Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Элла Задорожнюк

Д.и.н., в.н.с. Отдела современной истории и социально-политических проблем стран Центральной и Юго-Восточной Европы Института славяноведения РАН, эксперт РСМД

Выйдя из соцлагеря Чехия взяла курс на Запад, но прошло время, и она перестала безоговорочно уповать на его помощь, осознав, что евроинтеграция зачастую не решает, а порождает проблемы. Теперь в отношении Евросоюза она стала проявлять сдержанность, пытаясь восстановить утраченные связи с Россией.

 Выйдя из соцлагеря Чехия взяла курс на Запад, но прошло время, и она перестала безоговорочно уповать на его помощь, осознав, что евроинтеграция зачастую не решает, а порождает проблемы. Теперь в отношении Евросоюза она стала проявлять сдержанность, пытаясь восстановить утраченные связи с Россией.

От большего к меньшему: распад трансгосударственных структур и социалистических федераций

Истоки многовекторности нынешней политики Чешской Республики во многом кроются в характере «бархатной» революции, произошедшей в Чехословакии в 1989 г., которая определила и векторы распада трансгосударственных структур в рамках «социалистического содружества» (в прошлом – «социалистического лагеря»). В плане внешнеэкономических отношений 1991 год начался переходом СССР на расчеты со странами-членами Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) в конвертируемой валюте по мировым ценам, что лишало смысла само понятие экономической взаимопомощи. Поэтому нет ничего удивительного в том, что 28 июня 1991 г. СЭВ был ликвидирован. Почти в то же время происходило и разрушение Организации Варшавского договора (ОВД). Одним из следствий явился распад «социалистических федераций» – СССР, Югославии и Чехословакии. Таким образом, политически инспирированный бóльший распад содержал в себе (по принципу «матрешки») меньшие.

Еще 19 сентября 1991 г. в словацкой столице Братиславе могли проходить митинги под двумя взаимоисключающими лозунгами – «За суверенную Словакию» и «За единое чехословацкое государство». В то же время более 500 тыс. чехов и словаков подписали петицию «За единое государство», предполагавшую проведение соответствующего референдума. 28 октября, в 73-ю годовщину провозглашения независимой Чехословацкой Республики, еще оставались надежды на то, что государство может остаться единым. Но уже 27 ноября в Праге на заседании федерального правительства в присутствии президента был взят курс на функциональную федерацию, а 4 декабря принято решение (к взаимным обидам обеих сторон) разделить средства федеральной казны в пропорции 1 (Словакия) к 1,94 (Чехия). С учетом того, что в республиках в 1992 г. должны были пройти парламентские выборы, угроза их расхождения приобрела четкие очертания. Тем более что 8 декабря 1991 г. Беловежские соглашения фактически легитимизировали похожую практику расхождения (социалистических) федераций на примере СССР.

Таким образом, 1991 год был отмечен закреплением независимых государственных структур в России и готовностью создать такие структуры в Чехии. С этого момента появляются и новые ориентиры двусторонних отношений. Их нужно было выстраивать между вновь возникшими государствами, хотя тогда мало кто питал в этом плане чрезмерные иллюзии. Уже с начала 1993 г. В. Гавел четко проводил линию на возвращение Чехии в Европу через блок НАТО. В этих условиях охлаждение российско-чешских отношений было неизбежным с обеих сторон.

Изменение формата отношений: от чехословацко-советских к чешско-российским

Можно все же утверждать, что именно с начала 1993 г. эти отношения начали приобретать новый формат на фоне «возвращения Чехии в Европу». 23 февраля (дата, по-видимому, выбрана не случайно) Гавел заявил, что Чехия однозначно устремляется в НАТО и Евросоюз. 26 августа (тоже едва ли случайно, как бы в напоминание об очередной годовщине вторжения войск ОВД в Чехословакию) был подписан Договор «О дружественных отношениях и сотрудничестве между Российской Федерацией и Чешской Республикой». В 1999 г. Чешская Республика вошла в НАТО, а в 2004 г. – в Евросоюз. При этом часть чешской политической элиты сдвигала Россию в Евразию, якобы угрожающую Европе, оправдывая устами Гавела бомбардировку одной из европейских столиц – Белграда. При В. Клаусе эта евроатлантическая ангажированность начала постепенно уменьшаться.

В ходе визитов президента России В. Путина в Прагу (март 2006 г.) и президента Чехии В. Клауса в Москву (апрель 2007 г.) началось переформатирование российско-чешских отношений. При этом учитывалось, что Чехия, хотя и вошла в Евросоюз, но еще не вполне интегрировалась в европейскую экономику.

В целом до конца 2008 г. наблюдалась положительная динамика товарооборота между двумя странами, включая чешский экспорт. В 2008 г. товарооборот достиг своего максимума и составил более 222 млрд крон, т. е. увеличился на 30 % по сравнению с 2007 г.; чешский экспорт в 2008 г. равнялся 68 млрд крон.

Мировой финансово-экономический кризис затронул обе страны, в результате чего в 2009 г. объем товарооборота снизился на 60 % по сравнению с 2008 г. Тем не менее Д. Медведев заявил, что 2010 год может стать поворотным в развитии двустороннего экономического сотрудничества: «В нашем распоряжении имеются инструменты, которые позволят нам улучшить экономическое сотрудничество и вернуть его на докризисный уровень». Нынешняя динамика развития внешнеэкономических связей дает основание считать это заявление умеренно оптимистичным, а намеченные в нем цели достижимыми.

Плюсы многовекторности

Во второе десятилетие XXI в. Чехия вступила как страна, стремящаяся к политической и экономической самодостаточности. Это означает линию на сдержанную многовекторную внешнюю политику и взвешенные торгово-экономические отношения.

Клаус не уповает безоговорочно на помощь Запада, который сам переживает острые кризисы, но и не дистанцируется от него (Лиссабонский договор все же был им подписан, причем Чехия сделала это последней из стран ЕС – 3 ноября 2009 г.). Чешский президент интенсифицирует экономическое сотрудничество и в восточном направлении, а одна из основных целей встречи двух президентов в декабре 2011 г. – своеобразная легитимация строительства АЭС «Темелин» чешско-российским консорциумом (в противовес тенденции на свертывание атомной энергетики – производства электричества «для бедных», например, в Германии). Расширяется формат взаимовыгодных экономических связей и по другим направлениям,включая нанотехнологии.

Главная заявленная цель встречи – восстановление утраченных контактов между двумя странами. Для этого предполагается использовать уже накопленный потенциал: 17 тыс. россиян владеют более 5 % всех чешских фирм (это одна пятая часть от всех иностранных фирм в стране), опережая в этом плане немцев (3,2 %) [1]. С чешской стороны компания PSG получила заказ на строительство электростанции на Полярном круге. Ранее еще одна фирма договорилась об участии в строительстве железнодорожной ветки в регионе Крайнего Севера.

Характерно, что до предыдущей встречи двух президентов, состоявшейся в Праге 7 апреля 2009 г., президент России побывал с визитом в Словакии, в ходе которого обсуждались аналогичные вопросы строительства АЭС. Чехия в этом отношении выступает в качестве «догоняющей». Вместе с тем тот факт, что российской корпорации ТВЭЛ удалось заключить контракт с Чешской энергетической компанией (CEZ Group) на поставку в общей сложности 400 т ядерного топлива для АЭС «Темелин» в период с 2010 г. по 2020 г., внушает надежды на преодоление наметившегося отставания.

Евроскептицизм: запаздывающая умудренность или опережающее видение?

В начале второго десятилетия XXI в. ощутимо усилился евроскептицизм Клауса, который, несомненно, отражает господствующие в Чехии общественные настроения и способен мобилизовать значительную часть электората. Не случайно высказываются предположения, что после ухода с поста президента он вполне может организовать националистически ориентированную партию «евроскептиков» (в мягком варианте).

Свою сдержанность и скептицизм в отношении Евросоюза и еврозоны Клаус объясняет, в частности, тем, что евроинтеграция порождает проблемы, а не решает их, и что неконструктивная для входящих в ЕС стран политика Евросоюза раз за разом одерживает верх над экономикой. Кроме того, по мнению Клауса, МВФ следовало бы ликвидировать как «варварский пережиток кейнсианской эры» [2].

Казус описываемого евроскептицизма, заключающийся в сдержанном отношении к евроинтеграционным инициативам, демонстрирует некоторые особенности ситуации в «Европе двух скоростей». Она заключается в том, что страны с меньшим потенциалом раньше и четче выражают ту или иную тенденцию в общей политике Евросоюза, чем страны крупные; они же предлагают и более решительные меры по «разруливанию» ряда ситуаций.

Все же евроскептицизм не мешает Чехии глубже интегрироваться в экономические и политические структуры ЕС, а позиция Клауса (поддерживаемая избирателями) как некий «детектор ошибок» во времена кризиса вызывает к себе повышенный интерес, тем более что чешский президент является еще и высококомпетентным экономистом. Чехия в этом плане ведет себя мудро и осмотрительно, избегая крайностей этнократизма (например, в венгерском варианте) и чрезмерных упований на евросоюзный интеграционизм (например, в Словении и Эстонии).

Чешский президент не сводит Европу к Евросоюзу, помня о том, что и Россия – неотъемлемый элемент единого геополитического пространства от Бреста (морского порта во Франции) до Владивостока.

Поэтому евроскептицизм Клауса – это скорее метафора. Чешский президент не сводит Европу к Евросоюзу, помня о том, что и Россия – неотъемлемый элемент единого геополитического пространства от Бреста (морского порта во Франции) до Владивостока. Это дает основания рассчитывать на положительную динамику развития не только экономических, но и политических, научных, культурных и военно-технических отношений между двумя странами в русле прагматического конструктивизма или же, что еще лучше, конструктивного прагматизма.

1. Пражский телеграф. 2011. № 45.
2. Зеркало недели (Киев). 09.10.2011.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся