Второй тур выборов во Франции будет интересен в том плане, что в нём сойдутся две противоположности. Образец успешного чиновника в стилевом отношении, Э. Макрон будет доводить до ума «прогрессистскую», глобалистскую, европеистскую программу, соблюдая хрупкий баланс интересов всех своих союзников. Наоборот, выдерживающая имидж «народного» кандидата М. Ле Пен будет настаивать на необходимости возвращения к строгим национальным началам в деле управления страной.
Отдельные пункты программы Э. Макрона могут вызвать вопросы по финансированию их реализации или выглядят противоречащими, но в целом кандидат от En Marche! не обещает радикальных перемен ни в одной сфере. Как раз именно это предлагает М. Ле Пен — пойти на риск, распрощаться с Евросоюзом, возможно, понести из-за этого какие-то временные потери, но получить необходимый с её точки зрения импульс к коренной перестройке экономики, внутренних дел, внешней политики.
В первом туре президентских выборов во Франции были определены два лидера, получивших право продолжить борьбу за Елисейский дворец. Э. Макрон уже заручился поддержкой оппонентов, выбывших из гонки, и формирует классический общепартийный фронт против крайне правой М. Ле Пен. И хотя президентская кампания — это всегда в значительной степени борьба имиджей за субъективные впечатления избирателей, объективные отличия — программные точки опоры кандидатов — не следует упускать из виду. Тем более этого не следует делать перед вторым туром, когда победитель получит все рычаги внутренней и внешней политики, и особенно когда программы отличаются настолько сильно.
Образец успешности
Эммануэль Макрон — основатель движения En Marche! («Вперёд!»), новая звезда французской политики. Выходец из интеллигентной профессорской семьи, имеет блестящее образование: окончил лицей Анри-IV (один из самых престижных во Франции), университет Париж-Нантер, Институт политических исследований (Sciences Po), Национальную школу администрации (ENA). С 2004 по 2008 гг. — сотрудник Генеральной инспекции финансов, где познакомился с видными функционерами Ж.-П. Жуайе и Ж. Аттали, с 2008 по 2012 гг. — сотрудник банка Rothschild & Cie, консультант и участник крупных сделок. После победы Ф. Олланда в 2012 г. — заместитель генерального секретаря президента Республики, затем министр экономики. Партийная принадлежность не строгая: убеждённым членом ни одной организации никогда не считался, но в основном всегда находился около деятелей из Соцпартии (был ее членом на протяжении нескольких лет). В команде Ф. Олланда представлял наиболее правый сегмент прагматиков, не отягощённых грузом социал-демократической идеологии. Общенациональную известность приобрёл в 2015 г. как автор «закона Макрона», предусматривавшего меры по возобновлению экономического роста и исправлению ситуации на рынке труда. В 2016 г. покинул свой пост и основал движение En Marche!, осознанно позиционируя его ни левым, ни правым. Вскоре к нему присоединились многие деятели из разных лагерей, в том числе практически вся «прогрессистская» часть СП.
Репутация
В большинстве случаев констатируется новизна его фигуры и отсутствие, в отличие от конкурентов, каких-либо крупных скандалов. В то же время оппоненты обращают внимание на подозрительно низкие цифры в декларации о доходах, недоумевают по поводу его быстрого карьерного взлёта, связывая это с влиянием дома Ротшильдов, обвиняют в теневой поддержке Э. Макрона действовавшим президентом Ф. Олландом (и заказном характере медиа-кампаний против конкурентов). Однако использовать это оружие на полную мощность за неимением точных фактов соперникам не удалось.
Основные идеи в программе Э. Макрона: реализуемы или нет?
Экономика и финансы:
- Общее сохранение 35-часовой рабочей недели при праве решать вопрос о её пересмотре на предприятиях;
- Отмена налога на имущество (ISF) для инвестирующих фирм и компаний, замена налогом на недвижимое имущество (IIFI);
- Снижение налога на прибыль до 25%;
- Финансовые стимулы для фирм, нанимающих на работу граждан из «приоритетных кварталов городской политики»;
- Комплексный план на 50 млрд евро по инвестициям в различные сектора, в том числе из которых 15 млрд — на дополнительное образование безработных и молодёжи и ещё 15 млрд — на нужды «зелёной экономики».
Социальная сфера:
- Сокращение числа госслужащих на 120 тыс. человек;
- Гармонизация пенсионных режимов для государственного и частного сектора при сохранении нынешнего пенсионного возраста (62 года);
- Гармонизация режимов выплат по безработице;
- Увеличение автономии средних учебных заведений, расширение практики «приоритетных образовательных зон» с повышенными зарплатами учителей и сокращённым количеством учеников в классах, дополнительный набор до 5 тыс. сотрудников сферы образования;
- Сохранение закона об однополых браках, дальнейшее отстаивание прав меньшинств и равноправия полов;
- Почти полная отмена налога на жильё (компенсацию в бюджеты регионов возьмёт на себя государство).
Социально-экономический блок программы Э. Макрона вызывал у оппонентов серьёзные вопросы. Заметно, что в ней заложены многомиллиардные расходы бюджета, при этом наполняемость доходных статей пока не очевидна, если учитывать ещё и снижение сразу ряда налогов. При этом повышение госдолга (и без того 96%) и тем более бюджетного дефицита Э. Макрон позволить себе не сможет, поскольку это сразу поставит вопрос об уважении критериев конвергенции еврозоны, Бюджетного пакта ЕС 2012 г. Скорее всего, экс-министр экономики пойдёт по пути осторожного реформирования, развивая положения своего же закона 2015 г. Системы же социального, пенсионного, страхового обеспечения во Франции столь разветвлены, что на их гармонизацию, скорее всего, потребуется не один год. Предыдущие правительства уже не раз пробовали это сделать, и всегда реформы шли чрезвычайно болезненно, встречая жёсткое сопротивление общественности.
Безопасность и миграция:
- Сохранение «права почвы» и имеющихся правил воссоединения семей;
- Ускорение рассмотрения прошений о политическом убежище;
- Акцент на скорейшую интеграцию приезжих;
- Стимулирование иммиграции «навыков и талантов»;
- Помощь развитию стран-доноров миграционных потоков;
- Обеспечение полной религиозной свободы при уважении светских начал Республики;
- Воссоздание полицейских служб местного подчинения (de proximité), укрепление полицейских сил ещё на 10 тыс. человек.
Это блок осуществить более чем реально, если учитывать, что система выборочной иммиграции и интеграции приезжих уже вводилась во Франции по «закону Саркози» 2006 г. Радикальных мер в отношении мусульманского населения не предлагается; под лозунгами «шансов для всех», уважения различий и солидарности иммиграция жёстко ограничиваться не будет. Кандидат пробует одновременно соблюсти и мотив светскости государства, и идею уважения всех религий, в целом предлагая продолжить уже имеющуюся ситуацию.
Институциональные реформы:
- Абсолютная юридическая «чистота» всех кандидатов на любой выборный пост;
- Запрет на занятие одного и того же мандата любого уровня более трёх раз подряд;
- Сокращение продолжительности законотворческого процесса до одного чтения в каждой палате, снижение количества сенаторов и депутатов;
- Внедрение элементов пропорциональной избирательной системы (начиная с Сената).
Велика вероятность, что такие предложения были навеяны не длительными размышлениями, но прежде всего ходом кампании (желанием показать свою программу в выгодном свете на фоне Ф. Фийона). Следовательно, оказавшись в Елисейском дворце, Э. Макрон совсем не обязательно будет исполнять их в первую же очередь. Резкого отхода от системы Пятой Республики не обещается, несмотря на убеждённость кандидата «обновить политическую жизнь».
Внешняя политика:
- Дальнейшее движение по пути евроинтеграции по всем возможным направлениям, укрепление «европейской идентичности»;
- Продолжение тесного сотрудничества в рамках НАТО;
- Расширение права постоянного членства в Совбезе ООН на ФРГ, Японию, Индию, Бразилию, одно африканское государство;
- Продолжение политики санкций в отношении России до тех пор, пока не будут выполнены Минские соглашения;
- Особое внимание вопросам изменения климата, помощи развитию, продвижения общечеловеческих идеалов.
Поскольку де-факто такие идеи являются полным продолжением курса Ф. Олланда — от европейского направления до восприятия отношений с Россией — а значит, усилий на проведение какой-либо переориентации внешнеполитического курса не потребуется.
По «воле народа»
Марин Ле Пен, второй финалист выборов, — политик, широко известный даже за пределами Франции. Дочь многолетнего вождя крайне правых сил Ж.-М. Ле Пена, она не может, в отличие от Э. Макрона, похвастать ни длинным перечнем оконченных университетов («всего лишь» Париж-Пантеон-Ассас), ни яркой чиновничьей карьерой (до конца 1990-х гг. пробовала себя на адвокатской стезе). С течением времени отец всё ближе подводил её к руководству «Национальным фронтом», передав ей пост лидера в 2011 г. Преемница начала аккуратную ревизию его наследия, превращая НФ из организации с «высокотоксичными» идеями в более-менее приемлемую для общественности партию консерваторов-традиционалистов. Это привело к постепенному расширению поддержки. Кроме типичного протестного электората, недовольного ЕС/миграционной политикой/нынешними властями, стало появляться влияние, например, в более широких рабочих слоях, ранее ориентировавшихся только на левых. За последние годы НФ расширил представительство на местах, выиграл выборы в Европарламент, впервые получил сенатские мандаты. Однако если «банализационная» тактика М. Ле Пен понемногу начала убеждать избирателей, то она пока не принесла плодов на уровне политиков из других партий, всё ещё считающих крайне правых «большим злом» по сравнению с кем бы то ни было.
Репутация
Даже если вокруг М. Ле Пен не разворачивается каких-либо порочащих историй, отношение политиков и прессы к ней по-прежнему скептическое: продолжает сказываться багаж, накопленный за годы лидерства её отца. Первые часы после первого тура напомнили ситуацию 2002 г., когда ведущие деятели абсолютного большинства партий тоже один за другим призывали сплотиться против крайне правой угрозы. Помимо этого, в 2017 г. лидер НФ оказалась в центре сразу нескольких скандалов, уступавших только истории Ф. Фийона. Так, Европарламент лишил её депутатской неприкосновенности после записи в Twitter о действиях «Исламского государства» с использованием фотографий сцен жестокости. Прокуратура открыла дела о фиктивной деятельности помощников депутатов-фронтистов и возможном занижении данных налоговой отчётности семейства Ле Пен. Периодически возникали слухи и о политической или финансовой поддержке кандидатуры М. Ле Пен из России. Тем не менее для сторонников крайне правых всё это было уже довольно привычным информационным фоном, очередными проявлениями враждебности «системы», поэтому позиции М. Ле Пен пошатнулись не так сильно, как в случае с Ф. Фийоном.
Основные идеи в программе М. Ле Пен: реализуемы или нет?
Экономика и финансы:
- Проведение политики протекционизма, поддержка национального производителя;
- Выход из еврозоны;
- Постановка развития стратегически важных секторов экономики под надзор государства;
- Смягчение налоговой нагрузки на средний и малый бизнес;
- Сохранение 35-часовой рабочей недели при возможности её корректировки на уровне отдельной отрасли.
Социальная сфера:
- Снижение пенсионного возраста до 60 лет;
- Внесение в Конституцию принципа «национальной предпочтительности», стимулирующего работодателей выбирать работников-французов;
- Резервирование права на социальные выплаты только за французами;
- Повсеместное укрепление французского языка, выделение на него половины всех учебных часов в начальной школе;
- Акцент в региональной политике на развитии сельской местности.
Пункты программы М. Ле Пен по экономическим сюжетам стали предметом системной критики не только для соперников, но и со стороны учёных. 25 Нобелевских лауреатов по экономике высказались против антиевропейских идей лидера НФ. Они предупреждают, что односторонний выход из Евросоюза, еврозоны и Шенгенского пространства будет иметь непредсказуемые последствия для самой же французской экономики. П. Кругман был ещё более откровенен: «Сожалею, но Франция не настолько велика, чтобы иметь возможность процветать, сосредоточившись на самой себе». Некоторым идеям не хватает проработки бюджетного обеспечения, а тезис о «национальной предпочтительности» неизбежно будет вызывать в глазах более умеренных оппонентов упрёки в национализме и дискриминации (благо он уже звучал у Ж.-М. Ле Пена в 2007 г.).
Безопасность и миграция:
- Принятие на службу дополнительно 15 тыс. полицейских и открытие ещё 40 тыс. мест в тюрьмах;
- Автоматическое выдворение из страны всех преступников-иностранных граждан;
- Отмена «права почвы»;
- Сокращение легальной иммиграции до 10 тыс. человек в год, резкое ограничение практики воссоединения семей;
- Выход из Шенгенской зоны, восстановление таможенной службы;
- Введение более жёсткой «республиканской ассимиляции» приезжих вместо их интеграции.
По данным Министерства юстиции, по состоянию на 1 апреля 2017 г. французские тюрьмы располагали в общей сложности 58 670 камерами (при общем количестве заключенных в 70 230 человек). То есть обещание М. Ле Пен выводит на почти двукратное расширение пенитенциарной системы, что растянется по времени и обойдётся в немалую сумму бюджету. Жёсткая миграционная политика идёт рука об руку с пересмотром формата участия Франции в ЕС, а цифра в 10 тыс. легальных иммигрантов в тексте программы никак не обосновывается.
Институциональные реформы:
- Пропорциональная избирательная система на всех выборах;
- Снижение числа депутатов Национального собрания до 300, сенаторов до 200 человек;
- Упразднение всех административно-территориальных единиц, кроме коммун и департаментов;
- Введение практики проведения общенациональных референдумов по инициативе 500 тыс. граждан;
- Продление президентских полномочий до семи лет без возможности переизбрания.
Возможно, это реализуемо, если удастся заручиться поддержкой других партий. Те, в свою очередь, без энтузиазма воспримут пропорциональную избирательную систему (её главным бенефициаром будет НФ) и сокращение местных органов власти, приносящих для каждой традиционной силы (а теперь, возможно, и En Marche!) немало мандатов.
Внешняя политика:
- Выход из общего командования НАТО, укрепление национальных вооружённых сил (3% ВВП к 2022 г., постройка второго авианосца, увеличение численности личного состава вооружённых сил на 50 тыс. человек, дополнительные закупки отечественной военной техники);
- Проведение референдума о членстве в ЕС;
- Курс на построение многополярного мира, внешняя политика, «основанная на принципах реализма»;
- Укрепление связей с франкоговорящими странами, помощь государствам Африки (от образовательного сектора до обороны и безопасности).
Данные предложения напоминают идеалы «величия» и национальной независимости, расцветшие в 1960-е гг., но для их устойчивого продвижения нужна политическая воля Ш. де Голля и удачное совпадение множества внешних факторов. Закупка новых самолётов, танков, БМП и тем более строительство авианосца серьёзно увеличат и без того высокую стоимость всего президентского проекта лидера НФ. Референдум о членстве в ЕС — уязвимое место программы М. Ле Пен, ведь в случае возможного поражения на нём автоматически теряет смысл львиная доля всех предложений в других разделах. Тема франко-российских отношений во внешнеполитическом разделе прямо не упоминается, но из многочисленных заявлений М. Ле Пен (и встречи с В. Путиным) её дружественное отношение к России хорошо известно.
***
Таким образом, второй тур выборов во Франции будет интересен в том плане, что в нём сойдутся две противоположности. Образец успешного чиновника в стилевом отношении, Э. Макрон будет доводить до ума «прогрессистскую», глобалистскую, европеистскую программу, соблюдая хрупкий баланс интересов всех своих союзников. Наоборот, выдерживающая имидж «народного» кандидата М. Ле Пен будет настаивать на необходимости возвращения к строгим национальным началам в деле управления страной. Иными словами, в финале будут представлены две Франции, первая из которых — «макронистская» — по объёмам сразу же полученной поддержки пока явно крупнее. Отдельные пункты программы Э. Макрона могут вызвать вопросы по финансированию их реализации или выглядят противоречащими, но в целом кандидат от En Marche! не обещает радикальных перемен ни в одной сфере. Как раз именно это предлагает М. Ле Пен — пойти на риск, распрощаться с Евросоюзом, возможно, понести из-за этого какие-то временные потери, но получить необходимый с её точки зрения импульс к коренной перестройке экономики, внутренних дел, внешней политики.