Read in English
Оценить статью
(Голосов: 56, Рейтинг: 3.41)
 (56 голосов)
Поделиться статьей
Юлия Мельникова

К.полит.н., руководитель программного направления РСМД

Взаимодействие с Китаем остается одним из наиболее стабильных и надежных элементов международно-политической среды для внешней политики России. Стратегическое взаимодействие стимулирует торгово-экономическое партнерство.

Динамика российско-китайского взаимодействия, на первый взгляд, свидетельствует об убедительности структурного реализма — теории, указывающей на первостепенное значение структуры международных отношений по отношению к отдельным субъектам глобальных процессов. Однако, отвечая на вопрос о том, какие факторы могут способствовать развитию конструктивного взаимодействия двух сопоставимых по мощи и международному влиянию игроков, представители реализма уделяют меньше внимания тому, как поддерживать отношения в долгосрочной перспективе, проще говоря, как избежать конкуренции в будущем.

Частичный ответ на этот вопрос предлагает конструктивизм, указывающий на зависимость модели поведения по отношению к контрагенту от восприятия последнего. В выступлениях российского руководства регулярно указывается на то, что поддержание стратегических отношений с КНР в полной мере отвечает интересам России, однако недоверие к Китаю на уровне деловых кругов и широких слоев населения сохраняется. Его преодоление требует общего углубления взаимопонимания и/или развенчания негативных установок о партнере.

Преодоление стереотипов представляется посильной задачей в большей степени, поскольку может происходить и в коммуникационном, и в практическом поле. Распространяемый противниками партнерства Москвы и Пекина нарратив о попадании России в зависимость от Китая может быть опровергнут за счет диверсификации двусторонней торговли и иных мер экономического и финансового характера, работа над чем уже ведется. Действительно удачный исторический момент, как представляется, складывается сегодня для работы с другим стереотипом — о неизбежности конкуренции России и Китая как двух великих держав на смежных региональных пространствах.

Российско-китайское партнерство при всей устойчивости политического диалога и стремительности роста показателей взаимной торговли сможет приобрести системное значение для многополярного мирового порядка только в том случае, если будет использовано для формирования и развития многосторонних институтов. Прежде всего это касается Евразии — пространства непосредственного соседства России и Китая. Наиболее оптимальным форматом для диалога по вопросам как формирования «архитектуры евразийской безопасности», так и экономического развития евразийского региона выступает Шанхайская организация сотрудничества.

Рост глобальной конфликтности спровоцировал эрозию многих международных режимов, в том числе в области нераспространения и борьбы с организованной преступностью. Соответственно, полилог на пространстве Шанхайской организации сотрудничества больше не может и не должен ограничиваться борьбой с «тремя силами зла». При этом на пространстве организации сосуществует большое количество инициатив, направленных на решение экономических задач: это и Евразийский экономический союз (ЕАЭС), и форматы «5+1», и инициатива «Пояс и путь», и направленный на решение задач в области региональной связанности МТК «Север — Юг», и другие. Соответственно, на евразийском пространстве сформировались условия для превращения Шанхайской организации сотрудничества в площадку для обсуждения моделей многостороннего сопряжения всех указанных проектов регионального развития, в более современный механизм построения «устойчивой безопасности» с множеством измерений — от военно-политического до социально-экономического.

Принципиальным моментом становится координация позиций Москвы и Пекина по формированию архитектуры региональной безопасности и новой модели функционирования ШОС. Это возвращает к проблеме коммуникации и взаимопонимания на двустороннем уровне, поскольку с 2015 года Россия и Китай так и не сформировали общего видения выдвинутой Россией идеи Большого евразийского партнерства, как и не нашли модели сопряжения для двух национальных инициатив — ЕАЭС и «Пояса и пути». Выработка нового, понятного всем языка «устойчивой безопасности» в Евразии, благодаря которому каждый своим путем сможет вносить вклад в решение и предвосхищение общих проблем, необходима. А это значит, что работа по развитию экономического сотрудничества не должна заменять диалог друг о друге, картине мира партнеров и их интересах.

Взаимодействие с Китаем остается одним из наиболее стабильных и надежных элементов международно-политической среды для внешней политики России. Доверительные отношения между лидерами двух стран содействуют развитию насыщенного регулярными встречами на высшем уровне и совместными заявлениями политического диалога. Стратегическое взаимодействие стимулирует торгово-экономическое партнерство. Даже в условиях санкций по итогам 2023 г. двусторонний товарооборот превысил 240 млрд долл. В 2023–2024 гг. китайские компании активно заполняли оставшиеся после ухода западных поставщиков ниши на рынках автомобилей и автозапчастей, электроники, строительных материалов и так далее. Российский бизнес, в свою очередь, искал новые рынки сбыта в КНР.

Динамика российско-китайского взаимодействия, на первый взгляд, свидетельствует об убедительности структурного реализма — теории, указывающей на первостепенное значение структуры международных отношений по отношению к отдельным субъектам глобальных процессов. Российский «поворот на Восток» в условиях конфликта с Западом и лежащего в его основе перераспределения силовых потенциалов между старыми и новыми великими державами в целом подтверждает объяснения относительно создания различных партнерств. Однако, отвечая на вопрос о том, какие факторы могут способствовать развитию конструктивного взаимодействия двух сопоставимых по мощи и международному влиянию игроков, представители реализма уделяют меньше внимания тому, как поддерживать отношения в долгосрочной перспективе, проще говоря, как избежать конкуренции в будущем.

Частичный ответ на этот вопрос предлагает конструктивизм, указывающий на зависимость модели поведения по отношению к контрагенту от восприятия последнего. В выступлениях российского руководства регулярно указывается на то, что поддержание стратегических отношений с КНР в полной мере отвечает интересам России, однако недоверие к Китаю на уровне деловых кругов и широких слоев населения сохраняется. Его преодоление требует общего углубления взаимопонимания и/или развенчания негативных установок о партнере.

Углубление взаимопонимания — во многом коммуникативная практика. С одной стороны, коммуникация — благоприятный инструмент укрепления партнерства именно на китайском направлении. Китайская культура, в том числе дипломатическая, уделяет больше внимания слову и образу, чем культура, например, американская. Внешнеполитический дискурс КНР наполнен элегантными формулировками, которые могут быть восприняты как сигналы о неконфронтационных намерениях Пекина. Китай характеризует диалог с Россией как взаимодействие между великими державами «нового типа», «отношения всеобъемлющего партнерства и стратегического сотрудничества, вступающие в новую эпоху», «дружбу, которая передается из поколения в поколение и никогда не станет враждой», «более продвинутую форму межгосударственного взаимодействия по сравнению с военно-политическими союзами времен холодной войны».

С другой стороны, с культурно-исторической точки зрения Россия и Китай принадлежат к различным цивилизациям. Китаеведов и востоковедов среди лиц, принимающих решения, в России намного меньше, чем требуется в новых международно-политических условиях. Среди деловых кругов и широкой общественности специалистов со знанием региона еще меньше. Кратно нарастить их количество в короткие сроки невозможно, поскольку инерция вестернизации моделей поведения и ведения бизнеса в российском обществе очень сильна. Соответственно, на всех уровнях российско-китайского диалога, которые могли бы вносить дополнительный вклад в совершенствование взаимопонимания и коммуникации, остаются пробелы. Проблема при этом не только на российской стороне. Сложность китайского внешнеполитического дискурса приводит к тому, что он не воспринимается как содержательно наполненный и вызывающий доверие.

Как следствие, углубление взаимопонимания за счет выработки единого внешнеполитического глоссария остается «задачей со звездочкой» и для Москвы, и для Пекина.

Преодоление стереотипов, в свою очередь, представляется посильной задачей в большей степени, поскольку может происходить и в коммуникационном, и в практическом поле. Распространяемый противниками партнерства Москвы и Пекина нарратив о попадании России в зависимость от Китая может быть опровергнут за счет диверсификации двусторонней торговли и иных мер экономического и финансового характера, работа над чем уже ведется. Действительно удачный исторический момент, как представляется, складывается сегодня для работы с другим стереотипом — о неизбежности конкуренции России и Китая как двух великих держав на смежных региональных пространствах.

Российско-китайское партнерство при всей устойчивости политического диалога и стремительности роста показателей взаимной торговли сможет приобрести системное значение для многополярного мирового порядка только в том случае, если будет использовано для формирования и развития многосторонних институтов. Прежде всего это касается Евразии — пространства непосредственного соседства России и Китая. Наиболее оптимальным форматом для диалога по вопросам как формирования «архитектуры евразийской безопасности», так и экономического развития евразийского региона выступает Шанхайская организация сотрудничества (ШОС).

ШОС задумывалась как формат коммуникации между Россией, Китаем и пятью государствами Центральной Азии [1] во имя поддержания региональной безопасности и создания условий для мирного развития представленных в ней стран, преодоления угроз терроризма, экстремизма и сепаратизма. За более чем двадцатилетнюю историю организация переросла свой изначальный мандат и географически, и функционально. Сегодня она включает в себя все крупные евразийские державы, а именно Россию, Китай, Индию, Иран и Пакистан. С присоединением в 2024 г. Республики Беларусь отодвинулась и западная граница объединения.

Все эти государства имеют свои представления об угрозах национальной и региональной безопасности. Более того, в качестве дестабилизирующего фактора они могут классифицировать своих партнеров по ШОС. Изменилась и ситуация в области международной безопасности как таковая. Рост глобальной конфликтности спровоцировал эрозию многих международных режимов, в том числе в области нераспространения и борьбы с организованной преступностью. Соответственно, полилог на пространстве Шанхайской организации сотрудничества больше не может и не должен ограничиваться борьбой с «тремя силами зла».

При этом ШОС состоит из развивающихся государств. При взаимодействии со странами Центральной Азии в формате «5+1» [2] Китай акцентирует проблемы их развития: бедность, социальное неравенство, доступ к природным ресурсам, в том числе традиционным и нетрадиционным источникам энергии, низкая инфраструктурная обеспеченность. Вместе с тем подобные проблемы характерны не только для центральноазиатских государств. В той или иной мере с ними сталкивается большинство стран — новых участниц ШОС, за исключением, может быть, Белоруссии. При этом на пространстве организации сосуществует большое количество инициатив, направленных на решение экономических задач: это и Евразийский экономический союз (ЕАЭС), и форматы «5+1», и инициатива «Пояс и путь», и направленный на решение задач в области региональной связанности МТК «Север — Юг», и другие. Соответственно, на евразийском пространстве сформировались условия для превращения Шанхайской организации сотрудничества в площадку для обсуждения моделей многостороннего сопряжения всех указанных проектов регионального развития, в более современный механизм построения «устойчивой безопасности» с множеством измерений — от военно-политического до социально-экономического.

Вместе с тем масштабирование мандата ШОС также неизбежно будет испытывать на себе последствия коммуникационных трудностей уже не только между Россией и Китаем, но также в парах Индия — Китай и Индия — Пакистан.

Взаимное доверие между сторонами, имеющими длительную историю конфликтов, невозможно форсировать. Однако в условиях глобальной турбулентности невозможно также рисковать стабильностью в Евразии, а значит, нет времени ждать, пока взаимное доверие сформируется естественным образом в результате постепенного увеличения количества и интенсивности общих практик. По этой причине принципиальным моментом становится координация позиций Москвы и Пекина по формированию архитектуры региональной безопасности и новой модели функционирования ШОС. Это вновь возвращает к проблеме коммуникации и взаимопонимания на двустороннем уровне, поскольку с 2015 года Россия и Китай так и не сформировали общего видения выдвинутой Россией идеи Большого евразийского партнерства, как и не нашли модели сопряжения для двух национальных инициатив — ЕАЭС и «Пояса и пути».

Налаживание коммуникации в российско-китайских отношениях и на пространстве Шанхайской организации сотрудничества для сохранения конструктивного, а не конкурентного взаимодействия представленных в ней игроков не предполагает выработки универсальных идеологем. Это не только невозможно, но и не нужно в условиях многополярного мира. Вместе с тем выработка нового, понятного всем языка «устойчивой безопасности» в Евразии, благодаря которому каждый своим путем сможет вносить вклад в решение и предвосхищение общих проблем, необходима. А это значит, что работа по развитию экономического сотрудничества не должна заменять диалог друг о друге, картине мира партнеров и их интересах. «Новой эпохе» многостороннего сотрудничества в Евразии понадобится, таким образом, не только сотрудничество великих держав «нового типа», но и вообще «новое мышление». И это прежде всего задача по гармонизации диалога России и Китая.

Впервые опубликовано на сайте Международного дискуссионного клуба «Валдай».

1. Казахстаном, Киргизией, Туркменией, Узбекистаном и Таджикистаном.

2. Аналогичные проблемы в рамках формата «5+1» со странами Центральной Азии поднимает, например, Европейский союз. Это в очередной раз подтверждает, что российско-китайское партнёрство в регионе необходимо для предотвращения конкуренции множества центров силы в Евразии.


Оценить статью
(Голосов: 56, Рейтинг: 3.41)
 (56 голосов)
Поделиться статьей
Выберите
Выберите

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся