Интервью
Генеральный директор РСМД Андрей Кортунов и эксперты РСМД Виктория Панова (МГИМО) и Марк Рахмангулов (ВШЭ) комментируют итоги прошедшего в Санкт-Петербурге саммита G20 и года председательства России в «Группе двадцати».
Интервью
Генеральный директор РСМД Андрей Кортунов и эксперты РСМД Виктория Панова (МГИМО) и Марк Рахмангулов (ВШЭ) комментируют итоги прошедшего в Санкт-Петербурге саммита G20 и года председательства России в «Группе двадцати».
Андрей Кортунов, генеральный директор РСМД
Ну, очевидно, в этом случае, как и в других случаях с международными организациями, можно говорить о двух уровнях политического эффекта: есть уровень общеполитический и есть уровень прикладной. Если говорить об общеполитическом уровне, конечно, всегда, когда на территории страны происходит событие такого масштаба, когда приезжают лидеры ведущих экономик мира, это добавляет статуса, это создает возможности, в том числе возможности для двусторонних контактов, переговоров, консультаций на полях большой встречи. И такая возможность, безусловно, Россией была использована. Хотя тут надо признать, что в каком-то смысле эта встреча была смазана сирийской тематикой, а по сирийскому вопросу «двадцатка» раскололась почти что пополам: половина членов поддержали российскую позицию или оказались достаточно к ней близки, а половина выступила за нанесение военного удара по Сирии. Но в целом, конечно, это можно считать внешнеполитическим успехом, тем более что встреча была проведена на высоком уровне, была хорошо организована. Я думаю, что у участников остались неплохие воспоминания о встрече.
Если же говорить о втором уровне – об уровне конкретных подписанных документов, то, разумеется, здесь Россия старалась продвигать свои интересы в том, что касается управления мировой экономикой, международными финансами, в том, что касается программы развития. Но надо учитывать, что все-таки во многих вопросах, по которым шло обсуждение, Россия не является одним из лидеров. Наша роль и в мировой финансовой системе, и в мировой экономике довольно скромная. Поэтому можно сказать, что и на этом уровне удалось кое-чего достичь, и в целом это отвечает российским интересам. Но надо понимать, что в отличие, скажем, от «восьмерки», где обсуждаются преимущественно политические вопросы и где голос России очень значим, все-таки в рамках «двадцатки» наша роль несколько более скромная. И сам форум, поскольку здесь больше стран-участниц, поскольку здесь меньше единства предполагает договоренности более общего характера. То, что можно было сделать, Россия сделала, и не только в ходе встречи, но и на этапе ее подготовки. Мне кажется, что этот год был удачным, и, во всяком случае, то, что составляет основу российских интересов, оно было продвинуто и защищено в максимально возможном режиме.
Виктория Панова, доцент Кафедры международных отношений и внешней политики России, МГИМО (У) МИД России
В целом, можно признать прошедший саммит и год председательства России в «двадцатке» достаточно успешным. Грамотность команды и желание работать с другими партнерами признавали практически все участники подготовительных переговоров. В итоге, было решено большинство поставленных задач, кроме заведомо невыполнимых (как, например, по завершению реформы МВФ); удалось договориться по всему спектру, обозначенному в приоритетах страны-председателя. Это касается проблемы фискальной консолидации (что, впрочем, больше напоминало «соглашение не соглашаться» и консенсус по разрешению на выбор собственного пути); вопросов размывания налоговой базы (в частности, это касалось плана ОЭСР и ужесточения регулирования в отношении крупных транснациональных компаний); проблем развития; вопросов инвестиционного климата и «долгих денег»; проблемы международной торговли и противодействия протекционизму.
Хотя прорывных решений и сенсаций не было, это тоже скорее может свидетельствовать в пользу саммита, т.к. удалось достичь прогресса по целому ряду рабочих моментов, обеспечивающих реальное взаимодействие двадцати участников и платформу для укрепления международной валютно-финансовой и экономической системы. При этом по обилию информации в СМИ относительно сирийской проблемы и интриги вокруг встречи российского и американского президентов (что усугублялось и заявлениями самих лидеров), могло показаться, что вся предварительная кропотливая работа по повестке дня «двадцатки» фактически была сорвана. Но в реальности это не так. Хотя сирийский сюжет и доминировал в информационном поле, вся наработанная за год повестка дня была включена в итоговые документы.
Марк Рахмангулов, Заместитель директора Центра исследований глобального управления, Институт международных организаций и международного сотрудничества, НИУ ВШЭ
Первое в истории председательство в «Группе двадцати» позволило не только продемонстрировать способность России возглавлять в течение года «главный форум международного экономического сотрудничества» ведущих держав, но и включить приоритетные для нашей страны вопросы в повестку дня этого института, а также добиться по ним определённых результатов. Несмотря на серьёзное отвлечение внимания участников саммита на кризис в Сирии, основные документы, готовившиеся в течение периода председательства, были рассмотрены и приняты лидерами. Да и по Сирии, несмотря на расхождение позиций участников, удалось организовать конструктивное обсуждение, в том числе благодаря приглашению в Стрельну министров иностранных дел «двадцатки».
При этом в ходе председательства не совсем удалось добиться «возвращения к истокам», т.е. сфокусироваться на экономике и финансах: в начале председательства Россия заявила достаточно обширную повестку, которая в дальнейшем ещё расширялась. Также не удалось добиться решения некоторых поставленных перед председательством задач: прежде всего, завершения реформы МВФ и принятия нового многолетнего плана в сфере содействия развитию (хотя следует признать, что в значительной степени это зависело от позиций партнёров по «двадцатке»).
Россия смогла задать высокий уровень в привлечении к работе в «двадцатке» аутрич-групп: в итоговых документах нашли отражение рекомендации гражданского общества, бизнеса, исследовательского сообщества и других заинтересованных сторон. Количество лидеров «Группы двадцати», принявших участие во встрече с представителями бизнеса из «Деловой двадцатки» на саммите, было наибольшим по сравнению с предыдущими годами.
Год «двадцатки» в России на этом не заканчивается – в октябре состоятся встречи в рамках финансового трека, а также шерп и рабочих групп. Можно ожидать завершения работы по некоторым направлениям и передачи дел Австралии, которая многое может позаимствовать у нашего председательства.
Последовательность председательств в «двадцатке», «восьмёрке» и БРИКС в 2013-2015 гг. даёт России уникальную возможность продвинуть свои приоритеты на глобальном уровне. Можно считать «Группу двадцати» хорошим началом этого марафона, но важно не упустить момент и продолжить активную работу в ближайшие годы. Экспертное сообщество может и должно сыграть здесь важную роль.