На первый взгляд российско-таджикские отношения не претерпели существенных изменений и после начала специальной военной операции (СВО) России на Украине. Руководство Таджикистана подчеркивает нейтралитет и избегает формулировок и действий, которые могли бы быть истолкованы как открытая поддержка одной из сторон конфликта. Более того, в Таджикистане, в отличие от Казахстана и Кыргызстана, не было публичных протестных акций против действий России на Украине. Впрочем, и акции в поддержку российской спецоперации не проводились. Таджикистан дистанцировался от публичных оценок ввода российских войск на Украину, дискуссии на данную тему не выносятся в официальное поле.
Россия по-прежнему сохраняет позиции высокопривлекательного партнера Таджикистана в сфере торгово-экономического, военного, энергетического, культурно-гуманитарного сотрудничества.
Учитывая географическое положение, этнокультурные особенности, высокую зависимость от внешней помощи, и прежде всего, российской, Таджикистану в любом случае придется формировать внешнеполитическую повестку с учетом текущей геополитической обстановки. Место России в этой повестке, несмотря ни на что, остается достаточно прочным.
Украинская проблематика долгое время оставалась на периферии российско-таджикских официальных контактов. В отношениях между Москвой и Душанбе традиционно преобладала региональная повестка, обусловленная близостью афганской границы, непростыми отношениями между Таджикистаном и Кыргызстаном, членством Таджикистана в ШОС и перспективами интеграции РТ в Евразийский экономический союз. Двусторонние российско-таджикские отношения также были наполнены целым комплексом значимых проектов в сфере торговли, энергетики, миграции, безопасности. На этом фоне — даже после обострения отношений России с Западом в 2014 г. — двусторонняя российско-таджикская повестка сохраняла привычный набор сюжетов, которые развивались в целом независимо от украинского контекста. Контакты между официальными лицами также были достаточно интенсивными.
На первый взгляд российско-таджикские отношения не претерпели существенных изменений и после начала специальной военной операции (СВО) России на Украине. Руководство Таджикистана подчеркивает нейтралитет и избегает формулировок и действий, которые могли бы быть истолкованы как открытая поддержка одной из сторон конфликта. Более того, в Таджикистане, в отличие от Казахстана и Кыргызстана, не было публичных протестных акций против действий России на Украине. Впрочем, и акции в поддержку российской спецоперации не проводились. Таджикистан дистанцировался от публичных оценок ввода российских войск на Украину, дискуссии на данную тему не выносятся в официальное поле.
Осторожность таджикского руководства в контексте украинского вопроса обусловлена несколькими факторами, и главным среди них является высокая экономическая зависимость Таджикистана от России. Согласно данным МВД РФ, за январь–июнь 2022 г. в Россию прибыло с целью заработка более 1,7 млн граждан Таджикистана, что почти на миллион больше показателей аналогичного периода 2021 г. Столь внушительные цифры свидетельствуют как о восстановлении миграционной инфраструктуры после закрытия границ в период пандемии коронавируса, так и о растущих потребностях граждан Таджикистана в заработках на территории Российской Федерации. По словам министра труда, миграции и занятости населения Республики Таджикистан Ширин Амонзода, на Россию приходится 90% всех мигрантов из Таджикистана. Москва объявила о возобновлении железнодорожного сообщения между двумя странами с августа 2022 г. — это может еще больше стимулировать приток рабочей силы из республики. Стоит отметить, что в социальных сетях как в России, так и в Таджикистане встречались публикации о якобы происходивших случаях отправки таджикских мигрантов в зону боевых действий на Украине. Само появление такого рода вбросов подчеркивало наличие в таджикском обществе опасений возможного втягивания в российско-украинский конфликт. Во многом имело место целенаправленное запугивание наиболее уязвимой категории таджикских граждан — мигрантов и их родственников — с целью создания негативного информационного фона вокруг действий России. В первые недели после начала СВО встречались также публикации алармистского характера с призывами к мигрантам покидать Россию из-за резкого падения курса рубля, а следовательно, обесценивания долларовых переводов из России. Однако последующее укрепление рубля и отсутствие сопоставимой российскому трудовому рынку альтернативы постепенно привели к сокращению интенсивности подобных дискуссий. Наоборот, крепкий рубль способствовал увеличению притока долларовой массы за счет переводов трудовых мигрантов, что несколько успокоило экономическую ситуацию в самом Таджикистане. Тем не менее в таджикском обществе по-прежнему ведутся споры относительно оценок действий России на Украине, не выходящие, однако за рамки бытовых.
Несмотря на то, что социальные сети Таджикистана периодически наполняются такого рода критическими публикациями, открытой протестной кампании в стране не ведется. Конфликт фактически замалчивается и в таджикских государственных СМИ, где почти нет упоминаний о российской спецоперации. Таким образом, руководство Таджикистана стремится дистанцироваться от публичного обсуждения событий на Украине, сохраняя нейтралитет и пространство для маневра.
Россия является ключевым торгово-экономическим партнером Таджикистана, ее доля от общего товарооборота РТ в 2021 г. составляла 21,3% (по данным Министерства экономического развития и торговли Республики Таджикистан). Причем в структуре товарооборота фиксируется абсолютное доминирование российского импорта, превышающего экспорт из РТ в 16 раз. На втором месте — Казахстан, на третьем — Китай, чей объем импорта также кратно превышает экспортные показатели Таджикистана. Российско-украинский конфликт пришелся на пик товарооборота между Россией и Таджикистаном, и на этом фоне Душанбе весьма не заинтересован в том, чтобы обострять отношения со своим ключевым торгово-экономическим партнером.
Второй причиной сдержанности руководства Таджикистана в оценке СВО стал фактор внезапности начала спецоперации. Несмотря на то, что возможные боевые действия между Россией и Украиной оставались информационным фоном на протяжении нескольких месяцев, факт перехода конфликта в вооруженную фазу был неожиданным как для мировых лидеров, так и для лидеров стран Центральной Азии. Так, в первые дни СВО МИД Таджикистана выступил с обращением к своим гражданам, находившимся на территории Украины, с призывом соблюдать меры безопасности. Более развернутых политических заявлений, которые могли быть интерпретированы как поддержка Таджикистаном той или иной стороны конфликта или как минимум позволили бы прояснить позицию таджикских властей по ситуации, не последовало. На проходивших уже после начала спецоперации встречах официальных лиц Таджикистана с российскими коллегами тема Украины была вторична, акценты стояли преимущественно на двусторонней повестке и вопросах региональной безопасности.
Таджикский нейтралитет по Украине оформился в стремление избегать открытых действий, нарушающих собственный статус-кво. Таджикистан не признал независимость ДНР и ЛНР, как ранее не признал Крым частью Российской Федерации, однако при голосовании в ООН по резолюциям, осуждающим ввод войск России на Украину, Таджикистан воздержался. Стоит добавить, что на официальном уровне он в целом разделяет российский антинационалистический дискурс. В 2019 г. республика стала одной из тех стран, которые поддержали российский проект резолюции в Генассамблее ООН, осуждающей героизацию нацизма и расизма. Посол РТ в России Давлатшох Гулмахмадзода уже в разгар спецоперации в статье для российского журнала «Международная жизнь» отметил, что сохранение памяти о победе в Великой Отечественной войне является священным долгом двух стран. Тем самым Таджикистан подчеркивает, что разделяет российский нарратив относительно недопустимости проявлений нацизма и переписывания событий 1941–1945 гг.
Таджикистану крайне важна российская поддержка при голосовании на выборах непостоянных членов Совбеза ООН на 2028–2029 гг. Кандидатуру своей страны выдвинул президент Эмомали Рахмон осенью 2021 г., до этого статус непостоянного члена Совбеза ООН получал только Казахстан на период 2017–2018 гг. Таджикистан идет на эти выборы с антитеррористической повесткой, инициативами в области обеспечения региональной безопасности в связи с ситуацией в Афганистане, и фокусировка на украинской тематике не в интересах таджикского руководства. Кроме того, Таджикистан, подчеркивая нейтралитет, стал единственным государством в Центральной Азии, не отправившим гуманитарную помощь на Украину.
Таджикистан опасается вторичных западных санкций, которые могут последовать в отношении стран, открыто поддержавших российскую спецоперацию. Тем более что США уже дали понять, что рассматривают Центральную Азию (и Таджикистан, в частности) как потенциального транзитера подсанкционных товаров в Россию; а значит, оставляют за собой право масштабировать санкционный режим и на тех, кто будет заниматься реэкспортом запрещенной продукции в Россию. Ограничения касаются продукции, которая может быть использована Россией в военных целях, и сам факт включения Таджикистана в данный список свидетельствует о том, что торгово-экономические операции РТ взяты под внешний контроль и могут привести к неблагоприятным для республики последствиям.
Подчеркнутый нейтралитет Душанбе обусловлен, в том числе, опасениями лишиться американской экономической помощи. С апреля по июнь 2022 г. Таджикистан в рамках центральноазиатского турне посетили друг за другом четыре высокопоставленных американских чиновника: замгоссекретаря Узра Зея, спецпредставитель США по Афганистану Томас Вест, помощник госсекретаря США по делам Южной и Центральной Азии Дональд Лу, в состав делегации которого входило довольно большое число высокопоставленных чиновников (директор Совета национальной безопасности по России и Центральной Азии, заместитель помощника министра обороны США по Афганистану, Пакистану и Центральной Азии, заместитель руководителя аппарата Международной корпорации финансирования развития США по вопросам политики, заместитель помощника администратора Бюро по Азии Агентства США по международному развитию,), а также командующий Центральным командованием Вооруженных сил США Майкл Эрик Курилла. На всех встречах, помимо традиционного набора сюжетов актуальной повестки безопасности, поднимались вопросы дальнейшей экономической помощи Таджикистану. Наращивая контакты с Таджикистаном и в то же время контролируя внешнюю торговлю страны с ее ключевым партнером, США стремятся ограничить самостоятельность республики на российском треке.
Наконец, Таджикистан как член ОДКБ заинтересован в том, чтобы держать в уме данный ресурс на случай выхода ситуации в Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО) из-под контроля Душанбе. Прецедент по применению сил ОДКБ для защиты одного из государств-членов, созданный в январе 2022 г. в Казахстане, важен Таджикистану для возможного повторения аналогичных действий уже на своей территории. В мае 2022 г. в ГБАО вспыхнули массовые протесты, которые власти Таджикистана назвали террористической атакой, однако сами протестующие рассматривают конфликт с Душанбе как, прежде всего, политическое противостояние региона и центра. Несмотря на то, что пик напряженности удалось погасить, конфликтный потенциал в ГБАО остается высоким. И таджикское руководство заинтересовано в том, чтобы иметь, как минимум, возможности внешней поддержки своих действий.
8 апреля 2022 г. исполнилось 30 лет с момента установления дипломатических отношений между Россией и Таджикистаном. За это время стороны подписали более 300 соглашений, основополагающими среди которых стали Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи и Договор о союзническом взаимодействии, ориентированном в ХХI в. Таджикистан входит в большинство интеграционных объединений с участием России на постсоветском пространстве, за исключением ЕАЭС. Россия и Таджикистан наращивают товарооборот, который, согласно официальным данным, за первое полугодие 2022 г. вырос на 50%. Россия реализует в РТ целый комплекс мероприятий в области промышленного, аграрного, культурно-гуманитарного сотрудничества. Среди значимых проектов в этой сфере — строительство общеобразовательных школ с обучением только на русском языке, а также отправка учителей-русистов в отдаленные регионы Таджикистана в рамках проекта «Русский учитель за рубежом». В Таджикистане функционирует несколько филиалов российских вузов (МГУ им. М.В. Ломоносова, МИСИС, МЭИ), принимает студентов Российско-Таджикский Славянский университет. В 2021 г. Россия увеличила квоты для таджикских студентов, желающих получать высшее образование в российских вузах.
Важным показателем значимости таджикского направления российской внешней политики стал первый с начала СВО рабочий визит Владимира Путина именно в Таджикистан. Характерно, что на публике лидеры не поднимали вопросы, связанные с Украиной, а касались преимущественно проблематики региональной безопасности. Тем не менее тот факт, что Владимир Путин в качестве первого зарубежного визита выбрал именно Таджикистан, свидетельствует о намерении России придерживаться текущей динамики сотрудничества и, несмотря на отсутствие явной поддержки действий РФ на Украине, продолжать развивать отношения с Таджикистаном. А первым российским официальным лицом, посетившим республику уже в момент начала спецоперации, стала председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, прилетевшая в Душанбе 24 февраля 2022 г.
Российское руководство тем самым посылает сигнал о том, что спецоперация на Украине не снижает значимости центральноазиатского направления, и внимание российского руководства к региону не ослабевает. России также важно получить заверения в гарантиях безопасности вдоль афганского пограничья, в охране которого участвуют российские войска, и сверить часы в оценках политической ситуации в самом Афганистане.
Помимо тематики безопасности в двусторонней повестке до начала СВО значился пункт о перспективах интеграции Таджикистана в ЕАЭС. Несмотря на то, что вопрос о возможном вступлении РТ в Евразийский экономический союз довольно долго обсуждался внутри страны, но так и не был воплощен в реальный проект (в отличие от Узбекистана, который стал наблюдателем в ЕАЭС), именно Таджикистан был до последнего единственной страной в СНГ, где такой сценарий в принципе допускался. Однако санкционное давление на двух лидеров евразийской интеграции — Россию и Беларусь — вероятнее всего, выведет обсуждение интеграционного сценария за рамки официального дискурса в Таджикистане, и власти страны сосредоточатся на укреплении двусторонних связей с Россией.
***
Столь внушительная зависимость от внешних дотаций в совокупности с низким уровнем жизни в республике делает Таджикистан уязвимым перед лицом геополитических угроз и вынуждает руководство РТ маневрировать и избегать острых углов в отношениях со своими ключевыми партнерами.
Понимание своих уязвимых мест создает основы для формирования осторожного подхода Таджикистана к развитию международных контактов. В этой связи важно отметить дистанцированность руководства страны от разыгрывания религиозной карты для наращивания своего внешнеполитического потенциала в Центральной Азии и в соседних с ней регионах. Сегодня предсказуемость в целях на региональной и международной арене дает Таджикистану более широкие перспективы, чем радикализация своей позиции. Благодаря этому Таджикистан не только имеет стабильные отношения с Россией, но и стремится участвовать в развитии своей международной субъектности.
Россия по-прежнему сохраняет позиции высокопривлекательного партнера Таджикистана в сфере торгово-экономического, военного, энергетического, культурно-гуманитарного сотрудничества.
Учитывая географическое положение, этнокультурные особенности, высокую зависимость от внешней помощи, и прежде всего, российской, Таджикистану в любом случае придется формировать внешнеполитическую повестку с учетом текущей геополитической обстановки. Место России в этой повестке, несмотря ни на что, остается достаточно прочным.