с Россией, в том числе и в сирийском вопросе. Но перемены неизбежны. Политика Германии в отношении России будет все больше совпадать с общеевропейской, становиться более твердой и бескомпромиссной.

Оценить статью
(Голосов: 7, Рейтинг: 5)
 (7 голосов)
Поделиться статьей
Выберите
Выберите

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся