Read in English
Оценить статью
(Голосов: 22, Рейтинг: 5)
 (22 голоса)
Поделиться статьей
Иван Тимофеев

К.полит.н., генеральный директор РСМД, член РСМД

Вовлечение отдельных стран НАТО или всего блока в военные действия может постепенно нарастать. Пересечения красных линий способны породить уверенность в том, что участие в конфликте не будет иметь последствий, а значит, красные линии нужно отодвигать всё дальше и дальше. Результат таких движений может проявиться в неожиданный момент и привести к значительно более опасной ситуации в сравнении с текущим положением.

Строго говоря, страны НАТО уже давно являются стороной конфликта. Вместе с тем подобное вовлечение пока все же не создает избыточного риска прямого военного столкновения России и НАТО. Западным партнерам Киева такой вялотекущий режим конфликта позволяет постепенно наращивать качество поддержки Украины. Поставки крылатых ракет уже давно стали обыденными. Появление истребителей американского производства — вопрос времени. Российская армия «перемалывает» поставляемую западную технику. Но зарубежные поставки Украине требуют концентрации ресурсов и с российской стороны.

Значимым фактором эскалации с риском прямого столкновения России и НАТО может стать появление на территории Украины военных контингентов стран Альянса. О перспективе такого сценария уже высказывались некоторые западные политики, хотя их точка зрения не поддерживалась со стороны США и не позиционировалась как официальная позиция НАТО.

Наиболее вероятным фактором прямого вмешательства отдельных стран НАТО или Альянса в целом может стать возможный крупный военный успех российской армии. Один крупный прорыв российской армии в сторону Харькова, Одессы или иного крупного города может стать серьезным триггером для стран НАТО поставить вопрос о вмешательстве в конфликт в практическую плоскость. Несколько таких прорывов, одновременно или последовательно, поставят его неизбежно. Здесь перед отдельными странами или Альянсом в целом возникает стратегическая развилка. Первая альтернатива — не вмешиваться и поддерживать Украину лишь военными поставками, деньгами и «добровольцами». Возможно, признать поражение и постараться минимизировать ущерб через переговоры, приостановив тем самым еще большее поражение, если не разгром Украины. Вторая альтернатива — радикально изменить свой подход к участию в конфликте, допуская прямое вмешательство в него.

Любой из сценариев вмешательства чреват непосредственным столкновением сил России и стран НАТО. Такие столкновения будут неизбежно ставить вопрос о более глубоком вовлечении Альянса, а в перспективе и о переносе военных действий на иные участки соприкосновения с Россией, в том числе в Балтийском регионе. На данном этапе остановить эскалацию станет еще сложнее. Чем больше потерь будут нести обе стороны, тем в большей степени будет разрастаться воронка военных действий и тем ближе стороны будут приближаться к порогу применения ядерных вооружений. А здесь победителей уже не будет.

Возможно ли вовлечение вооружённых сил НАТО в военный конфликт между Россией и Украиной? Такая постановка вопроса ещё недавно казалась маргинальной с учётом высоких рисков эскалации военного противостояния Североатлантического альянса и России в масштабный вооружённый конфликт.

Вовлечение отдельных стран НАТО или всего блока в военные действия может постепенно нарастать. Пересечения красных линий способны породить уверенность в том, что участие в конфликте не будет иметь последствий, а значит, красные линии нужно отодвигать все дальше и дальше. Результат таких движений может проявиться в неожиданный момент и привести к значительно более опасной ситуации в сравнении с текущим положением.

Строго говоря, страны НАТО уже давно являются стороной конфликта. Такое участие имеет несколько форм. Во-первых, западные страны оказывают Украине значительную финансовую и военную помощь. Поставляемые системы вооружений становятся все более продвинутыми и разрушительными. По мере истощения запасов вооружений советского образца на складах бывших союзников СССР по Организации Варшавского договора, украинская армия получает западные системы и боеприпасы. Пока массовость поставок ограничена возможностями западной оборонной промышленности и существующими запасами. Но в случае затягивания военных действий промышленные возможности имеют потенциал к росту. Растущие поставки неизбежны и в случае мирной паузы, которая даст возможность Украине подготовиться к новому этапу боевых действий. России вряд ли следует надеяться на то, что у Запада не хватит политической воли и ресурсов наращивать поддержку Киева. В Москве, по всей видимости, готовятся к худшему сценарию, то есть последовательному усилению всесторонней и долгосрочной военной помощи Украине. Помимо поставок вооружений и боеприпасов такая помощь включает в себя обучение персонала, помощь в развитии военной промышленности и инфраструктуры, компенсацию расходов в иных областях, позволяющих Украине сосредоточить ресурсы на оборонной сфере.

Во-вторых, Украина получает масштабную западную поддержку в виде разведывательных данных, в том числе технического характера, включая данные спутников, радаров, самолетов-разведчиков и др. Полученная информация дает возможность решать широкий круг задач, начиная с информации о театре военных действий и заканчивая указанием конкретных целей. Поставщики данных могут избирательно подходить к допуску украинской стороны к той или иной информации. Но ее использование в военных действиях против России мало у кого вызывает сомнения.

В-третьих, в боевых действиях участвуют военные специалисты, являющиеся гражданами стран НАТО. Их роль, по всей видимости, далеко не всегда является официальной. Они могут быть «добровольцами» или попросту наемниками, на участие которых власти их стран закрывают глаза. Согласно российским оценкам, по состоянию на октябрь 2023 года их количество составляло около 2 тысяч человек. При всем возможном разбросе оценок ясно то, что иностранцы воюют на стороне Украины, что их участие является системным, а не случайным, что по крайней мере часть иностранцев является гражданами западных стран.

Вместе с тем подобное вовлечение пока все же не создает избыточного риска прямого военного столкновения России и НАТО. Западным партнерам Киева такой вялотекущий режим конфликта позволяет постепенно наращивать качество поддержки Украины. Поставки крылатых ракет уже давно стали обыденными. Появление истребителей американского производства — вопрос времени. Российская армия «перемалывает» поставляемую западную технику. Но зарубежные поставки Украине требуют концентрации ресурсов и с российской стороны.

Значимым фактором эскалации с риском прямого столкновения России и НАТО может стать появление на территории Украины военных контингентов стран Альянса. О перспективе такого сценария уже высказывались некоторые западные политики, хотя их точка зрения не поддерживалась со стороны США и не позиционировалась как официальная позиция НАТО. Ряд лидеров стран — членов Альянса дистанцировался от поддержки идеи отправки войск на Украину. Что может спровоцировать такое решение и в каких формах оно может быть реализовано?

Наиболее вероятным фактором прямого вмешательства отдельных стран НАТО или Альянса в целом может стать возможный крупный военный успех российской армии. Пока фронт остается относительно стабильным. Но армия России уже достигла заметных локальных успехов, усиливает давление, перехватывает инициативу, расширяет фронт наступления и, возможно, наращивает резервы для более решительных действий. Предпосылки для повторения прошлогоднего наступления ВСУ не просматриваются. Сообщается о нехватке у ВСУ боеприпасов, хотя дефицит может быть восполнен в будущем за счет внешних поставок. Периодические удары по российской территории крылатыми ракетами, беспилотными аппаратами и артиллерией наносят ущерб и приводят к жертвам, но не нарушают устойчивость фронта с российский стороны. Более того, подобные удары мотивируют к более активным действиям по созданию «санитарных зон», то есть территорий, с которых ВСУ не смогут поражать объекты в российских регионах. Все более реалистичным становится сценарий обвала отдельных участков украинского фронта и значительные территориальные продвижения российских войск на западном направлении. Тот факт, что глубоких продвижений и прорывов не было в течение долгого времени, не означает отсутствия возможности их появления в будущем. Напротив, такие возможности увеличиваются с учетом приобретения армией боевого опыта, поставок ВПК фронту, потерь украинской стороны, задержек с поставками западной техники и др. Катастрофический сценарий для отдельных группировок ВСУ не предопределен, но вероятен. Один крупный прорыв российской армии в сторону Харькова, Одессы или иного крупного города может стать серьезным триггером для стран НАТО поставить вопрос о вмешательстве в конфликт в практическую плоскость. Несколько таких прорывов, одновременно или последовательно, поставят его неизбежно.

Здесь перед отдельными странами или Альянсом в целом возникает стратегическая развилка. Первая альтернатива — не вмешиваться и поддерживать Украину лишь военными поставками, деньгами и «добровольцами». Возможно, признать поражение и постараться минимизировать ущерб через переговоры, приостановив тем самым еще большее поражение, если не разгром Украины. Вторая альтернатива — радикально изменить свой подход к участию в конфликте, допуская прямое вмешательство в него.

Вмешательство может иметь несколько форм. Речь может идти об использовании инфраструктуры, в том числе аэродромов стран НАТО. О массовом участии в конфликте отдельных подразделений связи, инженерных войск, расчетов систем ПВО, но уклонении от их нахождения на линии фронта. Еще более радикальный сценарий — размещение контингента отдельных стран НАТО на границе Украины и Республики Беларусь с целью переброски освободившихся украинских частей на Восток. Наконец, еще более радикальный вариант — размещение воинских контингентов стран НАТО на линиях фронта, пересечение которых в Альянсе считали бы категорически неприемлемым.

Любой из таких сценариев чреват непосредственным столкновением сил России и стран НАТО. Такие столкновения будут неизбежно ставить вопрос о более глубоком вовлечении Альянса, а в перспективе и о переносе военных действий на иные участки соприкосновения с Россией, в том числе в Балтийском регионе. На данном этапе остановить эскалацию станет еще сложнее. Чем больше потерь будут нести обе стороны, тем в большей степени будет разрастаться воронка военных действий и тем ближе стороны будут приближаться к порогу применения ядерных вооружений. А здесь победителей уже не будет.

Все это лишь гипотетические варианты. Однако их необходимо принимать во внимание уже сейчас. В конечном итоге еще недавно мало кому казались вероятными сценарии столь значительных военных поставок на Украину. Да и сам конфликт еще три года назад считался маловероятным. Теперь же это повседневная реальность. Движение в сторону большой войны России и НАТО следует воспринимать серьезно.

Впервые опубликовано на сайте Международного дискуссионного клуба «Валдай».


Оценить статью
(Голосов: 22, Рейтинг: 5)
 (22 голоса)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся