Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Людмила Фокина

Научный сотрудник Института экономики РАН, эксперт РСМД

После распада СССР Молдова погрузилась в перманентные экономические и политические кризисы. Спустя 20 лет политическая элита так и не определилась: следовать ли ей заявленной стратегической цели – евроинтеграции, либо же двигаться в направлении евразийской интеграции.

После распада СССР Молдова погрузилась в перманентные экономические и политические кризисы. Спустя 20 лет политическая элита так и не определилась: следовать ли ей заявленной стратегической цели – евроинтеграции, либо же двигаться в направлении евразийской интеграции.

Мотивы выхода Молдавии из СССР еще до его распада

Советская Молдавия поспешила выйти из состава СССР еще до его распада. Это событие произошло 23 июня 1990 г., когда Верховный Совет МССР принял Декларацию о независимости. На этом основании республика отказалась от участия в общесоюзном референдуме о сохранении СССР. Затем последовало решение парламента (23 мая 1991 г.) об исключении из названия страны слов «Советская Социалистическая» на основании заключения образованной в Молдавии специальной комиссии по Пакту Молотова–Риббентропа, признавшей создание Молдавской ССР незаконным актом. Главным мотивом для выхода республики из состава СССР послужил тезис об этнической идентичности молдаван, идентичности государственного языка Молдовы и необходимости воссоединения с Румынией. Он стал главным идеологическим лозунгом сформированного в 1989 г. националистического движения «Народный фронт Молдовы». Движение стремилось убедить граждан в том, что они представляют не молдавскую, а румынскую нацию, что государственным языком должен быть не молдавский, а румынский, и что главная цель РМ – объединение с Румынией.

По прошествии двадцати лет, когда к власти пришли праволиберальные партии в лице Альянса за европейскую интеграцию, Молдова вновь вернулась к проблеме своей идентичности.

По прошествии двадцати лет, когда к власти пришли праволиберальные партии в лице Альянса за европейскую интеграцию, Молдова вновь вернулась к проблеме своей идентичности. Ярым проводником идеи румынской идентичности выступает лидер Либеральной партии М. Гимпу. Таким образом, пока эта проблема остается в умах политической элиты, сохраняется риск утраты этнической идентичности и молдавской государственности.

 

Несбывшиеся ожидания Молдовы от выхода из СССР

Вскоре после распада СССР и перехода Молдовы на рельсы самостоятельного развития стало очевидно, что ожиданиям экономического чуда и благополучия не суждено сбыться. На протяжении двадцати лет страну захлестывали перманентные экономические и политические кризисы. Это обусловливалось, во-первых, тем, что курс реформ осуществлялся в условиях разрыва связей с народнохозяйственным комплексом бывшего СССР при отсутствии собственной базы энергоресурсов. Во-вторых, военный конфликт в Приднестровье (1992 г.) нанес огромный ущерб экономике: был разорван единый хозяйственный комплекс РМ. Молдова понесла большие потери, утратив часть своей территории – Приднестровье с его промышленным потенциалом и населением. Совокупное влияние экономических и политических кризисов привело к сокращению ВВП, спаду промышленного производства, к гиперинфляции, значительному бюджетному дефициту, резкому падению жизненного уровня населения. Сейчас Молдова признана международным сообществом самой бедной страной в Европе. До сих пор ей не удалось достичь в социально-экономическом развитии уровня 1990 г. Несмотря на проведение реформ, разработку и принятие стратегий и программ, к 20-летнему юбилею экономика суверенной Молдовы не продвинулась вперед. Главная причина кроется в том, что не удалось создать эффективный механизм радикального изменения нынешней «модели роста экономики без развития». Она базируется лишь на увеличении потребительского спроса, который покрывается в основном за счет роста импорта и валютных поступлений от молдавских гастарбайтеров, а также финансовой помощи международных структур. Проблемы, стоящие перед Молдовой, приобрели системный характер. Погрязший в интригах, не способный в течение двух лет добиться избрания президента страны правящий Альянс за европейскую интеграцию не может предложить стратегическое видение механизма перехода на новую парадигму развития.

Политическая окраска отношений Молдовы с Россией

На протяжении двадцати лет отношения Молдовы с Россией складывались неравномерно – от стратегического партнерства до провозглашения курса на евроинтеграцию и распространения русофобских взглядов, направленных на дискредитацию советского периода в истории Молдавии.

На протяжении двадцати лет отношения Молдовы с Россией складывались неравномерно – от стратегического партнерства до провозглашения курса на евроинтеграцию и распространения русофобских взглядов, направленных на дискредитацию советского периода в истории Молдавии.

Заинтересованность в стратегическом партнерстве с Россией обусловливалась объективными факторами, прежде всего, отсутствием у Молдовы собственной сырьевой базы. Республика оказалась в зависимости от российских поставок энергоносителей (газа, нефтепродуктов), а также других необходимых для развития экономики товаров – деловой древесины, автомобилей, целлюлозно-бумажной продукции, труб, некоторых видов строительной и сельскохозяйственной техники. Российский рынок являлся основным рынком сбыта молдавской сельхозпродукции и вин.

Сегодня главные претензии Молдовы к России сводятся, главным образом, к присутствию (с 1991 г.) российского военного контингента на территории Приднестровья, нарушающему суверенитет республики. Она требует немедленного его вывода с заменой на международных наблюдателей. Россия, выступавшая все эти годы посредником в переговорах по урегулированию конфликта и гарантом мира и стабильности в регионе, не соглашается с этим требованием. В поисках решения проблемы приднестровского урегулирования Россия исходит из необходимости сохранения территориальной целостности Молдовы на условиях ее федерализации.

В последние два года отношение к России Альянса за европейскую интеграцию приобрело агрессивный, русофобский характер. Об этом свидетельствуют, в частности, попытки учредить 28 июня праздник «День советской оккупации» (Конституционный суд Молдовы не признал его), переименовать День Победы 9 мая в Праздник окончания Второй мировой войны и т. д.

Тем не менее сегодня Россия по-прежнему остается одним из ведущих экономических партнеров Молдовы. Молдавская сторона добивается от российской снижения цены на газ, свободного пропуска через таможенные терминалы молдавских вин (в предъявляемых Россией претензиях к их качеству Молдова усматривает политические мотивы), открытия терминалов для молдавских вин в российских регионах.

Россия во взаимоотношениях с молдавским партнером также предъявляет свои требования, касающиеся, в частности, предоставления гарантий неприкосновенности собственности российского бизнеса (особенно в Приднестровье) и защиты его интересов в Молдове. Кроме того, Москва готова удовлетворить просьбу Молдовы о снижении цены на газ только на условиях участия России в инвестиционных проектах, в частности, в приватизации молдавских теплосетей. В политическом плане России заинтересована, в первую очередь, в сохранении Молдовой нейтралитета на международной арене, в сохранении российского контингента войск на территории ПМР до урегулирования приднестровского конфликта. Россию не может не беспокоить и судьба ее соотечественников в Молдове, русскоязычных школ и русского языка. Кроме того, в условиях затянувшегося политического кризиса в Молдове приоритетным интересом России является формирование в этой республике устойчивой демократической власти с легитимно избранным президентом, что позволит выстраивать с ней долгосрочные и взаимовыгодные отношения.

Будущее отношений Молдовы с Россией

В ближайшей перспективе выход молдавско-российских отношений на новый уровень будет определяться двумя базовыми документами: двухлетней программой межправительственного сотрудничества, согласованной по итогам XII-го заседания российско-молдавской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству (17 марта 2011 г.) [2], и Соглашением о зоне свободной торговли в СНГ, которое Молдова подписала на саммите глав правительств стран СНГ в Санкт-Петербурге 18 октября 2011 г. С подписанием этого Соглашения перед республикой открываются новые возможности для налаживания эффективных связей с Москвой.

На самом деле руководство РМ сейчас стоит перед выбором: либо упорно следовать заявленной стратегической цели – евроинтеграции, достижение которой носит долгосрочный характер, либо постепенно двигаться в направлении евразийской интеграции. Молдова, безусловно, отдает себе отчет в том, что ей потребуется немало лет, чтобы по параметрам своего развития приблизиться к критериям членства в ЕС. Одновременно еще рано говорить и о полноценной евразийской интеграции для Молдовы. Прагматизм молдавского руководства и позиция переживающего кризис ЕС по вопросу его дальнейшего расширения – вот те факторы, которые могут склонить чашу весов политического выбора Молдовы в пользу ее участия в евразийском интеграционном проекте.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся