Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 2, Рейтинг: 5)
 (2 голоса)
Поделиться статьей
Максим Корнев

К.филол.н., доцент кафедры ТРИТ Института массмедиа РГГУ, эксперт РСМД

В начале февраля социальной сети Facebook исполнилось десять лет. Как соцсети изменили жизнь людей и государств? Что за эти годы произошло с публичной дипломатией в социальных сетях, включая Фейсбук? Каковы сегодня тенденции развития цифровой дипломатии?

В начале февраля социальной сети Facebook исполнилось десять лет. Как соцсети изменили жизнь людей и государств? Что за эти годы произошло с публичной дипломатией в социальных сетях, включая Фейсбук? Каковы сегодня тенденции развития цифровой дипломатии?

Разберемся с понятиями

Сначала нужно определиться с предметом анализа, что при кажущейся на первый взгляд очевидности не всегда просто.

Для удобства мы будем часто использовать термин «цифровая дипломатия», который адресует к цифровой среде, интернету иинформационно-коммуникационным технологиям в целом. Эксперты и СМИ используют термины «интернет-дипломатия», «онлайн-дипломатия», «электронная дипломатия», «кибердипломатия», а также определения по принадлежности к сетевому ресурсу, например, «твиттер-дипломатия» или «фейсбук-дипломатия» (что косвенно подтверждает важность этих сетей для публичной дипломатии).

Появление цифровой дипломатии как заметного и мощного явления относят к достижениям внешней политики.

И терминологически, и практически разные явления и направления деятельности публичной дипломатии в цифровой среде сложно переплетены и подвержены взаимовлияниям. При этом взаимодействие в соцсетях можно разделить на три уровня: «технологический» (вопросы развития самих социальных платформ), «гражданский» (вовлечение и участие людей в социальных сетях) и «политический» (использование технологий и среды с целью влияния на участников цифрового взаимодействия). Социальные сети все чаще становятся объектом распространения политической информации. Их главная особенность в том, что диалог является ключевой формой контакта с аудиторией и при этомпредусмотренавозможностьпочти моментальной обратной связи.

Одно из важнейших свойств цифровой дипломатии – это способность на прямую влиять на события и людей в зарубежных странах, минуя медийные фильтры, а часто даже находясь за границами действия суверенного и международного права. Это позволяет устанавливать собственные правила игры, серьезно менять информационную картину и задавать повестку дня.

Истоки цифровой дипломатии

Фото: AP
Хиллари Клинтон проверяет обновления
в Twitter

Ключевым каналом реализации цифровых дипломатических стратегий становится цифровая социальная среда (digital social environment) как проводник и социальные платформы как непосредственные инструменты воздействия. Здесь уместно говорить об использовании этих средств в области международной политики в широком смысле, в том числе и в дипломатических целях.

Цифровую дипломатию как заметное явление относят к достижениям внешней политики первого срока президента США Барака Обамы. Тогда стало очевидно, что соцсети позволяют напрямую общаться с неограниченным числом людей, вне зависимости от их страны проживания. Все это укладывается в концепцию «мягкой силы» (soft power), и даже более того, находит развитие в идее «умной силы» (smart power), поддержанной госсекретарем Хиллари Клинтон. Эти направления с 2009 года стали важной частью программы внешней политики США «Государственное управление в XXI веке».

Об эффективности её работы говорят цифры и факты: Хиллари Клинтон приняла от предшественника одну официальную страничку Госдепа в сети, а в феврале 2013 года передавала Джону Керри серьезное «интернет-хозяйство». Суммарная аудитория всех аккаунтов и блогов к тому моменту составляла около 20 миллионов человек, которые посещали более 300 страниц в Фейсбуке, а также виртуальные представительства в YouTube, Tumblr и Flickr на 11 языках. Эту систему координируют примерно 150 сотрудников Госдепартамента и 900 специалистов за пределами США. Не удивительно, что в различных рейтингах США лидируют с большим отрывом в вопросах цифровой дипломатии.

Самыми политизированными социальными платформами международного охвата можно считать Facebook и Twitter. Это очевидно по числу аккаунтов и сообществ политиков и организаций, как государственных, так и общественных. Важнейшим каналом распространения информации также стал видеохостинг Youtube.

В сетях американцев

Одно из важнейших достижений Фейсбука в том, что многие пользователи уже воспринимают его как данность, и буквально живут в нем в режиме онлайн с помощью мобильных устройств. Люди воспринимают соцсеть как часть собственной жизни.

Когда студент Марк Цукерберг придумывал социальную сеть Фейсбук, вряд ли он думал, что его проект станет серьезным инструментом политического влияния. Хотя официальная мифология может нам рассказывать о визионерском таланте создателя, скорее всего, проект ему виделся куда более скромно.

Одно из важнейших достижений Фейсбука в том, что многие пользователи уже воспринимают его как данность и буквально живут в нем в режиме онлайн с помощью мобильных устройств. Журнал Time недавно запустил приложение, которое помогает посчитать, сколько времени вы проводите в Facebook. Это означает, что возможность прямого обращения к пользователю потенциально существует практически всегда, а быстрый отклик огромных аудиторий способен менять, в том числе, и политическую карту мира (что наглядно показал опыт «арабской весны»).

Всего десятилетие назад о политическом и дипломатическом влиянии на огромные массы людей через интернет не могло быть и речи. В 2004 году лидером по популярности была сеть MySpace, предназначенная скорее для самовыражения музыкантов и художников.

Фото: AP
Папа Римский Франциск фотографируется
с молодыми людьми, приехавшими в Ватикан

Стоит напомнить, что первые программы цифровой дипломатии получили развитие ещё при администрации Джорджа Буша-младшего в 2002-2003 годах. Тогда вещательные форматы радио и телевидения стали активно переносить в интернет, что давало возможность получать быструю реакцию аудитории. В 2006 году занимавшая в то время пост госсекретаря Кондолиза Райс сформировала специальную группу мониторинга и анализа (DigitalOutreachTeam) информации о США в соцсетях, а также запустила официальный блог Госдепартамента - Dipnote. Кроме того, появился правительственный портал America.gov (в данный момент идет переадресация на сайт Международных информационных программ (IIP) и ряд электронных СМИ, призванных распространять позитивную информацию о США).

Расцвет цифровой дипломатии начинается с приходом Хиллари Клинтон на пост главы Госдепа в январе 2009 года. Помимо открытых и публичных программ существуют неафишируемые направления по подготовке интернет-активистов и созданию сообществ и технологических платформ, неподконтрольных официальным властям государств. Подобные действия обосновываются идеалами правды, справедливости и демократии, а также борьбой с цензурой. Однако критики цифровой дипломатии считают это вмешательством во внутренние дела государств. В связи с этим в России с начала 2010-х годов все чаще говорят о необходимости использования собственных программ кибербезопасности, в том числе и в социальных сетях.

Почва и корни соцсетей в России

Само по себе общение через Фейсбук, будь оно даже предельно радикализировано, вряд ли в состоянии создать условия для серьезных изменений в общественном мнении или массового выхода людей на улицы.

Чтобы понимать, на какую почву Фейсбуки другие зарубежные соцсети приходили в Россию, необходимо отметить блогхостинг LiveJournal.com, который появился в 1999 году и стал первым популярным соцсервисом в нашей стране. Со временем этот ресурс стал важнейшим фактором внутренней политики и общественной дискуссии. В 2007 году российская компания SUP полностью выкупила сервис у американской SixApart. Несмотря на пессимистичные прогнозы, «Живой журнал» остается важным поставщиком контента, в том числе и в ленты Фейсбука, а также входит в Топ-10 сайтов общероссийской аудитории интернета.

В 2006 году произошло сразу несколько примечательных событий: в мировом интернете появился Twitter, а в России стартовали соцсети «Одноклассники» (март) и «ВКонтакте» (октябрь). Последняя создавалась во многом как клон Фейсбука (как в плане дизайна, так и функционала), но со временем развилась в самостоятельную оригинальную платформу, на данный момент наиболее популярную в России. С лета 2008 года Фейсбук запустил русскоязычный интерфейс.

Президент Владимир Путин, выступая в российском МИДе в июле 2012 года, выражал недовольство сложившейся информационно-идеологической ситуацией в сети и отсутствием собственных практик цифровой дипломатии. Это дало определенный импульс к активизации государственных структур, прежде всего министерства иностранных дел, в соцсетях и интернете в целом.

На сегодняшний день российский МИД поддерживает около 70 Twitter-аккаунтов (самый популярный из них @MID_RF собрал 215 тысяч читателей), а также канал на YouTube (почти две с половиной тысячи подписчиков и свыше 380 000 просмотров видео) и аккаунт в Фейсбуке (14 тысяч подписчиков). В рейтинге цифровой дипломатии агентства France Press Россия по состоянию на 2013 год занимает 13-е место. При этом в системе российского МИДа нет особого отдела, отвечающего за цифровую дипломатию или специалистов, которые занимались бы только соцсетями.

Фейсбук-дипломатия – угроза, возможность или миф?

При всей глобальности и возможностях Фейсбука, его влияние не безгранично. Безусловно, в рамках информирования, влияния на формирование имиджей и даже повестки дня соцсеть эффективна. Она в состоянии собрать и мобилизовать большие группы людей. Однако само по себе общение через Фейсбук, будь оно даже предельно радикализировано, вряд ли может создать условия для серьезных изменений в общественном мнении.

Современные соцсети – это скорее мощные индикаторы и исследовательские инструменты общественных настроений и состояния массового сознания. Гораздо больший эффект имеет предварительная подготовка инфраструктуры и активистов в оффлайне, которые в дальнейшем могут стать связующими звеньями в цепочках онлайн контактов людей с теми или иными настроениями.

Поэтому Фейсбук-дипломатия – это скорее возможность усиления своих позиций и проверки различных гипотез в краткосрочной перспективе. Что, конечно, не отменяет долговременной работы по формированию общественного мнения в долгосрочной перспективе наряду с другими инструментами публичной политики и дипломатии.

Более того, некоторые исследователи, в частности ученые Принстонского университета, предсказывают Фейсбуку отток 80% пользователей к 2017 году. Справедливости ради, надо упомянуть, что по этой же методологии в шутку можно предсказать исчезновение самого Принстона к 2021 году, а планета останется без воздуха к 2060 году.

Цифровая дипломатия, интернет и соцсети: что дальше?

Известно, что скорость развития технологий гораздо быстрее их внедрения в повседневную жизнь и социальные практики. Поэтому все более востребованными становятся гуманитарные технологи, придумывающие этим технологиям применение и смыслы. Далее эти социально-технические решения используются в различных сферах, в том числе в публичной политике и цифровой дипломатии. Таким образом, можно смотреть на актуальные технические новинки, следующие за ними общественные реакции и делать прогнозы по остальным сегментам.

Фейсбук-дипломатия в чистом виде – это скорее возможность усиления своих позиций и проверки различных гипотез в краткосрочных перспективах.

За именинника – Фейсбук, в ближайшие годы не стоит переживать. Что бы ни говорили аналитики, это факт социальной действительности, и нет силы, способной быстро сломать социальную инерцию. Очевидные признаки оттока молодежи также будут исправлены, ведь команда постоянно работает над улучшениями. Кроме того, не стоит забывать, что набирающая популярность сеть Instagram фактически принадлежит Фейсбуку, и возможность их интеграции не стоит исключать. На подъеме находится и второй важный инструмент цифровой дипломатии – Twitter. Этот канал становится все более важным для налаживания обратной связи и быстрых откликов. С этим согласны эксперты Social Media Week. Так что фейсбук- и твиттер-дипломатия никуда не исчезнет, а скорее будет усиливаться.

Коммуникации становятся все более персонализированными и разнообразными, поэтому очевиден рост интереса к персональным блогам и аккаунтам в соцсетях, особенно если они ведутся ярко, и автор использует близкий аудитории язык, рассказывает любопытные истории и выкладывает собственные фотографии.

Кроме того, развиваются сервисы социальных новостей, где участники сообщества ранжируют их по значимости, а также имеют возможность публиковаться. В 2013 году новые форматы масс-медиа, соединяющие традиционные редакционные технологии и социальные механизмы, продемонстрировали бурный рост. За такими моделями, как Buzz Feed или Huffington Post, многие исследователи видят будущее. А значит, туда будут устремляться политические и дипломатические усилия. Уже сейчас на ресурсе HuffingtonPost есть блоги крупных политиков, в том числе Барака Обамы.

Следом за системными и платформенными изменениями в социальных СМИ идут изменения в форматах подачи материалов. Благодаря развитию сервисов самопубликации типа medium.com, вторую жизнь получают длинные истории и форматы блогов. Сервис scrollkit.com позволяет создавать визуально богатые и интерактивные повествования не хуже прославленного SnowFall от NYT. Теперь истории становятся иллюстрированными, мультимедийными, интерактивными. Правильное использование этих инструментов способно менять представления о людях или целых странах.

Стоит отметить и рост влияния визуальных соцсетей и приложений, как со статичным изображением (Pinterest, Instagram), так и видеоконтентом (Youtube, видеоформат Vine в Twitter, видео в Instagram, в России – соцсервис coub.com). Так, на дняхBBC запустила в сети Instagram ленту коротких видеоновостей Instafax, что уже назвали новым форматом новостной подачи.

Что касается России, то здесь наблюдается усиление государственного регулирования интернет-сферы и контроля над социальными площадками. Недавно, например, произошла смена собственников и руководства в крупнейшей российской социальной сети «ВКонтакте». Кроме того, 1 февраля 2014 года вступил в действие закон, позволяющий Роскомнадзору блокировать сайты в досудебном порядке. Это вызывает справедливые опасения по поводу несоразмерного применения санкций или злоупотреблений этой возможностью разными группами.

К 2020 году, если планы по обеспечению россиян широкополосным доступом будут выполнены, пользователями интернета станут 85% населения. Это означает, что практически все взрослое население будет вовлечено в интерактивные медийные коммуникации. К этому времени Россия должна сформировать корпус профессионалов в вопросах цифровой дипломатии, а также серьезно повысить гражданский и интеллектуальный потенциал.

Так, в 2014 году на развитие электронной демократии власти выделят 275 миллионов рублей, то есть в два с половиной раза больше, чем в 2013 году. Такого рода целевые вливания будут способствовать развитию медиаграмотности, что даст свои результаты в обозримой перспективе.

У цифровой дипломатии и других видов интерактивных политических коммуникаций большое будущее, поскольку происходит внедрение в жизнь цифровых технических новшеств и связанных с ними новых форм социальных и коммуникационных практик.

Что касается России, то очевидны как успехи отечественной дипломатии, так и её хрупкие достижения. Но в области цифровой дипломатии и применения интернет-технологий существует большой потенциал роста, для которого есть как технические, так и интеллектуальные возможности. В рейтинге электронной дипломатии (e-diplomacy) AFP Россия пока находится на 13 месте, а значит, есть к чему стремиться.

Оценить статью
(Голосов: 2, Рейтинг: 5)
 (2 голоса)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся