Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Збигнев Ивановский

Д.полит.н., профессор, руководитель Центра политических исследований ИЛА РАН, профессор ф-та глобальных процессов МГУ им. М.В.Ломоносова

Основным событием 2014 г. в Бразилии стали всеобщие выборы. Баллотировавшаяся на второй срок президент Дилма Руссефф смогла одержать победу в острой политической борьбе, однако перед ней стоит немало вызовов и проблем, нерешенных в период первого мандата. В результате изменившегося соотношения сил при сохранении преемственности внутренней и внешней политики главе государства неизбежно придется вносить коррективы в сформировавшуюся модель развития.

Основным событием 2014 г. в Бразилии стали всеобщие выборы. Баллотировавшаяся на второй срок президент Дилма Руссефф смогла одержать победу в острой политической борьбе, однако перед ней стоит немало вызовов и проблем, нерешенных в период первого мандата. В результате изменившегося соотношения сил при сохранении преемственности внутренней и внешней политики главе государства неизбежно придется вносить коррективы в сформировавшуюся модель развития.

Социально-экономическая и политическая ситуация

Всеобщие выборы 2014 г. в Бразилии проходили на фоне неоднозначной внутриполитической ситуации. Основным достижением первого президентства Дилмы Руссефф (2011–2014 гг.), как и ее популярного предшественника Л.И. Лулы да Силвы (2003–2010 гг.), стала успешная социальная политика. За годы пребывания у власти Партии трудящихся (Рartido dos Trabalhadores, PT) благодаря многочисленным социальным программам удалось существенно снизить уровень бедности – ряды среднего класса пополнили более 40 из 200 млн бразильцев. В условиях кризиса относительно невысоким остается уровень безработицы (5,4%), частичной занятости (1,8%) и инфляции (5,9%). По итогам 2013 г. реальная заработная плата выросла на 2,7%. По данным на март 2014 г. в реальном исчислении годовой рост минимальной зарплаты составил 1%, средней – 3,9%. Самыми же неблагоприятными макроэкономическими показателями стали неустойчивость экономики и снижение темпов роста ВВП по сравнению с началом первого президентского мандата Д. Руссефф (2010 г. –7,5%, 2011 г. – 2,7%, 2012 г. – 1,0%, 2013 г. – 2,5%). По имеющимся прогнозам, в 2014 г. экономика вырастет только на 0,2%, а в 2015 г. ожидается стагнация (0%), при этом уровень инфляции повысится до 7%.

Несмотря на положительные сдвиги, значительная часть населения, особенно средние слои, недовольна низким качеством образования и здравоохранения, высокими ценами на общественный транспорт и другие услуги. Нерациональное расходование средств на мегапроекты, связанные с проведением чемпионата мира по футболу 2014 г. и подготовкой к Олимпийским играм 2016 г., привело к массовым акциям протеста, которые достигли апогея в июне 2013 г. и повторились летом 2014 г. Ситуация усугубилась после грандиозного провала бразильской футбольной команды. По данным соцопроса, проведенного в июне 2014 г. американской исследовательской организацией Pew Research Center, 61% респондентов высказались против проведения чемпионата мира.

Хотя при подготовке к спортивным событиям мирового масштаба силовые структуры «зачистили» большинство фавел (бразильских трущоб), высокий уровень насилия и организованной преступности сохраняется. По последним данным, ежегодно совершается 25,2 убийств на 100 тыс. жителей, что составляет в абсолютных цифрах около 56 тыс.. Негативную роль сыграли многочисленные коррупционные скандалы в правительстве, правящей партии и государственной нефтяной компании «Petrobras» (последняя обвиняется в отмывании денег и нецелевом использовании ресурсов). При этом оппозиция заявляет, что Д. Руссефф и ее предшественник знали об этих фактах. Действующий президент еще в 2011 г. уволила по обвинению в коррупции шесть министров и несколько партийных функционеров, многие из которых были привлечены к уголовной ответственности. Тем не менее ситуация остается достаточно острой.

Неожиданные итоги первого тура президентских выборов

enca.com
Марина Силва и Дилма Руссефф

В выборах 2014 г. приняли участие 10 кандидатов, представлявших весь спектр политических сил. Однако большинство экспертов считали, что основная борьба развернется между двумя женщинами – действующим президентом Д. Руссефф и знаменитым экологистом Мариной Силвой.

Оба политика широко известны в национальном масштабе. Д. Руссефф в молодости принимала активное участие в борьбе с военно-диктаторским режимом, подвергалась арестам и пыткам. Впоследствии она была министром энергетики и руководителем администрации предыдущего президента, а в 2010 г. ее избрали на высший государственный пост от Партии трудящихся.

Соперник Д. Руссефф М. Силва родилась в очень бедной семье, научилась читать только в 14 лет, закончила исторический факультет, занималась психологией и психоанализом. Увлеченность левыми идеями привела ее в ряды Революционной коммунистической партии, вошедшей впоследствии в Партию трудящихся, от которой она избиралась депутатом штата и сенатором и занимала пост министра экологии в первом правительстве Л.И. Лулы да Силвы. После выхода из РТ М. Силва была выдвинута кандидатом в президенты от Партии зеленых (Partido Verde, PV) и набрала на выборах 2010 г. более 19% голосов. В ходе нынешней кампании созданная М. Силвой виртуальная «Устойчивая сеть» (Rede de Sustentabilidade) не смогла соблюсти необходимые формальности. В связи с этим популярный политик пошла на альянс с Бразильской социалистической партией (Partido Socialista Brasileiro, PSB), претендуя на пост вице-президента, а после гибели в авиакатастрофе лидера социалистов Эдуарду Кампуса стала кандидатом в президенты.

До последнего момента оставался в тени третий претендент на пост главы государства – председатель ведущей оппозиционной Партии бразильской социал-демократии (Partido da Social Democracia Brasileira, PSDB) Аэсиу Невис, известный экономист, избиравшийся депутатом, сенатором и губернатором родного штата, внук первого демократически избранного президента Танкреду Невиса, скончавшегося в 1985 г. незадолго до инаугурации.

Нерациональное расходование средств на мегапроекты, связанные с проведением чемпионата мира по футболу 2014 г. и подготовкой к Олимпийским играм 2016 г., привело к массовым акциям протеста, которые достигли апогея в июне 2013 г. и повторились летом 2014 г.

В то время как Д. Руссефф поддерживали граждане, выигравшие от социальных реформ, и часть предпринимателей, прямо или косвенно связанных с государственным сектором, социальная база сторонников М. Силвы была крайне разнородной. Наряду с малоимущими она включала часть средних городских слоев, представителей неправительственных организаций, экологистов и антиглобалистов, рыночников-либералов, недовольных чрезмерным усилением государственного регулирования, часть предпринимательских кругов вместе с банковским сектором, а также секты пятидесятников, в том числе влиятельную «Ассамблею Бога». Программа социалистов была довольно эклектичной, многие ее положения носили откровенно популистский характер. В зависимости от аудитории М. Силва выступала за уменьшение государственного вмешательства в экономику и усиление социальной защиты населения, критиковала традиционные партии, отдавая предпочтение плебисцитарной демократии, отвергала любые формы авторитаризма и защищала мораль и традиционные ценности.

В течение последних двух месяцев до начала выборов рейтинги Д. Руссефф и М. Силвы составляли 36–38% и совпадали в пределах статистической погрешности. Перед финишной прямой кандидат РТ с рейтингом 40% оторвалась от своих противников, за ней следовали М. Силва (25%) и А. Невис (20%). Итоги состоявшегося 5 октября 2014 г. первого тура голосования опровергли все прогнозы: в то время как Д. Руссефф получила ожидаемые 41,59%, на второе место неожиданно вышел А. Невис (33,55%), а М. Силву поддержали лишь 21,32%. Остальные 7 кандидатов набрали в сумме около 3,5% голосов.

Негативную роль для М. Силвы сыграли недостаток политического опыта, непредсказуемость, критика со стороны образованной части общества, существенные разногласия с доктриной PSB (союз М. Силвы и социалистов – это брак по расчету с обеих сторон, а не сходство проекта). Сказалось и настороженное отношение к пятидесятникам католиков, составляющих большинство населения. Заметно проигрывала М. Силва действующему президенту и во время теледебатов. К моменту выборов уже перестал играть роль эмоциональный фактор, связанный с гибелью Э. Кампуса. В этой ситуации протестный и колеблющийся электорат предпочел отдать голоса более взвешенному политику – А. Невису.

Второй тур: борьба между представителями системообразующих партий

Высший избирательный суд признал отдельные нарушения в ведении избирательной кампании, но никто не подвергал сомнению итоги голосования, а проигравший претендент сразу же поздравил победительницу, несмотря на минимальный разрыв голосов.

Программы PT и PSDB достаточно близки, а их местоположение в политическом спектре в значительной мере закрепляется в результате достигнутых политических союзов. Как отмечает известный российский эксперт по Бразилии Л. Окунева, первоначально РТ и PSDB находились на левом фланге (первая – более левая, вторая представляла левый центр), однако за годы нахождения у власти водораздел между ними становился все более явным. РТ отстаивала ведущую роль государства в социально-экономическом реформировании, в то время как подход PSDB основывался на усилении рыночных рычагов, повышении роли частного сектора и неолиберальных реформах. В настоящее время многие бразильцы, особенно приверженцы левых взглядов, считают PDSB скорее правоцентристской партией.

Несколько отличается и социальная база этих партий: среди сторонников РТ превалируют малообеспеченные граждане (хотя есть и представители крупного бизнеса), в то время как PSDB опирается, прежде всего, на средние слои, интеллигенцию и предпринимательские круги. Кандидаты обеих партий выступали за продолжение социальных реформ и признавали необходимость вывода экономики из кризиса, разница заключалась лишь в первоочередности задач: Д. Руссефф ставила на первое место социальную защиту населения, а А. Невис – оздоровление экономики.

Политические дебаты перед вторым туром характеризовались конфронтационностью и личными нападками претендентов. Страна раскололась фактически пополам, при этом разделительные линии проходили не только среди партий и организаций, но и среди друзей и родственников. Определенную роль сыграла позиция М. Силвы, которая призвала своих сторонников голосовать за А. Невиса. Рейтинги обоих кандидатов находились в пределах статистической погрешности, что и подтвердили итоги голосования 26 октября 2014 г.: за действующего президента отдали голоса 51,54% избирателей, за ее соперника – 48,36%. В пользу Д. Руссефф сработал не столько административный ресурс, сколько активная поддержка крайне популярного Л.И. Лулы да Силвы. Кроме того, нельзя не учитывать, что в Латинской Америке пока ни один из действующих президентов, баллотировавшихся на второй срок, не проиграл выборы.

Высший избирательный суд признал отдельные нарушения в ведении избирательной кампании, но никто не подвергал сомнению итоги голосования, а проигравший претендент сразу же поздравил победительницу, несмотря на минимальный разрыв голосов [1].

Новая расстановка политических сил в Национальном конгрессе и в руководстве штатов

metapolls.net
Результаты президентских выборов
в Бразилии

Во время второго президентского мандата (2015–2018 гг.) Д. Руссефф придется столкнуться с неблагоприятной для нее расстановкой политических сил. Новый состав парламента характеризуется крайне высокой фрагментацией – в нем представлены 28 из 32 зарегистрированных политических партий. При этом правящая Партия трудящихся, сохранив относительное большинство, получила только 70 из 513 мест в Палате депутатов и 12 из 100 мест в Сенате (соответственно на 18 и 2 меньше по сравнению с нынешним составом парламента). Ее основной союзник – представляющая вице-президента Мишеля Темера Партия бразильского демократического движения (Partido do Movimento Democrático Brasileiro, PMDB) – займет 66 мест в нижней и 18 в верхней палате, что на 13 депутатов и 2 сенатора меньше (1, 2). Ожидается, что при поддержке некоторых правых партий пропрезидентская коалиция «С силой народа» («Com a Força do Povo») все-таки сможет занять около 300 мест в Палате представителей и более 50 в Сенате, но для этого правящей партии придется пойти на серьезные компромиссы с правыми. Нельзя не учитывать, что в Бразилии партийные коалиции образуются не столько по идеологическим принципам, сколько по конъюнктурным соображениям. Депутаты и сенаторы не соблюдают партийную дисциплину и часто переходят из одной фракции в другую, в результате в течение легислатуры структура парламента существенно меняется, а принятие законов осложняется. По политическому и социальному составу это наиболее консервативный Национальный конгресс за весь демократический период: более 190 парламентариев представляют предпринимательские круги, 55 – военных и полицейских, 52 – евангелистов (пятидесятников и неопятидесятников). При этом число трудящихся (46) сократилось примерно вдвое, а количество женщин не достигает и 10%.

Не просто будут складываться отношения центральной власти и с субъектами федерации: после двух туров голосования только 12 из 27 губернаторов будут союзниками Д. Руссефф, а 15 – оппозиционерами. (В некоторых случаях на выборах конкурировали между собой и представители дружественных партий.) Пять губернаторских постов завоевали представители Партии трудящихся, семь – ее союзника Партии бразильского демократического движения, при этом одни победили при поддержке РТ, а другие при поддержке правых партий. Для Д. Руссефф наиболее значима победа Луиса Фернанду Пезау (PMDB) в Рио-де-Жанейро, символичен и триумф Фернандо Пиментеля (РТ) в штате Минас-Жерайс, губернатором которого в 2003–2007 гг. был А. Невис. Самые крупные поражения – сохранение в руках оппозиции наиболее густонаселенного и богатого штата Сан-Паулу (губернатор – Жералду Алкмин, PSDB), проигрыш видного деятеля РТ, экс-министра и личного друга Л.И. Лулы да Силвы Тарсу Женру в штате Риу-Гранди-ду-Сул [2], а также победа кандидата PSB Родриго Роллемберга в столице.

Перспективы внутренней и внешней политики: преемственность и перемены

На первый взгляд, после всех потрясений и неожиданностей избирательной кампании в Бразилии в конечном счете сохранилась существовавшая ранее расстановка политических сил:

  • высшая исполнительная власть находится в руках тех же опытных и ответственных политиков;
  • при всей фрагментации системообразующими партиями остались левоцентристская PT и центристская PSDB, идеологически принадлежащие к различным течениям социал-демократии;
  • в стране неукоснительно соблюдаются демократические процедуры, исключающие любые поползновения в сторону режима личной власти и продления президентских полномочий, ожидается и преемственность социальной политики, направленной на дальнейшее снижение уровня бедности и уменьшение социальной поляризации.

Все эти факторы предполагают преемственность внутренней и внешней политики во время второго президентского мандата Д. Руссефф. Тем не менее нельзя не учитывать сильную политическую поляризацию страны и существенный сдвиг бразильского электората вправо, возможный или даже неизбежный рост социальных протестов с участием расширяющихся средних слоев, недовольных относительным благополучием.

Нельзя не учитывать сильную политическую поляризацию страны и существенный сдвиг бразильского электората вправо, возможный или даже неизбежный рост социальных протестов с участием расширяющихся средних слоев, недовольных относительным благополучием.

В этой ситуации победившая с минимальным отрывом Д. Руссефф будет стремиться расширить свою социальную базу и стать президентом всех бразильцев. Экономическая рецессия вынудит главу государства взять на вооружение многие предложения конструктивной оппозиции, направленные на оздоровление экономики (не исключено, что в ущерб некоторым популярным социальным программам). Ключевыми задачами остаются борьба с инфляцией, привлечение инвестиций, развитие инфраструктуры и повышение конкурентоспособности экономики. Для решения этих задач требуется корректировка экономической стратегии. Уже объявлено, что новым министром финансов будет Жоаким Леви, защитивший диссертацию в Чикагском университете и работавший в МВФ и Межамериканском банке развития, министром развития, промышленности и торговли – Арманду Монтейру, крупный предприниматель, возглавлявший в свое время Национальную конфедерацию промышленников. Бывший министр финансов Нелсон Барбоза возглавит министерство планирования, а президент Национальной конфедерации сельского хозяйства Катя Абреу – министерство сельского хозяйства. Все министры экономического блока – технократы, выступающие за оздоровление бразильской экономики за счет урезания государственных расходов, активизации рыночных механизмов, модернизации, повышения конкурентоспособности и привлечения иностранных инвестиций.

Корректировка экономического курса может привести к новому всплеску акций протеста с требованиями улучшить сферу образования и здравоохранения, работу общественного транспорта, повысить уровень личной безопасности, усилить борьбу с коррупцией.

Можно предположить, что в обществе найдет поддержку и обещанная политическая реформа, которая будет направлена на сокращение численности партий, прекращение финансирования избирательных кампаний со стороны частного сектора, внесение изменений в электоральное законодательство, касающихся создания партийных коалиций, замены выбывших депутатов и сенаторов, стабилизации парламентских фракций и системы голосования в Национальном конгрессе.

Во внешнеполитической сфере, где также не исключены кадровые изменения, Бразилия продолжит традиционную многовекторную политику, что подтверждается, в том числе, и структурой внешней торговли: 16% приходится на Китай, 12% – на США и 20% – на Европейский союз. Сохранится и намерение превратиться из региональной в мировую державу и добиться постоянного членства в Совете Безопасности ООН.

Стремление к региональному лидерству предполагает приоритетное развитие отношений с латиноамериканскими партнерами, активизацию интеграционных процессов в рамках Южноамериканского общего рынка (MERCOSUR), Союза южноамериканских наций (UNASUR), укрепление Сообщества латиноамериканских и карибских государств (CELAC). Вероятность сближения с Тихоокеанским альянсом, придерживающимся принципа открытого регионализма и интеграции в глобальную экономику, будет зависеть от возможной корректировки стратегии МERCOSUR после президентских выборов в Аргентине в 2016 г.

Судя по реакции на итоги бразильских выборов президента США Барака Обамы и госсекретаря Джона Керри, а также по заявлениям Д. Руссефф, обе стороны готовы восстановить стратегическое партнерство и нормализовать двусторонние отношения, изрядно испорченные разоблачениями Эдварда Сноудена относительно шпионажа американских спецслужб за бразильскими политиками, включая президента.

В качестве стратегического партнера рассматривается и Евросоюз, с которым Бразилию уже связывает соглашение о преференциальной торговле. В принципе бразильская сторона заинтересована в подписании с ЕС договора о свободной торговле, однако реализация этого плана во многом зависит от позиции других членов MERCOSUR.

Традиционное внимание к отношениям по линии Юг–Юг будет способствовать развитию сотрудничества со странами Азии и Африки, прежде всего с португалоязычными. Получат дальнейшее развитие отношения с государствами БРИКС. Очевидно, что первое место в этом объединении занимает Китай, но немаловажная роль отводится и России. В поздравлении Д. Руссефф по случаю ее переизбрания В. Путин высоко оценил внимание, которое президент Бразилии уделяет укреплению российско-бразильского стратегического партнерства. Президент России подтвердил готовность продолжить конструктивный диалог и активную совместную работу по наращиванию двустороннего сотрудничества на всех направлениях, а также по взаимодействию в рамках ООН, «Группы двадцати», БРИКС и других многосторонних структур.

В целом можно прийти к выводу, что большинство назревших изменений будут носить эволюционный и взвешенный характер. В любом случае президент Бразилии постарается избежать потрясений, а диалог возобладает над конфронтацией.

1. Бразильские выборы считаются прозрачными благодаря электронному голосованию с использованием биометрических параметров, в результате итоги становятся известны уже через час после закрытия избирательных участков. За ходом голосования следили многочисленные наблюдатели и более 100 дипломатов из 72 стран и Европейского союза.

2. Порту-Алегри, столица штата Риу-Гранди-ду-Сул и место проведения Всемирного социального форума, всегда была традиционным оплотом антиглобалистов и левых.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся