Read in English
Оценить статью
(Голосов: 16, Рейтинг: 4.25)
 (16 голосов)
Поделиться статьей
Владислав Белов

К.э.н., заместитель директора по научной работе Института Европы РАН, руководитель Отдела страновых исследований и Центра германских исследований ИЕ РАН

На выборах в Бундестаг формальными победителями стали христианские-демократы и их баварские партнёры во главе с А. Меркель, но реальными — Альтернатива для Германии, почти в три раза превысившая результаты 2013 г., и свободные демократы, вернувшиеся с неожиданно высокими показателями в нижнюю палату федерального парламента.

Что касается возможных будущих правительственных коалиций, из предполагаемых вариантов у А. Меркель остались только два — продолжение сотрудничества с СДПГ или заключение союза со свободными демократами и зелёными. До итогов выборов сложно было сказать, какой из них выберут А. Меркель и её партнёры. С исторически низкими результатами социал-демократов и высокой вероятностью их ухода в оппозицию однозначный приоритет получают переговоры о чёрно-жёлто-зелёной «ямайке». Пока возможно и повторение Большой коалиции.

Вероятнее всего, основной оппозиционной силой будут социал-демократы. Если СДПГ войдёт в правительство, то АдГ станет ведущей оппозиционной силой в Бундестаге — она получит ряд ведущих постов в комитетах и право приоритетных выступлений в ходе дебатов.

Особенностью Бундестага нового созыва станет обновление состава депутатов, которые специализируются на вопросах отношений с Россией. Ряд известных политиков, во многом определявших содержание и ход дискуссий по вопросам германо-российских отношений, покидает парламент.

Прошедшие в воскресенье 24 сентября 2017 г. в ФРГ выборы в Бундестаг не обошлись без сюрпризов. Вопреки прогнозам явка избирателей с 76,2% существенно превысила показатели 2013 г. (71,5%). Результаты опросов, проводимые ведущими демоскопическими институтами ФРГ, оказались отличными от итогов голосования. Согласно предварительным подсчётам голоса избирателей, отданные за партии и конкретных кандидатов, распределились следующим образом: ХДС/ХСС — 33% (246 мандатов), Социал-демократическая партия Германии — 20,5% (153), Альтернатива для Германии — 12,6% (94), «Левая» — 9,2%, Свободная демократическая партия — 10,7% (80), «Зелёные/Союз 90» — 8,9% (67), прочие — 5,1 % [1]. Бундестаг впервые в истории объединённой Германии стал семипартийным и шестифракционным. Он будет состоять из 709 депутатов.

Несмотря на существенные потери, формальными победителями стали христианские-демократы и их баварские партнёры во главе с А. Меркель, но реальными — АдГ, почти в три раза превысившая результаты 2013 г. (4,7%), и свободные демократы, вернувшиеся с неожиданно высокими показателями в нижнюю палату федерального парламента (4,9% в 2013 г.). При этом Альтернатива, как и заявляли её лидеры, будет теперь третьей по числу депутатов фракцией — самой крупной среди этаблированных малых партий. На утверждения политических конкурентов о её «нерукопожатности» АдГ ещё до выборов ответила собственным отказом от сотрудничества с другими парламентскими партиями, подчеркнув, что они «изжили» себя и не являются реальными представителями интересов немецкого народа.

ХДС/ХСС и СДПГ не удалось убедить не определившихся в своих политических предпочтениях избирателей (напомним, что в этот раз накануне выборов их число было крайне высоким — по оценкам, от трети до половины) и достичь поставленных целей. Проявившие свою активность так называемые не-избиратели в основном отдали свои голоса малым партиям. Не помогли ни предвыборные программы, которые обе народные партии обозначили как «правительственные», ни усилия кандидатов на пост канцлера — А. Меркель и М. Шульца, ни плакатная и личная агитация. Во многом именно эти партии и их лидеры несут ответственность за то, что предвыборная кампания получилась относительно скучной и не очень интересной, как и их телевизионная дуэль 3 сентября 2017 г., не оправдавшая ожиданий немецких граждан. Стоит отдать должное М. Шульцу, который, существенно проигрывая по опросам в популярности нынешней бундесканцлерин, продолжал бороться до последней минуты, собирая тысячи восторженных поклонников на своих митингах (например, 22 сентября на Жандарменмаркт в центре Берлина) и в последние дни удачно выступая на телевидении. Кстати, в Твиттере он стал наиболее обсуждаемым политиком от ведущих партий. Должное надо отдать и А. Меркель, показавшей себя взвешенным стратегом и тактиком, среди прочего в конце предвыборного спурта удачно сыграв на традиционном социал-демократическом поле социальной справедливости. Но в итоге немецкий электорат несколько неожиданно вынес партиям нынешней коалиции нелицеприятный вердикт, который заставит их руководство критически оценить сложившуюся ситуацию и пересмотреть свои стратегии.

Нынешняя глава правительства, в отличие от социал-демократов, изначально отказалась обсуждать возможные будущие правительственные коалиции, предложив дождаться итогов голосования и исключив возможность кооперации с левыми и АдГ. Из предполагаемых вариантов у канцлерин остались только два — продолжение сотрудничества с СДПГ или заключение союза со свободными демократами и зелёными. До итогов выборов сложно было сказать, какой из них выберут А. Меркель и её партнёры. С исторически низкими результатами социал-демократов и высокой вероятностью их ухода в оппозицию однозначный приоритет получают переговоры о чёрно-жёлто-зелёной «ямайке».

Но арифметически пока возможно и повторение Большой коалиции. Наряду с заявлением правления СДПГ сразу после выборов о переходе в оппозицию против этого варианта говорят следующие факторы:

  • нежелание многих членов партии повторить судьбу младшего партнёра, особенно с учётом нынешнего крайне низкого результата — партийный базис вряд ли даст мандат на переговоры;

  • понимание, что такая коалиция не должна становиться правилом: ХДС/ХСС и СДПГ должны оставаться политическими конкурентами;

  • мнение, что обновление партии возможно только через сильную парламентскую оппозицию, которая, с одной стороны, позволит жёстко критиковать ХДС/ХСС, с другой стороны, должна противодействовать самоутверждению в Бундестаге фракции АдГ, которая в противном случае станет ведущей оппозиционной силой;

  • у социал-демократов нет новых прорывных проектов (как, например, минимальная оплата труда), которые надо обязательно реализовать;

  • вероятность того, что возможная ямайская коалиция развалится до 2021 г., и тогда СДПГ войдёт в правительство своеобразным политическим спасателем.

В пользу продолжения сотрудничества с ХДС/ХСС можно привести следующие аргументы:

  • необходимость сохранения / обеспечения стабильности в стране, если провалятся переговоры ХДС/ХСС со свободными демократами и зелёными;

  • близость предвыборных «правительственных» программ и конструктивный опыт в достижении компромиссов за последние четыре года;

  • возможность для СДПГ реализовывать свои предвыборные обещания в последующие четыре года;

  • отсутствие гарантии того, что уход в оппозицию поможет возрождению партии.

Немецкий электорат несколько неожиданно вынес партиям нынешней коалиции нелицеприятный вердикт, который заставит их руководство критически оценить сложившуюся ситуацию и пересмотреть свои стратегии.

Очевидно, что контртезисы явно перевешивают, и вероятность создания Большой коалиции маловероятна. Кроме того, существует неопределённость в вопросе способности М. Шульца оставаться лидером партии, а крайне низкий результат СДПГ может поставить на повестку дня вопрос о смене партийного руководства. Но это отдельная тема для анализа.

Итак, на сегодня наибольшие шансы имеет чёрно-жёлто-зелёная коалиция. Основная проблема её формирования — личная неприязнь и конфронтация между членами СвДП и партии «Зелёные / Союз 90» (неожиданно показавшей весьма высокий результат на выборах). Одновременно у всех потенциальных партнёров достаточно много принципиальных программных разногласий. Правительство с участием свободных демократов представляет также определённую проблему для германо-французского тандема — в силу различных подходов СвДП и Э. Макрона / его партии к вопросам европейского строительства. Кстати, лидер свободных демократов Кристиан Линднер уже заявил, что предпочтёт парламентскую деятельность правительственной. В любом случае возможные переговоры будут весьма сложными и непредсказуемыми.

Вероятнее всего, основной оппозиционной силой всё-таки будут социал-демократы. Если СДПГ войдёт в правительство, то АдГ станет ведущей оппозиционной силой в Бундестаге — она получит ряд ведущих постов в комитетах и право приоритетных выступлений в ходе дебатов. Среди её основных партийных целей в течение 19-го легислатурного периода — проявить себя партией центра, освободить свой имидж от популизма и правого радикализма, предотвратить раскол в собственных рядах, избежать традиционных опасностей быстрого роста и политического становления, начать формировать свой устойчивый базис. С точки зрения оппозиции правительственным партиям, основным в работе депутатов от Альтернативы станет вектор евроскептицизма, противодействия притоку нелегальных мигрантов, укрепления внутренней безопасности. Стоит отметить, что по многим вопросам особых различий с предвыборными программами других партий у АдГ нет.

Можно предположить, что А. Меркель в рамках коалиционных переговоров постарается сделать ставку на вопросы и темы, которые должны стать прорывными в деятельности будущего правительства, а также показать избирателям, что она по-прежнему неформальный лидер, а союз ХДС/ХСС дееспособен и компетентен в своей политике. Отметим, что в самом союзе накопилось достаточно противоречий и проблем, которыми уже в ближайшее время придётся заниматься партийным руководителям.

Особенностью Бундестага нового созыва станет обновление состава депутатов, которые специализируются на вопросах отношений с Россией. Ряд известных политиков, во многом определявших содержание и ход дискуссий / обсуждений по вопросам германо-российских отношений, покидает парламент. Среди них — Г. Эрлер, Б. Кастер, Ф. Тённес, М.-Л. Бек. Будет обновлён и состав межпарламентской группы по взаимоотношениям между Бундестагом и Государственной Думой. Можно надеятся, что здесь мы увидим преемственность.

Переговоры о создании нового правительства могут закончиться безрезультатно — вероятность такого развития событий явно выше нуля. В этом случае федеральный президент обязан назначить новые выборы. Россия заинтересована в скорейшем формировании нового правительства. Для Кремля оба рассмотренных варианта вполне приемлемы, в том числе и ямайский, несмотря на относительно жёсткие предвыборные положения её участников в отношении России.

1.      По состоянию на 8:00 25 сентября 2017 г. московского времени.

Оценить статью
(Голосов: 16, Рейтинг: 4.25)
 (16 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju