Невыполненное обещание С. Саргсяна не претендовать на пост премьер-министра, фактического руководителя страны после перехода к парламентской республике, вызвало возмущение общественности. После решения С. Саргсяна стать премьер-министром и пойти фактически на свой «третий президентский срок» всем стало ясно, что никаких кардинальных изменений ждать не приходится.
Начало президентства С. Саргсяна совпало с мировым финансовым кризисом. И хотя правительство пыталось убедить общественность, что кризис обойдет Армению стороной, в эти годы республика наряду с Украиной стала лидером по экономическому спаду в СНГ. За время правления бывшего президента Армении ВВП страны не достиг предкризисных показателей, а уровень бедности повысился. Кроме того, болезненным для С. Саргсяна стал резкий рост миграции из страны и внешнего долга.
Мощнейший удар по авторитету властей нанесла «четырёхдневная война» апреля 2016 г., которая выявила множество проблем и упущений в армии, в частности, факты коррупции, растраты бюджетных средств. Долгие годы армия была гордостью общества, и недостаточное финансирование и проблемы во многих других сферах власти объясняли именно затратами на оборону.
Ситуация, при которой народ, с одной стороны, недоволен правительством, его коррумпированностью и неспособностью решать стоящие перед государством вопросы, а с другой — гражданам позволялось свободно обсуждать проблемы страны, привела к полной дискредитации властей в глазах общества. Это и подготовило основу для удачной кампании лидера протестов Н. Пашиняна.
23 апреля 2018 г. экс-президент Серж Саргсян подал в отставку с поста премьер-министра Армении, который занимал чуть меньше недели, тем самым закончив свое десятилетнее правление республикой. Президентский срок С. Саргсяна начался с массовых выступлений оппозиции против его победы на президентских выборах 2008 г., а конец ему положили еще более массовые протесты апреля 2018 г. И надо заметить, что кровавые события 1 марта 2008 г., когда тандем второго президента Роберта Кочаряна и занимавшего тогда пост премьер-министра Сержа Саргсяна решил прибегнуть к силовому варианту разгона митингов оппозиции во главе с Л. Тер-Петросяном, все эти десять лет преследовали третьего президента.
Представляется, что именно нежелание начать свое премьерство с кровопролития во многом остановило С. Саргсяна от применения силы во время последних массовых протестов во главе с Николом Пашиняном. Хотя надо заметить, что в отличие от Р. Кочаряна, сторонника более прямолинейных и жестких решений, С. Саргсян все эти годы предпочитал тактику многоходовых комбинаций и закулисных сделок, прибегая к силовым акциям против протестующих лишь в крайнем случае. Тяге к непубличной политике и закулисным сделкам способствовала и личность самого С. Саргсяна — плохого оратора и не харизматичного человека.
Другим отличием десятилетних президентств С. Саргсяна и Р. Кочаряна стала ситуация на внешнеполитическом фронте. При Р. Кочаряне отношения России и Запада — двух главных торгово-экономических и политических партнеров Армении — не находились в таком кризисе, как в последние годы. Во время его управления страной наблюдался рост цен на сырье, складывалась благоприятная ситуация на мировых рынках, что обеспечивало приток инвестиций в Армению и двузначные показатели экономического роста. Именно рост благосостояния населения немного сглаживал недовольство общества авторитарными методами правления Р. Кочаряна и коррумпированной и неэффективной властной системой.
Начало президентства С. Саргсяна совпало с мировым финансовым кризисом. И хотя правительство пыталось убедить общественность, что кризис обойдет Армению стороной, в эти годы республика наряду с Украиной стала лидером по экономическому спаду в СНГ. Несмотря на то, что во время обсуждения в парламенте своей кандидатуры на пост премьера С. Саргсян уверял, что за годы его президентства ВВП Армении вырос в 1,8 раза — с 6385 млрд долл. в 2007 г. до 11560 млрд долл. в 2017 г., ВВП страны, по мнению оппозиционных экономистов, так и не достиг предкризисных показателей. Повысился уровень бедности — с 27,6% в 2008 г. до почти 29,4% по итогам 2016 г.
Однако наиболее болезненными для С. Саргсяна стали два других показателя — резкий рост миграции из страны и внешнего долга. Так, только с 2012 по 2016 гг. экономически активное население Армении сократилось почти на 200 тыс. человек — с 1418 млн человек в 2012 г. до 1226 млн в 2016 г., то есть в среднем примерно на 40 тыс. человек в год. Такая же неутешительная картина и с внешним долгом — если в 2008 г., когда С. Саргсян занял президентский пост, госдолг Армении составлял 1,6 млрд долл., то сейчас он достиг 7 млрд. К этому добавлялось и недовольство людей сложившейся в республике олигархической структурой экономики и новоявленным феодальным строем, где олигархам и местным князькам позволялось многое в обмен на помощь в ходе выборов. При этом одними из крупнейших олигархов страны стали брат президента Сашик Саргсян (его имя стало нарицательным в Армении благодаря страсти входить в долю в бизнесы других предпринимателей) и зять президента Микаэл Минасян.
Мощнейший удар по авторитету властей нанесла «четырёхдневная война» апреля 2016 г., которая выявила множество проблем и упущений в армии, в частности, факты коррупции, растраты бюджетных средств. А ведь долгие годы армия была гордостью общества, и недостаточное финансирование и проблемы во многих других сферах власти объясняли именно затратами на оборону.
Что касается внешней политики, то хотя С. Саргсян и вел осторожную комплементарную политику, многие в Армении считали, что она слишком пророссийская. В Москве же курс президента на евроинтеграцию критиковали, поскольку считали его прозападным. И тем более Кремлю не понравился тот факт, что через год после российско-грузинской войны 2008 г. С. Саргсян принял в Ереване Михаила Саакашвили, которого наградил высшей государственной наградой Армении. К тому же многие в республике и диаспоре не забыли неудачную попытку бывшего президента нормализовать отношения с Турцией, с которой у Армении исторически сложные отношения, отягощённые вопросом геноцида армян в Османской империи.
Отдельно стоит упомянуть и невыполненные обещания С. Саргсяна из его предвыборных программ 2007 и 2013 гг. — строительство новой АЭС, железной дороги Армения – Иран и др., но самое главное — не претендовать на пост премьер-министра, фактического руководителя страны после перехода к парламентской республике. Тем более что перед этим он назначил на пост премьер-министра Карена Карапетяна, с которым многие в Армении связывали надежды на анонсированные президентом реформы и кардинальные изменения. Именно К. Карапетян стал главным лицом избирательной кампании в парламент весной 2017 г., а возглавил избирательный список РПА другой новый человек в правящей партии — бывший глава президентской администрации, а затем министр обороны Виген Саркисян. Вкупе с «косметическим ремонтом» избирательного списка РПА, удалением из него некоторых одиозных олигархов обществу внушили надежды на перемены.
Однако после решения С. Саргсяна стать премьер-министром и пойти фактически на свой «третий президентский срок» всем стало ясно, что никаких кардинальных изменений ждать не стоит. Более того, общество осознало, что все предыдущие действия правительства были маневром, призванным снизить накал в обществе после захвата полицейской части летом 2016 г. радикальной группой «Сасна црер» и обеспечить победу властей на парламентских выборах 2017 г. и будущее воспроизводство власти С. Саргсяна. Самое главное — решение С. Саргсяна стало сломом политических традиций, из-за чего армянское общество стало проводить аналогии с соседним Азербайджаном и его наследственной властью семьи Алиевых. Стоит отметить, что даже более авторитарный предшественник С. Саргсяна Р. Кочарян не рискнул изменить конституцию под себя, чтобы продолжить управлять страной, вероятно, лучше своего преемника понимая менталитет армянского общества и его нежелание терпеть «пожизненную» власть лидера страны. Последние указы С. Саргсяна в качестве президента, в частности, его решение подарить себе государственную дачу в Ереване, вызвали в обществе ощущение полного пренебрежения действующим президентом мнением народа.
При этом самым обидным для С. Саргсяна является то обстоятельство, что именно при нем произошла довольно сильная либерализация политической системы Армении, в частности, в вопросе свободы слова и проведения уличных акций протеста (в Армении они проходят в уведомительном порядке), — это было одним из основных требований Запада для предоставления стране финансовой помощи. Бурное распространение в республике Интернета дало большему числу граждан доступ к интернет-СМИ, неподконтрольным властям. Ситуация, при которой народ, с одной стороны, недоволен правительством, его коррумпированностью и неспособностью решать стоящие перед государством вопросы, а с другой — гражданам позволялось свободно обсуждать проблемы страны, привела к полной дискредитации властей в глазах общества. Это и подготовило основу для удачной кампании лидера последних протестов Н. Пашиняна.