Как следует из заявлений чиновников ЕС и таких фактов, как недавний отказ представителей ЕС от обсуждения на экспертном уровне планов синхронизации стратегий ЕС и России в регионе Балтийского моря, Брюссель намерен распространить сферу конфронтации с Москвой из-за украинских событий и на этот регион. Поэтому есть все основания предполагать, что пересмотр Стратегии ЕС в РБМ, скорее всего, пойдёт по пути дальнейшего исключения России из балтийского сотрудничества.
16 апреля 2014 г. правительство Финляндии объявило об отмене намеченного на начало июня с.г. 10-го саммита Совета государств Балтийского моря (СГБМ) на уровне премьер-министров. Как дали понять финские официальные лица, отмена саммита – следствие фактического запрета руководства ЕС на проведение мероприятий на высшем уровне с участием России. Вместо саммита пройдет встреча министров окружающей среды стран СГБМ. Другие мероприятия Дней Балтийского моря, намеченные на это время, в частности, Конференция по Стратегии ЕС в регионе Балтийского моря (РБМ), очередной Балтийский форум развития (БФР), Форум неправительственных организаций Балтийского моря, культурные мероприятия, состоятся.
Одновременно Брюссель объявил о намерении пересмотреть Стратегию ЕС в РБМ, принятую в 2009 г. и регулярно обновляемую союзом. Пока неясен характер корректив, который будет внесён в эту стратегию.
С одной стороны, Латвия, которая будет председателем Совета ЕС (СЕС) в первой половине 2015 г., объявила РБМ одним из своих важнейших приоритетов. В порядке подготовки латвийского председательства в СЕС в середине апреля 2014 г. состоялось собрание госсекретарей министерств Латвии, на котором было принято решение об утверждении модели программы сотрудничества стран РБМ с общим бюджетом на 2014-2020 гг. в 264 млн евро. Программа предусматривает поощрение инноваций в регионе, поддержку малого и среднего бизнеса, повышение продуктивности рабочей силы, создание и эффективное использование мультимодальных транспортных коридоров Восток — Запад и Север — Юг. В программы сотрудничества включены не только страны-члены ЕС, но и Россия, Белоруссия и Норвегия. Предполагается, что программа будет финансироваться за счет средств Европейского фонда регионального развития.
В то же время, как следует из заявлений чиновников ЕС и таких фактов, как недавний отказ представителей ЕС от обсуждения на экспертном уровне с Минрегионразвития РФ планов синхронизации стратегий ЕС и России в РБМ, Брюссель намерен распространить сферу конфронтации с Москвой из-за украинских событий и на данный регион. Поэтому есть все основания предполагать, что пересмотр Стратегии ЕС в РБМ, скорее всего, пойдёт по пути дальнейшего исключения России из балтийского сотрудничества.
Отмена саммита СГБМ в Турку по настоянию ЕС поставила в сложное положение, прежде всего, его «хозяйку», нынешнего председателя Совета – Финляндию. Финны надеялись, что год их председательства в СГБМ станет «историей успеха», демонстрацией эффективности балтийской стратегии Хельсинки, их умения организовывать взаимодействие даже между партнёрами, которые недолюбливают друг друга. Проведение встречи министров окружающей среды стран СГБМ вместо саммита – это попытка «спасти лицо» - как своё, так и Совета.
Как отмечает Ханс Браск (Hans Brask), исполнительный директор БФР (влиятельной организации бизнесменов и политиков РБМ, немало сделавшей для продвижения интеграционых процессов на Балтике), отмена саммита в Турку не только ставит в трудное положение Финляндию или СГБМ, но и свидетельствует о серьезном кризисе всей системы регионального управления.
Возникают вопросы: нужен ли СГБМ как таковой? Часть политических элит стран Балтии и Польши считает, что СГБМ, будучи датско-германским проектом по возрождению Ганзейского союза и вовлечению стран РБМ в макрорегиональное сотрудничество, в нынешних условиях уже не нужен. За годы, прошедшие с момента создания СГБМ (1992 г.), большая часть стран РБМ была интегрирована в ЕС и НАТО и предпочитает решать вопросы социально-экономического развития и безопасности в рамках этих институтов. Россию же, оказавшуюся «нерадивым учеником» и не оставившую своих имперских амбиций, нужно максимально маргинализировать. В институциональном плане её участие в делах РБМ нужно ограничить «партнёрствами» в рамках Северного измерения, которые нацелены на реализацию конкретных проектов при- и трансграничного сотрудничества.
Организации же типа СГБМ, где Россия действует на равных основаниях с другими странами региона, не нужны, так как представляют собой платформы для продвижения «имперских» идей и проектов Москвы. По сути дела, эта группировка восточноевропейских политиков и экспертов предлагает «заморозить» деятельность СГБМ, как это было в своё время сделано с ОБСЕ после косовской интервенции НАТО 1999 г., где Россия также полноправный член. «Действующие лица», приходящие на смену СГБМ, всё те же – ЕС и НАТО. Последняя существенно активировала свою деятельность в регионе после начала украинского кризиса. И не только в смысле наращивания своего военного присутствия в странах РБМ, но и в плане оказания давления на Финляндию и Швецию, чтобы они отказались от их статуса неприсоединившихся государств и вошли в Североатлантический альянс.
В то же время другая часть политико-акдемических, а также бизнес-элит стран РБМ считает весьма опасными и неприемлемыми идеи по «саботажу» деятельности СГБМ и «маргинализации» России. По их мнению, подобная политика «сжигания мостов» больно ударит по экономическим интересам самих государств-членов ЕС и не сделает их положение более безопасным. Они считают ошибочным нынешний курс руководства ЕС и НАТО на перенесение конфронтационных подходов и политики санкций в отношении России на сопредельные с Восточной Европой регионы (причём, не только на Балтику, но и на Арктику).
Эти группировки считают, что «управленческий кризис» поразил и сам Евросоюз в части его политики в РБМ. Механизм финансирования программ сотрудничества по линии Стратегии ЕС в регионе настолько забюрократизирован, а само финансирование столь мизерно, что многие страны РБМ просто игнорируют эти возможности, предпочитая находить иные средства и фонды для реализации своих проектов на Балтике. По этой причине многие содержавшиеся в оригинальной версии Стратегии ЕС в РБМ 2009 г. инициативы и проекты так и не были реализованы на практике. Недовольство ряда балтийских стран-членов ЕС, а также их региональных и местных властей вызывают ограничения на сотрудничество с их российскими партнёрами, содержащиеся как в указанной стратегии, так и сопровождавших её рабочих документах.
По большому счёту, ни один из ключевых приоритетов Стратегии ЕС в РБМ не может быть реализован без участия российской стороны – будь то проекты в области энергетики или транспорта, экологии или туризма и пр. Однако по причинам политико-идеологического характера Брюссель не идёт на полноценное включение российских партнёров в программы регионального сотрудничества. Руководство ЕС не хочет замечать того обстоятельства, что своими непродуманными действиями он просто загоняет в тупик собственную же Стратегию в РБМ.
По мнению здравомыслящей части политического, делового и экспертно-аналитического сообщества РБМ, необходимо не разрушать, а наращивать накопленный опыт международного сотрудничества на Балтике. Многосторонние институты типа СГБМ способны и впредь играть важную роль в стимулировании интеграционных процессов в РБМ.