Оценить статью
(Голосов: 12, Рейтинг: 5)
 (12 голосов)
Поделиться статьей
Андрей Кортунов

К.и.н., эксперт Международного дискуссионного клуба «Валдай»

Из всего широкого спектра международной активности Москвы два направления неизменно привлекают к себе наибольшее внимание — европейское и ближневосточное. И в первом, и во втором случае речь идет о больших и очень сложных регионах. К тому же о регионах, проходящих через глубокую трансформацию, исход которой и в том, и в другом случае пока не вполне ясен. И в Европе, и на Ближнем Востоке у России есть партнеры и конкуренты, горячие сторонники и жесткие критики. И там, и здесь Россия имеет весьма существенные интересы и сталкивается с серьезными вызовами. Однако текущие итоги российской вовлеченности в двух регионах выглядят очень по-разному. Напрашивается вопрос: почему?

Более обоснованными, на наш взгляд, выглядят ссылки на системные различия между европейскими либеральными демократиями и авторитарными ближневосточными режимами. Неизменные атрибуты западных политических систем — институциональные «сдержки и противовесы», частая сменяемость власти, независимые СМИ и переменчивые настроения общественности — все это делает европейские страны менее удобными партнерами для российской власти по сравнению с автократами Ближнего Востока (как, впрочем, и с автократами из других регионов мира). И здесь, конечно, буквальное копирование ближневосточного опыта на европейском направлении в принципе невозможно.

Другая характерная особенность Европы — наличие плотной сети многосторонних организаций и режимов. Ничего, даже отдаленно напоминающего НАТО, Европейский Союз или хотя бы ОБСЕ, Совет Европы, в ближневосточном регионе пока нет, и такие структуры вряд ли возникнут в обозримом будущем. Единичные многосторонние организации — Лига арабских государств или Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива — остаются очень слабыми и раздираемыми внутренними конфликтами. Это фундаментальное различие между двумя регионами также ограничивает возможности воспроизведения ближневосточных успехов в европейском контексте.

Для российской дипломатии формат классического регионального баланса сил всегда был значительно привычнее и удобнее, чем более сложные форматы многосторонних институтов и режимов.

Однако, даже не заглядывая далеко в будущее, заметим, что есть, как минимум, один аспект российской политики на Ближнем Востоке, который следовало бы более активно применить к Европе прямо сейчас. Россия никогда не страдала комплексом неполноценности по отношению к Ближнему Востоку, не претендовала на то, чтобы стать его частью, не обвиняла ближневосточные элиты в «предательстве» и не подозревала их в «паталогической русофобии». Именно такой — более отстраненный, менее пристрастный и менее эмоциональный взгляд на Европу нужен России сегодня.

При всех различиях между Ближним Востоком и Европой оба региона еще очень долго будут заняты преимущественно своими внутренними делами, преодолевая последствия многочисленных кризисов нынешнего десятилетия. Никто не знает, как они смогут выбраться из своих кризисов и когда это произойдет — через пять, десять или двадцать лет. Но совершенно очевидно, что ответы на эти вопросы будут в решающей степени зависеть от внутренних, а не от внешних факторов. Пока же рассуждать о перспективах какой-то «большой сделки» России с Европой — не более продуктивно, чем призывать к немедленному созданию всеобъемлющей системы коллективной безопасности на Ближнем Востоке.

Как мы могли убедиться, за последние три десятилетия российско-европейского взаимодействия, от общих политических деклараций, красивых формулировок, помпезных саммитов, интенсивных бюрократических обменов и пустых «дорожных карт» толку немного. Еще меньше толку в разговорах об общих ценностях и в бесконечных дискуссиях о том, является ли Россия европейской страной или нет. А вот конкретные, прагматические, частные, тактические, ситуативные договоренности, доказавшие свою эффективность на ближневосточном направлении, вполне достижимы и на европейском направлении (разумеется, со всеми необходимыми поправками на европейскую политическую культуру).

Из всего широкого спектра международной активности Москвы два направления неизменно привлекают к себе наибольшее внимание — европейское и ближневосточное. И в первом, и во втором случае речь идет о больших и очень сложных регионах. К тому же о регионах, проходящих через глубокую трансформацию, исход которой и в том, и в другом случае пока не вполне ясен. И в Европе, и на Ближнем Востоке у России есть партнеры и конкуренты, горячие сторонники и жесткие критики. И там, и здесь Россия имеет весьма существенные интересы и сталкивается с серьезными вызовами. Однако текущие итоги российской вовлеченности в двух регионах выглядят очень по-разному. Напрашивается вопрос: почему?

Здравый смысл и политические реальности

Для российской дипломатии формат классического регионального баланса сил всегда был значительно привычнее и удобнее, чем более сложные форматы многосторонних институтов и режимов.

Здравый смысл подсказывает, что в Европе Москва должна быть более успешной, чем на Ближнем Востоке. В конце концов, Россия — неотъемлемая часть именно европейской, а не ближневосточной цивилизации. Исторически российское государство имеет несравнимо более глубокий и разнообразный опыт общения со своими западными соседями, чем с ближневосточным регионом. Именно в Европе, а не на Ближнем Востоке проживают самые многочисленны российские диаспоры, именно в европейские университеты стремятся попасть российские студенты, а число россиян, говорящих на английском, немецком и французском языках несопоставимо с количеством сограждан, владеющих арабским, фарси или ивритом. Соответственно, в Европе Москва способна действовать куда более изобретательно, изощренно и гибко, чем на Ближнем Востоке, и должна достигать тут более заметных успехов.

Однако в действительности все выглядит ровно наоборот — политические реальности опровергают умозрительные заключения. За последние несколько лет на Ближнем Востоке при относительно небольших начальных инвестициях Россия превратилась в едва ли не самого влиятельного игрока, а в Европе оказалась оттесненной на политическую периферию. На Ближнем Востоке российскую позицию уважают даже принципиальные противники, в Европе же сегодня даже традиционные друзья вынуждены дистанцироваться от Москвы. На Ближнем Востоке Россия способна удивлять партнеров неожиданными и нестандартными инициативами, в Европе — уже несколько лет находится в глухой обороне.

Этот геополитический парадокс нуждается в каком-то объяснении. Может быть, все дело в том, что на ближневосточном направлении в Москве работают более сильные и опытные профессионалы, чем на европейском? С таким утверждением трудно согласиться. В профессиональном сообществе российских дипломатов и аналитиков блестящие эксперты-европеисты представлены ничуть не хуже, чем их блистательные коллеги — востоковеды.

Тогда, возможно, дело в том, что на Ближнем Востоке Кремль проводит прагматичную политику, а в Европе находится в плену старых советских идеологических мифов? И это объяснение выглядит не слишком убедительным. В Европе Москва пытается работать как с правыми (Маттео Сальвини в Риме), так и с левыми (Алексис Ципрас в Афинах), как со «старой» Европой (Франция), так и с «новой» (Венгрия). Никаких жестких идеологических рамок в европейской политике России, в отличие от политики Советского Союза, не просматривается.

Еще одно объяснение апеллирует к историческому наследию. Россия на протяжении веков часто и долго воевала с большинством своих западных соседей, европейские войны и завоевания рождали у обеих сторон национальные мифы, предрассудки и всевозможные комплексы. Эта историческая память жива до сих пор и препятствует полноценном «возвращению» России в Европу.

Однако, если уж говорить об истории, то нелишне вспомнить, что ни с кем из своих европейских соседей Россия не воевала столь часто и столь ожесточенно, как с Османской империей. Многовековое российско-персидское, а потом и советско-иранское взаимодействие также было отнюдь не безоблачным. У Израиля имеются свои небезосновательные исторические претензии к Москве, а отношения Москвы с Каиром знали не только взлеты, но и падения и т.д. Так что апелляции к истории не столько проясняют, сколько еще больше запутывают вопрос.

Многочисленные проблемы России в Европе часто объясняют еще и тем, что Европа не является полностью самостоятельным игроком в мировой политике: во многих важных вопросах европейские страны сильно зависят от позиции Соединенных Штатов. Что, разумеется, вносит дополнительные сложности в российско-европейские отношения.

Но разве зависимость большинства ближневосточных государств от США накануне «арабской весны» была меньшей? Разве отступление Москвы из ближневосточного региона после холодной войны не превратило Вашингтон в неоспоримого регионального гегемона? Что, однако, не помешало России полностью изменить региональный баланс сил буквально за два – три года.

Две модели международных отношений

Именно такой — более отстраненный, менее пристрастный и менее эмоциональный взгляд на Европу нужен России сегодня.

Более обоснованными, на наш взгляд, выглядят ссылки на системные различия между европейскими либеральными демократиями и авторитарными ближневосточными режимами. Неизменные атрибуты западных политических систем — институциональные «сдержки и противовесы», частая сменяемость власти, независимые СМИ и переменчивые настроения общественности — все это делает европейские страны менее удобными партнерами для российской власти по сравнению с автократами Ближнего Востока (как, впрочем, и с автократами из других регионов мира). И здесь, конечно, буквальное копирование ближневосточного опыта на европейском направлении в принципе невозможно.

Другая характерная особенность Европы — наличие плотной сети многосторонних организаций и режимов. Ничего, даже отдаленно напоминающего НАТО, Европейский Союз или хотя бы ОБСЕ, Совет Европы, в ближневосточном регионе пока нет, и такие структуры вряд ли возникнут в обозримом будущем. Единичные многосторонние организации — Лига арабских государств или Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива — остаются очень слабыми и раздираемыми внутренними конфликтами. Это фундаментальное различие между двумя регионами также ограничивает возможности воспроизведения ближневосточных успехов в европейском контексте.

Для российской дипломатии формат классического регионального баланса сил всегда был значительно привычнее и удобнее, чем более сложные форматы многосторонних институтов и режимов. Максимальные успехи российской политики в Европе относятся к XVIII–XIX столетиям, когда классический европейский баланс сил достиг своего расцвета. Сегодня российские представления об идеальном мироустройстве предполагают возвращение к этой системе — уже не только в европейском, но и в глобальном масштабе.

Гипотетически можно допустить дальнейшее нарастание центробежных тенденций в Европе, углубление кризиса Европейского союза и возрождение европейского баланса сил в той или иной форме. Но для такого возрождения в Европе уже нет прежней социально-экономической и культурно-цивилизационной основы, существовавшей в XVIII или даже в XIX веке. Если регион Ближнего Востока в целом пока только решает задачу социально-экономической и политической модернизации, то Европа сталкивается с вызовами постмодернизма. А отвечать на вызовы постмодернизма, выстраивая региональные балансы — дело заведомо безнадежное, независимо от специфической конфигурации создаваемых балансов.

Россия в социальном плане тяготеет к постмодернистской Европе XXI столетия, в политическом — все больше возвращается к традиционализму ХХ века. Поэтому среднестатистическому россиянину социально близки его европейские соседи, как бы он ни отторгал политические предпочтения украинца или поляка. А российской политической элите ближе и понятнее собеседники из ближневосточного региона, какие бы цивилизационные пропасти ни пролегали между ею и этими собеседниками. Углубляющийся разрыв между социальной и политической сущностями России ведет к тому, что во внешней политике она неизбежно оказывается «своей среди чужих и чужой среди своих».

Несомненные достижения Москвы на Ближнем Востоке имеют те же корни, что и очевидные проблемы в отношениях со странами Европы. Бесспорные сравнительные преимущества российской ближневосточной политики — централизованная система принятия решений, умение выстраивать доверительные личные отношения на высшем уровне, готовность к неожиданным подвижкам в политической и стратегической обстановке, преимущественная опора на «жесткую», а не на «мягкую силу», учет формальных и неформальных личных и институциональных интересов региональных игроков, способность при необходимости закрыть глаза на сомнительные или неблаговидные действия своих партнеров — все это перестает быть сравнительным преимуществом в Европе. Напротив, эти особенности нередко воспринимаются с нескрываемым подозрением и даже с неприязнью.

Соответственно, баланс грядущих успехов и неудач российской внешней политики в целом в значительной мере зависит от того, каким окажется мир будущего. Станет ли он глобальной и усовершенствованной модификацией нынешнего Европейского союза или расширенным до размеров всей планеты вариантом современного Ближнего Востока? Вопрос может показаться некорректным: мир слишком велик и разнообразен, чтобы свести его к Большой Европе или к Большому Ближнему Востоку. Но каждая из этих моделей располагает потенциалом для дальнейшего географического и функционального расширения, каждая способна оказаться прообразом грядущего мирового порядка (или беспорядка). Эти две несовместимые модели будущего мироустройства создают принципиально различные возможности и ограничения для российский внешней политики в ее нынешнем воплощении.

Опыт Ближнего Востока для Европы

Однако, даже не заглядывая далеко в будущее, заметим, что есть, как минимум, один аспект российской политики на Ближнем Востоке, который следовало бы более активно применить к Европе прямо сейчас. Россия никогда не страдала комплексом неполноценности по отношению к Ближнему Востоку, не претендовала на то, чтобы стать его частью, не обвиняла ближневосточные элиты в «предательстве» и не подозревала их в «паталогической русофобии». Российское руководство, в отличие от своих советских предшественников, никогда не испытывало романтических иллюзий в отношении ближневосточных лидеров. Было бы нелепо представить себе, например, присвоение одному из них звание Героя России, подобно тому, как в 1964 г. президент Египта Гамаль Абдель Насер получил из рук Н.С. Хрущева звание Героя Советского Союза. Поэтому и разочарований в Кремле было меньше, тактические поражения на ближневосточном направлении никогда не воспринимались Москвой слишком болезненно, а тактические победы не рождали несбыточных надежд на бесконфликтное будущее.

Именно такой — более отстраненный, менее пристрастный и менее эмоциональный взгляд на Европу нужен России сегодня. Стремление демонизировать современную Европу ничем не лучше склонности идеализировать ближневосточных партнеров Москвы. Предъявлять Европе моральные претензии столь же наивно, как и считать Европу непререкаемым моральным образцом для России. Вновь и вновь обвинять Европу в многочисленных актах неблагодарности и несправедливости, совершенных в отношении России с начала 90-х гг. прошлого века, имеет не больше смысла, чем укорять нынешнего президента Египта Абдул-Фаттаха Ас-Сиси за решение его далекого предшественника Анвара Садата отказаться от военно-политического сотрудничества с Москвой и взять курс на сближение с Вашингтоном.

При всех различиях между Ближним Востоком и Европой оба региона еще очень долго будут заняты преимущественно своими внутренними делами, преодолевая последствия многочисленных кризисов нынешнего десятилетия. Никто не знает, как они смогут выбраться из своих кризисов и когда это произойдет — через пять, десять или двадцать лет. Но совершенно очевидно, что ответы на эти вопросы будут в решающей степени зависеть от внутренних, а не от внешних факторов. Пока же рассуждать о перспективах какой-то «большой сделки» России с Европой — не более продуктивно, чем призывать к немедленному созданию всеобъемлющей системы коллективной безопасности на Ближнем Востоке.

Как мы могли убедиться, за последние три десятилетия российско-европейского взаимодействия, от общих политических деклараций, красивых формулировок, помпезных саммитов, интенсивных бюрократических обменов и пустых «дорожных карт» толку немного. Еще меньше толку в разговорах об общих ценностях и в бесконечных дискуссиях о том, является ли Россия европейской страной или нет. А вот конкретные, прагматические, частные, тактические, ситуативные договоренности, доказавшие свою эффективность на ближневосточном направлении, вполне достижимы и на европейском направлении (разумеется, со всеми необходимыми поправками на европейскую политическую культуру). Как говорит старая арабская пословица, «лучше яйцо сегодня, чем курица завтра».

Оценить статью
(Голосов: 12, Рейтинг: 5)
 (12 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju