Оценить статью
(Голосов: 12, Рейтинг: 2.67)
 (12 голосов)
Поделиться статьей
Денис Федутинов

Главный редактор профильного издания «Беспилотная авиация»

Руководство Германии, несмотря на осуществляемые программы оснащения вооруженных сил страны современными беспилотными авиационными системами, долгое время придерживалось мнения, что они должны выполнять исключительно разведывательную функцию. Однако положение может измениться как за счет приобретения имеющих ударные возможности зарубежных БЛА, так и создания новых образцов в рамках совместных с другими европейскими странами оборонных программ. Как бы то ни было, эта возможная перемена вызывает определенные дискуссии в немецком обществе.

Представители различных точек зрения в политических кругах Германии долгое время пытались сблизить позиции, придя к некоему единому мнению. Общественная дискуссия с привлечением экспертов и политиков стартовала еще летом 2020 г. и до сих пор согласованной позиции выработать не удалось. Одним из аргументов против здесь является то, что высокая доля гражданских потерь вызывает ответную реакцию со стороны представителей стран, подвергшихся подобным ударам. При этом радикализиция населения такой страны может повлечь за собой не только усиление противодействия непосредственно на местах, но и перенос его в ту же Германию, в том числе в виде террористических действий.

Очередной всплеск милитаристских настроений в военном ведомстве Германии, имевший место после активного задействования Азербайджаном разведывательно-ударных БЛА в Нагорном Карабахе в прошлом году, пока не получил поддержки властей. Так, например, в части панъевропейской беспилотной программы Eurodrone немецкий парламентский бюджетный комитет 14 апреля разрешил ее продолжить с двумя оговорками: Минобороны не уполномочено закупать боеприпасы для беспилотных летательных аппаратов, и не может быть никакой «тактической подготовки вооружения» для операторов систем.

Это решение было принято после того, как социал-демократы, младший партнер в коалиционном правительстве с Христианско-демократическим союзом Германии, заявили о своем полном неодобрении идеи ударных беспилотников. Левоцентристская партия также утверждала, что необходимые аспекты еще не полностью обсуждены. Впрочем, ни сторонники, ни противники оснащения беспилотников оружием в Германии не имеют значительного перевеса, а значит имеющееся в настоящее время отрицательное решение немецких властей по этому вопросу может рано или поздно измениться, и чаша весов сторонников милитаризации дронов окажется тяжелее. По крайней мере, министр обороны Германии обещает продолжать борьбу за отстаивание своей позиции в пользу вооружения беспилотников Бундесвера.

Руководство Германии, несмотря на осуществляемые программы оснащения вооруженных сил страны современными беспилотными авиационными системами, долгое время придерживалось мнения, что они должны выполнять исключительно разведывательную функцию. Однако положение может измениться как за счет приобретения имеющих ударные возможности зарубежных БЛА, так и создания новых образцов в рамках совместных с другими европейскими странами оборонных программ. Как бы то ни было, эта возможная перемена вызывает определенные дискуссии в немецком обществе.

Арсеналы Бундесвера

В настоящее время Вооруженные силы Германии имеют в своем распоряжении 6 моделей беспилотных авиационных систем разного класса как собственного, так и иностранного производства. Четыре местные системы — Mikado, Aladin, LUNA и Luna NG — созданы компанией EMT Penzberg. Беспилотные аппараты массой от 0,5 кг до 110 кг закрывают диапазон задач разведки от ближнего до среднего радиуса действия. Старшие модели помимо видовой разведки оснащаются радиолокационной аппаратурой, выполняют радиотехническую разведку и т.п., однако ни один из указанных БЛА не имеет возможности нести вооружение в силу ограничений по полезной нагрузке.

Двумя системами БЛА негерманского производства, но которые используются немецкими военными, являются построенные в Израиле существенно более тяжелые и функциональные системы Heron 1 и Heron TP. Это средневысотные БЛА большой продолжительности полета, потенциально способные нести на борту оружие, но, тем не менее, используемые немецкими военными в чисто разведывательных целях.

В 2009 г. в конкурсном отборе между американской системой Predator и израильской Heron 1 выбор был сделан в пользу последней. В итоге она используется с 2010 г. на основе аренды во 2-й эскадрилье 51-го разведывательного авиакрыла «Иммельман». В Люфтваффе используется его адаптированная под немецкого заказчика модификация Heron 1 массой около 1270 кг. Беспилотник может находиться в воздухе до 45 ч, неся на борту до 470 кг целевой нагрузки.

В 2020 г. арсеналы немецких военных также на условиях аренды пополнила более тяжелая беспилотная система — Heron TP. Беспилотный аппарат взлётной массой свыше 5500 кг способен нести целевую нагрузку массой 2700 кг, выполняя полеты максимальной продолжительностью более 30 ч. Стоимость контракта на аренду 7 беспилотников составила около 1 млрд долл. Поставлялись они также в исключительно разведывательном варианте.

Александр Ермаков:
Армия и авиация будущего

Орала — на мечи

Пацифистский характер немецкой беспилотной техники может рано или поздно измениться. По крайней мере такие настроения имеются в военной среде. Немецкие военные неоднократно выражали недовольство тем фактом, что несмотря на имеющую место в мире тенденцию к оснащению подразделений вооруженных сил разведывательно-ударными системами БЛА, Германия принципиально дистанцируется от этого процесса. При этом, во-первых, упускаются те боевые возможности, которые могли бы предоставить подобные разведывательно-ударные БЛА в виде повышения эффективности действий за счет сокращения продолжительности цикла «обнаружение-поражение» выявленных целей. Во-вторых, снижаются возможности по взаимодействию с союзниками.

Одним из первых немецких политиков, положительно высказывавшихся на тему использования вооруженных БЛА, был занимавший в период с 2011 по 2013 гг. пост министра обороны страны Томас де Мезьер. Урсула фон дер Ляйен, первая женщина на посту главы немецкого оборонного ведомства, ныне являющаяся председателем Европейской комиссии, также делала в свое время аналогичные заявления. Впрочем, тогда достичь желаемого результата не удалось.

В прошлом году тезис о необходимости наличия у Вооруженных сил Германии беспилотных систем, оснащенных вооружением, повторил министр обороны Германии — Аннегрет Крамп-Карренбауэр. Это произошло после посещения подразделений немецких войск в афганской провинции Кундуз и бесед с военнослужащими. Тогда министр обороны отметила, что может понять пожелания в пользу вооружения беспилотников. «Здесь вы должны серьезно спросить, действительно ли мы готовы не использовать все доступные нам варианты, имея в виду то, что на карту поставлены жизни солдат», — отметила она.

Действительно, мотивы использования вооруженных БЛА достаточно очевидны: по сравнению с пилотируемой авиацией ударные беспилотники дают возможность вывести из-под огня противника собственных военнослужащих, а по сравнению с разведывательными БЛА позволяют функционально расширить возможности ВВС, повысив эффективность их действий за счет сокращения времени реакции на обнаруженные цели.

Еще один аргумент в пользу милитаризации немецких беспилотников — нежелание отставать в техническом плане. Многие страны в последние годы предприняли усилия, направленные на то, чтобы за счет разработок собственной промышленности, или же за счет экспорта оснастить ударными БЛА свои вооруженные силы. В той же Европе имеющие на борту оружие беспилотники используются в вооруженных силах Великобритании, Франции, Италии и Турции. Еще несколько стран планируют обзавестись подобными системами в ближайшее время. И чем дольше Германия будет придерживаться своих пацифистских позиций в области беспилотников, тем большим аутсайдером она будет выглядеть на их фоне.

Вопрос с получением Люфтваффе разведывательно-ударных БЛА может быть решен тремя путями. Во-первых, это доработка под новые задачи уже эксплуатируемых беспилотников семейства Heron — возможности этих систем в принципе позволяют добавить к разведывательной еще и ударную нагрузку. Во-вторых, закупка новых систем, таких как используемые Великобританией, Францией и Италией американские БЛА Reaper. В-третьих, разработка силами немецких компаний совместно с другими европейскими фирмами новой общей беспилотной системы, которая могла бы иметь не только разведывательные, но и ударные возможности. Однако для того, чтобы пойти по одному из указанных путей (или сразу по нескольким) в стране необходимо принятие принципиального политического решения на этот счет.

«Бесчеловечные» проблемы

В немецком обществе отсутствует консенсус по данному вопросу. Данные статистики показывают, что существенная доля жертв ударных беспилотников — гражданские лица. Это хорошо видно по тем цифрам, которые аккумулированы за годы операций ВС и ЦРУ США с использованием систем БЛА. К сожалению, во время ударов по целям противника в ходе операций против террористических структур и различных незаконных вооруженных формирований в Пакистане, Афганистане, Ираке и ряде стран Африки регулярно страдали мирные жители. Общее количество погибших и раненных от атак воздушных «роботов» исчисляется тысячами человек.

В 2013 г. министерство обороны Пакистана заявило, что с 2008 г. в результате 317 ударов, выполненных беспилотниками США на территории страны, погибли не менее 67 мирных жителей. Процент ошибок выглядит небольшим, впрочем, данные других исследований показывают более удручающую картину. Так, данные, опубликованные в 2014 г. организацией Reprieve, говорят о том, что при ударах американских беспилотников по Йемену и Пакистану среднее соотношение потерь между гражданскими лицами и террористами составляло 28:1. Одним из наиболее вопиющих инцидентов, ставших достоянием общественности, считается удар по свадебной процессии в Йемене.

Причин такого рода ошибок несколько. Связаны они с военно-организационными, техническими и с человеческими факторами. Технические причины обусловлены несовершенством систем разведки и наблюдения, а также свойством ударных средств. Так, недостаточная разрешающая способность бортовой оптикоэлектроники часто не позволяет достоверно идентифицировать цели. Кроме того, недостатки широко используемого на БЛА оружия состоят в неизбирательности его действия.

Причины технического плана накладываются на человеческий фактор — оценка данных разведки и принятие решений лежит на человеке, который также нередко совершает ошибки. Достаточно показателен пример, связанный с действиями израильских военных в 2004 г. Израильская сторона продемонстрировала кадры, на которых, как полагала, был запечатлен водитель автомобиля Скорой помощи в Палестине, загружавший в него ракеты «Кассам». Между тем, после изучения указанных данных в ООН пришли к выводу, что изображенный на видеозаписи предмет является на самом деле сложенными носилками. Ошибки могут быть результатом недостаточной квалификации оператора, его усталости, предвзятости в отношении к гражданам страны проведения операции, или объясняться психологической установкой на обязательный результат. Кроме того, известно, что удаленные действия снижают критическую оценку собственных решений и часто ведут к неоправданному насилию.

Наконец, проблемы организационного плана связаны с недостатками в подготовке военных операций. Это могут быть и проблемы, обусловленные недочетами в предварительно проведенной разведке или же проистекающие из неверного планирования конкретного полета и т.п.

Юридические вопросы

Отсутствует единое мнение и по вопросу того, являются ли удары с использованием беспилотных летательных аппаратов легитимным средством ведения войны. Часть немецкого истеблишмента полагает, что БЛА ничем не отличаются от других систем вооружения и военной техники, например, от пилотируемой боевой авиации. Подобного мнения, к примеру, придерживается упомянутый ранее Томас де Мезьер.

Вероятно, наиболее правильно было бы оценивать юридическую правомерность применения БЛА за рубежом на основе того, находится ли государство, использующее подобную технику, в состоянии войны со страной в чьем воздушном пространстве действуют или согласованы подобные действия с руководством этой страны.

В этом смысле Германия старается избегать участия в военных и специальных операциях с сомнительным статусом, как это практикуют США, например, в Пакистане и Йемене. Более того, в немецких политических кругах звучали осуждения точечных ударов США в необъявленных войнах, а находящаяся в стране авиабаза «Рамштайн», с которой часто контролировались американские беспилотники, задействованные в подобных операциях, нередко подвергалась пикетированию со стороны общественных организаций.

Общественная дискуссия

Представители различных точек зрения в политических кругах Германии долгое время пытались сблизить позиции, придя к некоему единому мнению. Общественная дискуссия с привлечением экспертов и политиков стартовала еще летом 2020 г. и до сих пор согласованной позиции выработать не удалось. Одним из аргументов против здесь является то, что высокая доля гражданских потерь вызывает ответную реакцию со стороны представителей стран, подвергшихся подобным ударам. При этом радикализиция населения такой страны может повлечь за собой не только усиление противодействия непосредственно на местах, но и перенос его в ту же Германию, в том числе в виде террористических действий.

Очередной всплеск милитаристских настроений в военном ведомстве Германии, имевший место после активного задействования Азербайджаном разведывательно-ударных БЛА в Нагорном Карабахе в прошлом году, пока не получил поддержки властей. Так, например, в части панъевропейской беспилотной программы Eurodrone немецкий парламентский бюджетный комитет 14 апреля разрешил ее продолжить с двумя оговорками: Минобороны не уполномочено закупать боеприпасы для беспилотных летательных аппаратов, и не может быть никакой «тактической подготовки вооружения» для операторов систем.

Это решение было принято после того, как социал-демократы, младший партнер в коалиционном правительстве с Христианско-демократическим союзом Германии, заявили о своем полном неодобрении идеи ударных беспилотников. Левоцентристская партия также утверждала, что необходимые аспекты еще не полностью обсуждены. Впрочем, ни сторонники, ни противники оснащения беспилотников оружием в Германии не имеют значительного перевеса, а значит имеющееся в настоящее время отрицательное решение немецких властей по этому вопросу может рано или поздно измениться, и чаша весов сторонников милитаризации дронов окажется тяжелее. По крайней мере, министр обороны Германии обещает продолжать борьбу за отстаивание своей позиции в пользу вооружения беспилотников Бундесвера.

Оценить статью
(Голосов: 12, Рейтинг: 2.67)
 (12 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся