Оценить статью
(Голосов: 2, Рейтинг: 5)
 (2 голоса)
Поделиться статьей
Дмитрий Данилов

К.э.н., зав. отделом европейской безопасности Института Европы РАН

Несмотря на возникшую на рубеже 1980–1990-х годов историческую перспективу формирования «Европы мира и сотрудничества», в рамках этой совместно декларированной цели зародился и развивается фундаментальный конфликт интересов между двумя европейскими полюсами – западным и восточным. Украинский кризис стал самым серьезным испытанием на пути создания единой Большой Европы.

Несмотря на возникшую на рубеже 1980–1990-х годов историческую перспективу формирования «Европы мира и сотрудничества», в рамках этой совместно декларированной цели зародился и развивается фундаментальный конфликт интересов между двумя европейскими полюсами – западным и восточным. Украинский кризис стал самым серьезным испытанием на пути создания единой Большой Европы.

После окончания холодной войны общая парадигма европейского развития изменилась принципиально – наметился переход от конфронтации и взаимного сдерживания к системному всестороннему сотрудничеству. Бывшим противникам на Западе и Востоке Европы удалось сформулировать и утвердить цель – создание единого и неделимого общеевропейского пространства и сообщества безопасности от Ванкувера до Владивостока, основанного на согласованных принципах, общих обязательствах и общих целях. Предполагается, что безопасность Большой Европы должна быть основана, с одной стороны, на всестороннем сотрудничестве, с другой – на кардинальном переформатировании отношений в сфере безопасности, включая военно-политическую составляющую.

Большая Европа – исторически шаткий концепт

После Второй мировой войны западноевропейская интеграционная система выстраивалась с целью сдерживания коммунистической и советской угрозы. Стратегической задачей Запада после распада ОВД и СССР стала консолидации собственных структур безопасности для парирования исходящих с Востока угроз и вызовов нестабильности, в том числе связанных с процессами дезинтеграции. Такая стратегия неизбежно сводила идею Большой Европы (Wider Europe) к курсу на расширение западного пространства «свободы, безопасности и стабильности» на Восток, включая практическую политику опорных евроатлантических институтов – НАТО и ЕС. Идеи и попытки включения России в расширяющееся евроатлантическое сообщество безопасности оказались несостоятельными, а сама Россия усилила противодействие давлению расширяющейся Евроатлантики и линию на консолидацию восточного (постсоветского) пространства.

Растущая взаимозависимость внутри европейской системы и на фоне глобализации объективно требует отказа от взаимного сдерживания в пользу формирования Большой Европы.

На рубеже 1980–1990-х годов возник глубинный конфликт интересов между двумя полюсами – интегрирующимся западным полюсом, который не может включить Россию, и Россией, которая хочет быть самостоятельным полюсом, политически равным Западу. Этот конфликт продолжает определяющим образом влиять на содержание и тенденции европейской системы безопасности (ЕСБ). Конфликтный потенциал периодически прорывается в виде политических кризисов в отношениях между Россией и Западом, одновременно подталкивая обе стороны к поиску неконфронтационных путей преодоления конфликта.

Растущая взаимозависимость внутри европейской системы и на фоне глобализации объективно требует отказа от взаимного сдерживания в пользу формирования Большой Европы. Вместе с тем на практике различающиеся интересы Востока и Запада (Евразийский проект vs Евроатлантика) заставляют постоянно поддерживать баланс между сдерживанием и сотрудничеством. Этот баланс, который можно охарактеризовать как взаимную сдержанность, периодически смещается в ту или иную сторону – в зависимости от эволюции европейской политико-экономической ситуации. Причем наиболее ощутимо эти колебания проявляются в сфере европейской безопасности. Во-первых, это наиболее чувствительная сфера обеспечения национальных или групповых суверенитетов и интересов. Во-вторых, до украинского кризиса ups & downs в этих отношениях не имели прямых, критически значимых экономических последствий, а косвенные эффекты не всегда линейны [1]. В-третьих, внесение тех или иных корректив в политику безопасности представляет собой относительно более легкую задачу в институциональном плане – и по процедурам согласования и реализации решений, и по срокам.

Однако именно эта кажущаяся легкость стала серьезным осложняющим фактором в европейских отношениях. Ухудшение отношений в сфере безопасности – политический сигнал опускающихся шлагбаумов на встречных маршрутах между Западом и Востоком Европы. В то же время, как показала практика, неправильно было бы переоценивать возможности прорывов, связанных с перезагрузкой в сфере безопасности. Неустойчивость и синусоидальная цикличность отношений безопасности проявляется в силу сохраняющихся (и усиливающихся) фундаментальных различий в интересах по линии Восток–Запад и, в свою очередь, обусловливает нарастание общей напряженности отношений.

Таким образом, хотя холодная война ушла в прошлое, биполярная структура европейской системы безопасности не исчезла, а трансформировалась в новую, размытую биполярность, когда внутренняя структура полюсов лишена прежней жесткости, и между ними формируется общее пространство взаимодействия. Это свидетельствует о том, что, несмотря на ликвидацию прямой военной угрозы между Западом и Востоком, в ЕСБ сохраняется, хотя и не превалирует, логика взаимного сдерживания и «игры с нулевой суммой», которые препятствуют развитию многостороннего многоуровневого партнерства. За четверть века после окончания холодной войны опасность военно-политического конфликта в Европе так и не удалось исключить, и украинский кризис вновь заставляет вносить соответствующие поправки в процесс политического планирования. Такое очередное смещение европейского политического баланса от сотрудничества к взаимному сдерживанию, тем более затрагивающее военно-политическое измерение отношений Запад–Россия, уже нельзя рассматривать как временное.

Украинский кризис – очередной откат назад

Запад и Россия фактически исчерпали имевшийся ресурс и политико-дипломатические возможности сближения на основе гармонизации двух европейских пространств и интеграционных проектов – евроатлантического (западного) и евразийского (восточного).

В отличие от прежних кризисов ЕСБ (Югославия-1999, Грузия-2008), когда оппоненты находили пути выхода из них с добавленной стоимостью сотрудничества, «украинский» конфликт, напротив, закрывает такую перспективу на обозримое будущее. Он девальвирует результаты перезагрузки российско-западных отношений в начале 2010-х годов, фактически не оставляя действующим и будущим конкурирующим политическим элитам выбора в пользу нового сближения. Очевидно, что Запад и Россия фактически исчерпали имевшийся ресурс и политико-дипломатические возможности сближения на основе гармонизации двух европейских пространств и интеграционных проектов – евроатлантического (западного) и евразийского (восточного).

С началом третьего президентского срока В. Путина в российской политике произошли существенные изменения. Россия предложила проект евразийской интеграции, который был ориентирован, прежде всего, на учет интересов партнеров, а не на политико-идеологический эффект в противостоянии западной экспансии. В этом смысле он был заявлен и задуман не как альтернатива западной интеграции и европейской ориентации России, а как проект возможной конвергенции, связывающий Запад и Восток евразийского пространства и позволяющий конкурировать на договорной и транспарентной основе. Но западные партнеры России, прежде всего ЕС, восприняли это не как возможность, а как геополитический вызов.

Третий острый кризис ЕСБ («украинский») расставил все точки над «и» и спровоцировал качественный сдвиг в российско-западных отношениях в сфере безопасности в направлении взаимного сдерживания. Для Запада российская политика в отношении Украины и «аннексия» Крыма стали неопровержимым доказательством агрессивно-имперского облика России. Россия, со своей стороны, также убедилась в неспособности и нежелании Запада учитывать ее фундаментальные озабоченности и интересы и, более того, в целенаправленной линии на подрыв этих интересов. Запад, прежде всего в лице НАТО, заявил, что уже не может строить отношения с Россией в прежнем формате («business as usual»). Период европейского модернизма после холодной войны закончился не постмодернизмом Большой Европы, а возвратом к геополитической классике.

Почему именно украинский кризис?

Внутриукраинский кризис, с одной стороны, стал отражением нараставшей напряженности между двумя полюсами Европы, а с другой – спровоцировал новый, ожидаемый кризис европейской системы безопасности, который заставляет ее участников существенным образом корректировать не только политику, но и свои стратегические ориентиры и установки. Страны НАТО официально заявили о пересмотре всего комплекса отношений с Россией, ЕС прервал переговоры по проекту нового базового соглашения, G8 вернулась к формату «Большой семерки», вопрос ужесточения западных санкций в отношении России вошел в центральный круг политической повестки взаимоотношений. С российской стороны звучат обвинения в адрес Запада (в первую очередь, США) в том, что конфликт носит управляемый характер и диктуется западными интересами и попытками сдерживания России.

Период европейского модернизма после холодной войны закончился не постмодернизмом Большой Европы, а возвратом к геополитической классике.

Принципиальная особенность украинского кризиса ЕСБ заключается в его беспрецедентной политико-экономической составляющей. Во-первых, он вызван обострившимся конфликтом двух европейских интеграционных проектов – западного и восточного, и геоэкономика как ключевой фактор стратегий развития и обеспечения суверенитета определяющим образом повлияла на стратегический выбор ЕС/США и России в сфере безопасности. Во-вторых, Запад впервые ввел в отношении России прямые экономические санкции. США, имеющие гораздо меньший объем экономических отношений с Россией по сравнению с Евросоюзом, оказывают на него существенное давление по ужесточению санкций в ответ на «аннексию Крыма» (1, 2, 3). Это значительно повышает порог для выхода из кризиса и уменьшает возможности снижения уровня военно-политической опасности в Европе, в том числе на договорно-правовой основе.

В-третьих, вопрос «кто будет платить» за Украину, тем более за какую Украину, становится принципиальным с точки зрения обеспечения европейской безопасности и поддержания относительной стабильности в Европе. Отсутствие согласованных или хотя бы взаимоприемлемых действий России и Запада по стабилизации ситуации на Украине и, напротив, продолжение перетягивания каната через Украину ведет к углублению раскола в ЕСБ.

georgianpress.ru
Подписание Украиной, Молдавией и Грузией
Соглашения об ассоциации с ЕС

В-четвертых, кризис ЕСБ будет иметь долгосрочные политико-экономические последствия. И в ЕС, и в России уже начался поиск альтернативных торговых и финансово-инвестиционных ориентиров, в первую очередь на энергетическом рынке. И в странах ЕС, и в России бизнес пытается бороться не только с неблагоприятной политической конъюнктурой, но и с центробежными трендами, вызванными политическим кризисом в отношениях между Россией и Западом. В результате усиливается конфликт бизнес-интересов и политики безопасности.

Провал «мягкой силы»

«Мягкая сила», которая рассматривалась, прежде всего Евросоюзом, в качестве основного метода обеспечения безопасности в условиях кардинальных различий в политических целях, не позволяет снижать конфликтность и провоцирует политические кризисы взаимоотношений, включая военно-политическое противостояние. В этом смысле углубленная всеобъемлющая зона свободной торговли (УВЗСТ) и ассоциация, предложенные Евросоюзом восточным партнерам, стали ключевым вопросом европейской политики безопасности, высоко конфликтогенным, обострившим противоречия и разногласия по всем линиям: Восток–Запад, внутри конфликтных зон (конфликты затяжные, тлеющие, отсроченные, новые). «Мягкая сила» отнюдь не вытеснила безопасность жесткую, военно-политическую, как предполагалось ранее, а спровоцировала новый виток военно-политической напряженности. ЕСБ продолжает характеризоваться возрастающей волатильностью, ее единственной константой является «устойчивая неопределенность».

Углубленная всеобъемлющая зона свободной торговли (УВЗСТ) и ассоциация, предложенные Евросоюзом восточным партнерам, стали ключевым вопросом европейской политики безопасности, высоко конфликтогенным, обострившим противоречия и разногласия по всем линиям.

Чуть ли не главной характеристикой современной системы безопасности остается констатация ее неадекватности современным вызовам и угрозам. Но относительно того, в чем собственно состоит неадекватность, согласия нет – ни между государствами и политиками, ни между политиками и гражданским обществом баланс «сдерживание – партнерство» так и не был закреплен на шкале стратегического партнерства Россия–Запад.

Химера Большой Европы

Украинский кризис подтвердил вывод, сформулированный в контексте выхода из предыдущего, грузинского кризиса: без качественной реструктуризации системы европейской безопасности Большую Европу не построить. При этом стало еще более очевидно, что такие изменения невозможны без урегулирования фундаментальных разногласий, дилеммы «двух Европ». Она связана, с одной стороны, с политикой расширения и укрепления западного/евроатлантического пространства (и формирования Большой Европы путем его экспансии), с другой стороны, с невозможностью включить Россию в «евроатлантическую» модель Большой Европы и с нарастающим российским сопротивлением усиливающемуся давлению со стороны Запада. Однако главная проблема теперь состоит в том, что основные участники ЕСБ считают, что предыдущие неудавшиеся попытки продвижения к сообществу безопасности, включая соответствующие инициативы (Договор о европейской безопасности, совместная ПРО, Мезебергский меморандум Медведева–Меркель (июнь 2010 г.) о создании Комитета Россия–ЕС по вопросам внешней политики и безопасности и т.д.), не дают в обозримом будущем шансов на преодоление украинского кризиса путем возвращения к философии Большой Европы. Проект Большой Европы, в рамках которого обеспечивалось бы равноправное сотрудничество США–ЕС–Россия, вряд ли представляет стратегический интерес для Соединенных Штатов. Скорее наоборот, внутриевропейский конфликт позволяет им усилить свое влияние в Европе в ситуации, когда их стратегические приоритеты все более смещаются в сторону от Европы. В Европе/ЕС усилился лагерь новоевропейцев, которые и раньше призывали защищаться от «агрессивной России». Учитывая, что трансатлантический альянс является для этого главной опорой, европейские союзники США крайне ограничены в возможностях выхода за рамки американского курса в отношении России.

akorda.kz
Подписание президентами России,
Казахстана, Белоруссии Договора о
Евразийском экономическом союзе

Попытка Запада (НАТО и ЕС) расставить все точки над «и» (1, 2) является, возможно, правильной основой для начала нового диалога. Очевидно, что в ситуации кризиса вокруг Украины пора признать правоту Запада: Россия действительно стремится к структурированию сферы собственных интересов (можно назвать их и особыми) и в этом смысле не отличается от Запада, который с начала 1990-х годов прилагает усилия к консолидации и расширению своей зоны «безопасности и стабильности». По сравнению с Западом Россия обладает относительно меньшими ресурсами и поэтому хочет по максимуму использовать свои преимущества, в том числе историческое наследие – пространство русского мира, политико-административный ресурс, экономический потенциал (включая топливно-энергетический сектор).

В кризисных условиях крайне сложно предлагать новый «Союз Европы». Россия и Запад вынуждены признать, что сместить в Европе баланс от сдерживания к действительному партнерству, уйти во взаимоотношениях от «игры с нулевой суммой» так и не удалось, несмотря на две довольно успешные попытки на рубеже 2000-х и 2010-х годов вывести отношения из политического кризиса с добавленной стоимостью сотрудничества. Такая антикризисная стратегия в нынешних условиях вряд ли политически приемлема, поскольку ранее так и не позволила решить главную задачу – гармонизировать общеевропейское пространство, разорванное теперь Украиной и внутри Украины. Дефицит взаимного доверия в Европе перерос в полную девальвацию доверия: Россия уже не может доверять Западу, а Запад не может доверять России. Максимум, на который можно работать в обозримой перспективе, – минимизация ущербов и сохранение разумного уровня прагматического сотрудничества и конструктивных отношений. При этом в нынешней кризисной ситуации на обоих полюсах Европы закладываются новые стратегии, отправной точкой которых является признание необходимости обезопасить себя от высокой обоюдной стратегической зависимости.

Вместе с тем новые реалии – подписание соглашений об ассоциации между ЕС и тремя восточными партнерами (Грузией, Молдавией, Украиной) и подписание президентами России, Казахстана, Белоруссии Договора о Евразийском экономическом союзе – объективно формируют новую общеевропейскую повестку. Принципиально важно попытаться сформулировать ее не в русле нового геополитического противоборства, а в контексте снижения уровня конфликтности, гармонизации развивающихся интеграционных структур, включая совместные правила и демократические механизмы конкуренции.

При этом будущие параметры европейской системы безопасности в большой мере зависят от развития ситуации на Украине и вокруг Украины. Глубокие внутренние причины украинского кризиса наряду с сильно действующими внешними факторами конфликта, фактически перейденным порогом «гуманитарной цены» и вероятностью его дальнейшей военно-политической эскалации делают ситуацию крайне непредсказуемой, а задачу урегулирования особенно сложной.

* * *

Таким образом, внешний конфликт интересов спровоцировал кризис на Украине, но этот кризис стал, со всей очевидностью, не только отражением нараставших расколов в Европе, но и их питательной средой. Чтобы выйти из нынешнего крайне глубокого кризиса в Европе, необходимо, с одной стороны, попытаться сохранить в качестве совместной основополагающей цели формирование Большой Европы, которая, по крайней мере, ограничивала бы негативные политические реакции и действия в острой фазе украинского кризиса. С другой стороны, важно сосредоточиться на совместном урегулировании на Украине, понимая под этим не только комплекс задач по деэскалации и надежной стабилизации, но и необходимое условие для дальнейшего кооперативного развития общеевропейской системы.

1. Например, охлаждение отношений по линии Россия–НАТО в какой-то мере позволяло удерживать от деградации экономический блок отношений, отводить политические разногласия в иную сторону и даже повышать заинтересованность в использовании площадок взаимодействия вне НАТО, прежде всего, в формате Россия–ЕС и G8. После Югославии-1999 замораживание отношений Россия–НАТО сопровождалось активизацией отношений Россия–ЕС (во многом для восполнения дефицита политического диалога). После Грузии-2008 ЕС не ввел санкции, поскольку замораживание отношений с Россией по линии НАТО позволяло трактовать это как политически ясную реакцию, достаточную для того, чтобы не рисковать экономическими интересами и связями.

Оценить статью
(Голосов: 2, Рейтинг: 5)
 (2 голоса)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju