Протесты фермеров, накатывая и затухая, уже месяц будоражат ЕС. Еще в период «зерновой сделки» в 2022–2023 гг. поступление дешевых украинских продуктов, в частности зерна, на европейские рынки вызывало большое недовольство внутренних производителей. После прекращения Россией «зерновой сделки» зерно из Украины поступало по сухопутному маршруту через восточноевропейские страны. Это привело к недовольству аграриев Польши, Венгрии, Болгарии, Словакии, которые установили запрет на ввоз продуктов питания из Украины. С октября 2023 г., когда уже не действовала «зерновая сделка», украинский дешевый сельскохозяйственный экспорт вновь пошел по морскому альтернативному маршруту, но уже в западноевропейские страны. В результате во Франции, например, собственная фермерская продукция не выдержала конкуренции и оказалась невостребованной. В итоге в феврале 2024 г. более десятка стран ЕС были охвачены протестами из-за поставок дешевых продуктов из Украины.
Недовольство аграриев было подогрето пересмотром Общей сельскохозяйственной политики ЕС в направлении увеличения финансирования Европейского сельскохозяйственного фонда развития сельских районов (EAFRD) для достижения целей европейского «зеленого» соглашения и перехода к цифровым технологиям и сокращения Европейского фонда сельскохозяйственных гарантий (EAGF), обеспечивающего поддержку доходов фермеров. Финансирование «зеленой» политики в дополнение к выделению четырехлетнего 50-миллиардного транша Украине вызвало резко негативную реакцию аграриев стран ЕС.
В Европе преобладают хозяйства небольшого размера по сравнению с Россией, США и Украиной, поэтому протекционизм как в производственной сфере сельского хозяйства, так и во внешней торговле — главный механизм, который позволяет нормально функционировать аграрному сектору ЕС. Малейшее посягательство на преференции фермеров — снижение льгот, увеличение налогов, уменьшение защиты на внешнем рынке — воспринимаются ими как катастрофа.
Поражают масштабы протестов, которые охватили практически все европейские страны, и их география только расширяется. Европейские фермеры требуют снижения контроля Общей сельскохозяйственной политики ЕС и соблюдения закона о продовольственном обеспечении ФАО, в соответствии с которым любому звену продовольственной цепочки запрещено продавать товары ниже себестоимости. Они выступают за сохранение пониженного налога на дизельное топливо для сельскохозяйственного сектора, возвращение таможенных импортных пошлин и других ограничений для защиты внутренних производителей от засилия дешевых продуктов из Украины. И, наконец, глобальное требование к правительству — оказывать больше внимания нуждам работников сельского хозяйства, особенно в случаях с внутренними климатическими и иными стихийными бедствиями.
Что можно ожидать в результате длительных забастовок и протестов европейских фермеров? Существует большая вероятность, что каждая страна будет принимать собственные меры для сдерживания протестов, и эти меры частично могут входить в противоречие с Общей сельскохозяйственной политикой ЕС. Очевидно, будут выделены дополнительно средства из национальных бюджетов на смягчение потерь фермеров от повышения цен на дизельное топливо для сельскохозяйственных нужд. Но ожидать, что будут введены ограничения на экспорт из Украины, нереально. Скорее всего, за разрешение кризиса ответственность в большей степени будут нести национальные государства.
Протесты фермеров, накатывая и затухая, уже месяц будоражат ЕС, волнообразно распространяясь с запада на восток Европы и обратно. Наиболее крупные выступления начались в январе 2024 г. в результате ряда непопулярных мер, принятых руководством стран ЕС. Острое неприятие вызвало решение Еврокомиссии продлить на год облегченный режим внешней торговли с Украиной, предполагающий одностороннюю отмену таможенных пошлин и квот на украинский экспорт в страны ЕС. Обострение обстановки было спровоцировано импортом дешевой продукции из Украины и миграцией дешевой рабочей силы. Свою лепту внесло выделение Украине 50 млрд евро, исходя из обязательств ЕС «поддерживать Украину столько, сколько потребуется». Европейские фермеры не могут согласиться с позицией, что «помощь Украине — наш абсолютный приоритет».
Недовольство фермеров было подогрето вступлением в действие новой Общей сельскохозяйственной политики ЕС (Common Agricultural Policy, САР) на 2023–2027 гг. и условий финансирования Европейской комиссией реализации «зеленой» политики. В бюджете ЕС на 2021–2027 гг. на сельское хозяйство была выделена сумма 386,6 млрд евро, которая разделена на две части: 291,1 млрд евро для Европейского фонда сельскохозяйственных гарантий (EAGF), который обеспечивает поддержку доходов фермеров, и 95,5 млрд евро для Европейского сельскохозяйственного фонда развития сельских районов (EAFRD), который включает финансирование в области управления природными ресурсами и изменения климата. В 2023 г. Общая сельскохозяйственная политика была пересмотрена в направлении увеличения финансирования EAFRD на 8,1 млрд евро для достижения целей европейского «зеленого» соглашения и перехода к цифровым технологиям. Каждая страна ЕС разработала национальный стратегический план CAP, объединяющий субсидирование доходов, развитие сельских районов, привязав размеры поддержки к рыночной эффективности. На бумаге данные планы не вели к конфронтации, но жизнь внесла коррективы. В реальности финансирование «зеленой» политики, требующее увеличения денежных субсидий, в дополнение к выделению четырехлетнего 50-миллиардного транша Украине (что больше помощи всем французским фермерам) вызвало резко негативную реакцию аграриев Франции и других стран ЕС.
В 2022 г. семь стран обеспечивали три четверти общего объема сельскохозяйственного производства ЕС — Франция (18%), Германия (14%), Италия (13%), Испания (12%), Польша (7%), Нидерланды (7%), Румыния (4%). В европейских странах преобладают хозяйства небольшого размера по сравнению с Россией, США и Украиной, поэтому протекционизм как в производственной сфере сельского хозяйства, так и во внешней торговле — главный механизм, который позволяет нормально функционировать аграрному сектору ЕС. Малейшее посягательство на преференции фермеров — снижение льгот, увеличение налогов, уменьшение защиты на внешнем рынке — воспринимаются ими как катастрофа.
Здесь необходимо отметить, что аграрии ЕС привыкли жить под «субсидиальным зонтиком», причем все выплаты должны индексироваться в соответствии с инфляцией. При этом более половины доходов фермеров ЕС составляют государственные субсидии. Но в последние годы энергетический кризис и инфляция вели к сокращению реального финансирования.
Даже несмотря на высокую степень государственной защиты в главных аграрных странах ЕС — Франции и Германии — численность европейских фермеров в последние десятилетия постоянно сокращалась. Так, если во Франции в 1970 г. насчитывалось 1,6 млн сельскохозяйственных работников, в 2020 г. их численность снизилась до 389 тыс. человек. Можно предположить, что данный тренд не изменится. Хотя Франция обеспечивала до 18% всей европейской аграрной продукции, в стране наблюдалось снижение производства зерна, говядины, молока в связи с сокращением сельскохозяйственных угодий и поголовья скота. При этом занятость в сельском хозяйстве становится все менее престижной, и две трети всех европейских фермеров старше 55 лет.
На этом фоне произошло несколько непредвиденных событий. Первое, еще в период «зерновой сделки» в 2022–2023 гг. поступление дешевых украинских продуктов, в частности зерна, на европейские рынки вызывало большое недовольство внутренних производителей. После прекращения Россией «зерновой сделки» зерно из Украины поступало по сухопутному маршруту через восточноевропейские страны. Это привело к недовольству аграриев Польши, Венгрии, Болгарии, Словакии, которые установили запрет на ввоз продуктов питания из Украины. С октября 2023 г., когда уже не действовала «зерновая сделка», украинский дешевый сельскохозяйственный экспорт вновь пошел по морскому альтернативному маршруту, но уже в западноевропейские страны. В итоге в феврале 2024 г. более десятка стран ЕС были охвачены протестами из-за поставок дешевых продуктов из Украины. Фермеры Италии, Испании, Франции, Португалии, Бельгии требовали ограничить импорт дешевой продукции из третьих стран. Продажи украинских яиц и мяса курицы в страны ЕС в 2023 г. выросли на 127%. В результате во Франции, например, собственная фермерская продукция не выдержала конкуренции и оказалась невостребованной. Фермеры выбрасывали импортный товар из фур прямо на трассах, проводили рейды по магазинам, «сметая с полок иностранные товары». Сельхозпроизводители Франции терпят убытки и от решения чиновников ограничить цены на продовольствие для недопущения инфляции, что в условиях избытка дешевого импортного продовольствия ударяет в первую очередь по непосредственному производителю.
Фермеры Германии, которые ранее считались более спокойными, чем их соседи, также вышли на демонстрации. Одно из главных их требований — снижение цен на топливо для сельскохозяйственной техники, которые выросли в связи с отменой правительством Германии субсидий на дизельное топливо для сельскохозяйственных нужд с 1 января 2024 г. В стране принят закон, который помимо данной меры включает сокращение финансирования проектов по защите климата, уменьшение субсидий на социальное обеспечение, электроэнергию, газ — совокупно на сумму 2,5 млрд евро. Также должна быть снижена субсидия на пенсионное страхование, а налог на выбросы CO2 увеличен, причем выше озвученных ранее показателей. При сокращении субсидий для фермеров на дизельное топливо власти Германии планируют увеличить вдвое средства, предназначенные на военную помощь Украине.
Испанские и португальские крестьяне, столкнувшиеся в последние два года с сильной засухой, вынуждены выживать в одиночестве, не получая помощь от управленческих органов Евросоюза. И хотя правительство страны объявило «о выделении 270 млн евро на помощь 140 тыс. фермеров для компенсации последствий для урожая от чрезвычайной жары летом и проблем, вызванных ситуацией на Украине», это — капля в море крестьянских потерь.
Недовольство сельхозпроизводителей вызвали возобновившиеся планы ЕС подписать соглашение о свободной торговле со странами Меркосур, ратификация которого была приостановлена в 2019 г. Хотя премьер-министр Франции Габриэль Атталь заявил, что страна выступает против заключения этого соглашения, существуют опасения, что оно может быть подписано в ближайшее время. Власти же пока отказываются идти навстречу аграриям и возвращать им отмененные льготы, ссылаясь на решения Еврокомиссии.
Поражают масштабы протестов, которые охватили практически все европейские страны, и их география только расширяется. Фермеры из Германии бастуют с декабря 2023 г. Крупная акция прошла с 8 по 15 января 2024 г., когда они перекрывали улицы больших городов. Наиболее активны французские фермеры, которые также бастуют с декабря 2023 г. и не собираются сворачивать протестную деятельность. Французские фермеры, взяв в осаду Париж и объединившись с бельгийскими аграриями, намерены были оказать давление на собравшееся в Брюсселе 1 февраля 2024 г. заседание Еврокомиссии.
К аграриям Франции и Германии присоединились фермеры Испании и Греции. Испанские сельскохозяйственные работники начиная с 5 февраля 2024 г. блокируют дороги по всей стране. Той же стратегии придерживаются аграрии Греции, заблокировав тракторами дороги. Масштабные протесты фермеров начались в Литве, которые последовали за забастовками коллег в Германии, а также за демонстрациями дальнобойщиков в Польше, Венгрии и Словакии. В условиях усиливающейся конкуренции литовских аграриев душат Украина, Эстония и Польша. Сельскохозяйственные производители Литвы попали в затяжной кризис молочной промышленности. Имея очень маленький внутренний рынок, они работали в значительной степени в расчете на экспорт. Но с началом санкционных войн, лишившись в 2014 г. доступа на российский рынок, а в 2021 г. — на рынок Китая, Литва вынуждена была снизить экспорт основных продуктов молочной промышленности — сыра и масла. Высокая инфляция, повышение цен на энергоносители при одновременном ограничении роста закупочных цен на молоко привели к резкому снижению эффективности фермерского хозяйства и потере его конкурентоспособности. Поэтому 23–25 января фермеры Литвы вывели тракторы на улицы Вильнюса.
Суммируя требования сельхозпроизводителей ЕС, можно кратко сформулировать их пожелания в виде снижения контроля Общей сельскохозяйственной политики ЕС и соблюдения закона о продовольственном обеспечении ФАО, в соответствии с которым любому звену продовольственной цепочки запрещено продавать товары ниже себестоимости. Фермеры выступают за сохранение пониженного налога на дизельное топливо для сельскохозяйственного сектора, возвращение таможенных импортных пошлин и других ограничений для защиты внутренних производителей от засилия дешевых продуктов из Украины. И, наконец, глобальное требование к правительству — оказывать больше внимания нуждам работников сельского хозяйства, особенно в случаях с внутренними климатическими и иными стихийными бедствиями.
На примере современных выступлений аграриев ЕС можно наблюдать усиливающийся разрыв между нуждами жителей европейских стран и управленческого класса, который принимает решения на глобальном уровне. Возникает вопрос, что можно ожидать в результате длительных забастовок и протестов европейских фермеров. Существует большая вероятность, что каждая страна будет принимать собственные меры для сдерживания протестов, и эти меры частично могут входить в противоречие с Общей сельскохозяйственной политикой ЕС. Уже сейчас есть свидетельства, что официальные лица Франции и Германии обсуждают условия, при которых могут быть сглажены самые острые требования аграриев. Очевидно, будут выделены дополнительно средства из национальных бюджетов на смягчение потерь фермеров от повышения цен на дизельное топливо для сельскохозяйственных нужд. Но нереально ожидать, что будут введены ограничения на экспорт из Украины. Скорее всего, за разрешение кризиса ответственность в большей степени будут нести национальные государства.