В ноябре 2023 г. власти Финляндии поэтапно закрыли все восемь существующих сухопутных пунктов пропуска на российско-финской границе.
Указанное решение вызвало у представителей российских властей сожаление, при этом для большинства россиян закрытие пунктов пропуска не будет иметь никаких последствий, поскольку уже более года Финляндия запретила въезд для граждан РФ, т.е. ввела дискриминационные ограничения по признаку гражданской принадлежности.
Свое решение финские власти объяснили наплывом нелегальных иммигрантов из стран Африки, использующих Россию в качестве транзитной страны.
В течение осени 2023 г. в Финляндию со стороны России прибыло несколько сотен мигрантов, в основном граждан Ирака, Сирии, Сомали. Такую ситуацию сложно назвать критической, поскольку, согласно данным ЕС, за 2022 год в страны ЕС было подано около 900 000 ходатайств о предоставлении убежищ. По сравнению с указанными цифрами для самой протяженной сухопутной границы в ЕС (около 1300 км) несколько сотен просителей убежища — не самая значительная цифра.
Обвинения в адрес России в организации и поддержке незаконного въезда иммигрантов являются результатом неверной оценки ситуации.
Российские местные власти не скрывают того факта, что для иностранцев, находящихся в Ленинградской или Мурманской областях и попавших в трудную ситуацию, организуют пункты питания, обогрева, а иногда и транспорт. Однако данные мероприятия носят гуманитарный характер и не имеют ничего общего с искусственным созданием напряженности на границы.
В рассматриваемой ситуации у России как у страны транзита отсутствуют какие-либо обязательства по отношению к Финляндии не выпускать иностранцев, у которых отсутствуют документы на въезд в Шенгенское пространство. Тем более Финляндия сама разорвала отношения с Россией, ограничив въезд российским гражданам, прервав железнодорожное сообщение и запретив временный ввоз автомобилей с российскими номерами. В этой ситуации весьма циничным выглядит расчет на то, что российская сторона будет проявлять заботу об интересах Финляндии путем сдерживания потока просителей убежища.
Почему же Финляндия все-таки решила закрыть границы? Ведь в прошлые годы ЕС сталкивался с более ощутимыми миграционными кризисами. Только за 2015 год в страны ЕС прибыло более 1,8 млн нелегальных иммигрантов. В этом же году в Финляндию въехало около 35 тыс. иммигрантов с целью получения убежища, а в соседнюю Норвегию с территории России прибыло более 5,5 тыс. иммигрантов. При этом в данной ситуации никто не закрывал пункты пропуска. На этом фоне прибытие в Финляндию нескольких сотен иммигрантов навряд ли можно назвать серьезным вызовом безопасности, требующим экстраординарных мер в виде закрытия границ.
Ситуация на российско-финской границе не является какой-то неразрешимой задачей. Учитывая незначительное число иностранцев, намеревающихся попасть в Финляндию, решить данную проблему не составляет большого труда, однако для этого необходимо выстраивать конструктивные отношения с сопредельным государством, а Финляндия этого делать не хочет.
Вполне очевидно, что причины закрытия границ не связаны с необходимостью обеспечения безопасности, скорее всего, финские власти намереваются получать какие-то политические дивиденды за счет формирования негативного образа России, усиления конфронтации и снижения возможности для контактов между людьми. Ведь подготовка общественного мнения Финляндии к возможному наплыву иммигрантов и закрытия границ началась задолго до ноября 2023 г.
Вполне вероятно, что, запретив въезд российских граждан и введя в отношении них дискриминационные правила, власти Финляндии и других стран ЕС надеялись на зеркальные меры со стороны России, тем самым для граждан ЕС поездки в Россию так же бы стали невозможными. Однако российские власти благоразумно не только не приняли зеркальных мер, но и существенно упростили въезд в Россию путем восстановления возможности получения электронных виз. Теперь закрытые пункты пропуска в Финляндии существенно осложнят гражданам ЕС поездки в Россию, тем более что многие из них использовали для этих целей финскую территорию.
В этой ситуации концепция инструментализации мигрантов оказалась очень удобным механизмом, позволяющим переложить ответственность на своего соседа посредством голословных обвинений, одновременно создав в общественном пространстве в отношении него негативный образ.
Неизвестно, получат ли власти Финляндии ожидаемые политические дивиденды от закрытия пунктов пропуска, однако негативные экономические последствия вполне очевидны, поскольку закрытие границы с Россией превращает Финляндию из важного транзитного хаба в тупиковую станцию.
В ноябре 2023 г. власти Финляндии поэтапно закрыли все восемь существующих сухопутных пунктов пропуска на российско-финской границе.
Указанное решение вызвало у представителей российских властей сожаление, при этом для большинства россиян закрытие пунктов пропуска не будет иметь никаких последствий, поскольку уже более года Финляндия запретила въезд для граждан РФ, т.е. ввела дискриминационные ограничения по признаку гражданской принадлежности.
Свое решение финские власти объяснили наплывом нелегальных иммигрантов из стран Африки, использующих Россию в качестве транзитной страны. По данным финской погранслужбы, в страну в основном прибывают мигранты из Ирака, Йемена и Сомали.
Президент Финляндии Саули Ниинистё обвинил в сложившейся ситуации Россию, полагая, что она специально пропускает к границе мигрантов в ответ на вступление Финляндии в НАТО. По его словам, этой осенью российские пограничники начали пропускать в Финляндию иностранцев без действующей визы ЕС, хотя раньше они этого не делали.
По данным финской пограничной службы, с сентября 2023 г. до середины ноября 2023 г. в Финляндию со стороны РФ прибыло 280 просителей убежища. Перед закрытием первых четырех пунктов пропуска в Финляндию за сутки прибыло еще 163 человека, что является абсолютным рекордом. Таким образом, в течение осени 2023 г. в Финляндию со стороны России прибыло несколько сотен мигрантов, в основном граждан Ирака, Сирии, Сомали. Такую ситуацию сложно назвать критической, поскольку, согласно данным ЕС, за 2022 год в страны ЕС было подано около 900 000 ходатайств о предоставлении убежищ. По сравнению с указанными цифрами для самой протяженной сухопутной границы в ЕС (около 1300 км) несколько сотен просителей убежища — не самая значительная цифра.
История вопроса
Исторически российско-финская граница никогда не относилась к наиболее популярным маршрутам нелегалов в страны ЕС. По классификации Фронтекс, она входит в т.н. восточно-пограничный маршрут (Eastern Border Route), где традиционно фиксируется незначительное число незаконных пересечений границы. Однако иммигранты из ближневосточных и североафриканских стран несколько лет назад начали тестировать новый маршрут, пролегающий через российско-норвежскую границу и российско-финскую границу, за 2015 год из России в Норвегию въехало около 5,5 тысяч мигрантов, преимущественно из Сирии, Афганистана, Ирака и Ирана.
Однако тогда норвежские и финские власти решили не обвинять Россию и не раздувать эту историю, а спокойно договорились с российской стороной о решении проблемы. Поэтому появление на восточной границе Финляндии просителей убежища не явилось неожиданностью.
По данным российских СМИ, погранслужба РФ по согласованию с финскими властями действительно ранее проверяла у лиц, выезжающих из России, наличие визы или иного документа для въезда в Финляндию. Однако, начиная с 2022 года, Финляндия в одностороннем порядке свернула все сотрудничество с Россией, соответственно, все договоренности прекратили свое действие.
Мигранты, пытающиеся попасть в Финляндию, находятся на территории РФ, как правило, на законных основаниях, кто-то приехал по деловой или туристической визе, кто-то находится в России на обучении, поэтому у российской стороны нет никаких оснований задерживать указанных лиц или не давать им возможности выехать за пределы России, в т.ч. в Финляндию. Следует отметить то, что иммигранты выезжают из России через действующие пункты пропуска в строгом соответствии с действующими российскими правилами.
Между РФ и ЕС пока действует соглашение о реадмиссии, согласно которому стороны приняли на себя обязательство принимать обратно своих граждан и иностранцев, незаконно въехавших на территорию другой страны. Соответственно, Финляндия вправе в упрощенном порядке вернуть всех нелегалов, однако с момента подачи ими прошения об убежище финские власти смогут это сделать только после отказа в предоставлении международной защиты.
Обвинения в адрес России в организации и поддержке незаконного въезда иммигрантов являются результатом неверной оценки ситуации.
Российские местные власти не скрывают того факта, что для иностранцев, находящихся в Ленинградской или Мурманской областях и попавших в трудную ситуацию, организуют пункты питания, обогрева, а иногда и транспорт. Однако данные мероприятия носят гуманитарный характер и не имеют ничего общего с искусственным созданием напряженности на границы.
В рассматриваемой ситуации у России как у страны транзита отсутствуют какие-либо обязательства по отношению к Финляндии не выпускать иностранцев, у которых отсутствуют документы на въезд в Шенгенское пространство. Тем более Финляндия сама разорвала отношения с Россией, ограничив въезд российским гражданам, прервав железнодорожное сообщение и запретив временный ввоз автомобилей с российскими номерами. В этой ситуации весьма циничным выглядит расчет на то, что российская сторона будет проявлять заботу об интересах Финляндии путем сдерживания потока просителей убежища.
Таким образом, вопреки утверждениям финских властей нет ни одного факта, подтверждающего проведение Россией специальных мероприятий по организации незаконного въезда иммигрантов в Финляндию. Обвинения в том, что Россия таким образом отомстила Финляндии за вступление в НАТО, выглядят еще более нелепо, поскольку организация переправки нескольких сотен мигрантов в Финляндию представляется очень странной формой мести.
Правовая и политическая сторона вопроса
С точки зрения права ЕС, Финляндия не ограничена в вопросах закрытия существующих пунктов пропуска, такие решения принимаются государствами-членами самостоятельно.
При этом большинство стран ЕС, а также чиновников Союза поддержали решение Финляндии. Председатель Европейской комиссии назвала данную ситуацию «позорной инструментализацией мигрантов со стороны РФ».
Урсула фон дер Ляйен неспроста использовала термин «инструментализация мигрантов», который сравнительно недавно появился в политическом лексиконе ЕС. Под инструментализацией мигрантов обычно понимается использование потоков международной миграции в качестве инструмента внешней политики.
ЕС неоднократно сталкивался с ситуациями, когда в напряженной ситуации на границе обвинялись сопредельные государства. В использовании мигрантов обвинялись турецкие власти, когда в 2020 г. около 13 000 иммигрантов прибыли на границу с Грецией. В 2021 г. обвинения были адресованы королевству Марокко в связи с прибытием в испанскую Сеуту около 13 000 иммигрантов. Более того, такая ситуация нередко возникает между странами ЕС, достаточно вспомнить конфликт между Францией и Италией в 2011 году или ситуацию на границах Австрии с Венгрией, Словакией и Словенией. Однако тогда конфликт никто не раздувал.
Ситуация поменялась в 2021 г., когда похожая ситуация возникла на белорусско-польской границе, причем количество нелегалов было в разы меньше, чем в предыдущих случаях.
Осенью 2021 г. сравнительно большая группа выходцев из стран Северной Африки попыталась из Беларуси проникнуть на территорию ЕС. Чиновники ЕС ожидаемо обвинили в эскалации власти Беларуси, полагая, что именно они способствуют несанкционированному въезду на территорию стран ЕС.
Этому явлению даже дали специальное название — инструментализации мигрантов. Более того, Комиссия подготовила пакет законопроектов, цель которых состояла в том, чтобы законодательно закрепить понятие «инструментализация мигрантов», а также определить систему мер по противодействию указанному явлению. В частности, Комиссия подготовила проект регламента о мерах против транспортных операторов, содействующих незаконному въезду на территорию ЕС, проект регламента об инструментализации в области миграции и убежища, а также проект изменений в Шенгенский кодекс о границах.
С позиции права ЕС, под инструментализацией мигрантов понимается ситуация, когда третья страна провоцирует незаконные миграционные потоки в Союз, активно поощряя или облегчая перемещение граждан третьих стран к внешним границам для целей дестабилизации Союза или государства-члена (Статья 2 (27) проекта изменений в Шенгенский кодекс о границах).
Подготовленные Комиссией законопроекты не содержат перечень конкретных условий, при наступлении которых ситуация на внешней границе может быть квалифицирована как инструментализация мигрантов. Таким образом, все будет зависеть от субъективной оценки ситуации на границы со стороны соответствующего государства — члена ЕС, которое в этом вопросе будет обладать достаточно широким усмотрением. При этом в ситуациях инструментализации мигрантов государства-члены вправе отступать от целого ряда обязательств, вытекающих из законодательства об убежище.
На сегодняшний день пакет законопроектов, направленный на противодействие инструментализации мигрантов, находится на стадии обсуждения. Однако политики стран ЕС, а также чиновники Союза достаточно активно используют данное понятие применительно к тем или иным ситуациям на внешних границах, причем такое использование имеет избирательный характер.
Вместо заключения
Почему же Финляндия все-таки решила закрыть границы? Ведь в прошлые годы ЕС сталкивался с более ощутимыми миграционными кризисами. Только за 2015 год в страны ЕС прибыло более 1,8 млн нелегальных иммигрантов. В этом же году в Финляндию въехало около 35 тыс. иммигрантов с целью получения убежища, а в соседнюю Норвегию с территории России прибыло более 5,5 тыс. иммигрантов. При этом в данной ситуации никто не закрывал пункты пропуска. На этом фоне прибытие в Финляндию нескольких сотен иммигрантов навряд ли можно назвать серьезным вызовом безопасности, требующим экстраординарных мер в виде закрытия границ.
Ситуация на российско-финской границе не является какой-то неразрешимой задачей. Учитывая незначительное число иностранцев, намеревающихся попасть в Финляндию, решить данную проблему не составляет большого труда, однако для этого необходимо выстраивать конструктивные отношения с сопредельным государством, а Финляндия этого делать не хочет.
Вполне очевидно, что причины закрытия границ не связаны с необходимостью обеспечения безопасности, скорее всего, финские власти намереваются получать какие-то политические дивиденды за счет формирования негативного образа России, усиления конфронтации и снижения возможности для контактов между людьми. Ведь подготовка общественного мнения Финляндии к возможному наплыву иммигрантов и закрытия границ началась задолго до ноября 2023 г. [1].
Вполне вероятно, что, запретив въезд российских граждан и введя в отношении них дискриминационные правила, власти Финляндии и других стран ЕС надеялись на зеркальные меры со стороны России, тем самым для граждан ЕС поездки в Россию так же бы стали невозможными. Однако российские власти благоразумно не только не приняли зеркальных мер, но и существенно упростили въезд в Россию путем восстановления возможности получения электронных виз. Теперь закрытые пункты пропуска в Финляндии существенно осложнят гражданам ЕС поездки в Россию, тем более что многие из них использовали для этих целей финскую территорию.
Власти соседней Эстонии уже порекомендовали своим гражданам не посещать Россию, поскольку в случае временного закрытия границ те, кто находится на российской стороне, вернуться не смогут. Для потенциальных путешественников это серьезное основание отказаться от поездок.
В этой ситуации концепция инструментализации мигрантов оказалась очень удобным механизмом, позволяющим переложить ответственность на своего соседа посредством голословных обвинений, одновременно создав в общественном пространстве в отношении него негативный образ.
Неизвестно, получат ли власти Финляндии ожидаемые политические дивиденды от закрытия пунктов пропуска, однако негативные экономические последствия вполне очевидны, поскольку закрытие границы с Россией превращает Финляндию из важного транзитного хаба в тупиковую станцию.
А простым людям по разным сторонам границы придется общаться при помощи древних способов коммуникации, к тому же подобные примеры в современной истории уже есть.
1.Молодых Л.Л. Ожидания атаки нелегальных мигрантов с ближнего востока в Финляндии как возможный ответ на решение вступить в НАТО. Политическая позиция Турции. The Newman In Foreign Policy № 66 (110) Vol. 3, май — июнь 2022 г. https://cyberleninka.ru/article/n/ozhidaniya-ataki-nelegalnyh-migrantov-s-blizhnego-vostoka-v-finlya...