Оценить статью
(Голосов: 8, Рейтинг: 5)
 (8 голосов)
Поделиться статьей
Кирилл Семенов

Политолог, специалист по Ближнему Востоку, независимый эксперт в области ближневосточных конфликтов, деятельности исламских движений и террористических организаций

Граждане стран постсоветского пространства стали прибывать в Сирию уже спустя несколько месяцев после начала вооруженного конфликта между правительством и повстанцами. Тогда, в конце 2011 – начале 2012 гг. в этой стране появились первые группы салафитско-джихадистской направленности, выступавшие в том числе за интернационализацию конфликта в Сирии, рассматривая его в качестве первого шага для дальнейшего расширения «наступательного джихада». Именно группировки подобного спектра и притягивали представителей радикального салафизма из числа граждан России и других республик бывшего СССР.

Сегодня рост террористических угроз, исходящих из Сирии, пока не наблюдается в том числе и благодаря политике дерадикализации и интеграции, которую проводят новые сирийские власти и которая стала продолжением политики зачистки Идлиба от иностранных боевиков, когда под удар попадали в первую очередь иностранные боевики с наиболее радикальными взглядами.

В то же время шаги нового сирийского руководства негативно воспринимаются в сообществах салафитов — в том числе и на постсоветском пространстве; ранее они его поддерживали, а теперь выражают большое разочарование. Поэтому говорить о том, что смена власти в Сирии может вызвать ажиотаж и подъем в этих группах, не приходится, скорее, наоборот — часто можно увидеть растерянность и непонимание.

Постсоветские граждане в рядах террористов в Сирии

Граждане стран постсоветского пространства стали прибывать в Сирию уже спустя несколько месяцев после начала вооруженного конфликта между правительством и повстанцами. Тогда, в конце 2011 – начале 2012 гг. в этой стране появились первые группы салафитско-джихадистской направленности, выступавшие в том числе за интернационализацию конфликта в Сирии, рассматривая его в качестве первого шага для дальнейшего расширения «наступательного джихада». Именно группировки подобного спектра и притягивали представителей радикального салафизма из числа граждан России и других республик бывшего СССР.

Осенью 2016 г. группировка «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, организация признана террористической, ее деятельность запрещена на территории РФ) потеряла последний подконтрольный участок сирийско-турецкой границы, что осложнило возможность для выходцев из СНГ присоединяться к ней. Приток же иностранцев в оплот повстанцев (регион Идлиб), в ряды группировок «Джабхат ан-Нусра» (ДАН, организация признана террористической, ее деятельность запрещена на территории РФ) и «Джунд аль-Акса» (организация признана террористической, ее деятельность запрещена на территории РФ) никогда не был большим и в основном в их рядах остались те из боевиков, которые прибыли туда до 2014 г., хотя и было незначительное число иностранцев, кто присоединился к ним позже.

На раннем этапе развития конфликта (2011–2013 гг.) граждане России и постсоветских государств, прибывшие в Сирию для вооруженной борьбы под лозунгами салафитского джихадизма, формировали собственные боевые группы, в той или иной степени аффилированные с местными повстанческими структурами, а затем — и с террористическими организациями «Джабхат ан-Нусра» и ИГ. Однако сегодня в Сирии общее количество иностранных боевиков значительно снизилось. Этому способствовал ряд факторов.

Во-первых, это раскол среди групп иностранных боевиков в 2013–2014 гг., когда «Джабхат ан-Нусра» отказалась от присяги ИГИЛ, но многие из боевиков, действовавших в ее рядах, начали переходить в ИГИЛ, а меньшинство осталось в составе повстанческого сообщества в Идлибе.

Такой раскол, например, произошел в «Джейш аль-Мухаджирин валь-Ансар» (организация признана террористической, ее деятельность запрещена на территории РФ) — самой крупной группировке, состоящей из иностранных джихадистов, когда значительная часть группировки во главе с Тарханом Батирашвили, состоявшая в основном из уроженцев постсоветского пространства, присоединилась к ИГ. Большинство из иностранных боевиков, оказавшихся в ИГ были в последствии уничтожены, хотя следы некоторых продолжали находить и позже. Так, многие из тех, кому удалось выбраться, были обнаружены на Украине, чаще всего — в городе Белая Церковь.

Численность боевиков из бывшего СССР, которые продолжали действовать в Идлибе, также постепенно снижалась. Этому способствовали не только потери в боях и отсутствие притока новых кадров, но и политика, которую стал проводить Абу Мохаммад аль-Джулани, сейчас более известный как Ахмед аш-Шараа, тогдашний лидер «Джабхат ан-Нусры», а затем «Хайят Тахрир аль-Шам» (ХТШ, организация признана террористической, ее деятельность запрещена на территории РФ) в Идлибе. Процессы трансформации ДАН затрагивали, прежде всего, иностранных боевиков, которые ранее были в авангарде этой группировки, а те фракции джихадистов, которые не были частью ДАН, все равно были тесно с ней связаны.

«Тяжелое» и «легкое» крылья ДАН

Антон Мардасов, Кирилл Семенов:
Новая власть Сирии: сильные и слабые стороны

С 2016 г. ДАН стала доминирующей фракцией в Идлибе, и тогда же начинается процесс ее отказа от концепции «джихада элиты» и «боевого авангарда» в пользу т.н. «джихада уммы», что позволило ограничить «джихад» только Сирией. Тогда же «Джабхат ан-Нусра» провела первый ребрендинг и превратилась в «Джабхат Фатх аль-Шам», заявив о выходе из «Аль-Каиды» (организация признана террористической, ее деятельность запрещена на территории РФ). В это время внутри самой группировки оформились два крыла — «тяжелое» и «легкое».

«Тяжелое» крыло состояло из убежденных салафитских джихадистов, сторонников распространения джихада на другие страны, именно в этой группе было много иностранцев. «Легкое» же крыло представляло сирийцев, которые видели в «Джабхат ан-Нусре», а затем в ХТШ наиболее эффективную структуру по борьбе с режимом Б. Асада; они в гораздо меньшей степени разделяли радикальные взгляды. Постепенно «легкое» крыло начало доминировать, в него начали переходить и иностранные джихадисты, которые постепенно укоренялись в Сирии, обзаводились семьями и т.д.

С этого момента начинается постепенное «укоренение» или «сириизация» «Джабхат ан-Нусры», а превращение «Джабхат Фатх аш-Шам» в «Хайят Тахрир аль-Шам» в январе 2017 г. закрепило эту тенденцию, сделав ее необратимой. Сирийцев становилось все больше в этой организации, а роль иностранных боевиков снижалась; при этом те из них, кто предпочел остаться в рядах группировки, должен был отказаться от наиболее радикальных установок.

Например, были изгнаны из ХТШ те джихадисты, которые отказывались смириться с той точкой зрения, что допустимо осуждать теракты 11 сентября и не соглашаться с подобными методами; или же были исключены из движения т.н. «шариатские», которые называли Турцию «страной неверных» и утверждали, что нельзя сотрудничать с такими государствами и их вооруженными силами.

Это стало наиболее актуальным после того, как в Сирии в конце 2016 г. было установлено перемирие; тогда еще «Джабхат Фатх аль-Шам» формально отказалась его признать, но фактически стала следовать российско-турецким договоренностям, что привело не только к напряжению внутри самой фракции, вскоре ставшей ХТШ, но и в ее отношениях с более радикальными группами в Идлибе, часть из которых действовали в составе ХТШ, а иные были самостоятельными. Но особенно рельефно эти противоречия проявились после мартовских договоренностей 2020 г. между Россией и Турцией, когда ХТШ начала активно противодействовать попыткам радикалов сорвать очередное перемирие.

Кроме того, с 2017 г. было ограничено практиковавшееся в Идлибе применение шариата, в том числе введен мораторий на использовавшиеся до этого отдельными судьями шариатские наказания из сферы худуд (то есть казни и телесные наказания за преступления против религии). Подобные приговоры перестали выносится. Это также стало очевидным проявлением отхода группировки от так называемого недждийского салафизма в сторону более умеренного шамского салафизма, то есть сирийского, основы которого были заложены ранее такими религиозными деятелями как Али аль-Тантави, Мухаммад Бахджат аль-Битар и Иссам аль-Аттар. Фактически они представляли собой смесь облегченных богословских доктрин салафизма и идеологии «братьев-мусульман» (организация признана террористической, ее деятельность запрещена на территории РФ).

В этот же период ХТШ в Идлибе возвращается к использованию шафиитский мазхаба в юриспруденции, отказываясь от салафитских трактовок на основе ханбалитского мазхаба и суждений саудовских ваххабитских ученых. Хотя в богословии по-прежнему сохраняется монополия на недждийские принципы, пусть и без сопутствующего обвинения в неверии тех, кто с ними не согласен.

Группировки и их члены после 2017 г.

В связи с подобными нововведениями многие иностранные боевики, в том числе и из бывшего СССР, начали переходить в отколовшиеся от ХТШ более радикальные группы, такие как группировка «Хуррас ад-Дин» (организация признана террористической, ее деятельность запрещена на территории РФ), которая сохранила связи с «Аль-Каидой»; или же в «Ансар ат-Таухид» (организация признана террористической, ее деятельность запрещена на территории РФ), ставшую наследником радикальной группировки «Джунд аль-Акса». Именно с этими фракциями была связана кавказская группировка «Катибат Хаттаб аш-Шишани», которая атаковала российско-турецкие патрули на трассе М4 в 2020 г. из-за несогласия признать статус-кво в Идлибе.

Однако ХТШ смогла практически полностью ликвидировать «Хуррас ад-Дин» в рамках установления единоличного господства в Идлибе. Многие иностранные боевики, в том числе кавказцы и узбеки, из этой группировки оказались в тюрьмах ХТШ и находятся там до сих пор. Собственно, поэтому центральная тюрьма в Идлибе в районе города Шейх-Бахр, где содержались иностранные джихадисты, стала называться «идлибским Гуантанамо».

Однако группировка «Ансар ат-Таухид» продолжала свою активность, согласившись признать ведущую роль ХТШ, и участвовала в том числе в наступлении на Алеппо и Хаму в декабре 2024 г. Большинство актов несанкционированных расправ и нападений в провинции Хама после падения режима Б. Асада связывают именно с иностранными боевиками, в основном из Центральной Азии, которые продолжают находиться в рядах этой группировки.

В конце 2024 г. было достигнуто соглашение об окончательной интеграции этой группировки в новую сирийскую армию и признание ею текущего положения вещей в Сирии, но о судьбе ее иностранных боевиков пока ничего неизвестно.

Большинство же иностранных группировок еще в 2020–2021 гг. были включены в состав ХТШ, а те, кто не согласился на полную интеграцию и слияние, были вынуждены оставить Сирию. Единственная группировка, от которой не требовали слияния с ХТШ, продолжавшая самостоятельную деятельность, хоть и признавая руководство ХТШ, была уйгурская «Исламская партия Туркестана» (организация признана террористической, ее деятельность запрещена на территории РФ).

Чтобы иностранные джихадисты могли остаться в рядах ХТШ, они также должны были выполнить ряд условий. Прежде всего, речь шла о том, чтобы полностью посвятить себя будущему «сирийской революции» и отказаться от иных идей и целей, в том числе и от возвращения в свои страны для продолжения джихада.

Таким образом, например, произошел раскол в преимущественно кавказской группировке «Аджнад аль-Кавказ» — многие из ее боевиков не желали «укореняться» в Сирии, но были нацелены на продолжение борьбы с Россией. Ее лидеры под давлением руководства ХТШ еще в 2021–2022 гг. покинули Идлиб и направились на Украину во главе с бывшим лидером группировки Абдуль Хакимом аш-Шишани. Там он возглавил ичкерийские формирования ВСУ. К слову, на Украину направились и представители иных иностранных группировок, которые отказывались от полной интеграции в ХТШ. Это, например, часть боевиков т.н. «Албанской группы».

Иные представители «Аджнад аль-Кавказ» и «Албанской группы», которые согласились связать свое будущее с Сирией, остались в стране и действовали в рядах ХТШ, а ныне входят в состав вооруженных сил переходного правительства.

Так, одним из критериев, позволявшим иностранным боевикам остаться в Сирии, был отказ от продолжения «джихада» в их понимании за пределами страны. Собственно, раскол в «Аджнад аль-Кавказ» был во многом связан с этим фактором. Те, кто рассматривал конфликт в Сирии как продолжение войны с Россией, вместо полного принятия идей «сирийской революции» и участия в будущем Сирии, были вынуждены перебраться на Украину. То же самое касалось тех джихадистов, которые ранее выступали за расширение джихада за пределы Сирии. Они перешли в «Хуррас ад-Дин» и в основном были зачищены ХТШ вместе с этой группировкой. Иные, как небольшая чеченская фракция «Джунд аль-Шам», продолжают скрываться от ХТШ в горах между провинцией Идлиб и Латакия, но их численность не превышает нескольких десятков человек.

В данном случае также показательна судьба Ахмеда Аль-Мансура — египетского военного командира в ХТШ и основателя «Движения революционеров 25 января», который исчез в Дамаске после призыва к революции против президента Египта А.Ф. ас-Сиси. Как стало известно, после своего заявления он был арестован службой безопасности новой сирийской администрации (ХТШ). Новые власти пытаются купировать самодеятельность отдельных полевых командиров, которые не согласовывают свои слова и действия с руководством движения.

М. Мансур — один из немногих высокопоставленных египетских деятелей, которые до последнего момента не были изгнаны руководством ХТШ из группировки, в основном из-за того, что его роль ограничивалась военными обязанностями без участия в религиозных и политических вопросах. Теперь же, после того как он сделал политическое заявление, «пришли и за ним».

Где сегодня воюют боевики из бывшего СССР?

Алексей Хлебников, Игорь Матвеев:
Что ждет Сирию: взгляд из России

Сегодня основная часть иностранных боевиков из бывшего СССР сосредоточена в одной из 11 бригад ХТШ, которая называется «Абу Обейда» — в честь одного из сподвижников, обрадованных раем. В нее входят в основном узбекские формирования, такие как «Имам Бухари», «Катибат Таухид уа аль Джихад» и уйгурский «Катибат Гураба аль-Туркестани». Они, скорее всего, в полном составе войдут в новую сирийскую армию. Следует также ожидать предоставление им сирийского гражданства.

Следует иметь в виду, что многие боевики из стран бывшего СССР уже укоренились в Сирии, завели семьи, через которых выстроили связи с местными сирийскими общинами. Поэтому, наверное, большинство из них рассчитывают остаться в Сирии. И в целом, скорее всего, большинство уже отказались от идей глобального джихада или его экспорта из Сирии. Те иностранные командиры, которые получили должности и звания в новой сирийской армии, считаются «проверенными» и разделяют установки новых сирийских властей.

Возможно, интеграция иностранных боевиков в новую сирийскую армию снизит риски их возвращения в страны проживания для продолжения джихада; и, наоборот, если новые власти Сирии примут решение под давлением Запада отказаться от их услуг, то они будут выброшены за пределы страны и могут быть востребованы в рядах иных джихадистских движений.

Тем не менее, как можно судить на примере египетского командира М. Мансура и узбекских боевиков «Ансар ат-Таухид», далеко не все из находящихся в Сирии иностранных боевиков отказались от задач «экспорта» джихада и готовы смириться с проводимой новыми властями Сирии политикой. Это касается и религиозного плюрализма в Сирии.

К слову, многочисленные русскоязычные ресурсы, базирующиеся в Сирии и поддерживающие ХТШ, игнорируют новости о шагах новых сирийских властей на религиозном направлении — утверждение преподавания трех мазхабов акыды (ашаризм, матуридизм, асаризм) вместо недждийского салафизма, чтобы не вызывать «смуту» в рядах сторонников. Это же касается и примирительных заявлений новых сирийских властей по поводу России. Это делается целенаправленно, чтобы скрыть повестку от сторонников, которые бы по-прежнему симпатизировали ХТШ. Однако вопрос в том, что рано или поздно они все равно узнают правду и могут потянуться в более радикальные движения.

Следует также учитывать, что кроме боевиков в Сирии находятся и различные русскоязычные джихадитские активисты, которые могут представлять даже большую угрозу, поскольку они не находятся под прямым контролем структур новой сирийской администрации. Наоборот, они часто создавали и негативный фон и для самого ХТШ. Так, таджикский террорист-активист из Идлиба, известный как «Фарук Шами», был последним, с кем общался Абдуллах Анзоров, совершивший убийство французского учителя Самюэля Пати в 2020 г. С тех пор, хотя ХТШ официально не поддержала теракты во Франции и прямо не призывала к ним, его обвиняли в призывах к этим терактам по причине его связи с ХТШ, поскольку он находился и находится в Сирии. Связи таких активистов с группами боевиков, недовольных правлением М. Аль-Джулани, вряд ли приведут к фронде против самого руководства ХТШ, но могут заставить некоторых из них отправиться на родину для продолжения подрывной деятельности. Кто-то из них предпочтет переместиться в Европу; кто-то, как уже происходило ранее, отправится на Украину, где присоединится к соответствующим формированиям ВСУ.

***

Сегодня рост террористических угроз, исходящих из Сирии, пока не наблюдается в том числе и благодаря политике дерадикализации и интеграции, которую проводят новые сирийские власти и которая стала продолжением политики зачистки Идлиба от иностранных боевиков, когда под удар попадали в первую очередь иностранные боевики с наиболее радикальными взглядами. И дело здесь не только в том, что сам Ахмед аш-Шараа вдруг изменил свои взгляды, а в том, что именно иностранные джихадисты с их радикальными установками всегда становились препятствием на его пути к власти в Сирии.

Показательно и то, что наиболее позитивно смена власти в Сирии была воспринята представителями умеренных исламских течений, которые выступали последовательными критиками идеологии салафитского джихадизма, в том числе и самого М. Аль-Джулани во времена «Джабхат ан-Нусры», да и во времена ХТШ до его выхода из Идлиба.

В то же время шаги нового сирийского руководства негативно воспринимаются в сообществах салафитов — в том числе и на постсоветском пространстве; ранее они его поддерживали, а теперь выражают большое разочарование. Поэтому говорить о том, что смена власти в Сирии может вызвать ажиотаж и подъем в этих группах, не приходится, скорее, наоборот — часто можно увидеть растерянность и непонимание.

Во-первых, критике подвергается отказ властей Сирии от установления шариатских норм, даже в той ограниченной сфере применения, как это было в Идлибе. Там, например, с 2017 г. не выносились приговоры худуд (казни за вероотступничество или же прелюбодеяния, и т.д.).

Во-вторых, слышно несогласие с действиями новых властей Сирии в части отказа от введения исламского дресс-кода (это касается обязательного ношения хиджаба и т.д.) и назначения женщин на высокие должности, в том числе директора Центробанка, губернатора провинции Сувейда и пр.

В-третьих, в стране не препятствовали празднованиям Нового года и Рождества, а те, кто попытался устроить провокации (сжег елку в одном из городов провинции Хама), были привлечены к дисциплинарным наказаниям.

Наконец, в страну вернулись ведущие теологи-ашариты, такие как Усама аль-Рифаи и Мухаммад Ратиб аль-Наблуси, а ашаритская, матуридитская акыда, также как школа ахлю хадис были объявлены столпами исламского образования и просвещения в Сирии. Напомню, что в Идлибе к изучению было допущено только салафитское богословие в недждийской версии и трактовках Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба и ибн Теймия. Теперь же этой монополии не существует. Салафиты выражают недовольство утверждением в должностях имамов мечетей, которые являются ашаритами, матурдитами и суфиями. Продолжают работу шиитские мечети.

Есть еще ряд аспектов, которые вызывают неприятие у радикалов и не позволяют им рассматривать новые сирийские власти как пример для подражания. В целом же, и направленность действий сирийских властей указывает на то, что афганского сценария 2021 г. удастся избежать (тогда после определенной паузы афганские талибы начали устанавливать шариатские нормы в самых строгих трактовках). В Сирии такое развитие событий пока представляется маловероятным.

Все это, естественно, не находит понимания у сторонников радикальных течений на постсоветском пространстве, а Ахмеда аш-Шараа часто обвиняют в секуляризме.

Текст подготовлен на основе доклада автора для международного научного семинара «Ситуация в Сирии и её влияние на постсоветское пространства» Института востоковедения РАН, организованного Лабораторией исследований современных Центральной Азии и Кавказа 27 января 2025 г.


(Голосов: 8, Рейтинг: 5)
 (8 голосов)

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju