После свержения Муаммара Каддафи Ливия погрузилась в хаос. На протяжении трех лет за власть в этой стране борются либеральные силы при поддержке армии и представители исламистских партий, за которыми стоят группировки бывших повстанцев. Пять правительств, последовательно сменявших друг друга у власти, предпринимали безуспешные попытки установить контроль над всей страной, которая фактически разделена на три части – восточную (Киренаика), западную (Триполитания) и южную (Феццан). В настоящее время большая часть территории Ливии по-прежнему контролируется различными группировками боевиков-исламистов.
После свержения Муаммара Каддафи Ливия погрузилась в хаос. На протяжении трех лет за власть в этой стране борются либеральные силы при поддержке армии и представители исламистских партий, за которыми стоят группировки бывших повстанцев. Пять правительств, последовательно сменявших друг друга у власти, предпринимали безуспешные попытки установить контроль над всей страной, которая фактически разделена на три части – восточную (Киренаика), западную (Триполитания) и южную (Феццан). В настоящее время большая часть территории Ливии по-прежнему контролируется различными группировками боевиков-исламистов.
Ситуация усугубилась после прошедших в июне 2014 г. парламентских выборов, на которых исламисты потерпели поражение. Важно отметить, что голосование состоялось при низкой явке избирателей, а в регионах с происламистскими настроениями вообще было сорвано. Однако это не помешало мировому сообществу признать выборы легитимными. Не желая сдавать завоеванные позиции, исламисты захватили ливийскую столицу Триполи и создали альтернативное правительство якобы для защиты революции и блокирования возвращения во власть чиновников эпохи М. Каддафи. Как следствие, парламентарии были вынуждены бежать из столицы в портовый город Тобрук, расположенный на расстоянии 1,6 тыс. км к востоку от Триполи.
В результате в Ливии возникло двоевластие. Сегодня власть в стране делят, с одной стороны, избранный на всеобщих выборах парламент, пытающийся управлять из отеля в Тобруке, и премьер-министр Абдалла Абдуррахман ат-Тани, а с другой – утративший легитимность происламский Всеобщий национальный конгресс и избранный им премьер-министр Амр аль-Хаси.
Помимо управленческого хаоса, в Ливии продолжаются боевые действия: отряды бывшего генерала ливийской армии Халифы Хефтара сражаются с другими группировками, в том числе с движением «Ансар аш-Шариа», которое связано с «Аль-Каидой» и причастно к нападению на американское консульство в Бенгази.
В этих условиях ООН патронирует проведение мирных переговоров, первый этап которых прошел в конце сентября 2014 г. в Гадамесе. Представители ООН пригласили за стол переговоров членов избранного парламента: 12 человек, признающих его легитимность, и 12, бойкотирующих заседания. По словам спецпредставителя ООН по Ливии Бернардино Леона, первый раунд завершился принятием двух решений: «начать политический процесс для решения проблемы государственных институтов и обратиться с политическим призывом к прекращению огня».
Итоги первого этапа переговоров вселили в сотрудников ООН оптимизм относительно дальнейшего развития переговорного процесса. Однако, на мой взгляд, ждать прорыва на втором и последующих этапах не стоит, и призыв ООН к враждующим партиям Ливии начать политический диалог для восстановления стабильности в стране в обозримом будущем не будет услышан.
Дело в том, что Ливия сегодня сталкивается с множеством сложных проблем, основная из которых – разрушенная государственность и отсутствие цивилизованных инструментов для нормализации ситуации. Проведение переговоров существенно осложняется разобщенностью сторон, проявившейся после свержения М. Каддафи. За прошедшее время образовалось более 1,5 тыс. вооруженных группировок каддафистов, радикальных исламистов, местных племен, придерживающихся самых разных политических взглядов. Вызывает сомнение, что стороны, воюющие уже не менее трех лет, согласятся на перемирие, если каждая из группировок не получит взамен соответствующие дивиденды.
Не стоит забывать и о том, что без международной поддержки избранного парламента и правительства единственной политической силой, способной наладить работу государственных институтов, остаются исламисты.
Еще одна проблема заключается в самоустранении «мирового западного сообщества». Вместо того, чтобы оказывать помощь избранной ливийской власти в организации новой государственной системы, в обеспечении безопасности гражданского населения, США, Великобритания, Германия, Франция и Италия обнародовали совместное заявление, в котором выразили готовность «использовать индивидуальные санкции в соответствии с резолюцией СБ ООН 2174 в отношении тех, кто угрожает миру, стабильности и безопасности Ливии или затрудняет или подрывает политический процесс» [1]. При этом правительства пяти стран сходятся во мнении, что военного пути разрешения ливийского кризиса не существует. По мнению Запада, ключ к спасению арабского государства – в мирном внутриполитическом диалоге под эгидой Палаты представителей (национального парламента) Ливии, избранной 25 июня 2014 г. Таким образом, основную угрозу для исламистов представляют именно санкции, а не возможность их физического уничтожения.
О трудностях в организации мирных переговоров свидетельствует необъявленный визит в Триполи Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна, который прибыл в ливийскую столицу в середине октября 2014 г. для встречи с парламентариями, бойкотирующими переговоры под эгидой ООН. При всем уважении к ООН усилий одной этой организации для нормализации ситуации в Ливии явно недостаточно. Принципиальных перемен можно ожидать только в том случае, если «мировое западное сообщество» сместит фокус своего внимания с террористов «Исламского государства» в Сирии и Ираке и российско-украинских отношений на ситуацию в Ливии.
1. Согласно резолюции СБ ООН 2174 о положении в Ливии от 27 августа 2014 г., действиями, которые могут повлечь за собой международные санкции, являются: нарушение прав человека и норм международного гуманитарного права; нападения на транспортные узлы, государственные учреждения и иностранные представительства; нарушение эмбарго на поставку в Ливию оружия.