Оценить статью
(Голосов: 10, Рейтинг: 4.5)
 (10 голосов)
Поделиться статьей
Николай Сурков

К.полит.н., старший научный сотрудник Центра ближневосточных исследований ИМЭМО РАН

В марте 2023 г., спустя семь лет после прекращения дипотношений, Королевство Саудовская Аравия (КСА) и Исламская Республика Иран (ИРИ) договорились о возобновлении работы посольств. Это решение открывает возможности для снижения напряженности в зоне Залива, а в перспективе — и на всем Ближнем Востоке. Примечательно, что обе стороны заявили о необходимости уважать суверенитет и не вмешиваться во внутренние дела других государств. Последнее может означать не только открытие диппредставительств, но и стремление восстановить взаимное доверие через обязательства не вести подрывную деятельность друг против друга. Напомним, что КСА подозревает Иран в поддержке шиитских организаций на территории королевства, а Тегеран обвиняет Эр-Рияд в ведении масштабной пропагандистской кампании и спонсировании оппозиции.

Справедливости ради стоит отметить, что саудовско-иранские переговоры шли довольно долго, сперва при посредничестве Омана, затем — Ирака, но одной из главных проблем будущего соглашения было отсутствие надежного гаранта. С этой точки зрения, подключение Китая сыграло решающую роль, поскольку у Пекина налажены тесные и, что принципиально важно, доверительные связи и с Тегераном, и с Эр-Риядом. До последнего времени Китай придерживался формулы «стабильность через развитие», предполагающей ставку на торговлю и инвестиции. Однако для КНР саудовско-иранские консультации стали хорошим поводом продемонстрировать его возросшие дипломатические возможности, ведь Пекин сумел решить проблему, которая была не по силам американским и европейским дипломатам. Китай также продемонстрировал ближневосточным странам и всему миру, что он может быть альтернативой США не только в сфере энергетики, торговли или технологий, но и в решении вопросов безопасности.

Для аравийских монархий именно пересмотр региональной политики ИРИ и снижение его активности являются ключевым условием урегулирования. Поэтому первой проверкой для саудовско-иранского соглашения станет способность сторон договориться об урегулировании или хотя бы замораживании конфликта в Йемене, а затем наступит очередь более сложных кейсов — Ирака, Ливана и Сирии. Причем, как показал опыт ударов по саудовскому НПЗ в 2019 г., от развития ситуации в Ираке безопасность КСА зависит ничуть не в меньшей степени, чем от ситуации в Йемене. Что касается ядерной проблематики и военного потенциала ИРИ, то эти вопросы, скорее всего, будут отложены. Пока же время для небольших шагов по восстановлению и укреплению взаимного доверия сторон. Это могут быть и меры по отказу от враждебной риторики или продвижения соответствующих нарративов через СМИ, и меры по развитию экономических связей, и меры по обеспечению безопасности судоходства и борьбе с терроризмом непосредственно в зоне Залива. За ними через год-полтора может последовать расширенный диалог. Пока же непосредственным результатом сделки будет разрядка и/или холодный мир.

В марте 2023 г., спустя семь лет после прекращения дипотношений, Королевство Саудовская Аравия (КСА) и Исламская Республика Иран (ИРИ) договорились о возобновлении работы посольств. Это решение открывает возможности для снижения напряженности в зоне Залива, а в перспективе — и на всем Ближнем Востоке. Примечательно, что обе стороны заявили о необходимости уважать суверенитет и не вмешиваться во внутренние дела других государств. Последнее может означать не только открытие диппредставительств, но и стремление восстановить взаимное доверие через обязательства не вести подрывную деятельность друг против друга. Напомним, что КСА подозревает Иран в поддержке шиитских организаций на территории королевства, а Тегеран обвиняет Эр-Рияд в ведении масштабной пропагандистской кампании и спонсировании оппозиции.

Символично, что вскоре после подписания соглашения саудовский монарх пригласил президента Ирана посетить Королевство с визитом. Такой жест не только служит подтверждением миролюбивых намерений, но и является еще одним подтверждением готовности к продолжению диалога. В свою очередь, Иран, по информации ряда зарубежных СМИ, согласился способствовать урегулированию конфликта в Йемене, где он оказывает поддержку движению «Ансар Алла», с 2015 г. ведущему боевые действия против КСА. То есть можно надеяться на деэскалацию не только непосредственно в Заливе, но и на юге Аравийского полуострова. Стабилизация в Йемене нужна не только для обеспечения непосредственной безопасности КСА, но и для улучшения инвестиционного климата. Ведь Королевство рассчитывает привлечь миллиарды долларов в мегапроекты развития — прежде всего, в строительство новых городов будущего.

Решению КСА о возобновлении дипотношений с ИРИ предшествовали аналогичные шаги со стороны еще двух монархий Залива — ОАЭ и Кувейта. То есть оно стало частью регионального тренда, в рамках которого аравийские монархии стали отказываться от продвигаемой США и Израилем политики «максимального давления» на Иран и искать способы договориться о мирном сосуществовании. Отметим, что саудовские официальные лица еще как минимум в 2017 г. в частных беседах признавали, что Иран — это одна из региональных держав, которая вправе требовать, чтобы ее интересы принимались во внимание остальными государствами. Проблема, скорее, заключалась в том, чтобы определить красные линии и границы сфер влияния и обеспечить соблюдение этих договоренностей.

Нынешние саудовско-иранские договоренности не следует переоценивать, поскольку открытый процесс деэскалации только-только стартовал и легко может стать жертвой «черных лебедей». Более целесообразно рассматривать происходящее сближение между КСА и ИРИ в логике региональной холодной войны, то есть это пока разрядка, а не примирение старых соперников.

Что дает соглашение

Возобновление работы посольств, на первый взгляд, представляется шагом техническим и малозначимым. Но даже он даст очень много для снижения напряженности в Заливе. Наличие функционирующих диппредставительств позволит наладить прямые каналы коммуникации для ведения диалога и повышения прозрачности. Это исключительно важный шаг, поскольку еще опыт холодной войны показал, что в условиях противостояния каждая из сторон склонна преувеличивать возможности оппонента и уровень исходящей от него угрозы, а неверные представления о противнике почти неизбежно провоцируют гонку вооружений и повышают риск превентивных войн.

Для КСА разрядка с Ираном — шанс уделить больше внимания и ресурсов реализации собственных программ развития, от которых во многом зависит политическое будущее фактического правителя Королевства — наследного принца Мухаммеда бин Сальмана. Действующее руководство страны вынуждено вести борьбу сразу на двух фронтах — на внешнем, с Ираном и его союзниками, и на внутреннем — с оппонентами внутри правящей элиты и в обществе.

В случае реализации соглашения и активизации мирного диалога можно ожидать не только укрепления безопасности КСА, но и существенного ослабления международной изоляции Ирана. Появляется надежда на восстановление и развитие экономических связей в рамках Залива. В случае КСА преждевременно говорить о развитии экономических связей с ИРИ, но для других стран Залива, в первую очередь — для ОАЭ, это весьма актуальный вопрос. Например, до введения международных санкций товарооборот ОАЭ с Ираном достигал 20 млрд долл.

Иран тоже должен быть заинтересован в снижении напряженности. ИРИ научилась выживать в условиях санкций, но при этом дальнейшее экономическое развитие крайне затруднено в связи с отсутствием доступа к инвестициям и технологиям. Без экономического роста рассчитывать на сохранение социальной стабильности трудно. Показателем сложной экономической ситуации является регулярное снижение курса риала, который после начала протестов в сентябре 2022 г. подешевел наполовину по отношению к доллару.

В среднесрочной перспективе за деэскалацией саудовско-иранских отношений и возобновлением экономического сотрудничества могут последовать шаги по созданию новой архитектуры безопасности в Заливе, которая будет включать различные механизмы контроля военной активности и обмена информацией. Примечательно, что устойчивая саудовско-иранская разрядка поставит под вопрос реализацию американского проекта по созданию арабо-израильской коалиции для сдерживания Ирана. На это указывают появившиеся слухи об аннулировании Израилем оружейной сделки с некоей ближневосточной страной (предположительно, с ОАЭ) на сумму как минимум в миллиард долларов.

Новая роль для Китая

Александр Аксененок:
Сирийский конфликт: 12 лет спустя

Справедливости ради стоит отметить, что саудовско-иранские переговоры шли довольно долго, сперва при посредничестве Омана, затем — Ирака, но одной из главных проблем будущего соглашения было отсутствие надежного гаранта. С этой точки зрения, подключение Китая сыграло решающую роль, поскольку у Пекина налажены тесные и, что принципиально важно, доверительные связи и с Тегераном, и с Эр-Риядом. До последнего времени Китай придерживался формулы «стабильность через развитие», предполагающей ставку на торговлю и инвестиции. Однако для КНР саудовско-иранские консультации стали хорошим поводом продемонстрировать его возросшие дипломатические возможности, ведь Пекин сумел решить проблему, которая была не по силам американским и европейским дипломатам. Но самому Китаю важнее тот факт, что удалось создать условия для снижения напряженности в регионе, из которого он получает примерно 40–50% импортной нефти.

Китай также продемонстрировал ближневосточным странам и всему миру, что он может быть альтернативой США не только в сфере энергетики, торговли или технологий, но и в решении вопросов безопасности. Так, прошлогодний визит председателя Си Цзиньпина в КСА показал, что Эр-Рияд видит в КНР не только экономического партнера, но и политического. Это дает некоторым наблюдателям повод говорить о начале нового этапа в саудовско-китайских отношениях и о начале нового этапа в ближневосточной политике Пекина, который умело использует свою способность поддерживать контакты и торговать со всеми региональными силами, одновременно. Однако только время покажет, достаточно ли Китаю его экономического влияния, чтобы выступать в роли эффективного посредника и гаранта достигнутых договоренностей. Очевидно, что первой проверкой станет как раз его участие в саудовско-иранской деэскалации.

Успех Китая случился на фоне снижения интереса США к Ближнему Востоку. В глазах регионального общественного мнения это как минимум бросает тень на репутацию США как традиционного гаранта региональной стабильности, уже и так подпорченную поспешным уходом из Афганистана и неспособностью защитить Саудовскую Аравию от ракетных ударов из Йемена. Впрочем, не стоит считать, что США останутся внакладе. Стратегический союз Вашингтона и Эр-Рияда сохранится, по крайней мере, в среднесрочной перспективе, поскольку Пекин до последнего времени неизменно декларировал свое нежелание брать на себя военно-политические обязательства на Ближнем Востоке и размещать войска в регионе. В целом же саудовско-иранская разрядка вполне отвечает американским интересам, поскольку она хотя бы на время избавляет Вашингтон от необходимости тратить ресурсы на обеспечение безопасности одного из ключевых ближневосточных союзников. Тем более в Вашингтоне признают, что США в принципе не смогли бы сыграть роль посредника между Эр-Риядом и Тегераном, поскольку администрация Дж. Байдена не пользуется достаточным доверием ни одной из сторон.

Будущее сделки

Китай эффективно справился с ролью фасилитатора, однако теперь ему придется обеспечить выполнение договоренностей. И здесь уместно вспомнить, что так называемая «иранская проблема» имеет, с точки зрения руководства соседних арабских стран, несколько составляющих: экспансионистскую региональную политику, ядерную программу, программы создания баллистических ракет и беспилотников. Без решения всех этих вопросов подлинное урегулирование и нормализация маловероятны. Именно это станет главным вызовом для КНР как посредника.

Для аравийских монархий именно пересмотр региональной политики ИРИ и снижение его активности являются ключевым условием урегулирования. Поэтому первой проверкой для саудовско-иранского соглашения станет способность сторон договориться об урегулировании или хотя бы замораживании конфликта в Йемене, а затем наступит очередь более сложных кейсов — Ирака, Ливана и Сирии. Причем, как показал опыт ударов по саудовскому НПЗ в 2019 г., от развития ситуации в Ираке безопасность КСА зависит ничуть не в меньшей степени, чем от ситуации в Йемене. Что касается ядерной проблематики и военного потенциала ИРИ, то эти вопросы, скорее всего, будут отложены. Пока же время для небольших шагов по восстановлению и укреплению взаимного доверия сторон. Это могут быть и меры по отказу от враждебной риторики или продвижения соответствующих нарративов через СМИ, и меры по развитию экономических связей, и меры по обеспечению безопасности судоходства и борьбе с терроризмом непосредственно в зоне Залива. За ними через год-полтора может последовать расширенный диалог. Пока же непосредственным результатом сделки будет разрядка и/или холодный мир.

Оценить статью
(Голосов: 10, Рейтинг: 4.5)
 (10 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju