Read in English
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Сергей Минасян

Д.полит.н., заместитель директора Института Кавказа, Ереван

В ночь с 1 на 2 апреля 2016 г. Азербайджан инициировал самую масштабную военную эскалацию с момента заключения в зоне карабахского конфликта в мае 1994 г. трехстороннего перемирия о прекращении огня. Сложно сказать, что послужило решающим фактором при принятии данного решения военно-политическим руководством Азербайджана. Скорее всего, к этому привела совокупность факторов и причин — от финансово-экономических проблем (на фоне резкого падения цен на нефть с соответствующим влиянием на внутриэкономическую и общественно-политическую ситуацию в Азербайджане) до сложного регионального контекста.

В ночь с 1 на 2 апреля 2016 г. Азербайджан инициировал самую масштабную военную эскалацию с момента заключения в зоне карабахского конфликта в мае 1994 г. трехстороннего перемирия о прекращении огня [1]. Сложно сказать, что послужило решающим фактором при принятии данного решения военно-политическим руководством Азербайджана. Скорее всего, к этому привела совокупность факторов и причин — от финансово-экономических проблем (на фоне резкого падения цен на нефть с соответствующим влиянием на внутриэкономическую и общественно-политическую ситуацию в Азербайджане) до сложного регионального контекста. Так, к началу 2016 г. валютные резервы Центробанка Азербайджана сократились до 5 млрд долл. — годом ранее они составляли примерно 15 млрд долл. Несмотря на то, что на поддержание курса маната было потрачено порядка 60% золотовалютных резервов ЦБ, двойную девальвацию азербайджанской валюты в 2015 г. предотвратить не удалось. Свою роль сыграли российско-турецкий кризис и напряженность в отношениях между Россией и Западом, сформировав благоприятную почву для апрельской эскалации в Нагорном Карабахе.



Не исключено, что Азербайджан намеревался ограничиться на начальном этапе локальной военной операцией и провести своего рода «разведку боем».

А был ли мальчик? Или что намеревался сделать Азербайджан

Можно предполагать, что политическое решение о масштабной военной операции в Нагорном Карабахе было принято в Баку как минимум за несколько недель до апрельских событий. Приказ о начале операции был отдан президентом Азербайджанской Республики Ильхамом Алиевым по завершении его визита в Вашингтон в конце марта 2016 г. (он участвовал в саммите по ядерной безопасности). По сведениям СМИ, у него состоялся весьма жесткий разговор с американским руководством. Тогда же И. Алиев встретился с президентом Турции Р. Эрдоганом. Не исключено, что это событие также сыграло свою роль в обострении ситуации, тем более что азербайджанские руководители никогда не скрывали стремления разрешить конфликт военным путем.

Есть некоторые основания полагать, что изначально Азербайджан не ставил задачу провести широкомасштабную боевую операцию с целью полного захвата Нагорного Карабаха. Если попытка полномасштабного блицкрига даже и была в планах, то только на следующем этапе, в случае успешного прорыва первой оборонительной линии карабахской армии. Иначе азербайджанская сторона должна была бы более активно использовать артиллерию и авиацию по всей глубине карабахской территории еще с самого утра 2 апреля, в том числе и по Степанакерту [2].

С военной точки зрения четыре дня боев продемонстрировали фактический провал попыток (хотя и ограниченных) армии Азербайджана прорваться, используя фактор внезапности, в глубину карабахской территории.

Однако этого не произошло, и пока трудно судить, чем был продиктован отказ Баку от попыток ударить в глубину территории Нагорного Карабаха. Возможно, это были опасения ответных «сдерживающих» ракетно-артиллерийских ударов карабахской армии по промышленной и энергетической инфраструктуре и крупным населенным пунктам Азербайджана, например, Гяндже. Не исключено, что Азербайджан намеревался ограничиться на начальном этапе локальной военной операцией и провести своего рода «разведку боем», чтобы не выйти на такой уровень эскалации, когда принятие армянской стороной решения о нанесении «ударов возмездия» стало бы неизбежным. Позднее в одном из своих интервью президент НКР Бако Саакян заявил, что в ходе апрельской эскалации карабахские войска были готовы к возможному обстрелу Степанакерта и выдвинули собственные дальнобойные ракетные системы и крупнокалиберные реактивные системы залпового огня (РСЗО) для нанесения ответных ударов по целям в глубине территории АР.

Нешуточный провал

Буквально через несколько часов после начала активных боевых действий министерство обороны Азербайджана выступило с заявлением об одностороннем прекращении огня и готовности заключить перемирие. Если не учитывать его возможную пропагандистскую составляющую, это заявление можно объяснить тем, что на тот момент Баку не планировал затяжную операцию. Наступление азербайджанской армии на северном и южном флангах не достигло поставленных целей, в частности, не удалось прорвать первую линию обороны карабахских войск и установить контроль хотя бы над парой населенных пунктов. В последующие дни азербайджанскому командованию пришлось импровизировать, поскольку была очевидна необходимость привлечения резервов, выдвижения свежих частей из глубины своей территории, подтягивания новых ракетно-артиллерийских систем и т.д.

Проблема координации действий общевойсковых подразделений, танковых и ракетно-артиллерийских частей по-прежнему актуальна для азербайджанской армии.

Азербайджанская сторона успела в той или иной степени использовать в боевых действиях большую часть приобретенных за последние годы новых видов вооружения и военной техники, например, РСЗО «Смерч» и тяжелую огнеметную систему ТОС-1А «Солнцепек». Впервые были задействованы ударные беспилотники и противотанковые ракетные комплексы большей дальности стрельбы израильского производства, некоторые виды новой и усовершенствованной российской бронетехники, модернизированные ударные вертолеты Ми-24 и т.п. На передний план армия Азербайджана выдвинула наиболее подготовленные элитные части и подразделения специального назначения, и именно они, наряду с танковыми подразделениями, понесли в ходе апрельских боев самые серьезные потери от действий карабахских войск.

Что касается карабахской армии, то за исключением некоторых артиллерийских подразделений и частей ПВО центрального подчинения она фактически принимала участие в боях лишь на уровне своих передовых отрядов. Они были укомплектованы преимущественно призывниками, усилены добровольцами и отдельными подразделениями специального назначения. Однако основные силы и средства, а также резервные компоненты Армии обороны НКР и подразделения вооруженных сил Республики Армения так и не успели принять участие в боевых действиях. Не были применены многие из имеющихся на их вооружении современные виды вооружения и военной техники, в том числе высокоточные оперативно-тактические ракетные комплексы.

Дипломатическими слезами военному горю не поможешь

С военной точки зрения четыре дня боев продемонстрировали фактический провал попыток (хотя и ограниченных) армии Азербайджана прорваться, используя фактор внезапности, в глубину карабахской территории. Вряд ли можно считать серьезным военным успехом продвижение с большими потерями элитных частей азербайджанского спецназа при активной поддержке танков и артиллерии на некоторых участках на севере и юге, которые оборонялись передовыми отрядами укомплектованных призывниками войск НКР. Им удалось пробиться лишь к первой оборонительной траншее и занять нескольких передовых взводных опорных пунктов, большая часть которых к моменту договоренности о перемирии уже была полностью отбита карабахскими войсками.

Баку пытается представить апрельские события как свою политическую победу и будет стремиться реализовать это на дипломатическом поле.

Как отмечают военные эксперты, проблема координации действий общевойсковых подразделений, танковых и ракетно-артиллерийских частей по-прежнему актуальна для азербайджанской армии. В целом трудно говорить о существенном росте боеспособности и подготовленности личного состава армии Азербайджана за последнее время. Потеряв утром 2 апреля 2016 г. два вертолета, азербайджанцы не решились на дальнейшее массовое использование боевой авиации (за исключением беспилотной). Наряду с этим были потеряны более двух десятков танков и бронемашин. Азербайджанское командование не пошло и на танковый прорыв, предполагавший сосредоточение большого количества бронетехники на узком участке фронта, использование новейших российских танков Т-90С, БМП-3, другой бронетехники при активной поддержке артиллерии и авиации.

Задача карабахской стороны заключалась в том, чтобы не допустить широкомасштабных боевых действий и одновременно вернуть себе передовые позиции по состоянию на 1 апреля 2016 г. Было очевидно, что сохранение под контролем азербайджанских сил даже одного квадратного метра карабахской территории будет воспринято властями и обществом Азербайджана не столько как военный успех, сколько как символическое политическое достижение — демонстрация шаткости сохраняющегося почти четверть века военно-политического статус-кво вокруг Нагорного Карабаха. Комментарии, с которыми выступили азербайджанские политики и некоторые представители общественности уже после достижения устной договоренности о прекращении огня 5 апреля, свидетельствовали о том, что Баку пытается представить апрельские события как свою политическую победу и будет стремиться реализовать это на дипломатическом поле.

Некоторые выводы и прогнозы

Неутихающие взаимные артиллерийские обстрелы вдоль линии соприкосновения сторон не позволяют говорить о восстановлении реального режима перемирия.

Скоротечность апрельской эскалации не позволила оценить в полной мере масштабы, драматичность и цену новой полномасштабной войны в Нагорном Карабахе в случае ее развертывания. Очевидно, что Азербайджан будет и дальше пытаться демонстрировать свою военную решимость. По свидетельству азербайджанской прессы, у И. Алиева и его команды есть на это «общественный запрос». При некоторых внешних и внутренних обстоятельствах этот «запрос» может подтолкнуть официальный Баку к возобновлению боевых действий в краткосрочной или среднесрочной перспективе. При этом понесенные в ходе апрельских боев чувствительные потери не будут служить сдерживающим фактором в случае принятия военно-политическим руководством Азербайджана такого решения. В реальности на поведение азербайджанской стороны могут повлиять лишь позиция некоторых ключевых внешних акторов и переоценка официальным Баку военных потенциалов конфликтующих сторон. Министерство обороны Азербайджана уже попыталось представить апрельские бои как малозатратную «разведку боем». Однако продолжавшиеся по состоянию на конец апреля взаимные артобстрелы территорий и населенных пунктов вышли за традиционные и ожидаемые азербайджанской стороной географические рамки зоны конфликта и привели к первым потокам беженцев.

С учетом вышеуказанных обстоятельств можно сделать предварительные выводы и прогнозы относительно дальнейшего развития военно-политических и дипломатических процессов вокруг Нагорного Карабаха.

  • Несмотря на весьма ограниченные военные достижения по результатам апрельских боев, надежды Баку на военный реванш в Карабахе не только сохраняются, но и усиливаются «общественным запросом» внутри страны. Это восприятие может быть актуальным до тех пор, пока очередная попытка азербайджанской стороны возобновить широкомасштабные боевые действия в Нагорном Карабахе не приведет к кардинально иным результатам. Неутихающие взаимные артиллерийские обстрелы вдоль линии соприкосновения сторон не позволяют говорить о восстановлении реального режима перемирия.
  • После апрельских боев конфликтующие стороны продолжают усиливать свои войска вдоль линии соприкосновения. Они открыто перебрасывают туда боевую технику, проводят частичное укомплектование военнослужащими запаса, укрепляют оборонительные позиции. В связи с сосредоточением на карабахском фронте столь значительных сил и средств военно-политическому руководству Азербайджана будет очень сложно вернуть их в места постоянной дислокации без серьезных политических результатов. К числу таких результатов вряд ли можно отнести попытки денонсировать трехстороннее соглашение о перемирии 1994 г., которые Баку предпринял сразу после достижения 5 апреля 2016 г. в Москве устной договоренности о прекращении огня (она была достигнута между начальниками генштабов Армении и Азербайджана при посредничестве их российского коллеги).
  • Решающую роль в сохранении сложившегося за долгие годы перемирия переговорного процесса и его формата сыграла, по-видимому, позиция Москвы. После достижения апрельской договоренности российский МИД неоднократно заявлял, что рассматривает соглашения 1994 и 1995 гг. по Карабаху как бессрочные и не видит возможности их замены. Схожую с Москвой позицию в плане сохранения имеющегося переговорного формата и договоренностей по Нагорному Карабаху заняли и два других сопредседателя Минской группы ОБСЕ — США и Франция. В отличие от Баку, международное посредники не предполагают, что по результатам апрельской эскалации произошла серьезная ломка существующего военно-политического и дипломатического статус-кво.
  • Новый или подтвержденный военно-политический статус-кво в Нагорном Карабахе будет отличаться от доапрельского большей нестабильностью и взрывоопасностью. Возвращение к реальному переговорному формату, продиктованное соображениями достижения взаимных компромиссов, в настоящее время весьма проблематично. Ответа на вопрос, когда конфликтующие стороны смогут вернуться к реальным переговорам на основе обсуждаемых уже многие годы различных версий Мадридских принципов, включая разработанный при содействии России еще в 2011 г. «Казанский документ», нет ни у медиаторов, ни у самих сторон конфликта. Доверие между последними после апрельской эскалации разрушено и еще долго не будет восстановлено.
  • Можно предположить, что если стороны и посредники из Минской группы ОБСЕ и возобновят переговоры, то они вряд ли выйдут за рамки обсуждения чисто технических деталей укрепления и поддержания режима прекращения огня. В ходе своего визита в Ереван в конце апреля 2016 г. глава МИД России Сергей Лавров отметил, что на сегодня первейшими задачами сторон должны стать снижение напряженности на линии огня и создание механизмов по недопущению возобновления эскалации.
  • В концептуальном плане ответ на ключевой вопрос, приведет ли «четырехдневная война» в Нагорном Карабахе к неизбежной полномасштабной войне или послужит тревожным звонком, который усадит стороны за стол переговоров, зависит от сложной конфигурации внешних и внутренних дипломатических и военно-политических факторов. А они пока не демонстрируют оптимистический расклад.

1. Соглашение о перемирии было подписано при посредничестве России главами военных ведомств Армении, Азербайджана и Нагорного Карабаха и подтверждено последующими соглашениями в 1994–1995 гг.

2. Это можно утверждать исходя из опыта боевых действий 1990-х гг., когда столица НКР регулярно подвергалась ракетно-артиллерийским и авиационным обстрелам со стороны азербайджанской армии.

(Нет голосов)
 (0 голосов)

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся