Бразилия: нелегкая победа и вызовы Дилмы Руссефф
Президент Бразилии Дилма Руссефф
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
(Нет голосов) |
(0 голосов) |
Д.полит.н., профессор, руководитель Центра политических исследований ИЛА РАН, профессор ф-та глобальных процессов МГУ им. М.В.Ломоносова
Основным событием 2014 г. в Бразилии стали всеобщие выборы. Баллотировавшаяся на второй срок президент Дилма Руссефф смогла одержать победу в острой политической борьбе, однако перед ней стоит немало вызовов и проблем, нерешенных в период первого мандата. В результате изменившегося соотношения сил при сохранении преемственности внутренней и внешней политики главе государства неизбежно придется вносить коррективы в сформировавшуюся модель развития.
Основным событием 2014 г. в Бразилии стали всеобщие выборы. Баллотировавшаяся на второй срок президент Дилма Руссефф смогла одержать победу в острой политической борьбе, однако перед ней стоит немало вызовов и проблем, нерешенных в период первого мандата. В результате изменившегося соотношения сил при сохранении преемственности внутренней и внешней политики главе государства неизбежно придется вносить коррективы в сформировавшуюся модель развития.
Социально-экономическая и политическая ситуация
Всеобщие выборы 2014 г. в Бразилии проходили на фоне неоднозначной внутриполитической ситуации. Основным достижением первого президентства Дилмы Руссефф (2011–2014 гг.), как и ее популярного предшественника Л.И. Лулы да Силвы (2003–2010 гг.), стала успешная социальная политика. За годы пребывания у власти Партии трудящихся (Рartido dos Trabalhadores, PT) благодаря многочисленным социальным программам удалось существенно снизить уровень бедности – ряды среднего класса пополнили более 40 из 200 млн бразильцев. В условиях кризиса относительно невысоким остается уровень безработицы (5,4%), частичной занятости (1,8%) и инфляции (5,9%). По итогам 2013 г. реальная заработная плата выросла на 2,7%. По данным на март 2014 г. в реальном исчислении годовой рост минимальной зарплаты составил 1%, средней – 3,9%. Самыми же неблагоприятными макроэкономическими показателями стали неустойчивость экономики и снижение темпов роста ВВП по сравнению с началом первого президентского мандата Д. Руссефф (2010 г. –7,5%, 2011 г. – 2,7%, 2012 г. – 1,0%, 2013 г. – 2,5%). По имеющимся прогнозам, в 2014 г. экономика вырастет только на 0,2%, а в 2015 г. ожидается стагнация (0%), при этом уровень инфляции повысится до 7%.
Несмотря на положительные сдвиги, значительная часть населения, особенно средние слои, недовольна низким качеством образования и здравоохранения, высокими ценами на общественный транспорт и другие услуги. Нерациональное расходование средств на мегапроекты, связанные с проведением чемпионата мира по футболу 2014 г. и подготовкой к Олимпийским играм 2016 г., привело к массовым акциям протеста, которые достигли апогея в июне 2013 г. и повторились летом 2014 г. Ситуация усугубилась после грандиозного провала бразильской футбольной команды. По данным соцопроса, проведенного в июне 2014 г. американской исследовательской организацией Pew Research Center, 61% респондентов высказались против проведения чемпионата мира.
Хотя при подготовке к спортивным событиям мирового масштаба силовые структуры «зачистили» большинство фавел (бразильских трущоб), высокий уровень насилия и организованной преступности сохраняется. По последним данным, ежегодно совершается 25,2 убийств на 100 тыс. жителей, что составляет в абсолютных цифрах около 56 тыс.. Негативную роль сыграли многочисленные коррупционные скандалы в правительстве, правящей партии и государственной нефтяной компании «Petrobras» (последняя обвиняется в отмывании денег и нецелевом использовании ресурсов). При этом оппозиция заявляет, что Д. Руссефф и ее предшественник знали об этих фактах. Действующий президент еще в 2011 г. уволила по обвинению в коррупции шесть министров и несколько партийных функционеров, многие из которых были привлечены к уголовной ответственности. Тем не менее ситуация остается достаточно острой.
Неожиданные итоги первого тура президентских выборов
В выборах 2014 г. приняли участие 10 кандидатов, представлявших весь спектр политических сил. Однако большинство экспертов считали, что основная борьба развернется между двумя женщинами – действующим президентом Д. Руссефф и знаменитым экологистом Мариной Силвой.
Оба политика широко известны в национальном масштабе. Д. Руссефф в молодости принимала активное участие в борьбе с военно-диктаторским режимом, подвергалась арестам и пыткам. Впоследствии она была министром энергетики и руководителем администрации предыдущего президента, а в 2010 г. ее избрали на высший государственный пост от Партии трудящихся.
Соперник Д. Руссефф М. Силва родилась в очень бедной семье, научилась читать только в 14 лет, закончила исторический факультет, занималась психологией и психоанализом. Увлеченность левыми идеями привела ее в ряды Революционной коммунистической партии, вошедшей впоследствии в Партию трудящихся, от которой она избиралась депутатом штата и сенатором и занимала пост министра экологии в первом правительстве Л.И. Лулы да Силвы. После выхода из РТ М. Силва была выдвинута кандидатом в президенты от Партии зеленых (Partido Verde, PV) и набрала на выборах 2010 г. более 19% голосов. В ходе нынешней кампании созданная М. Силвой виртуальная «Устойчивая сеть» (Rede de Sustentabilidade) не смогла соблюсти необходимые формальности. В связи с этим популярный политик пошла на альянс с Бразильской социалистической партией (Partido Socialista Brasileiro, PSB), претендуя на пост вице-президента, а после гибели в авиакатастрофе лидера социалистов Эдуарду Кампуса стала кандидатом в президенты.
До последнего момента оставался в тени третий претендент на пост главы государства – председатель ведущей оппозиционной Партии бразильской социал-демократии (Partido da Social Democracia Brasileira, PSDB) Аэсиу Невис, известный экономист, избиравшийся депутатом, сенатором и губернатором родного штата, внук первого демократически избранного президента Танкреду Невиса, скончавшегося в 1985 г. незадолго до инаугурации.
Нерациональное расходование средств на мегапроекты, связанные с проведением чемпионата мира по футболу 2014 г. и подготовкой к Олимпийским играм 2016 г., привело к массовым акциям протеста, которые достигли апогея в июне 2013 г. и повторились летом 2014 г.
В то время как Д. Руссефф поддерживали граждане, выигравшие от социальных реформ, и часть предпринимателей, прямо или косвенно связанных с государственным сектором, социальная база сторонников М. Силвы была крайне разнородной. Наряду с малоимущими она включала часть средних городских слоев, представителей неправительственных организаций, экологистов и антиглобалистов, рыночников-либералов, недовольных чрезмерным усилением государственного регулирования, часть предпринимательских кругов вместе с банковским сектором, а также секты пятидесятников, в том числе влиятельную «Ассамблею Бога». Программа социалистов была довольно эклектичной, многие ее положения носили откровенно популистский характер. В зависимости от аудитории М. Силва выступала за уменьшение государственного вмешательства в экономику и усиление социальной защиты населения, критиковала традиционные партии, отдавая предпочтение плебисцитарной демократии, отвергала любые формы авторитаризма и защищала мораль и традиционные ценности.
В течение последних двух месяцев до начала выборов рейтинги Д. Руссефф и М. Силвы составляли 36–38% и совпадали в пределах статистической погрешности. Перед финишной прямой кандидат РТ с рейтингом 40% оторвалась от своих противников, за ней следовали М. Силва (25%) и А. Невис (20%). Итоги состоявшегося 5 октября 2014 г. первого тура голосования опровергли все прогнозы: в то время как Д. Руссефф получила ожидаемые 41,59%, на второе место неожиданно вышел А. Невис (33,55%), а М. Силву поддержали лишь 21,32%. Остальные 7 кандидатов набрали в сумме около 3,5% голосов.
Негативную роль для М. Силвы сыграли недостаток политического опыта, непредсказуемость, критика со стороны образованной части общества, существенные разногласия с доктриной PSB (союз М. Силвы и социалистов – это брак по расчету с обеих сторон, а не сходство проекта). Сказалось и настороженное отношение к пятидесятникам католиков, составляющих большинство населения. Заметно проигрывала М. Силва действующему президенту и во время теледебатов. К моменту выборов уже перестал играть роль эмоциональный фактор, связанный с гибелью Э. Кампуса. В этой ситуации протестный и колеблющийся электорат предпочел отдать голоса более взвешенному политику – А. Невису.
Второй тур: борьба между представителями системообразующих партий
Высший избирательный суд признал отдельные нарушения в ведении избирательной кампании, но никто не подвергал сомнению итоги голосования, а проигравший претендент сразу же поздравил победительницу, несмотря на минимальный разрыв голосов.
Программы PT и PSDB достаточно близки, а их местоположение в политическом спектре в значительной мере закрепляется в результате достигнутых политических союзов. Как отмечает известный российский эксперт по Бразилии Л. Окунева, первоначально РТ и PSDB находились на левом фланге (первая – более левая, вторая представляла левый центр), однако за годы нахождения у власти водораздел между ними становился все более явным. РТ отстаивала ведущую роль государства в социально-экономическом реформировании, в то время как подход PSDB основывался на усилении рыночных рычагов, повышении роли частного сектора и неолиберальных реформах. В настоящее время многие бразильцы, особенно приверженцы левых взглядов, считают PDSB скорее правоцентристской партией.
Несколько отличается и социальная база этих партий: среди сторонников РТ превалируют малообеспеченные граждане (хотя есть и представители крупного бизнеса), в то время как PSDB опирается, прежде всего, на средние слои, интеллигенцию и предпринимательские круги. Кандидаты обеих партий выступали за продолжение социальных реформ и признавали необходимость вывода экономики из кризиса, разница заключалась лишь в первоочередности задач: Д. Руссефф ставила на первое место социальную защиту населения, а А. Невис – оздоровление экономики.
Политические дебаты перед вторым туром характеризовались конфронтационностью и личными нападками претендентов. Страна раскололась фактически пополам, при этом разделительные линии проходили не только среди партий и организаций, но и среди друзей и родственников. Определенную роль сыграла позиция М. Силвы, которая призвала своих сторонников голосовать за А. Невиса. Рейтинги обоих кандидатов находились в пределах статистической погрешности, что и подтвердили итоги голосования 26 октября 2014 г.: за действующего президента отдали голоса 51,54% избирателей, за ее соперника – 48,36%. В пользу Д. Руссефф сработал не столько административный ресурс, сколько активная поддержка крайне популярного Л.И. Лулы да Силвы. Кроме того, нельзя не учитывать, что в Латинской Америке пока ни один из действующих президентов, баллотировавшихся на второй срок, не проиграл выборы.
Высший избирательный суд признал отдельные нарушения в ведении избирательной кампании, но никто не подвергал сомнению итоги голосования, а проигравший претендент сразу же поздравил победительницу, несмотря на минимальный разрыв голосов [1].
Новая расстановка политических сил в Национальном конгрессе и в руководстве штатов
Во время второго президентского мандата (2015–2018 гг.) Д. Руссефф придется столкнуться с неблагоприятной для нее расстановкой политических сил. Новый состав парламента характеризуется крайне высокой фрагментацией – в нем представлены 28 из 32 зарегистрированных политических партий. При этом правящая Партия трудящихся, сохранив относительное большинство, получила только 70 из 513 мест в Палате депутатов и 12 из 100 мест в Сенате (соответственно на 18 и 2 меньше по сравнению с нынешним составом парламента). Ее основной союзник – представляющая вице-президента Мишеля Темера Партия бразильского демократического движения (Partido do Movimento Democrático Brasileiro, PMDB) – займет 66 мест в нижней и 18 в верхней палате, что на 13 депутатов и 2 сенатора меньше (1, 2). Ожидается, что при поддержке некоторых правых партий пропрезидентская коалиция «С силой народа» («Com a Força do Povo») все-таки сможет занять около 300 мест в Палате представителей и более 50 в Сенате, но для этого правящей партии придется пойти на серьезные компромиссы с правыми. Нельзя не учитывать, что в Бразилии партийные коалиции образуются не столько по идеологическим принципам, сколько по конъюнктурным соображениям. Депутаты и сенаторы не соблюдают партийную дисциплину и часто переходят из одной фракции в другую, в результате в течение легислатуры структура парламента существенно меняется, а принятие законов осложняется. По политическому и социальному составу это наиболее консервативный Национальный конгресс за весь демократический период: более 190 парламентариев представляют предпринимательские круги, 55 – военных и полицейских, 52 – евангелистов (пятидесятников и неопятидесятников). При этом число трудящихся (46) сократилось примерно вдвое, а количество женщин не достигает и 10%.
Не просто будут складываться отношения центральной власти и с субъектами федерации: после двух туров голосования только 12 из 27 губернаторов будут союзниками Д. Руссефф, а 15 – оппозиционерами. (В некоторых случаях на выборах конкурировали между собой и представители дружественных партий.) Пять губернаторских постов завоевали представители Партии трудящихся, семь – ее союзника Партии бразильского демократического движения, при этом одни победили при поддержке РТ, а другие при поддержке правых партий. Для Д. Руссефф наиболее значима победа Луиса Фернанду Пезау (PMDB) в Рио-де-Жанейро, символичен и триумф Фернандо Пиментеля (РТ) в штате Минас-Жерайс, губернатором которого в 2003–2007 гг. был А. Невис. Самые крупные поражения – сохранение в руках оппозиции наиболее густонаселенного и богатого штата Сан-Паулу (губернатор – Жералду Алкмин, PSDB), проигрыш видного деятеля РТ, экс-министра и личного друга Л.И. Лулы да Силвы Тарсу Женру в штате Риу-Гранди-ду-Сул [2], а также победа кандидата PSB Родриго Роллемберга в столице.
Перспективы внутренней и внешней политики: преемственность и перемены
На первый взгляд, после всех потрясений и неожиданностей избирательной кампании в Бразилии в конечном счете сохранилась существовавшая ранее расстановка политических сил:
- высшая исполнительная власть находится в руках тех же опытных и ответственных политиков;
- при всей фрагментации системообразующими партиями остались левоцентристская PT и центристская PSDB, идеологически принадлежащие к различным течениям социал-демократии;
- в стране неукоснительно соблюдаются демократические процедуры, исключающие любые поползновения в сторону режима личной власти и продления президентских полномочий, ожидается и преемственность социальной политики, направленной на дальнейшее снижение уровня бедности и уменьшение социальной поляризации.
Все эти факторы предполагают преемственность внутренней и внешней политики во время второго президентского мандата Д. Руссефф. Тем не менее нельзя не учитывать сильную политическую поляризацию страны и существенный сдвиг бразильского электората вправо, возможный или даже неизбежный рост социальных протестов с участием расширяющихся средних слоев, недовольных относительным благополучием.
Нельзя не учитывать сильную политическую поляризацию страны и существенный сдвиг бразильского электората вправо, возможный или даже неизбежный рост социальных протестов с участием расширяющихся средних слоев, недовольных относительным благополучием.
В этой ситуации победившая с минимальным отрывом Д. Руссефф будет стремиться расширить свою социальную базу и стать президентом всех бразильцев. Экономическая рецессия вынудит главу государства взять на вооружение многие предложения конструктивной оппозиции, направленные на оздоровление экономики (не исключено, что в ущерб некоторым популярным социальным программам). Ключевыми задачами остаются борьба с инфляцией, привлечение инвестиций, развитие инфраструктуры и повышение конкурентоспособности экономики. Для решения этих задач требуется корректировка экономической стратегии. Уже объявлено, что новым министром финансов будет Жоаким Леви, защитивший диссертацию в Чикагском университете и работавший в МВФ и Межамериканском банке развития, министром развития, промышленности и торговли – Арманду Монтейру, крупный предприниматель, возглавлявший в свое время Национальную конфедерацию промышленников. Бывший министр финансов Нелсон Барбоза возглавит министерство планирования, а президент Национальной конфедерации сельского хозяйства Катя Абреу – министерство сельского хозяйства. Все министры экономического блока – технократы, выступающие за оздоровление бразильской экономики за счет урезания государственных расходов, активизации рыночных механизмов, модернизации, повышения конкурентоспособности и привлечения иностранных инвестиций.
Корректировка экономического курса может привести к новому всплеску акций протеста с требованиями улучшить сферу образования и здравоохранения, работу общественного транспорта, повысить уровень личной безопасности, усилить борьбу с коррупцией.
Можно предположить, что в обществе найдет поддержку и обещанная политическая реформа, которая будет направлена на сокращение численности партий, прекращение финансирования избирательных кампаний со стороны частного сектора, внесение изменений в электоральное законодательство, касающихся создания партийных коалиций, замены выбывших депутатов и сенаторов, стабилизации парламентских фракций и системы голосования в Национальном конгрессе.
Во внешнеполитической сфере, где также не исключены кадровые изменения, Бразилия продолжит традиционную многовекторную политику, что подтверждается, в том числе, и структурой внешней торговли: 16% приходится на Китай, 12% – на США и 20% – на Европейский союз. Сохранится и намерение превратиться из региональной в мировую державу и добиться постоянного членства в Совете Безопасности ООН.
Стремление к региональному лидерству предполагает приоритетное развитие отношений с латиноамериканскими партнерами, активизацию интеграционных процессов в рамках Южноамериканского общего рынка (MERCOSUR), Союза южноамериканских наций (UNASUR), укрепление Сообщества латиноамериканских и карибских государств (CELAC). Вероятность сближения с Тихоокеанским альянсом, придерживающимся принципа открытого регионализма и интеграции в глобальную экономику, будет зависеть от возможной корректировки стратегии МERCOSUR после президентских выборов в Аргентине в 2016 г.
Судя по реакции на итоги бразильских выборов президента США Барака Обамы и госсекретаря Джона Керри, а также по заявлениям Д. Руссефф, обе стороны готовы восстановить стратегическое партнерство и нормализовать двусторонние отношения, изрядно испорченные разоблачениями Эдварда Сноудена относительно шпионажа американских спецслужб за бразильскими политиками, включая президента.
В качестве стратегического партнера рассматривается и Евросоюз, с которым Бразилию уже связывает соглашение о преференциальной торговле. В принципе бразильская сторона заинтересована в подписании с ЕС договора о свободной торговле, однако реализация этого плана во многом зависит от позиции других членов MERCOSUR.
Традиционное внимание к отношениям по линии Юг–Юг будет способствовать развитию сотрудничества со странами Азии и Африки, прежде всего с португалоязычными. Получат дальнейшее развитие отношения с государствами БРИКС. Очевидно, что первое место в этом объединении занимает Китай, но немаловажная роль отводится и России. В поздравлении Д. Руссефф по случаю ее переизбрания В. Путин высоко оценил внимание, которое президент Бразилии уделяет укреплению российско-бразильского стратегического партнерства. Президент России подтвердил готовность продолжить конструктивный диалог и активную совместную работу по наращиванию двустороннего сотрудничества на всех направлениях, а также по взаимодействию в рамках ООН, «Группы двадцати», БРИКС и других многосторонних структур.
В целом можно прийти к выводу, что большинство назревших изменений будут носить эволюционный и взвешенный характер. В любом случае президент Бразилии постарается избежать потрясений, а диалог возобладает над конфронтацией.
1. Бразильские выборы считаются прозрачными благодаря электронному голосованию с использованием биометрических параметров, в результате итоги становятся известны уже через час после закрытия избирательных участков. За ходом голосования следили многочисленные наблюдатели и более 100 дипломатов из 72 стран и Европейского союза.
2. Порту-Алегри, столица штата Риу-Гранди-ду-Сул и место проведения Всемирного социального форума, всегда была традиционным оплотом антиглобалистов и левых.
(Нет голосов) |
(0 голосов) |