Оценить статью
(Голосов: 8, Рейтинг: 5)
 (8 голосов)
Поделиться статьей
Владимир Лихачев

К.т.н., заместитель директора Центра устойчивого развития инфраструктурных отраслей Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ

Россия и Индия играют принципиально разные роли на мировых энергетических рынках: РФ располагает крупнейшими запасами углеводородов (нефти, газа, угля) и является крупнейшим производителем и экспортером ископаемых энергетических ресурсов. Индия, напротив, является одним из крупнейших импортеров топлива и на протяжении длительного времени наращивает импорт энергоресурсов, обеспечивая потребности своей быстрорастущей экономики и развивающейся социальной сферы в энергии.

На протяжении длительного периода стороны придерживались выжидательной тактики в сфере энергетического сотрудничества, оценивая возможности друг друга и адаптируясь к особенностям ведения бизнеса на национальных рынках. Велось обсуждение интересных проектов в сфере энергетики, но их реализация или не состоялась, или была отложена на неопределенное время. Однако в связи с начавшейся перестройкой структуры мировой экономики после введения первых антироссийских санкций в 2014 г. и усиления давления со стороны западных стран в отношении Москвы масштаб и скорость развития двустороннего партнерства в области энергетики приобрели качественно новый характер в сравнении с рассмотренным периодом.

1 марта 2021 г. состоялось открытие Энергетического офиса Индии в Москве. Россия и Индия создали Целевую рабочую группу по газу, которая действует в рамках Рабочей группы по сотрудничеству в области энергетики и энергоэффективности Российско-Индийской межправительственной комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству. Представляется, что подобные шаги, наряду с достаточно активным взаимодействием России и Индии в рамках БРИКС, являются только начальным этапом и в полной мере не отражают потенциал двустороннего энергетического сотрудничества между двумя странами. Вместе с тем они могут стать фундаментом его реализации.

В течение нескольких лет сотрудничество между Россией и Индией в энергетической сфере достигло уровня стратегического партнерства и заложило основу для его интенсификации после обострения кризиса вокруг Украины в феврале 2022 г. Данные события помогли иначе взглянуть на складывавшиеся в последние годы тенденции развития мировой энергетики. Резкое сокращение поставок российского газа в ЕС, введение эмбарго на российские энергоносители и декарбонизация европейской экономики предопределили рост неопределенности в отношении перспектив развития региональной и мировой энергетики.

В сложившейся ситуации России предстоит определить тактические и стратегические меры реагирования на политику западных государств. Одним из важнейших направлений развития стратегического взаимодействия является укрепление уже сложившихся и определение новых возможностей для сотрудничества России в энергетической сфере с дружественными странами, в число которых входит Индия.

В настоящее время для трансформации российской экспортной энергетической политики Индия играет важнейшую партнерскую роль. Учитывая рост показателей двустороннего товарооборота, можно рассчитывать, что в краткосрочной перспективе Нью-Дели продолжит закупки российских энергоносителей, исходя как минимум из экономической целесообразности.

Согласно прогнозам развития энергетики до 2050 г., по темпам экономического роста Индия опередит КНР. Данный фактор в совокупности с увеличением численности населения обусловливает высокий спрос Нью-Дели на различные источники энергии. Вместе с тем руководство страны поставило перед собой задачу отказаться от импорта энергоресурсов к столетию независимости Индийской Республики в 2047 г. Соответственно, у России и Индии имеются расхождения в национальных стратегиях развития энергетики. Переход Нью-Дели к «зеленой» энергетике уже начался, и Индия предпринимает усилия для развития генерации на основе ВИЭ, прежде всего, солнечных и ветряных источников. Москва в свою очередь осторожно относится к повышению доли ВИЭ в своем энергетическом балансе, располагая значительными запасами дешевого ископаемого топлива и рассчитывая достичь целей низкоуглеродного развития за счет повышения энергоэффективности, использования ГЭС и АЭС, а также природного газа.

Россия планирует продолжать поставки коксующегося угля, атомной и гидроэнергетики для нужд развития черной металлургии в Индии. Однако Москве предстоит решить ряд проблем, связанных с оплатой российских поставок в национальных валютах, страхованием сделок, рисками попадания под вторичные санкции.

Индия ориентируется на расширение экономических связей с Западом, в то время как Россия последовательно укрепляет партнерство с Китаем и Ираном. В этих условиях участие Москвы и Нью-Дели в таких международных форматах, как БРИКС, РИК и ШОС, не является гарантией прочности политического фундамента для наращивания сотрудничества. Поиск баланса между ключевыми внешнеполитическими ориентирами представляется для стран более предпочтительным.

С учетом рассмотренных факторов можно сформулировать динамичную и многовариантную картину развития российско-индийского энергетического сотрудничества.

В период 2030–2035 гг. обе стороны будут заинтересованы в росте поставок ископаемых видов топлива (нефти, СПГ и угля) из России в Индию. Москва будет стремиться компенсировать потерю европейских рынков, а Нью-Дели — обеспечить устойчивое энергоснабжение быстро развивающейся экономики. Следует ожидать как роста прямых поставок энергоресурсов российскими энергетическими компаниями, так и повышения участия индийских инвесторов в разработке российских месторождений нефти и СПГ, в том числе через приобретение предприятий, владеющих лицензиями на разведку и добычу углеводородов. Также для индийских компаний представляет интерес экспорт цифровых технологий для энергетического сектора и оборудования для электроэнергетики, нефтегазовой и угольной промышленности.

Однако в период 2035–2050 гг. российско-индийское сотрудничество, основанное на торговле ископаемыми энергоресурсами, будет неуклонно сокращаться по мере реализации Индией стратегии «зеленого» развития и обретения энергетической независимости. В этих условиях сторонам целесообразно развивать партнерство в области производства «зеленого» водорода, новых технологий в атомной энергетике, проектов по созданию ВИЭ. Россия также может заимствовать опыт Индии в создании новых типов энергетической инфраструктуры, в том числе «зеленых» коридоров, распределенной генерации, энергоснабжения городов и сельских поселений, транспортных средств.

Таким образом, по мере укрепления роли «зеленой» энергетики в обеспечении энергетической безопасности России и Индии изменятся и приоритеты профильного двустороннего сотрудничества. Высокая неопределенность будущего обуславливает необходимость активизации усилий стран для разработки совместных стратегий развития энергетики, продвижения климатической повестки и определения приоритетных направлений развития энергетических технологий с привлечением имеющегося научного потенциала.

Россия и Индия играют принципиально разные роли на мировых энергетических рынках: РФ располагает крупнейшими запасами углеводородов (нефти, газа, угля) и является крупнейшим производителем и экспортером ископаемых энергетических ресурсов. Индия, напротив, является одним из крупнейших импортеров топлива и на протяжении длительного времени наращивает импорт энергоресурсов, обеспечивая потребности своей быстрорастущей экономики и развивающейся социальной сферы в энергии.

Неспешное начало

Учитывая традиционные дружественные связи между двумя странами, следовало бы ожидать, что Россия будет выступать одним из основных партнеров Индии в энергетической сфере. Однако до середины 2000-х гг. РФ не занимала ведущего положения в поставках топлива в Индию ввиду наличия альтернативных крупных рынков сбыта в странах Европы и Северо-Восточной Азии, удаленности Индии от российских пунктов отгрузки топливно-энергетических ресурсов и, как следствие, их относительно низкой конкурентоспособности на индийском рынке из-за высоких затрат на транспортировку по сравнению с поставками с Ближнего Востока.

Долгое время энергетическое сотрудничество между странами ограничивалось в основном межгосударственными протоколами, меморандумами о взаимопонимании и носило преимущественно декларативный характер, за исключением отдельных проектов [1]. Наиболее примечателен из них «Сахалин-1» [2], 20% акций которого принадлежит индийской компании ONGC Videsh. Проект реализуется на условиях Соглашения о разделе продукции (СРП), подписанного в 1995 г. и вступившего в силу в 1996 г., и направлен на освоение трех морских нефтегазовых месторождений на шельфе Охотского моря (северо-восточная часть о. Сахалин). Вместе с тем на данном этапе потенциал участия индийской стороны в проекте не был использован полностью, поскольку Россия уделяла преференциальное внимание другим партнерам.

Энергетическое сотрудничество между Россией и Индией в атомной сфере развивалось более активными темпами. В частности, в 1998 г. был подписан двусторонний договор о возможности участия Росатома в сооружении в Индии первой очереди АЭС «Куданкулам» [3]. К полномасштабному строительству данного объекта, однако, удалось приступить только в 2008 г. после решения Совета управляющих Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) о вступлении в силу гарантий «с индийской спецификой» и решения Группы ядерных поставщиков (ГЯП) о приостановлении ограничений на экспорт ядерных материалов и оборудования, а также технологий двойного назначения в Индию. В результате 5 декабря 2008 г. было подписано соглашение о российском участии в сооружении дополнительных энергоблоков на АЭС «Куданкулам» и об участии Росатома в других проектах по строительству АЭС на территории Индии [4].

Помимо этого, в 2010 г. стороны подписали межправительственное соглашение о сотрудничестве в использовании атомной энергии в мирных целях [5]. В документе отмечалась важная роль атомной энергетики для обеспечения быстрорастущих потребностей Индии в электроэнергии и строительстве АЭС на ее территории по российским технологиям. Отдельно указывалась заинтересованность в создании в стране условий для производства топливных сборок и их элементов для реакторов российского дизайна. Также Россия взяла на себя обязательства по подготовке специалистов по ядерной энергетике для индийских АЭС.

На протяжении длительного периода стороны придерживались выжидательной тактики в сфере энергетического сотрудничества, оценивая возможности друг друга и адаптируясь к особенностям ведения бизнеса на национальных рынках. Велось обсуждение интересных проектов в сфере энергетики, но их реализация или не состоялась, или была отложена на неопределенное время. Однако в связи с начавшейся перестройкой структуры мировой экономики после введения первых антироссийских санкций в 2014 г. и усиления давления со стороны западных стран в отношении Москвы масштаб и скорость развития двустороннего партнерства в области энергетики приобрели качественно новый характер в сравнении с рассмотренным периодом.

Время перемен

После событий 2014 г. российский ТЭК стал одним из первых объектов применения западных санкций. Одновременно началось постепенное сокращение межгосударственных контактов с Россией и вытеснение российских энергоресурсов с европейского рынка. Был прекращен Энергетический диалог Россия — ЕС [6], перестал существовать ряд других форматов российско-европейского сотрудничества. На этом фоне важной составляющей энергетической политики ЕС стало активное наращивание доли возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в энергобалансе и внедрение программ энергосбережения как инструментов низкоуглеродного развития и средств минимизации зависимости от российских энергоносителей.

Россия в свою очередь начала поиск новых партнеров, способных нивелировать риски ухудшения отношений с европейскими импортерами. В частности, начался процесс наращивания поставок российской нефти, СПГ и угля на индийский рынок, который на тот момент уступал китайскому по объемам, но опережал его по темпам роста.

Развитие двустороннего энергетического партнерства реализовывалось преимущественно благодаря инициативам Роснефти. В 2014 г. крупнейшая российская нефтяная компания заключила несколько контрактов с индийской стороной, заложивших основу для совместных действий по двум направлениям, включающим расширение доли иностранного участия в производстве российских энергоносителей и укрепление позиций российских компаний на энергетическом рынке Индии.

В рамках первого направления в мае 2014 г. на Петербургском международном экономическом форуме Роснефть и ONGC Videsh подписали меморандум о взаимопонимании по вопросам сотрудничества на арктическом шельфе России [7]. Далее в сентябре 2015 г. стороны заключили договор купли-продажи доли в 15% в Ванкорнефти [8], которая в октябре 2016 г. увеличилась еще на 11% [9].

На втором направлении 11 декабря 2014 г. во время визита президента РФ Владимира Путина в Индию Роснефть и Essar [10] подписали документ об основных коммерческих условиях поставок нефти и нефтепродуктов на НПЗ Essar [11]. В июле 2015 г. в Уфе на полях саммита БРИКС стороны заключили долгосрочный контракт на поставку нефти для последующей переработки на НПЗ в г. Вадинар [12]. В октябре 2016 г. Роснефть объявила о подписании договора купли-продажи 49,13% акций Essar Oil Limited (EOL) у Essar Energy Holdings Limited и аффилированных с ней компаний. Сделка получила одобрение комиссии по конкуренции Индии и была завершена в августе 2017 г. [13]

Также в марте 2016 г. Роснефть подписала договор купли-продажи доли в 29,9% в компании «Таас-Юрях Нефтегазодобыча» [14] с индийским консорциумом, включающим предприятия Oil India, Indian Oil и Bharat Petroresources. 5 февраля 2020 г. Роснефть и компания Indian Oil Corporation Limited (IOCL) заключили контракт на поставку в Индию через порт Новороссийск до 2 млн т нефти до конца 2020 г. [15]

Помимо «Роснефти», развитие сотрудничества с индийской стороной является одним из приоритетов для таких российских компаний, как Газпромнефть [16], Зарубежнефть, РусГидро и др.

Индийская сторона проявляет большой интерес к участию в проектах по производству СПГ. Например, импорт российского СПГ в Индию начался после ввода в эксплуатацию первого в России завода по производству сжиженного газа в рамках проекта «Сахалин-2». Помимо этого, договор на поставку СПГ сроком на 20 лет заключен и с компанией НОВАТЭК.

В рассматриваемый период также стабильно росли [17] поставки российского угля, как коксующегося (для сталелитейной промышленности), так и энергетического (для электростанций).

1 марта 2021 г. состоялось открытие Энергетического офиса Индии в Москве. Россия и Индия создали Целевую рабочую группу по газу, которая действует в рамках Рабочей группы по сотрудничеству в области энергетики и энергоэффективности Российско-Индийской межправительственной комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству [18]. Представляется, что подобные шаги, наряду с достаточно активным взаимодействием России и Индии в рамках БРИКС, являются только начальным этапом и в полной мере не отражают потенциал двустороннего энергетического сотрудничества между двумя странами. Вместе с тем они могут стать фундаментом его реализации.

В течение нескольких лет сотрудничество между Россией и Индией в энергетической сфере достигло уровня стратегического партнерства и заложило основу для его интенсификации после обострения кризиса вокруг Украины в феврале 2022 г. Данные события помогли иначе взглянуть на складывавшиеся в последние годы тенденции развития мировой энергетики. Резкое сокращение поставок российского газа в ЕС, введение эмбарго на российские энергоносители и декарбонизация европейской экономики предопределили рост неопределенности в отношении перспектив развития региональной и мировой энергетики.

В сложившейся ситуации России предстоит определить тактические и стратегические меры реагирования на политику западных государств. Одним из важнейших направлений развития стратегического взаимодействия является укрепление уже сложившихся и определение новых возможностей для сотрудничества России в энергетической сфере с дружественными странами, в число которых входит Индия.

В 2022 г. поставки российской нефти в Индию выросли в 19 раз и достигли 41 млн т. В результате Россия вышла на первое место по этому показателю, обогнав страны Персидского залива. Так, в период с февраля 2022 г. по февраль 2023 г. объем импорта российской нефти продолжил расти и достиг 55,9 млн т по сравнению с 3,9 млн т за аналогичный период в 2021–2022 гг. [19], причем цены превысили установленный санкциями потолок в 60 долл. за баррель, что по-прежнему было выгоднее нефти из Ирака и Саудовской Аравии. Сторонам удалось проработать логистические маршруты для доставки энергоресурсов: индийские порты Сикка и Вадинар стали крупнейшими пунктами приема российской нефти, благодаря расположенным рядом с ними НПЗ с участием российских нефтяных компаний, включая Роснефть.

За восемь месяцев 2023 г. Индия увеличила импорт коксующегося (металлургического) угля до 4,3 млн т, что больше в 2,3 раза по сравнению с показателями за предыдущий год. При этом доля российских поставок в общем импорте коксующегося угля в страну выросла с 5 до 11,2% [20]. В свою очередь, рост поставок энергетического угля с начала 2023 г. составил более 3 млн т. [21]

В настоящее время для трансформации российской экспортной энергетической политики Индия играет важнейшую партнерскую роль. Учитывая рост показателей двустороннего товарооборота, можно рассчитывать, что в краткосрочной перспективе Нью-Дели продолжит закупки российских энергоносителей, исходя как минимум из экономической целесообразности.

Взгляд в будущее

При рассмотрении долгосрочного сотрудничества России и Индии в энергетической сфере целесообразно обратить внимание на следующие обстоятельства, которые представляют собой вызовы для ускорения взаимодействия.

Согласно прогнозам развития энергетики до 2050 г., по темпам экономического роста Индия опередит КНР [22]. Данный фактор в совокупности с увеличением численности населения обусловливает высокий спрос Нью-Дели на различные источники энергии. Вместе с тем руководство страны поставило перед собой задачу отказаться от импорта энергоресурсов к столетию независимости Индийской Республики в 2047 г. Соответственно, у России и Индии имеются расхождения в национальных стратегиях развития энергетики. Переход Нью-Дели к «зеленой» энергетике уже начался, и Индия предпринимает усилия для развития генерации на основе ВИЭ, прежде всего, солнечных и ветряных источников [23]. Москва в свою очередь осторожно относится к повышению доли ВИЭ в своем энергетическом балансе, располагая значительными запасами дешевого ископаемого топлива и рассчитывая достичь целей низкоуглеродного развития за счет повышения энергоэффективности, использования ГЭС и АЭС, а также природного газа.

Во-вторых, Россия планирует продолжать поставки коксующегося угля [24], атомной и гидроэнергетики для нужд развития черной металлургии в Индии. Однако Москве предстоит решить ряд проблем, связанных с оплатой российских поставок в национальных валютах, страхованием сделок, рисками попадания под вторичные санкции.

В-третьих, Индия ориентируется на расширение экономических связей с Западом, в то время как Россия последовательно укрепляет партнерство с Китаем и Ираном. В этих условиях участие Москвы и Нью-Дели в таких международных форматах, как БРИКС, РИК и ШОС, не является гарантией прочности политического фундамента для наращивания сотрудничества. Поиск баланса между ключевыми внешнеполитическими ориентирами представляется для стран более предпочтительным.

С учетом рассмотренных факторов можно сформулировать динамичную и многовариантную картину развития российско-индийского энергетического сотрудничества.

В период 2030–2035 гг. обе стороны будут заинтересованы в росте поставок ископаемых видов топлива (нефти, СПГ и угля) из России в Индию. Москва будет стремиться компенсировать потерю европейских рынков, а Нью-Дели — обеспечить устойчивое энергоснабжение быстро развивающейся экономики. Следует ожидать как роста прямых поставок энергоресурсов российскими энергетическими компаниями, так и повышения участия индийских инвесторов в разработке российских месторождений нефти и СПГ, в том числе через приобретение предприятий, владеющих лицензиями на разведку и добычу углеводородов. Также для индийских компаний представляет интерес экспорт цифровых технологий для энергетического сектора и оборудования для электроэнергетики, нефтегазовой и угольной промышленности.

Однако в период 2035–2050 гг. российско-индийское сотрудничество, основанное на торговле ископаемыми энергоресурсами, будет неуклонно сокращаться по мере реализации Индией стратегии «зеленого» развития и обретения энергетической независимости. В этих условиях сторонам целесообразно развивать партнерство в области производства «зеленого» водорода, новых технологий в атомной энергетике, проектов по созданию ВИЭ. Россия также может заимствовать опыт Индии в создании новых типов энергетической инфраструктуры, в том числе «зеленых» коридоров, распределенной генерации, энергоснабжения городов и сельских поселений, транспортных средств.

Таким образом, по мере укрепления роли «зеленой» энергетики в обеспечении энергетической безопасности России и Индии изменятся и приоритеты профильного двустороннего сотрудничества. Высокая неопределенность будущего обуславливает необходимость активизации усилий стран для разработки совместных стратегий развития энергетики, продвижения климатической повестки и определения приоритетных направлений развития энергетических технологий с привлечением имеющегося научного потенциала.

Рекомендации по развитию российско-индийского сотрудничества в сфере энергетики

Таким образом, развитие энергетического сотрудничества отвечает интересам обоих государств. В то же время имеется ряд проблем, без решения которых партнерство будет иметь ситуативный или реактивный характер. В связи с этим российская и индийская стороны могут рассмотреть следующие действия для перехода связей в области энергетики на качественно новый уровень:

  • развивать новые логистические цепочки, в том числе коридор «Север — Юг» и Северный морской путь, а также иные проекты с участием России и Индии.
  • активизировать сотрудничество в области атомной энергетики, включая создание новых типов АЭС, для достижения углеродной нейтральности и повышения энергетической безопасности.
  • разработать льготные режимы для наращивания взаимных инвестиций в «зеленые» технологии, технологии улавливания и хранения углерода и энергосберегающие технологии при производстве и потреблении энергии в интересах низкоуглеродного развития и защиты окружающей среды.
  • создать механизм для регулярного информационного обмена энергетической статистикой, прогнозами развития энергетики и смежных отраслей с использованием общих подходов и моделей. Такой формат взаимодействия расширит представление о текущей ситуации и перспективах развития топливно-энергетических комплексов России и Индии.
  • создать совместные центры компетенций по проблемам регулирования энергетических рынков, в том числе, с учетом региональной специфики двух стран.
  • разработать новые форматы подготовки кадров в сфере энергетики, энергетической политики и защиты климата с использованием возможности очного и дистанционного образования на базе ведущих университетов России и Индии.

Материал был подготовлен для совместного доклада Российского совета по международным делам и Synergia Foundation (Бангалор, Индия) «Российско-индийские отношения в широком геополитическом контексте», презентация которого состоится в конце январе 2024 г. В публикации будут представлены российский и индийский взгляды на актуальные вопросы двусторонней повестки, современное состояние связей двух стран в сфере торговли, энергетики и высоких технологий, а также предложены рекомендации для профильных министерств и ведомств.

1. Ряд проектов в сфере энергетики обсуждался, но не был реализован или отложен на неопределенное время. См. Россия может присоединиться к проекту газопровода ТАПИ // ТАСС. 19.01.2023. URL: https://tass.ru/ekonomika/16840041

2. Сахалин-1. Шельфовый проект добычи нефти и газового конденсата // Neftegaz.ru. 07.06.2011. URL: https://neftegaz.ru/tech-library/mestorozhdeniya/714124-sakhalin-1/

3. Филиал «АЭМ-технологии» «Ижора» провел гидроиспытания компенсатора давления для АЭС «Куданкулам» // Росатом. 23.01.2023. URL: https://www.rosatom.ru/journalist/news/filial-aem-tekhnologii-izhora-provel-gidroispytaniya-kompensatora-davleniya-dlya-aes-kudankulam/

4. РФ и Индия подписали договор о сооружении энергоблоков АЭС Куданкулам // РИА Новости. 05.12.2008. URL: https://ria.ru/20081205/156554507.html?ysclid=loh1anui3f357492408

5. Россия и Индия подписали ряд соглашений, в том числе в атомной сфере // РИА Новости. 12.03.2010. URL: https://ria.ru/20100312/213823180.html?ysclid=loh1jyu8qj870558132

6. Энергодиалог Россия – ЕС // Минэнерго РФ. URL: https://minenergo.gov.ru/node/14646

7. «Роснефть» предложила индийской ONGC участвовать в освоении Ванкора // РБК. 06.10.2014. URL: https://www.rbc.ru/economics/06/10/2014/543253c4cbb20f0a674a8298?ysclid=lo4amh5z27759638446

8. «Роснефть» договорилась о продаже ONGC 15% «Ванкорнефти» // Роснефть. 04.09.2015. URL: https://www.rosneft.ru/press/releases/item/175457/

9. «Роснефть» и ONGC подписали договор купли-продажи 11% АО «Ванкорнефть» // Роснефть. 14.09.2016. URL: https://www.rosneft.ru/press/releases/item/183699/

10. Переименована в Nayara Energy.

11. Визит Путина в Индию принес контракты «Роснефти» и «Росатому» // РБК. 11.12.2014. URL: https://www.rbc.ru/politics/11/12/2014/5489b7612ae5961a5ec4f573

12. «Роснефть» подписала с индийской Essar контракт на поставку 10 млн т нефти в год // Интерфакс. 08.07.2015. URL: https://www.interfax.ru/business/452491

13. «Роснефть» приобретает 49% Essar Oil Limited // Роснефть. 15.10.2016. URL: https://www.rosneft.ru/press/releases/item/184097/

14. Покупка доли в Таас-Юряхе индийскими компаниями одобрена властями РФ // Тэкноблог. 24.09.2016. URL: https://teknoblog.ru/2016/09/24/69027

15. «Роснефть» подписала контракт с Indian Oil на поставку в Индию 2 млн тонн нефти // Роснефть. 05.12.2020. URL: https://www.rosneft.ru/press/releases/item/199699/

16. Газпром подписал соглашение с индийской компанией GAIL контракт сроком на 20 лет на поставках в Индию СПГ в объеме 2,5 млн. т. См.: Gazprom, India's GAIL agree 20-yr LNG sales deal // Reuters. 01.10.2012. URL: https://www.reuters.com/article/russia-india-lng/gazprom-indias-gail-agree-20-yr-lng-sales-deal-idUSL6E8L1DXG20121001

17. Петренко И.Е. Уголь инфо Итоги работы угольной промышленности России за январь – июнь 2022 // Уголь. 2022. № 9. С. 7-22. URL: http://www.ugolinfo.ru/artpdf/RU2209007.pdf

18. Перспективные направления для взаимодействия // Деловой совет по сотрудничеству с Индией. URL: https://russiaindiabusiness.com/ru/business-in-india/promising-areas-of-interaction/

19. Russian crude oil tracker // Bruegel. 11.10.2023. URL: https://www.bruegel.org/dataset/russian-crude-oil-tracker

20. Россия более чем вдвое увеличила экспорт металлургического угля в Индию // Ведомости. 23.11.2023. URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2023/10/23/1001892-eksport-metallurgicheskogo-uglya-v-indiyu

21. Экспорт российского энергоугля в Индию вырос в январе – апреле в 6 раз // Ведомости. 28.06.2023. URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2023/06/29/982841-eksport-rossiiskogo-energouglya-v-indiyu-viros

22. World Energy Outlook 2023 // IEA. URL: https://www.iea.org/reports/world-energy-outlook-2023#downloads

23. These are the challenges facing India's net-zero target // World Economic Forum. 27.09.2022. URL: https://www.weforum.org/agenda/2022/09/net-zero-challenges-india-target

24. India Plans More Steel Products in Manufacturing Incentive Plan // Bloomberg. 22.06.2023. URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2023-06-22/india-plans-more-steel-products-in-manufacturing-incentive-plan


(Голосов: 8, Рейтинг: 5)
 (8 голосов)

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju