22 сентября 2013 г. в ФРГ прошли очередные парламентские выборы. Избиратели определили состав 18-го Бундестага, который, в свою очередь, выберет новое правительство страны. Результаты голосования: ХДС/ХСС – 41,5%; СДПГ – 25,7%; «Левые» - 8,6%; «Зеленые» - 8,4%; СвДП – 4,8%.
Предыдущий избирательный цикл (2009–2013 гг.) отмечен, прежде всего, мировым финансово-экономическим кризисом и кризисом в еврозоне. Кабинет Ангелы Меркель продемонстрировал решимость в борьбе с кризисными явлениями в экономике. По одному из самых важных для немецкого общества вопросу – безработице – правительство союза ХДС/ХСС и Свободной демократической партии (СвДП) добилось лучших показателей за последние двадцать лет.
Результаты и их основания
Если доверие к союзу ХДС/ХСС оставалось высоким, то рейтинг СвДП обрушился. В 2009 г. СвДП добилась наилучшего за всю свою историю результата на федеральном уровне (14,6%) и снова вошла в правительство в коалиции с ХДС/ХСС после одиннадцатилетнего пребывания в оппозиции. Однако с начала 2010 г. рейтинг партии резко пошел вниз. Потерявший популярность Гидо Вестервелле оставил посты председателя партии и вице-канцлера, но остался министром иностранных дел. В 2012 г. рейтинг СвДП еще держался на отметке около 5%. Тогда ее перспективы на прохождение пятипроцентного барьера вызывали у многих в Германии сомнения. Тем более что СвДП в 2011–2012 гг. перестала быть парламентской партией в 6 ландтагах. Вместе с тем многие политики выражали уверенность в том, что либералы на выборах в Бундестаг все же наберут необходимые 5% и останутся парламентской партией. Это связано с голосованием из чувства солидарности: избиратели христианских партий (ХДС и ХСС) свои первые голоса (кандидаты в одномандатном округе) отдают кандидатам от ХДС/ХСС, а вторые (земельные списки партии) – СвДП. Возможно, именно это и сработало в мае 2012 г. и январе 2013 г. на выборах в ландтаги Северного Рейна-Вестфалии и Нижней Саксонии. Так или иначе, ни избиратели союза ХДС/ХСС, ни его политики не хотели оставаться в Бундестаге без своего союзника по правоцентристскому спектру. Но в итоге свободные демократы впервые в своей истории не прошли в Бундестаг.
Партия пиратов Германии, созданная в 2006 г., на выборах в Бундестаг в 2009 г. набрала 2% голосов. Успешное развитие партии продолжилось, и в 2011–2012 гг. пираты сумели преодолеть пятипроцентный барьер на выборах в ландтаги четырех федеральных земель. Однако с осени 2012 г. популярность партии в масштабах всей Германии начала снижаться во многом из-за внутрипартийных скандалов, характерных для процесса становления этой новой структуры. В январе 2013 г. на выборах в ландтаг Нижней Саксонии пираты получили 2,1% голосов. В 2013 г. рейтинг партии составил 3%. Результаты всех остальных партий, участвовавших в выборах, но не прошедших в Бундестаг, не превышают 2%.
Созданная в феврале 2013 г. популистская евроскептическая партия «Альтернатива для Германии» в августе-сентябре 2013 г. резко увеличила свою популярность, в итоге набрав 4,7% голосов.
Союз ХДС/ХСС ожидаемо набрал больше всего голосов, а именно – 41,5%. Для абсолютного большинства Союзу ХДС/ХСС не хватило лишь 5 мест в бундестаге. Такой результат можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, кабинет А. Меркель демонстрирует успехи в социально-экономической и европейской политике. Во-вторых, значимую роль сыграл фактор личности кандидата на пост канцлера. Личный рейтинг А. Меркель выше рейтинга союза ХДС/ХСС и, соответственно, коалиции ХДС/ХСС и СвДП. Если политикой правительства удовлетворены 52% немцев, то руководством А. Меркель – 56%, а правящей коалицией союза ХДС/ХСС и СвДП – только 38%. Иными словами, избиратели хотят видеть в правительстве А. Меркель без СвДП.
Главным конкурентом ХДС/ХСС является еще одна народная партия – СДПГ. Ее поддержка составила 25,7% голосов. Невысокий для социал-демократов результат во многом связан с выдвинутой ими кандидатурой на пост канцлера. Летом 2013 г. только 14% немцев верили в то, что Пеер Штайнбрюк займет этот пост. К тому же он допустил несколько промахов в ходе избирательной кампании, например, заявил о том, что заработная плата канцлера недостаточно велика. Кроме того, основы нынешних социально-экономических успехов Германии были заложены в годы правления большой коалиции ХДС/ХСС и СДПГ (2005–2009 гг.), а также в годы правления красно-зеленого правительства Герхарда Шредера (1998–2005 гг.). ХДС/ХСС успешно решают насущные проблемы страны, опираясь на наработки СДПГ, и играют на поле социал-демократов.
Свободная демократическая партия, «зеленые» и «левые» не имели перспектив стать старшим партнером в правящей коалиции и предложить по итогам коалиционного соглашения своего канцлера выдвигать канцлера. Это нашло отражение в том, что их позиции по кандидатам в канцлеры были явно не нацелены на успех. Так, СвДП выдвинула в качестве своего кандидата 68-летнего Райнера Брюдерле, депутата Бундестага, менее двух лет занимавшего пост министра экономики и технологии Германии. «Зеленые» выдвинули двух кандидатов в канцлеры (Катрин Геринг-Экарт и Юрген Триттин), «Левые» – восемь.
На пути к правящей коалиции
По итогам голосования для достижения абсолютного большинства союз ХДС/ХСС может вступить в коалицию с любой партией, прошедшей в парламент. Канцлером, как и ожидалось, остается председатель ХДС А. Меркель. Помешать возглавить правительство христианским партиям может только широкая коалиция СДПГ и «Зеленых» и «Левых». Однако председатель СДПГ З. Габриэль и кандидат в канцлеры П. Штайнбрюк отвергли такой вариант. Лидеры социал-демократов понимают, что нельзя оставить в оппозиции победителя выборов и самого популярного политика в стране. К тому же, широкая коалиция будет неустойчивой. Левая партия отчасти аккумулировала в себе голоса тех, кто мог бы проголосовать за СДПГ. Поэтому фактор наличия слева от центра еще одной парламентской партии (кроме СДПГ и «Зеленых») в настоящее время не позволяет создать красно-зеленую коалицию.
Коалиция союза ХДС/ХСС и «Левых» невозможна по идеологическим причинам, поэтому руководство ХДС/ХСС стоит перед выбором из двух возможных партнеров по коалиции: СДПГ и «Зеленых».
Сценарий создания черно-зеленой коалиции (ХДС/ХСС и «Зеленые») представляется в настоящее время маловероятным, хотя и интересным. Безусловно, по некоторым вопросам внешней и европейской политики позиции ХДС/ХСС и «Зеленых» стали совпадать по причине идейной эволюции последних. Однако сейчас в Германии наблюдается разделение электората на два лагеря: правее от центра и левее от центра. Руководство союза ХДС/ХСС не поддерживает идею коалиции с «Зелеными». Что касается «Зеленых», то некоторые политики в партийной верхушке хотели бы вступить в правящую коалицию с ХДС/ХСС, однако их число невелико, и такая точка зрения будет отвергнута подавляющим большинством в руководстве партии.
Желательным для ХДС/ХСС вариантом является создание большой коалиции (коалиции народных партий) союза ХДС/ХСС и СДПГ. Это позволит христианским партиям оставаться ведущей политической силой в стране. Как уже отмечалось, кабинет А. Меркель играет на поле социал-демократов, используя их наработки в социальной политике, поэтому непреодолимых противоречий между партиями нет. Таким образом, вариант образования большой коалиции весьма вероятен.
Для социал-демократов такой сценарий содержит в себе существенный недостаток: СДПГ, самая старая политическая партия, в этой большой коалиции будет проигравшей и, возможно, встанет на путь маргинализации. В истории ФРГ социал-демократы дважды оказывались в роли младшего партнера в большой коалиции с ХДС/ХСС. Первый раз – в 1966–1969 гг. Тогда ситуация для социал-демократов была иной: их поддержка стабильно росла, а лидер партии Вилли Брандт был самым популярным политиком в стране. После той большой коалиции В. Брандт стал канцлером. Участие социал-демократов в большой коалиции во второй раз (2005–2009 гг.) привело к значительному падению их популярности. В 2009 г. у них было примерно равное количество голосов с ХДС/ХСС. СДПГ получила больше министерских портфелей, но канцлером стала А. Меркель, сменившая резко терявшего популярность Г. Шредера. По итогам легислатуры 2009 г. СДПГ набрала лишь 23% голосов. Это был самый низкий результат социал-демократов за всю историю ФРГ.
Но поскольку разногласия между ХДС/ХСС и СДПГ зачастую носят исключительно конъюнктурный характер, для социал-демократов вступление в коалицию с сильным союзом ХДС/ХСС может быть приемлемым вариантом. Тем более что им все равно предстоит искать новые пути повышения собственной популярности. Если им не удалось значительно увеличить свой рейтинг и достичь важных с точки зрения психологии для народных партий 30% [1], оставаясь ведущей оппозиционной силой в стране в 2009–2013 гг., то они вполне могут попытаться сделать это в коалиции с христианскими партиями под руководством успешной А. Меркель.
Уроки выборов
Как показали прошедшие выборы, роль личности в политике имеет значение и для ФРГ, где существует множество институциональных ограничений. Авторитет А. Меркель, как в Германии, так и за ее пределами, высок. В то же время внутри страны на данный момент нет другого действительно яркого и популярного политика федерального масштаба. В 2009–2011 гг. бывший министр экономики и технологии, а затем министр обороны ФРГ Карл-Теодор цу Гуттенберг воспринимался как следующий потенциальный канцлер от ХДС/ХСС после А. Меркель. Но после скандала с плагиатом в его диссертации вопрос о следующем ярком политике из рядов союза ХДС/ХСС остается открытым.
По признанию значительного числа наблюдателей, кандидатура П. Штайнбрюка (СДПГ) на пост канцлера была проигрышной. Он сам неоднократно заявлял, что не будет работать в правительстве А. Меркель. Поэтому, возможно, вице-канцлером от СДПГ, если будет образована большая коалиция, снова станет Франк-Вальтер Штайнмайер. Однако в будущем социал-демократы, вероятно, будут делать ставку на премьер-министра земли Северный Рейн-Вестфалия Ханнелору Крафт или на председателя СДПГ Зигмара Габриэля. У «Зеленых» пока не определился лидер с большими перспективами. У либералов ситуация еще хуже: непопулярного Г. Вестервелле на посту председателя партии сменил непопулярный Филипп Реслер. Левая партия – самая фракционная партия в Бундестаге. Помимо разделения на прагматиков и фундаменталистов, которые, в свою очередь, делятся на противоборствующие лагеря, существует разделение Восток–Запад. В партии традиционно два сопредседателя: один – от «старой ФРГ», другой – от «новых земель».
Результаты выборов было во многом обусловлены успешной политикой правительства А. Меркель в социально-экономической сфере, которая в значительной степени базировалась на наработках большой коалиции 2005–2009 гг. В вопросах европейской политики все парламентские партии Германии демонстрируют единство, выступая за дальнейшее развитие европейской интеграции. Так, представители ведущих политических сил позитивно восприняли предложение правительства о создании Европейского стабилизационного механизма (ESM), а СДПГ и «Зеленые» поддержали А. Меркель в ее стремлении к образованию бюджетного и политического союза в Европе.
Перспективы
Германия является страной, чья политика мало подвержена конъюнктурным изменениям, связанным со сменой правительства. В новом кабинете А. Меркель сохранится преемственность с политикой предыдущего правительства.
В случае создания большой коалиции ХДС/ХСС и СДПГ политический курс останется прежним как в вопросах европейской политики, так и в большинстве вопросов внутренней политики ФРГ. В трансатлантической политике СДПГ более критична к США, чем ХДС/ХСС (в частности, по вопросам размещения американского тактического ядерного оружия в Европе и соблюдения прав человека). Но стратегические цели христианских партий и социал-демократов на трансатлантическом направлении едины: обновление и укрепление трансатлантического партнерства и повышение в нем роли Европы.
Гипотетическое образование черно-зеленой коалиции ХДС/ХСС и «Зеленых» усилит влияние правозащитного спектра немецкой политики в вопросах как внутренней, так и европейской и внешней политики.
После выборов политика Берлина в отношении России также не претерпит существенных изменений.
С возможным приходом СДПГ в правительство в качестве младшего партнера ХДС/ХСС произойдет усиление позиций прагматического (экономического) лагеря, формирующего политику Берлина в отношении России. Это прагматическое крыло, возглавляемое, в частности, Ф.-В. Штайнмайером (СДПГ), постарается заглушить общий негатив со стороны немцев в отношении В. Путина и проводимой им политики. Но и правозащитный лагерь, близкий А. Меркель, не ослабнет.
Если ХДС/ХСС все же создаст коалицию с «Зелеными», критика в адрес Москвы со стороны правозащитного лагеря немецкой политики усилится.
В заключение можно отметить, что результаты прошедших в Германии выборов были ожидаемы. Союз ХДС/ХСС остается ведущей политической силой ФРГ, все больше отодвигая СДПГ на второй план. Пример А. Меркель свидетельствует о том, что решающим фактором для немецких избирателей являются компетенции, а не популизм. Однако в Германии остается разделение электората на тех, кто правее от центра, и тех, кто левее.
В ФРГ сохраняется 2,5-партийная система с двумя гегемонами – народными партиями: союзом ХДС/ХСС и СДПГ. Постепенного отхода от этой модели, как могло показаться по итогам предыдущих выборов 2009 г., не наметилось.
Политика Германии на российском направлении достаточно институционализирована и ограничена принципами и интересами ФРГ. Поэтому на нее в большей степени влияют события в России и вокруг нее, а не результаты выборов.
1. СДПГ за исключением 1949, 1953 и 2009 гг. получала более 30% голосов. Союз ХДС/ХСС всегда преодолевал этот барьер. Поэтому эту цифру можно считать своеобразным традиционным рубежом для народных партий.