Оценить статью
(Голосов: 15, Рейтинг: 4.67)
 (15 голосов)
Поделиться статьей
Алена Суязова

К.ист.н., доцент кафедры международных отношений Дипломатической академии МИД России

Современная трансформация международных отношений в очередной раз продемонстрировала всю сложность геополитического положения Балканского субрегиона, находящегося на стыке различных цивилизаций и представляющего собой уникальную, гетерогенную и оттого чрезвычайно непростую идентичность. Начатый в конце XX века евроинтеграционный маршрут стран Балканского полуострова, отличавшийся на начальных этапах высокой степенью упорядоченности, сегодня можно охарактеризовать как неоднозначный и противоречивый. Албания, Босния и Герцеговина, самопровозглашенная республика Косово, Северная Македония, Сербия и Черногория, объединенные термином Западные Балканы по инициативе Брюсселя, представляют собой зону особых интересов Евросоюза, где последний вынужден активизировать политику для удержания некогда лидерских позиций. По данным Еврокомиссии в 2023 г., на долю ЕС приходилось почти 70% общего объема торговли в субрегионе и около 58% прямых иностранных инвестиций. Однако существенный рост капиталовложений в страны Западных Балкан со стороны восточных акторов формирует для европейской политики существенные риски. В 2024 г. Китай, обогнав Нидерланды, стал крупнейшим иностранным инвестором ведущей экономики Западных Балкан — Сербии, на примере которой ярко проявляется общая тенденция к диверсификации экономических связей. Примечательно, что в 2024 г. инвестиции стран Азии в целом составили 34% от всех иностранных инвестиций Сербии, тогда как на Евросоюз пришлось 37,2%. Однако позиции Поднебесной в торговой сфере на данный момент не столь сильны. Товарооборот Сербии с Евросоюзом демонстрирует стабильность и оценивается в 42,8 млрд долл. в 2024 г., а с Пекином торговое взаимодействие Белграда отличается непостоянством динамики и гораздо меньшим суммарным показателем в 7,1 млрд долл. Тем не менее активизация в субрегионе Китая и других неевропейских акторов способна существенно снизить степень влияния евроатлантического фактора в странах Балканского полуострова в целом и вынуждает Брюссель активизировать свою деятельность в отношении еще не получивших членство в ЕС стран Западных Балкан.

Время безусловной гегемонии ЕС в Юго-Восточной Европе подходит к концу, открывая дополнительные возможности для иных внерегиональных акторов. На фоне все более расплывчатой перспективы евроинтеграции страны Балкан, продолжая политику активного взаимодействия с Западом, все интенсивнее наращивают контакты с Востоком. В этих условиях тактика жестких требований и ультиматумов, к которым все еще прибегает Брюссель, вряд ли позволит достигнуть положительных результатов в долгосрочной перспективе. Сложности, с которыми сегодня сталкиваются внутрирегиональные и международные игроки на Балканах, в том числе и Евросоюз, требуют высокой степени гибкости и способности формировать новые подходы к решению старых проблем.

Современная трансформация международных отношений в очередной раз продемонстрировала всю сложность геополитического положения Балканского субрегиона, находящегося на стыке различных цивилизаций и представляющего собой уникальную, гетерогенную и оттого чрезвычайно непростую идентичность. Начатый в конце XX века евроинтеграционный маршрут стран Балканского полуострова, отличавшийся на начальных этапах высокой степенью упорядоченности, сегодня можно охарактеризовать как неоднозначный и противоречивый. Албания, Босния и Герцеговина, самопровозглашенная республика Косово, Северная Македония, Сербия и Черногория, объединенные термином Западные Балканы по инициативе Брюсселя, представляют собой зону особых интересов Евросоюза, где последний вынужден активизировать политику для удержания некогда лидерских позиций. По данным Еврокомиссии в 2023 г,. на долю ЕС приходилось почти 70% общего объема торговли в субрегионе и около 58% прямых иностранных инвестиций. Однако существенный рост капиталовложений в страны Западных Балкан со стороны восточных акторов формирует для европейской политики существенные риски. В 2024 г. Китай, обогнав Нидерланды, стал крупнейшим иностранным инвестором ведущей экономики Западных Балкан — Сербии, на примере которой ярко проявляется общая тенденция к диверсификации экономических связей. Примечательно, что в 2024 г. инвестиции стран Азии в целом составили 34% от всех иностранных инвестиций Сербии, тогда как на Евросоюз пришлось 37,2%. Однако позиции Поднебесной в торговой сфере на данный момент не столь сильны. Товарооборот Сербии с Евросоюзом демонстрирует стабильность и оценивается в 42,8 млрд долл. в 2024 г., а с Пекином торговое взаимодействие Белграда отличается непостоянством динамики и гораздо меньшим суммарным показателем в 7,1 млрд долл. Тем не менее активизация в субрегионе Китая и других неевропейских акторов способна существенно снизить степень влияния евроатлантического фактора в странах Балканского полуострова в целом и вынуждает Брюссель активизировать свою деятельность в отношении еще не получивших членство в ЕС стран Западных Балкан.

Инструменты предвступительной помощи Евросоюза и Западные Балканы

Предварительная помощь Брюсселя странам, вставшим на путь евроинтеграции, носит системный и институционализированный характер. Так, например, с 2007 г. в отношении Западных Балкан действует Программа предвступительной помощи (Instrument for Pre-accession Assistance, IPA), в рамках которой на современном этапе реализуется пакет финансовой поддержки на 2021–2027 гг. бюджетом почти в 15 млрд евро. В 2009 г. также был создан Инвестиционный фонд Западных Балкан (Western Balkans Investment Framework, WBIF), содействующий социально-экономическому развитию и процессу вступления в ЕС стран региона, предоставляющий техническую помощь для стратегических инвестиций в транспортный, энергетический, экологический и социальный секторы, а также инициативы развития частного сектора.

В отношении Западных Балкан Брюссель выдвинул требование ранней экономической интеграции на внутрирегиональном уровне и, в связи с этим, поставил задачу по формированию Общего регионального рынка (The Western Balkans Common Regional Market, CRM) — единого экономического пространства субрегиона на основе принципов внутреннего рынка самого Евросоюза. Особый этап в реализации данной задачи начался в 2017 г., когда в рамках Берлинского процесса был принят «Многолетний план действий по региональному экономическому пространству на 2017–2020 гг.». Позднее на саммите «ЕС — Западные Балканы» в Софии был утвержден «План действий по созданию общего регионального рынка на 2021–2024 гг.». Работа над региональной экономической интеграцией велась в первую очередь через такие структуры как Совет регионального сотрудничества (RCC), Центрально-европейская ассоциация свободной торговли (CEFTA) и Инвестиционный фонд Западных Балкан (WBIF). Общий региональный рынок, создание которого Брюссель констатировал в 2024 г., предполагает свободное перемещение товаров, услуг, капитала и людей, а также охватывает аспекты цифровой, инвестиционной, инновационной и промышленной политики. Через создание и дальнейшее развитие регионального экономического пространства на Западных Балканах, построенного на экономических принципах внутреннего европейского рынка, Евросоюз пытается снизить для себя риски, связанные с интеграцией столь сложного субрегиона.

Осенью 2024 г. на саммите «ЕС — Западные Балканы» в Берлине был принят «План действий по общему региональному рынку на 2025–2028 гг. (CRM 2.0)», в котором поставлены задачи устранения барьеров в перемещении товаров и услуг, увеличения роста внутрирегиональной торговли на 10% в год, совершенствования систем образования и трудоустройства с целью прекращения «утечки мозгов», развития конкурентной бизнес-среды с ростом инвестиций и рабочих мест, повышения доступа к интернету и цифровым услугам.

Очередным инструментом предвступительной помощи стал запущенный в 2020 г. Экономический и инвестиционный план для Западных Балкан (Economic and Investment Plan for the Western Balkans, EIP). В рамках программы Евросоюз по состоянию на конец 2024 г. одобрил в виде грантов финансирование в размере 5,4 млрд евро при запланированном общем объеме инвестиций в 17,4 млрд евро.

Важной инициативой Брюсселя, претендующей на придание интеграционному процессу Западных Балкан качественно нового формата, стал План роста для Западных Балкан (Growth Plan for the Western Balkans), принятый Европейской комиссией в ноябре 2023 г. Инициатива предусматривает новые финансовые вливания в регион (6 млрд евро на период 2024–2027 гг.) через специально созданный Фонд реформ и роста для Западных Балкан (Reform and Growth Facility for the Western Balkans, RGF). Задача заключается в том, чтобы стимулировать преобразования и инвестиции с целью интенсификации евроинтеграционного процесса, а также реализовать постепенное слияние Общего регионального рынка с внутренним рынком ЕС. Последнее носит новаторский характер. Со слов Урсулы фон дер Ляйен, план станет «мостом» между Общим региональным рынком и рынком ЕС, с помощью которого Брюссель «как бы открывает дверь в определенные сектора Единого рынка».

Таким образом, процесс стабилизации и ассоциации стран Западных Балкан регулярно дополняется новыми финансовыми инициативами, способствующими экономическому развитию региона и созданию тесных долгосрочных связей с Евросоюзом. При этом открытым остается вопрос: не представляет ли собой подобная тактика Брюсселя, неготового в обозримой перспективе к новому расширению, попытку затянуть и усложнить евроинтеграционный процесс для шести балканских республик?

План роста для Западных Балкан: современные достижения

Для получения денежных средств в рамках Плана роста каждая из балканских республик должна была разработать собственную программу реформ. В октябре 2024 г. Еврокомиссия приняла программы реформ Албании, Косово, Черногории, Северной Македонии и Сербии. К середине лета 2025 г. в отношении ряда этих стран — Северной Македонии, Албании, Черногории и Сербии — уже были осуществлены предварительные выплаты. К этому времени Босния и Герцеговина находилась только на этапе принятия проекта программы реформ, а самопровозглашенное Косово еще не утвердило процедурный документ для получения авансовых средств.

На встрече лидеров ЕС и Западных Балкан в июле 2025 г. было отмечено, что предварительное финансирование Северной Македонии, Албании, Черногории и Сербии, направленное на развитие чистой энергетики, составило 87,7 млн евро. Планируется строительство воздушных линий электропередачи, а также подстанций в Албании и Черногории, восстановление гидроэлектростанций в Албании и Сербии, интеграция возобновляемых источников энергии в систему отопления города Нови-Сад в Сербии.

В дополнение к уже согласованным реформам для упрощения финансовых переводов, сокращения стоимости и времени обработки транзакций Черногория, Албания, Северная Македония и Сербия присоединились к единой зоне платежей в евро (SEPA). Продолжается работа по совершенствованию процесса перевозки товаров внутри Западных Балкан и между странами региона и Евросоюзом. Для этого ЕС оказывает поддержку специально созданным в рамках инициативы «Зеленые коридоры» пунктам пропуска, а также осуществляет финансирование развития инфраструктуры по Программе безопасного и устойчивого транспорта.

В четырех балканских странах, указанных выше, развивается инициатива «Единый рыночный путь», направленная на создание промышленных альянсов и укрепление цепочек поставок между Западными Балканами и Европейским союзом, а также на сближение нормативно-правовой базы и интеграцию бизнес-сообществ. Ведется работа в сфере защиты прав потребителей. Еще одним важнейшим направлением взаимодействия выступает развитие цифровых коммуникаций. Европейские центры инноваций оказывают поддержку малым и средним предприятиям Черногории, Албании, Северной Македонии и Сербии в их модернизации. Осуществляются проекты по расширению зоны Wi-Fi доступа, а также снижению тарифов на роуминг.

В сфере туризма ведется работа по интеграции региональных структур в механизмы Евросоюза, в частности в Консультативный комитет по туризму и Европейскую комиссию по туризму. Для четырех балканских стран ставится задача повысить квалификацию в данной сфере и построить «более экологичную, цифровую и устойчивую» туристическую отрасль.

На данном этапе лидеры Евросоюза и Западных Балкан выразили удовлетворенность достигнутым прогрессом в рамках реализации Плана роста, а также выразили стремление интенсифицировать дальнейшую работу. Им предстоит провести оценку реализации реформ Еврокомиссией и принять решения о выплатах, связанных с первым отчетным раундом.

Таблица 1. Экономическое взаимодействие Евросоюза со странами Западных Балкан

Страна Формат поддержки
IPA (2021–2024 гг., млн евро) EIP (2020–2024 гг., млн евро) Торговля товарами (2023 г., в % от общего объёма торговли) Инвестиции (2022 г., млн евро) RGF (2024–2027 гг., млн евро)
Албания 500 600 57,7 736 922
Босния и Герцеговина 309 1.000 64,2 754 1 085
Самопровозгла-шенное Косово 245 303 41,1 388 882
Черногория 135 394 47,5 223 383
Северная Македония 300 594 60,4 519 750
Сербия 586 1.400 59,7 1.390 1 586

Источник: составлено автором на основе данных Еврокомиссии

Примечательно, что наибольший объем финансовой помощи, в том числе в рамках Плана роста для Западных Балкан, предусмотрен для Сербии и Боснии и Герцеговины (см. Таблицу 1), хотя именно их политика, в первую очередь внешняя, зачастую выходит за рамки, очерченные Евросоюзом. Данный факт может свидетельствовать о попытке Брюсселя усилить рычаги влияния в регионе за счет обещанных финансовых перспектив с одной стороны и выгодности диверсификации внешнеполитических связей для балканских государств с другой.

***

Несмотря на кризисный характер современной международной ситуации в целом, большое количество сложностей во внутренней и внешней политике самого Евросоюза и рост противоречий на Балканском полуострове, Брюссель не собирается сдавать позиции ведущей силы в Юго-Восточной Европе и продолжает борьбу за господство над субрегионом. Новые инициативы, безусловно, способствуют дальнейшему укреплению экономических связей интеграционного объединения со странами Западных Балкан, для которых данный процесс естественен в силу географических, исторических и культурно-цивилизационных особенностей. Однако существенные коррективы в геополитическую ситуацию в регионе вносит современная трансформация международных отношений, породившая усиление новых центров силы, расширение диверсификации внешнеполитического взаимодействия, рост значения национальных государств и снижение привлекательности наднациональных структур.

Помощь Брюсселя как и прежде сопряжена с большим количеством требований, соблюдение которых становится все более обременительным. ЕС выдвигает западно-балканским партнерам условия о присоединении к европейскому курсу на цифровизацию, построение «зеленой» экономики, защите прав членов ЛГБТ сообщества (признана экстремистской организацией в РФ), а также о следовании исключающему политику многовекторности курсу Евросоюза на международной арене.

Внешнеполитический аспект особенно актуален для Сербии и Боснии и Герцеговины. Поставленная Брюсселем задача действовать в рамках Общей внешней политики и политики безопасности ЕС, включая санкционные меры Евросоюза, борьбу с «дезинформацией», «иностранным манипулированием информацией», направленными против ЕС и его ценностей, а также движение к гармонизации визовой политики с Евросоюзом вызывает неоднозначную реакцию внутри Сербии и Боснии и Герцеговины и ведет к росту внутригосударственной напряженности.

Но время безусловной гегемонии ЕС в Юго-Восточной Европе подходит к концу, открывая дополнительные возможности для иных внерегиональных акторов. На фоне все более расплывчатой перспективы евроинтеграции страны Балкан, продолжая политику активного взаимодействия с Западом, все интенсивнее наращивают контакты с Востоком. В этих условиях тактика жестких требований и ультиматумов, к которым все еще прибегает Брюссель, вряд ли позволит достигнуть положительных результатов в долгосрочной перспективе. Сложности, с которыми сегодня сталкиваются внутрирегиональные и международные игроки на Балканах, в том числе и Евросоюз, требуют высокой степени гибкости и способности формировать новые подходы к решению старых проблем.


Оценить статью
(Голосов: 15, Рейтинг: 4.67)
 (15 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju