Оценить статью
(Голосов: 10, Рейтинг: 4.5)
 (10 голосов)
Поделиться статьей
Владимир Чижов

Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации, Член Совета Федерации Федерального собрания РФ, член РСМД

21 мая 2020 г. РСМД провел в онлайн-формате круглый стол «Эпидемия COVID-19: будущее «европейского единства» и внешней политики ЕС». Постоянный представитель России при ЕС и Евратоме Владимир Чижов выступил на открытии мероприятия. РСМД публикует тезисы выступления В.А. Чижова.

21 мая 2020 г. РСМД провел в онлайн-формате круглый стол «Эпидемия COVID-19: будущее «европейского единства» и внешней политики ЕС». Постоянный представитель России при ЕС и Евратоме Владимир Чижов выступил на открытии мероприятия. РСМД публикует тезисы выступления В.А. Чижова.

1. Как эпидемия влияет на ЕС?

Образно говоря, Евросоюз из-за пандемии COVID-19 пережил землетрясение магнитудой, по моей оценке, не менее 6 баллов по шкале Рихтера. Ущерб от такой встряски и «афтершоков», естественно, будет немалый, но ЕС, скорее всего, с ее последствиями справится, и основы основ этого объединения не пострадают. Рассуждения о том, что Евросоюз из-за коронакризиса находится «на грани развала» представляются мне весьма поверхностными. Отсутствие евросолидарности на первом этапе распространения COVID-19 действительно выглядело неприглядно, однако у Брюсселя есть неплохие возможности выправить эту ситуацию, например, «притушив» обиду итальянцев обильными финансовыми вливаниями.

Те противоречия, которые проявились в ходе кризиса, давно известны: это и споры между богатым (и отнюдь не случайно более прижимистым) есовским Севером и более бедным (и столь же не случайно более беспечным в финансовых делах) Югом, и препирательства о соблюдении принципа верховенства права между есовскими «жрецами демократических ценностей» и младоевропейцами. Однако, как показывает опыт, Евросоюз с этими хроническими проблемами научился вполне спокойно жить. Преодолеет он и нынешний всплеск возмущения есовского мейнстрима, спровоцированный принятым Венгрией законом о наделении правительства, причём именно в связи с пандемией, чрезвычайными полномочиями на неопределенный срок, который многие трактовали как «узурпацию власти».

Новым же для ЕС опытом стало то, что в чрезвычайных обстоятельствах ради сдерживания инфекции все государства ЕС оказались готовы пожертвовать своими ценностями и свободами граждан. И, что ещё важнее и для многих необычнее, упомянутые граждане по большому счёту с этим примирились (отдельные протесты — лишь исключение, подтверждающее правило). Была временно попрана свобода передвижения людей, фиксировались нарушения права на жизнь, охрану здоровья, труд и образование, под ударом оказалась неприкосновенность частной жизни. Ухудшилась криминальная ситуация, активизировались киберпреступники. А вот наркотрафик переживает определенное падение. Впрочем, все эти «побочные явления», как представляется, сойдут на нет по окончании пандемии.

2. Как пандемия влияет на внешнеполитические приоритеты ЕС?

Как я отмечал на предыдущем «круглом столе» РСМД 7 мая, в условиях, когда США все больше погружаются в себя и все меньше стремятся (и способны) представать в образе лидера западного мира, есовцы все чаще заявляют о настрое найти свою новую идентичность и определить достойную для себя самостоятельную роль в меняющемся миропорядке. Как здесь говорят, «Евросоюз должен заново выучить язык силы». Что из этого получится и получится ли вообще, сказать сложно, т.к. трансатлантическая связка никуда не делась, а в головах европейцев — все те же хорошо известные мысли о превосходстве либеральной модели развития и необходимости продвижения блоковых интересов.

Что можно сказать с уверенностью — в попытке восстановить собственный внешний имидж в посткоронавирусную эпоху ЕС будет популяризировать свои расширенческие и партнерские проекты на Западных Балканах и в странах Восточного партнерства соответственно, но, конечно, в той степени, в которой ему это позволит экономическое положение. Ни за что не откажется Брюссель и от настойчивой пропаганды принципа «мультилатерализма» в международных делах — ведь сам Евросоюз, в представлении его членов, является «высшей формой многосторонности».

Весьма любопытно будет увидеть, какую трансформацию претерпят отношения ЕС и Китая — эту страну в Брюсселе квалифицируют как одновременно «стратегического партнера», «экономического конкурента» и «системного соперника». Пока мы слышим об «эрозии доверия» к Пекину из-за его действий в начале пандемии. Все явственнее звучат голоса за введение временного, на 12 месяцев, запрета на поглощение китайскими инвесторами стратегических европейских компаний, испытывающих трудности из-за пандемии. Европейцы более настойчиво требуют справедливых условий доступа для своих компаний на китайский рынок. Предстоит узнать, удастся ли ЕС хотя бы в какой-то степени преодолеть свою торгово-экономическую зависимость от Китая, которую также обнажила пандемия. Интересно будет понаблюдать за запланированными на этот год контактами ЕС-КНР на высшем уровне.

3. Как меняется баланс между евроинститутами и евростолицами в области внешней политики?

С приходом к власти нового состава Еврокомиссии в Брюсселе все громче раздаются призывы отменить в обозримой перспективе правило консенсуса в вопросах внешней политики — именно он, дескать, сковывает евродипломатию по рукам и ногам. Высокий представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Ж. Боррель при каждом удобном случае подчеркивает, что ему необходимо больше самостоятельности, иначе эффективным игроком на международной арене ЕС не станет никогда.

Однако пока все идет по-старому: позиция в отношении большинства вопросов формируется по принципу наименьшего общего знаменателя, неприятные темы с третьими странами евростолицы предоставляют обсуждать Брюсселю, а сами развивают с ними взаимовыгодное сотрудничество. Сказывается принцип консенсуса и на отношениях ЕС с нашей страной. Некоторые государства-члены возобновили диалог с нами, другие предпочитают держать его в глубокой заморозке, а когда Ж. Боррель спрашивает, как же в такой ситуации должен вести себя Брюссель, внятного ответа он не слышит.

4. Что ждет экономику ЕС и что предпринимается для борьбы с последствиями кризиса?

Еврокомиссия в своем официальном «весеннем» экономическом прогнозе ожидает, что в 2020 г. экономический спад в ЕС будет на уровне -7,4%, в еврозоне -7,7%. При этом возможный (в случае отсутствия второй волны пандемии) экономический рост в 2021 г. не компенсирует экономические потери текущего года. Экономический рост в ЕС в 2021 г. ожидается на уровне 6,1%, в еврозоне на уровне 6,3%. Таким образом, даже при самом благоприятном развитии событий выход на положительную динамику экономического развития в Европе возможен не ранее 2022 г. В Еврокомиссии подчеркивают, что наиболее серьезное сокращение экономической активности будет иметь место во втором квартале с.г. в связи с действием в этот период большинства санитарно-эпидемиологических ограничений. Одновременно фиксируется существенный рост безработицы. В частности, в ЕС этот показатель может увеличиться с 6,7% в 2019 г. до 9,0% в 2020 г., в еврозоне — с 7,5% до 9,5%. Наибольшие экономические потери в условиях пандемии фиксируются в государствах юга Европы (Италии, Испании и Греции). Это обусловлено в т.ч. высокой долей туристического сектора в экономиках этих стран.

Для ограничения негативных социально-экономических последствий пандемии в ЕС реализуется антикризисная фискальная и монетарная поддержка. По состоянию на середину мая с.г. общий объем фискальной поддержки в ЕС оценивается на уровне 3,4 трлн евро. Однако не стоит думать, что вся указанная сумма — это «свежие» деньги, предоставленные в экономику из госбюджетов или произведенные на свет печатным станком ЕЦБ. Значительная часть — это всевозможные отсрочки по налогам, кредитам, взносам в социальные фонды и пр. Фискальная поддержка реализуется преимущественно на национальных уровнях за счет увеличения бюджетных расходов. Для её стимулирования на национальных уровнях был принят ряд инициатив на есовском уровне. В частности, временно отменены нормативы координации бюджетной политики в рамках процедур «Европейского семестра», такие как уровень дефицита госбюджета по отношению к ВВП (3%) и уровень долговой нагрузки (60% ВВП).

Очевидно, что существенное увеличение госрасходов, а также госзаимствований приведет к росту долговой нагрузки в государствах — членах ЕС и усилению рисков в финансовой системе. Монетарную, т.е. денежно-кредитную поддержку реализует Европейский центральный банк (ЕЦБ). В целях поддержки экономики и финансовой системы в условиях кризиса ЕЦБ в марте с.г. увеличил объем покупки ценных бумаг стран-членов еврозоны сначала на 120 млрд евро, а потом еще на 750 млрд евро. ЕЦБ указывает, что антикризисная программа т.н. «количественного смягчения» рассчитана до конца 2020 г., однако может быть продлена, исходя из анализа экономической ситуации.

Оживленную дискуссию в ЕС и за его пределами вызвала недавняя франко-германская инициатива о формировании общеесовского Фонда восстановления экономики размером в 750 млрд евро. Многих поразила даже не столько внушительная общая цифра, сколько то, что впервые предложено 2/3 упомянутой суммы, т.е. полмиллиарда евро, распределить между наиболее нуждающимися странами-членами в виде безвозвратных грантов, т.е. пойти на то, против чего традиционно выступали не только «прижимистые северяне» (они и сейчас против), но и ФРГ, а именно на обобществление долга. (Остальная треть планируется в виде льготных кредитов.) В любом случае утверждение этого плана 27 странами будет делом крайне непростым.

5. Увеличит ли кризис зависимость ЕС от США в вопросах безопасности?

Пандемия в очередной раз показала европейцам, что Вашингтон вовсе не намерен рука об руку с ними искать решения общих проблем. Есовско-американское сотрудничество в сфере безопасности, как известно, вот уже несколько лет претерпевает определенные пертурбации. С одной стороны, растет запрос европейцев на повышение собственной оборонной самодостаточности, которую они называют стратегической, с другой — руки натовских стран — членов ЕС остаются связанными обязательствами в рамках Североатлантического альянса. К тому же проделать путь к стратавтономии, находясь под «ядерным зонтиком» США, мягко говоря, проблематично, если вообще невозможно.

Есть и другие препятствия: моральная и психологическая неготовность большей части есовского политистеблишмента и убежденных атлантистов среди евростолиц к решительным шагам к подлинно автономной совместной обороне, а по сути — к суверенитету от Вашингтона. Мало кто в Евросоюзе хочет брать на себя дополнительные финансовые обязательства, еще более усилившееся в связи с пандемией коронавируса. Пока не удается согласовать оборонный бюджет в рамках многолетнего финансового плана на 2021–2027 гг. А от него во многом будет зависеть судьба создаваемых Брюсселем инструментов, в первую очередь Европейского фонда обороны, призванного поддержать ВПК стран-членов, и проектов «Постоянного структурированного сотрудничества» (PESCO). На этом фоне о других «революционных» идеях, например создания «евроармии», уже никто не вспоминает. Да и от нашумевшего проекта «военной мобильности» в части совершенствования транспортной инфраструктуры в интересах в первую очередь НАТО, но за деньги есовских налогоплательщиков, может мало что остаться: его финансирование по 7-летнему финплану 2021–2027 гг. резко сокращено.

6. Каковы перспективы отношений России и ЕС после эпидемии COVID-19?

Мы не рассчитываем, что пандемия COVID-19 повлияет на санкционную политику ЕС в отношении России. Несмотря на некоторое оживление в Брюсселе дискуссии об эффективности санкционного режима ЕС в отношении России, представители Европейской внешнеполитической службы дают понять, что общеесовская линия в этом вопросе остается неизменной. При этом наши международные инициативы по смягчению санкционного давления на развивающие страны в Брюсселе воспринимаются настороженно, как попытка внести раздор в «общеесовский санкционный консенсус».

Более того, в условиях пандемии, ставшей беспрецедентным вызовом для всего мира, есовцы, вместо того, чтобы вложиться в объединение усилий международного сообщества — то есть ту самую многосторонность, которую они истово проповедуют — потратили немало энергии на обвинения России в дезинформации и попытке «подорвать» ЕС.

Впрочем, здравомыслящие политики здесь все же есть, и понимание объективной необходимости оздоровления российско-есовских отношений у них присутствует. Хотя, конечно, многие продолжают упрямо увязывать нормализацию диалога с Москвой с урегулированием на Украине. Как бы то ни было, на нынешнем этапе евродипломатия, насколько нам известно, проводит ревизию тех областей, в которых Брюссель хотел бы осуществлять с нами выборочное сотрудничество.

Согласно предварительным намёткам будущего (с 1 июля с.г.) германского председательства в Совете ЕС, в числе его приоритетов на российском треке будут вопросы климата, «Европейский зелёный курс», сфера здравоохранения и приграничное сотрудничество. То есть без прорывов.

Одним из перспективных направлений сотрудничества с ЕС на сегодняшний день видится взаимодействие в сфере борьбы с изменением климата и защиты окружающей среды. Новая Еврокомиссия во главе с У. фон дер Ляйен с самого начала пятилетнего периода своей работы объявила «Европейский зеленый курс» долгосрочной стратегией роста Евросоюза, главная цель которой – достижение «климатической нейтральности» экономики ЕС к 2050 г. Работа над многочисленными составляющими этой стратегии уже активно ведется Брюсселем. Естественно, пандемия COVID-19 не могла не сказаться на темпах этой работы, но в целом уже можно сказать, что евроинституты, прежде всего ЕК и Европарламент, сходятся во мнении, что выход из созданного пандемией экономического кризиса должен иметь климатическую направленность в русле подходов ЕЗК.

Со своей стороны, Россия, являясь стороной Парижского соглашения, разрабатывает стратегию долгосрочного развития с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 г. и заинтересована в широком международном сотрудничестве по этой тематике, без которого будет невозможно достичь поставленных в Парижском соглашении глобальных целей по температуре. Определенное взаимодействие в этой области с ЕС, в т.ч. в рамках Рамочной конвенции по изменению климата ООН, осуществляется, однако этого явно недостаточно. Полагаем, что и в Брюсселе хорошо понимают: решать проблему изменения климата в мире без сотрудничества с Россией невозможно, прежде всего, с учетом поглощающего фактора лесов, а также принимая во внимание, что наша страна является крупнейшим поставщиком углеводородов в Европу.


Оценить статью
(Голосов: 10, Рейтинг: 4.5)
 (10 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju