Распечатать Read in English
Оценить статью
(Голосов: 25, Рейтинг: 3.68)
 (25 голосов)
Поделиться статьей
Наталья Вяхирева

К.полит.н., эксперт и программный менеджер РСМД

На фоне ухудшения отношений России с западными странами практически по всем направлениям появились опасения, что негативные тенденции могут затронуть и сотрудничество в Арктике. Однако с 2014 года до недавнего момента Арктика оставалась регионом, наименее затронутым кризисом — во взаимодействии России и Запада оно даже получило продолжение, несмотря на многие сложности. При этом Арктический совет (АС) играл роль наиболее авторитетного межправительственного форума для развития сотрудничества в Арктике и считался одной из немногих оставшихся неполитизированных площадок для диалога. Арктику часто называли территорией мира и диалога, многие российские и западные аналитики включали Арктику в число областей, где связи между Россией и западными странами возможны и перспективны, несмотря на общий кризис отношений России и Запада.

2022 год стал поворотным для деятельности Арктического совета и международного арктического сотрудничества. Арктический экономический совет не приостановил деятельность с участием России, однако изменил смешанный формат предстоящей ежегодной встречи в Санкт-Петербурге на онлайн.

Поворотный момент пришёлся на период председательства России в Арктическом совете, который продлится до 2023 года. Посол по особым поручениям МИД России, старшее должностное лицо России в АС Николай Корчунов отметил, что решение членов АС приведёт к росту рисков и вызовов мягкой безопасности в регионе. В связи со сложившейся ситуацией механизмы председательства России в АС будут переориентированы на решение национальных задач развития своих северных территорий.

Вероятнее всего, возврата к привычному характеру взаимодействия в рамках Арктического совета в скором времени ожидать не стоит. На экспертном уровне в западных странах — участницах АС рассматриваются варианты сотрудничества семи стран без России в краткосрочной перспективе. Судя по предлагаемым концепциям, сотрудничество в Арктике предлагается основывать на общих ценностях и принципах, которые разделяют семь арктических государств, подписавших заявление, а не исходя из географической принадлежности к арктическому региону. Рассматривается выстраивание новой схемы взаимодействия как под эгидой Арктического совета, так и в рамках других существующих площадок и варианты создания новых.

На фоне ухудшения отношений России с западными странами практически по всем направлениям появились опасения, что негативные тенденции могут затронуть и сотрудничество в Арктике. Однако с 2014 года до недавнего момента Арктика оставалась регионом, наименее затронутым кризисом — во взаимодействии России и Запада оно даже получило продолжение, несмотря на многие сложности. При этом Арктический совет (АС) играл роль наиболее авторитетного межправительственного форума для развития сотрудничества в Арктике и считался одной из немногих оставшихся неполитизированных площадок для диалога. Арктику часто называли территорией мира и диалога, многие российские и западные аналитики включали Арктику в число областей, где связи между Россией и западными странами возможны и перспективны, несмотря на общий кризис отношений России и Запада.

2022 год стал поворотным для деятельности Арктического совета и международного арктического сотрудничества. Вскоре после начала российской специальной операции на Украине семь стран — участниц Арктического совета (Дания, Исландия, Канада, Норвегия, США, Финляндия, Швеция) объявили о приостановке участия своих представителей во всех официальных мероприятиях Арктического совета и его вспомогательных органах, а также об отказе направлять своих представителей на заседания Совета, проходящие на территории России.

О приостановке сотрудничества с Россией также объявили страны — участницы Совета Баренцева/Евроарктического региона. Европейский союз, Исландия и Норвегия приостановили все проекты в рамках политики «Северного измерения», в которых участвуют Россия и Белоруссия.

Арктический экономический совет не приостановил деятельность с участием России, однако изменил смешанный формат предстоящей ежегодной встречи в Санкт-Петербурге на онлайн.

Поворотный момент пришёлся на период председательства России в Арктическом совете, который продлится до 2023 года. Посол по особым поручениям МИД России, старшее должностное лицо России в АС Николай Корчунов отметил, что решение членов АС приведёт к росту рисков и вызовов мягкой безопасности в регионе. В связи со сложившейся ситуацией механизмы председательства России в АС будут переориентированы на решение национальных задач развития своих северных территорий.

Общеполитические разногласия на глобальном уровне ранее уже оказывали влияние на взаимодействие в рамках Арктического совета. Так, в апреле 2014 года Канада, на тот момент председатель в Арктическом совете, в знак несогласия с российской политикой в отношении Крыма и Украины отказалась направлять своих представителей на встречу Целевой группы АС по проблемам выбросов метана и сажи, которая проходила в Москве. В тот момент речь шла об отказе от участия лишь в одной из рабочих групп Совета, а не о министерской встрече, поэтому значение данного эпизода по его итогам не стоит преувеличивать — оно несопоставимо с текущей ситуацией.

В 2019 году на встрече глав министерств иностранных дел стран Арктического совета впервые в истории форума участникам не удалось подписать итоговую декларацию, поскольку, в отличие от других членов, США отказались признать Парижское соглашение по климату и Цели в области устойчивого развития ООН. Кроме того, госсекретарь США Майк Помпео раскритиковал политику России, якобы направленную на борьбу за влияние в Арктике, и проект Китая «Новый шёлковый путь». Это ещё один пример того, как политическая конфронтация по вопросам, выходящим за рамки арктической повестки, оказала негативное влияние на деятельность АС и сотрудничество в арктическом регионе, но не привела к паузе в его функционировании. Текущая приостановка деятельности Арктического совета происходит впервые с момента его создания в 1996 году. При этом такой поворот событий нельзя назвать полной неожиданностью. Так, например, авторы доклада РСМД «Арктический совет: статус и деятельность», изданного накануне начала председательства России в АС, отмечали, что с точки зрения международного права Арктический совет как форум не обладает какой-либо «монополией» на согласование межгосударственных позиций в отношении управления Арктическим регионом. И в случае политико-правового разлада между государствами — членами Арктического совета на первый план выдвинутся альтернативные международные механизмы вопреки национальным долговременным интересам России и других арктических государств.

Вероятнее всего, возврата к привычному характеру взаимодействия в рамках Арктического совета в скором времени ожидать не стоит. Дальнейших официальных сообщений о формате работы АС пока не было. На экспертном уровне в западных странах — участницах АС рассматриваются варианты сотрудничества семи стран без России в краткосрочной перспективе. Судя по предлагаемым концепциям, сотрудничество в Арктике предлагается основывать на общих ценностях и принципах, которые разделяют семь арктических государств, подписавших заявление, а не исходя из географической принадлежности к арктическому региону. Рассматривается выстраивание новой схемы взаимодействия как под эгидой Арктического совета, так и в рамках других существующих площадок и варианты создания новых. Так, Стефан Киршнер, профессор университета Лапландии, предлагает создать Nordic Plus, платформу для взаимодействия между Европой и Северной Америкой в Арктике, в основе деятельности которой будут лежать общие ценности, разделяемые странами — участницами. По сути, речь идёт о расширенной версии Северного совета (Северного сотрудничества, Nordic Cooperation). Элис Рогофф, член консультативного совета Arctic Circle, рассматривает возможность переформатирования Арктического совета в Арктический совет 2.0, хотя параметры такой версии форума остаются неясными. Как в данном случае быть с правилом консенсуса, являющимся ключевым для Арктического совета? Будут ли внесены изменения в Оттавскую декларацию, учредительный документ АС? Будет ли расширен круг вопросов, рассматриваемых в рамках новой версии АС, в частности будут ли включены вопросы безопасности в повестку новой версии Совета? Какими будут правила для наблюдателей АС? Всё это вопросы, ответов на которые пока нет. Некоторые западные аналитики отмечают, что любой подход к региональному сотрудничеству в Арктике, исключающий участие России в долгосрочной перспективе, будет трудным. На территории России за пределами Северного полярного круга проживает самое высокое по численности население; экономика России в наибольшей степени связана с ресурсами Севера; российское побережье, выходящее к Северному Ледовитому океану, — самое протяжённое в мире. Однако, по мнению ряда западных аналитиков, если характер российской политики не изменится, продолжение сотрудничества с Россией в рамках Арктического совета в долгосрочной перспективе будет затруднено.

Сегодня будущее совета неопределённо. При этом очевидно, что решение многих проблем арктического региона в области экологии, экономики, культуры, здравоохранения, предотвращения чрезвычайных ситуаций, защиты интересов коренных народов Севера не представляется возможным без участия России.

Впервые опубликовано на сайте Международного дискуссионного клуба «Валдай».

Оценить статью
(Голосов: 25, Рейтинг: 3.68)
 (25 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся