Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Федор Басов

Научный сотрудник Отдела европейских политических исследований ИМЭМО РАН

В ФРГ прошли очередные парламентские выборы. Избиратели определили состав 18-го Бундестага, который, в свою очередь, выберет новое правительство страны. Результаты голосования: ХДС/ХСС – 41,5%; СДПГ – 25,7%; «Левые» - 8,6%; «Зеленые» - 8,4%; СвДП – 4,8%.
В ФРГ сохраняется 2,5-партийная система с двумя гегемонами – народными партиями: союзом ХДС/ХСС и СДПГ. Постепенного отхода от этой модели, как могло показаться по итогам предыдущих выборов 2009 г., не наметилось.

22 сентября 2013 г. в ФРГ прошли очередные парламентские выборы. Избиратели определили состав 18-го Бундестага, который, в свою очередь, выберет новое правительство страны. Результаты голосования: ХДС/ХСС – 41,5%; СДПГ – 25,7%; «Левые» - 8,6%; «Зеленые» - 8,4%; СвДП – 4,8%.

Предыдущий избирательный цикл (2009–2013 гг.) отмечен, прежде всего, мировым финансово-экономическим кризисом и кризисом в еврозоне. Кабинет Ангелы Меркель продемонстрировал решимость в борьбе с кризисными явлениями в экономике. По одному из самых важных для немецкого общества вопросу – безработице – правительство союза ХДС/ХСС и Свободной демократической партии (СвДП) добилось лучших показателей за последние двадцать лет.

Результаты и их основания

Если доверие к союзу ХДС/ХСС оставалось высоким, то рейтинг СвДП обрушился. В 2009 г. СвДП добилась наилучшего за всю свою историю результата на федеральном уровне (14,6%) и снова вошла в правительство в коалиции с ХДС/ХСС после одиннадцатилетнего пребывания в оппозиции. Однако с начала 2010 г. рейтинг партии резко пошел вниз. Потерявший популярность Гидо Вестервелле оставил посты председателя партии и вице-канцлера, но остался министром иностранных дел. В 2012 г. рейтинг СвДП еще держался на отметке около 5%. Тогда ее перспективы на прохождение пятипроцентного барьера вызывали у многих в Германии сомнения. Тем более что СвДП в 2011–2012 гг. перестала быть парламентской партией в 6 ландтагах. Вместе с тем многие политики выражали уверенность в том, что либералы на выборах в Бундестаг все же наберут необходимые 5% и останутся парламентской партией. Это связано с голосованием из чувства солидарности: избиратели христианских партий (ХДС и ХСС) свои первые голоса (кандидаты в одномандатном округе) отдают кандидатам от ХДС/ХСС, а вторые (земельные списки партии) – СвДП. Возможно, именно это и сработало в мае 2012 г. и январе 2013 г. на выборах в ландтаги Северного Рейна-Вестфалии и Нижней Саксонии. Так или иначе, ни избиратели союза ХДС/ХСС, ни его политики не хотели оставаться в Бундестаге без своего союзника по правоцентристскому спектру. Но в итоге свободные демократы впервые в своей истории не прошли в Бундестаг.

Партия пиратов Германии, созданная в 2006 г., на выборах в Бундестаг в 2009 г. набрала 2% голосов. Успешное развитие партии продолжилось, и в 2011–2012 гг. пираты сумели преодолеть пятипроцентный барьер на выборах в ландтаги четырех федеральных земель. Однако с осени 2012 г. популярность партии в масштабах всей Германии начала снижаться во многом из-за внутрипартийных скандалов, характерных для процесса становления этой новой структуры. В январе 2013 г. на выборах в ландтаг Нижней Саксонии пираты получили 2,1% голосов. В 2013 г. рейтинг партии составил 3%. Результаты всех остальных партий, участвовавших в выборах, но не прошедших в Бундестаг, не превышают 2%.

Созданная в феврале 2013 г. популистская евроскептическая партия «Альтернатива для Германии» в августе-сентябре 2013 г. резко увеличила свою популярность, в итоге набрав 4,7% голосов.

Союз ХДС/ХСС ожидаемо набрал больше всего голосов, а именно – 41,5%. Для абсолютного большинства Союзу ХДС/ХСС не хватило лишь 5 мест в бундестаге. Такой результат можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, кабинет А. Меркель демонстрирует успехи в социально-экономической и европейской политике. Во-вторых, значимую роль сыграл фактор личности кандидата на пост канцлера. Личный рейтинг А. Меркель выше рейтинга союза ХДС/ХСС и, соответственно, коалиции ХДС/ХСС и СвДП. Если политикой правительства удовлетворены 52% немцев, то руководством А. Меркель – 56%, а правящей коалицией союза ХДС/ХСС и СвДП – только 38%. Иными словами, избиратели хотят видеть в правительстве А. Меркель без СвДП.

Главным конкурентом ХДС/ХСС является еще одна народная партия – СДПГ. Ее поддержка составила 25,7% голосов. Невысокий для социал-демократов результат во многом связан с выдвинутой ими кандидатурой на пост канцлера. Летом 2013 г. только 14% немцев верили в то, что Пеер Штайнбрюк займет этот пост. К тому же он допустил несколько промахов в ходе избирательной кампании, например, заявил о том, что заработная плата канцлера недостаточно велика. Кроме того, основы нынешних социально-экономических успехов Германии были заложены в годы правления большой коалиции ХДС/ХСС и СДПГ (2005–2009 гг.), а также в годы правления красно-зеленого правительства Герхарда Шредера (1998–2005 гг.). ХДС/ХСС успешно решают насущные проблемы страны, опираясь на наработки СДПГ, и играют на поле социал-демократов.

Свободная демократическая партия, «зеленые» и «левые» не имели перспектив стать старшим партнером в правящей коалиции и предложить по итогам коалиционного соглашения своего канцлера выдвигать канцлера. Это нашло отражение в том, что их позиции по кандидатам в канцлеры были явно не нацелены на успех. Так, СвДП выдвинула в качестве своего кандидата 68-летнего Райнера Брюдерле, депутата Бундестага, менее двух лет занимавшего пост министра экономики и технологии Германии. «Зеленые» выдвинули двух кандидатов в канцлеры (Катрин Геринг-Экарт и Юрген Триттин), «Левые» – восемь.

На пути к правящей коалиции

По итогам голосования для достижения абсолютного большинства союз ХДС/ХСС может вступить в коалицию с любой партией, прошедшей в парламент. Канцлером, как и ожидалось, остается председатель ХДС А. Меркель. Помешать возглавить правительство христианским партиям может только широкая коалиция СДПГ и «Зеленых» и «Левых». Однако председатель СДПГ З. Габриэль и кандидат в канцлеры П. Штайнбрюк отвергли такой вариант. Лидеры социал-демократов понимают, что нельзя оставить в оппозиции победителя выборов и самого популярного политика в стране. К тому же, широкая коалиция будет неустойчивой. Левая партия отчасти аккумулировала в себе голоса тех, кто мог бы проголосовать за СДПГ. Поэтому фактор наличия слева от центра еще одной парламентской партии (кроме СДПГ и «Зеленых») в настоящее время не позволяет создать красно-зеленую коалицию.

Коалиция союза ХДС/ХСС и «Левых» невозможна по идеологическим причинам, поэтому руководство ХДС/ХСС стоит перед выбором из двух возможных партнеров по коалиции: СДПГ и «Зеленых».

© goering-eckardt.de
Катрин Геринг-Экард, лидер партии

Сценарий создания черно-зеленой коалиции (ХДС/ХСС и «Зеленые») представляется в настоящее время маловероятным, хотя и интересным. Безусловно, по некоторым вопросам внешней и европейской политики позиции ХДС/ХСС и «Зеленых» стали совпадать по причине идейной эволюции последних. Однако сейчас в Германии наблюдается разделение электората на два лагеря: правее от центра и левее от центра. Руководство союза ХДС/ХСС не поддерживает идею коалиции с «Зелеными». Что касается «Зеленых», то некоторые политики в партийной верхушке хотели бы вступить в правящую коалицию с ХДС/ХСС, однако их число невелико, и такая точка зрения будет отвергнута подавляющим большинством в руководстве партии.

Желательным для ХДС/ХСС вариантом является создание большой коалиции (коалиции народных партий) союза ХДС/ХСС и СДПГ. Это позволит христианским партиям оставаться ведущей политической силой в стране. Как уже отмечалось, кабинет А. Меркель играет на поле социал-демократов, используя их наработки в социальной политике, поэтому непреодолимых противоречий между партиями нет. Таким образом, вариант образования большой коалиции весьма вероятен.

Для социал-демократов такой сценарий содержит в себе существенный недостаток: СДПГ, самая старая политическая партия, в этой большой коалиции будет проигравшей и, возможно, встанет на путь маргинализации. В истории ФРГ социал-демократы дважды оказывались в роли младшего партнера в большой коалиции с ХДС/ХСС. Первый раз – в 1966–1969 гг. Тогда ситуация для социал-демократов была иной: их поддержка стабильно росла, а лидер партии Вилли Брандт был самым популярным политиком в стране. После той большой коалиции В. Брандт стал канцлером. Участие социал-демократов в большой коалиции во второй раз (2005–2009 гг.) привело к значительному падению их популярности. В 2009 г. у них было примерно равное количество голосов с ХДС/ХСС. СДПГ получила больше министерских портфелей, но канцлером стала А. Меркель, сменившая резко терявшего популярность Г. Шредера. По итогам легислатуры 2009 г. СДПГ набрала лишь 23% голосов. Это был самый низкий результат социал-демократов за всю историю ФРГ.

Но поскольку разногласия между ХДС/ХСС и СДПГ зачастую носят исключительно конъюнктурный характер, для социал-демократов вступление в коалицию с сильным союзом ХДС/ХСС может быть приемлемым вариантом. Тем более что им все равно предстоит искать новые пути повышения собственной популярности. Если им не удалось значительно увеличить свой рейтинг и достичь важных с точки зрения психологии для народных партий 30% [1], оставаясь ведущей оппозиционной силой в стране в 2009–2013 гг., то они вполне могут попытаться сделать это в коалиции с христианскими партиями под руководством успешной А. Меркель.

Уроки выборов

Как показали прошедшие выборы, роль личности в политике имеет значение и для ФРГ, где существует множество институциональных ограничений. Авторитет А. Меркель, как в Германии, так и за ее пределами, высок. В то же время внутри страны на данный момент нет другого действительно яркого и популярного политика федерального масштаба. В 2009–2011 гг. бывший министр экономики и технологии, а затем министр обороны ФРГ Карл-Теодор цу Гуттенберг воспринимался как следующий потенциальный канцлер от ХДС/ХСС после А. Меркель. Но после скандала с плагиатом в его диссертации вопрос о следующем ярком политике из рядов союза ХДС/ХСС остается открытым.

Фото: dw.de
Кандидат от СДПГ Пеер Штайнбрюк

По признанию значительного числа наблюдателей, кандидатура П. Штайнбрюка (СДПГ) на пост канцлера была проигрышной. Он сам неоднократно заявлял, что не будет работать в правительстве А. Меркель. Поэтому, возможно, вице-канцлером от СДПГ, если будет образована большая коалиция, снова станет Франк-Вальтер Штайнмайер. Однако в будущем социал-демократы, вероятно, будут делать ставку на премьер-министра земли Северный Рейн-Вестфалия Ханнелору Крафт или на председателя СДПГ Зигмара Габриэля. У «Зеленых» пока не определился лидер с большими перспективами. У либералов ситуация еще хуже: непопулярного Г. Вестервелле на посту председателя партии сменил непопулярный Филипп Реслер. Левая партия – самая фракционная партия в Бундестаге. Помимо разделения на прагматиков и фундаменталистов, которые, в свою очередь, делятся на противоборствующие лагеря, существует разделение Восток–Запад. В партии традиционно два сопредседателя: один – от «старой ФРГ», другой – от «новых земель».

Результаты выборов было во многом обусловлены успешной политикой правительства А. Меркель в социально-экономической сфере, которая в значительной степени базировалась на наработках большой коалиции 2005–2009 гг. В вопросах европейской политики все парламентские партии Германии демонстрируют единство, выступая за дальнейшее развитие европейской интеграции. Так, представители ведущих политических сил позитивно восприняли предложение правительства о создании Европейского стабилизационного механизма (ESM), а СДПГ и «Зеленые» поддержали А. Меркель в ее стремлении к образованию бюджетного и политического союза в Европе.

Перспективы

Германия является страной, чья политика мало подвержена конъюнктурным изменениям, связанным со сменой правительства. В новом кабинете А. Меркель сохранится преемственность с политикой предыдущего правительства.

В случае создания большой коалиции ХДС/ХСС и СДПГ политический курс останется прежним как в вопросах европейской политики, так и в большинстве вопросов внутренней политики ФРГ. В трансатлантической политике СДПГ более критична к США, чем ХДС/ХСС (в частности, по вопросам размещения американского тактического ядерного оружия в Европе и соблюдения прав человека). Но стратегические цели христианских партий и социал-демократов на трансатлантическом направлении едины: обновление и укрепление трансатлантического партнерства и повышение в нем роли Европы.

Гипотетическое образование черно-зеленой коалиции ХДС/ХСС и «Зеленых» усилит влияние правозащитного спектра немецкой политики в вопросах как внутренней, так и европейской и внешней политики.

После выборов политика Берлина в отношении России также не претерпит существенных изменений.

С возможным приходом СДПГ в правительство в качестве младшего партнера ХДС/ХСС произойдет усиление позиций прагматического (экономического) лагеря, формирующего политику Берлина в отношении России. Это прагматическое крыло, возглавляемое, в частности, Ф.-В. Штайнмайером (СДПГ), постарается заглушить общий негатив со стороны немцев в отношении В. Путина и проводимой им политики. Но и правозащитный лагерь, близкий А. Меркель, не ослабнет.

Фото: witalylotow.blogspot.com

Если ХДС/ХСС все же создаст коалицию с «Зелеными», критика в адрес Москвы со стороны правозащитного лагеря немецкой политики усилится.

В заключение можно отметить, что результаты прошедших в Германии выборов были ожидаемы. Союз ХДС/ХСС остается ведущей политической силой ФРГ, все больше отодвигая СДПГ на второй план. Пример А. Меркель свидетельствует о том, что решающим фактором для немецких избирателей являются компетенции, а не популизм. Однако в Германии остается разделение электората на тех, кто правее от центра, и тех, кто левее.

В ФРГ сохраняется 2,5-партийная система с двумя гегемонами – народными партиями: союзом ХДС/ХСС и СДПГ. Постепенного отхода от этой модели, как могло показаться по итогам предыдущих выборов 2009 г., не наметилось.

Политика Германии на российском направлении достаточно институционализирована и ограничена принципами и интересами ФРГ. Поэтому на нее в большей степени влияют события в России и вокруг нее, а не результаты выборов.

1. СДПГ за исключением 1949, 1953 и 2009 гг. получала более 30% голосов. Союз ХДС/ХСС всегда преодолевал этот барьер. Поэтому эту цифру можно считать своеобразным традиционным рубежом для народных партий.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся