Современная трансформация международных отношений в очередной раз продемонстрировала всю сложность геополитического положения Балканского субрегиона, находящегося на стыке различных цивилизаций и представляющего собой уникальную, гетерогенную и оттого чрезвычайно непростую идентичность. Начатый в конце XX века евроинтеграционный маршрут стран Балканского полуострова, отличавшийся на начальных этапах высокой степенью упорядоченности, сегодня можно охарактеризовать как неоднозначный и противоречивый. Албания, Босния и Герцеговина, самопровозглашенная республика Косово, Северная Македония, Сербия и Черногория, объединенные термином Западные Балканы по инициативе Брюсселя, представляют собой зону особых интересов Евросоюза, где последний вынужден активизировать политику для удержания некогда лидерских позиций. По данным Еврокомиссии в 2023 г., на долю ЕС приходилось почти 70% общего объема торговли в субрегионе и около 58% прямых иностранных инвестиций. Однако существенный рост капиталовложений в страны Западных Балкан со стороны восточных акторов формирует для европейской политики существенные риски. В 2024 г. Китай, обогнав Нидерланды, стал крупнейшим иностранным инвестором ведущей экономики Западных Балкан — Сербии, на примере которой ярко проявляется общая тенденция к диверсификации экономических связей. Примечательно, что в 2024 г. инвестиции стран Азии в целом составили 34% от всех иностранных инвестиций Сербии, тогда как на Евросоюз пришлось 37,2%. Однако позиции Поднебесной в торговой сфере на данный момент не столь сильны. Товарооборот Сербии с Евросоюзом демонстрирует стабильность и оценивается в 42,8 млрд долл. в 2024 г., а с Пекином торговое взаимодействие Белграда отличается непостоянством динамики и гораздо меньшим суммарным показателем в 7,1 млрд долл. Тем не менее активизация в субрегионе Китая и других неевропейских акторов способна существенно снизить степень влияния евроатлантического фактора в странах Балканского полуострова в целом и вынуждает Брюссель активизировать свою деятельность в отношении еще не получивших членство в ЕС стран Западных Балкан.
Время безусловной гегемонии ЕС в Юго-Восточной Европе подходит к концу, открывая дополнительные возможности для иных внерегиональных акторов. На фоне все более расплывчатой перспективы евроинтеграции страны Балкан, продолжая политику активного взаимодействия с Западом, все интенсивнее наращивают контакты с Востоком. В этих условиях тактика жестких требований и ультиматумов, к которым все еще прибегает Брюссель, вряд ли позволит достигнуть положительных результатов в долгосрочной перспективе. Сложности, с которыми сегодня сталкиваются внутрирегиональные и международные игроки на Балканах, в том числе и Евросоюз, требуют высокой степени гибкости и способности формировать новые подходы к решению старых проблем.
Современная трансформация международных отношений в очередной раз продемонстрировала всю сложность геополитического положения Балканского субрегиона, находящегося на стыке различных цивилизаций и представляющего собой уникальную, гетерогенную и оттого чрезвычайно непростую идентичность. Начатый в конце XX века евроинтеграционный маршрут стран Балканского полуострова, отличавшийся на начальных этапах высокой степенью упорядоченности, сегодня можно охарактеризовать как неоднозначный и противоречивый. Албания, Босния и Герцеговина, самопровозглашенная республика Косово, Северная Македония, Сербия и Черногория, объединенные термином Западные Балканы по инициативе Брюсселя, представляют собой зону особых интересов Евросоюза, где последний вынужден активизировать политику для удержания некогда лидерских позиций. По данным Еврокомиссии в 2023 г,. на долю ЕС приходилось почти 70% общего объема торговли в субрегионе и около 58% прямых иностранных инвестиций. Однако существенный рост капиталовложений в страны Западных Балкан со стороны восточных акторов формирует для европейской политики существенные риски. В 2024 г. Китай, обогнав Нидерланды, стал крупнейшим иностранным инвестором ведущей экономики Западных Балкан — Сербии, на примере которой ярко проявляется общая тенденция к диверсификации экономических связей. Примечательно, что в 2024 г. инвестиции стран Азии в целом составили 34% от всех иностранных инвестиций Сербии, тогда как на Евросоюз пришлось 37,2%. Однако позиции Поднебесной в торговой сфере на данный момент не столь сильны. Товарооборот Сербии с Евросоюзом демонстрирует стабильность и оценивается в 42,8 млрд долл. в 2024 г., а с Пекином торговое взаимодействие Белграда отличается непостоянством динамики и гораздо меньшим суммарным показателем в 7,1 млрд долл. Тем не менее активизация в субрегионе Китая и других неевропейских акторов способна существенно снизить степень влияния евроатлантического фактора в странах Балканского полуострова в целом и вынуждает Брюссель активизировать свою деятельность в отношении еще не получивших членство в ЕС стран Западных Балкан.
Инструменты предвступительной помощи Евросоюза и Западные Балканы
Предварительная помощь Брюсселя странам, вставшим на путь евроинтеграции, носит системный и институционализированный характер. Так, например, с 2007 г. в отношении Западных Балкан действует Программа предвступительной помощи (Instrument for Pre-accession Assistance, IPA), в рамках которой на современном этапе реализуется пакет финансовой поддержки на 2021–2027 гг. бюджетом почти в 15 млрд евро. В 2009 г. также был создан Инвестиционный фонд Западных Балкан (Western Balkans Investment Framework, WBIF), содействующий социально-экономическому развитию и процессу вступления в ЕС стран региона, предоставляющий техническую помощь для стратегических инвестиций в транспортный, энергетический, экологический и социальный секторы, а также инициативы развития частного сектора.
В отношении Западных Балкан Брюссель выдвинул требование ранней экономической интеграции на внутрирегиональном уровне и, в связи с этим, поставил задачу по формированию Общего регионального рынка (The Western Balkans Common Regional Market, CRM) — единого экономического пространства субрегиона на основе принципов внутреннего рынка самого Евросоюза. Особый этап в реализации данной задачи начался в 2017 г., когда в рамках Берлинского процесса был принят «Многолетний план действий по региональному экономическому пространству на 2017–2020 гг.». Позднее на саммите «ЕС — Западные Балканы» в Софии был утвержден «План действий по созданию общего регионального рынка на 2021–2024 гг.». Работа над региональной экономической интеграцией велась в первую очередь через такие структуры как Совет регионального сотрудничества (RCC), Центрально-европейская ассоциация свободной торговли (CEFTA) и Инвестиционный фонд Западных Балкан (WBIF). Общий региональный рынок, создание которого Брюссель констатировал в 2024 г., предполагает свободное перемещение товаров, услуг, капитала и людей, а также охватывает аспекты цифровой, инвестиционной, инновационной и промышленной политики. Через создание и дальнейшее развитие регионального экономического пространства на Западных Балканах, построенного на экономических принципах внутреннего европейского рынка, Евросоюз пытается снизить для себя риски, связанные с интеграцией столь сложного субрегиона.
Осенью 2024 г. на саммите «ЕС — Западные Балканы» в Берлине был принят «План действий по общему региональному рынку на 2025–2028 гг. (CRM 2.0)», в котором поставлены задачи устранения барьеров в перемещении товаров и услуг, увеличения роста внутрирегиональной торговли на 10% в год, совершенствования систем образования и трудоустройства с целью прекращения «утечки мозгов», развития конкурентной бизнес-среды с ростом инвестиций и рабочих мест, повышения доступа к интернету и цифровым услугам.
Очередным инструментом предвступительной помощи стал запущенный в 2020 г. Экономический и инвестиционный план для Западных Балкан (Economic and Investment Plan for the Western Balkans, EIP). В рамках программы Евросоюз по состоянию на конец 2024 г. одобрил в виде грантов финансирование в размере 5,4 млрд евро при запланированном общем объеме инвестиций в 17,4 млрд евро.
Важной инициативой Брюсселя, претендующей на придание интеграционному процессу Западных Балкан качественно нового формата, стал План роста для Западных Балкан (Growth Plan for the Western Balkans), принятый Европейской комиссией в ноябре 2023 г. Инициатива предусматривает новые финансовые вливания в регион (6 млрд евро на период 2024–2027 гг.) через специально созданный Фонд реформ и роста для Западных Балкан (Reform and Growth Facility for the Western Balkans, RGF). Задача заключается в том, чтобы стимулировать преобразования и инвестиции с целью интенсификации евроинтеграционного процесса, а также реализовать постепенное слияние Общего регионального рынка с внутренним рынком ЕС. Последнее носит новаторский характер. Со слов Урсулы фон дер Ляйен, план станет «мостом» между Общим региональным рынком и рынком ЕС, с помощью которого Брюссель «как бы открывает дверь в определенные сектора Единого рынка».
Таким образом, процесс стабилизации и ассоциации стран Западных Балкан регулярно дополняется новыми финансовыми инициативами, способствующими экономическому развитию региона и созданию тесных долгосрочных связей с Евросоюзом. При этом открытым остается вопрос: не представляет ли собой подобная тактика Брюсселя, неготового в обозримой перспективе к новому расширению, попытку затянуть и усложнить евроинтеграционный процесс для шести балканских республик?
План роста для Западных Балкан: современные достижения
Для получения денежных средств в рамках Плана роста каждая из балканских республик должна была разработать собственную программу реформ. В октябре 2024 г. Еврокомиссия приняла программы реформ Албании, Косово, Черногории, Северной Македонии и Сербии. К середине лета 2025 г. в отношении ряда этих стран — Северной Македонии, Албании, Черногории и Сербии — уже были осуществлены предварительные выплаты. К этому времени Босния и Герцеговина находилась только на этапе принятия проекта программы реформ, а самопровозглашенное Косово еще не утвердило процедурный документ для получения авансовых средств.
На встрече лидеров ЕС и Западных Балкан в июле 2025 г. было отмечено, что предварительное финансирование Северной Македонии, Албании, Черногории и Сербии, направленное на развитие чистой энергетики, составило 87,7 млн евро. Планируется строительство воздушных линий электропередачи, а также подстанций в Албании и Черногории, восстановление гидроэлектростанций в Албании и Сербии, интеграция возобновляемых источников энергии в систему отопления города Нови-Сад в Сербии.
В дополнение к уже согласованным реформам для упрощения финансовых переводов, сокращения стоимости и времени обработки транзакций Черногория, Албания, Северная Македония и Сербия присоединились к единой зоне платежей в евро (SEPA). Продолжается работа по совершенствованию процесса перевозки товаров внутри Западных Балкан и между странами региона и Евросоюзом. Для этого ЕС оказывает поддержку специально созданным в рамках инициативы «Зеленые коридоры» пунктам пропуска, а также осуществляет финансирование развития инфраструктуры по Программе безопасного и устойчивого транспорта.
В четырех балканских странах, указанных выше, развивается инициатива «Единый рыночный путь», направленная на создание промышленных альянсов и укрепление цепочек поставок между Западными Балканами и Европейским союзом, а также на сближение нормативно-правовой базы и интеграцию бизнес-сообществ. Ведется работа в сфере защиты прав потребителей. Еще одним важнейшим направлением взаимодействия выступает развитие цифровых коммуникаций. Европейские центры инноваций оказывают поддержку малым и средним предприятиям Черногории, Албании, Северной Македонии и Сербии в их модернизации. Осуществляются проекты по расширению зоны Wi-Fi доступа, а также снижению тарифов на роуминг.
В сфере туризма ведется работа по интеграции региональных структур в механизмы Евросоюза, в частности в Консультативный комитет по туризму и Европейскую комиссию по туризму. Для четырех балканских стран ставится задача повысить квалификацию в данной сфере и построить «более экологичную, цифровую и устойчивую» туристическую отрасль.
На данном этапе лидеры Евросоюза и Западных Балкан выразили удовлетворенность достигнутым прогрессом в рамках реализации Плана роста, а также выразили стремление интенсифицировать дальнейшую работу. Им предстоит провести оценку реализации реформ Еврокомиссией и принять решения о выплатах, связанных с первым отчетным раундом.
Таблица 1. Экономическое взаимодействие Евросоюза со странами Западных Балкан
|
Страна
|
Формат поддержки
|
|
IPA (2021–2024 гг., млн евро)
|
EIP (2020–2024 гг., млн евро)
|
Торговля товарами (2023 г., в % от общего объёма торговли)
|
Инвестиции (2022 г., млн евро)
|
RGF (2024–2027 гг., млн евро)
|
|
Албания
|
500
|
600
|
57,7
|
736
|
922
|
|
Босния и Герцеговина
|
309
|
1.000
|
64,2
|
754
|
1 085
|
|
Самопровозгла-шенное Косово
|
245
|
303
|
41,1
|
388
|
882
|
|
Черногория
|
135
|
394
|
47,5
|
223
|
383
|
|
Северная Македония
|
300
|
594
|
60,4
|
519
|
750
|
|
Сербия
|
586
|
1.400
|
59,7
|
1.390
|
1 586
|
Источник: составлено автором на основе данных Еврокомиссии
Примечательно, что наибольший объем финансовой помощи, в том числе в рамках Плана роста для Западных Балкан, предусмотрен для Сербии и Боснии и Герцеговины (см. Таблицу 1), хотя именно их политика, в первую очередь внешняя, зачастую выходит за рамки, очерченные Евросоюзом. Данный факт может свидетельствовать о попытке Брюсселя усилить рычаги влияния в регионе за счет обещанных финансовых перспектив с одной стороны и выгодности диверсификации внешнеполитических связей для балканских государств с другой.
***
Несмотря на кризисный характер современной международной ситуации в целом, большое количество сложностей во внутренней и внешней политике самого Евросоюза и рост противоречий на Балканском полуострове, Брюссель не собирается сдавать позиции ведущей силы в Юго-Восточной Европе и продолжает борьбу за господство над субрегионом. Новые инициативы, безусловно, способствуют дальнейшему укреплению экономических связей интеграционного объединения со странами Западных Балкан, для которых данный процесс естественен в силу географических, исторических и культурно-цивилизационных особенностей. Однако существенные коррективы в геополитическую ситуацию в регионе вносит современная трансформация международных отношений, породившая усиление новых центров силы, расширение диверсификации внешнеполитического взаимодействия, рост значения национальных государств и снижение привлекательности наднациональных структур.
Помощь Брюсселя как и прежде сопряжена с большим количеством требований, соблюдение которых становится все более обременительным. ЕС выдвигает западно-балканским партнерам условия о присоединении к европейскому курсу на цифровизацию, построение «зеленой» экономики, защите прав членов ЛГБТ сообщества (признана экстремистской организацией в РФ), а также о следовании исключающему политику многовекторности курсу Евросоюза на международной арене.
Внешнеполитический аспект особенно актуален для Сербии и Боснии и Герцеговины. Поставленная Брюсселем задача действовать в рамках Общей внешней политики и политики безопасности ЕС, включая санкционные меры Евросоюза, борьбу с «дезинформацией», «иностранным манипулированием информацией», направленными против ЕС и его ценностей, а также движение к гармонизации визовой политики с Евросоюзом вызывает неоднозначную реакцию внутри Сербии и Боснии и Герцеговины и ведет к росту внутригосударственной напряженности.
Но время безусловной гегемонии ЕС в Юго-Восточной Европе подходит к концу, открывая дополнительные возможности для иных внерегиональных акторов. На фоне все более расплывчатой перспективы евроинтеграции страны Балкан, продолжая политику активного взаимодействия с Западом, все интенсивнее наращивают контакты с Востоком. В этих условиях тактика жестких требований и ультиматумов, к которым все еще прибегает Брюссель, вряд ли позволит достигнуть положительных результатов в долгосрочной перспективе. Сложности, с которыми сегодня сталкиваются внутрирегиональные и международные игроки на Балканах, в том числе и Евросоюз, требуют высокой степени гибкости и способности формировать новые подходы к решению старых проблем.