Череда коррупционных и особенно псевдокоррупционных скандалов в Прибалтике не имеет ничего общего с криминальной хроникой. В Эстонии после череды коррупционных скандалов, связанных с правящей правой коалицией, потребовался скандал, в котором бы фигурировала оппозиция.Это далеко не первая попытка спасти правительственный корабль, затыкая пробоины телами оппозиционеров. Речь идет уже не о коррупции, а об общей разбалансированности государства и общества.
Череда коррупционных и особенно псевдокоррупционных скандалов в Прибалтике не имеет ничего общего с криминальной хроникой. Речь должна идти совсем о другом. Двадцать лет назад выдающийся ученый, эксперт по проблемам постсоветского пространства Д. Фурман писал: «Даже республики Прибалтики самой своей бурной реакцией на события в Москве и на все, что говорит, как им кажется, о ее имперских поползновениях, показывают, что психологически они из (постсоветского) пространства еще окончательно не вышли» [1]. Однако в силу политической конъюнктуры Д. Фурман не был услышан в условиях нарастающей политической поляризации. В приоритете были эксперты, доказывающие триумф прибалтийской трансформации.
Мы свидетели завершающего этапа разрушения транзитологической модели в экономике, социологии, международных отношениях, согласно которой, на постсоветском пространстве есть некая группа стран, не только не попавшая в стандартный круг постсоветских и посткоммунистических «проблемных государств», но являющихся ориентиром даже для «Старой Европы». Подразумеваются страны Прибалтики, даже не Польша. Авторы этой концепции известны [2]. Эта теория основана на тезисе о победе рыночной экономики, демократии и органической невозможности коррупции. Вопрос об эффективности рыночной экономики в Прибалтике перестал быть вопросом после 2009 г. Вопрос о демократии обсуждался немного дольше. Окончательный диагноз Прибалтийской модели, на мой взгляд, можно было поставить после парламентских выборов в Латвии и в Эстонии, когда в ходе очередного электорального цикла треть избирателей была лишена возможности принимать участие в политических процессах. Это, естественно, не считая неграждан, мнение которых не интересует прибалтийские элиты.
В этих условиях, на фоне громких коррупционных скандалов в СНГ, государства Прибалтики выглядели неадекватно, что и получило отражение в международных рейтингах. Эксперты старательно «отводили глаза» от очевидных коррупционных проявлений. Лишь скандалы с латвийскими железными дорогами и финансированием эстонских правящих партий через таллинский порт вынудили политические элиты Прибалтики внимательно посмотреть не на Кишинев, Киев, Минск или Москву, а на самих себя. С корректировкой на масштаб эстонской экономики скандал с финансированием правящей коалиции за счет доходов порта претендует на одно из первых мест на постсоветском пространстве и уж никак не вписывается в логику «прибалтийской модели демократии и экономики».
Применительно к Эстонии эту позицию прекрасно сформулировал Янек Мягги в «Деловых ведомостях»: «В Таллине Сависаара (мэра Таллина с 2007 г.) любят, а на Тоомпеа (в правительстве Эстонии) терпеть не могут… Но предприниматели не хотят становиться рабами ни одной из этих партий. Со стороны правящих партий идёт большое давление — либо ты за нас, либо ты против нас, а бизнесмены хотят быть свободными». Это довольно странный подход для страны, апеллирующей к ценностям демократии и рыночной экономики.
Есть еще один важный момент, на который необходимо обратить внимание. В Эстонии после череды коррупционных скандалов, связанных с правящей правой коалицией, потребовался скандал, в котором бы фигурировала оппозиция. Оппозиция в Эстонии состоит из одной Центристской партии, а политическая система Эстонии организована по схеме «все против одного». Однако этот «один» не просто тяжеловес, это последний ветеран эстонской политики эпохи борьбы за независимость, сделавшей для нее буквально все, лидер Центристской партии и мэр Таллина Эдгар Сависаар. Именно поэтому удар направили против него.
Это далеко не первая попытка спасти правительственный корабль, затыкая пробоины телами оппозиционеров. И в таком случае речь идет уже не о коррупции, а об общей разбалансированности государства и общества. Именно о той проблеме, в которой Таллин с завидным постоянством обвиняет Москву.
1.Фурман Д.Е. О будущем «постсоветского пространства» Свободная мысль. 1996. № 6. С.38
2.Например, И.М. Клямкина и Л.Ф. Шевцовой М.: Новое издательство, 2008. — 400 с.