Оценить статью
(Голосов: 7, Рейтинг: 5)
 (7 голосов)
Поделиться статьей
Елена Дунаева

К.и.н., ст.н.с. Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН, доцент кафедры экономики и экономической географии стран Азии и Африки ИСАА МГУ им. М.В. Ломоносова

28 июня 2024 г. в Иране пройдут чрезвычайные президентские выборы ввиду гибели президента Эбрахима Раиси в авиакатастрофе 19 мая — согласно Конституции ИРИ, в таких случаях голосование должно состояться в течение 50 дней. В политической системе ИРИ президент — второе после духовного лидера официальное лицо страны. Он руководит исполнительной властью «во всех сферах, кроме тех, что отнесены к непосредственному ведению лидера». На период до избрания нового президента духовный лидер возложил исполнение обязанностей президента на первого вице-премьера — Мохаммада Мохбера. Подготовкой выборов занят совет, в состав которого входят главы судебной и законодательной власти и первый вице-премьер. Закон о выборах президента допускает, что если в первом туре никто из кандидатов не набрал более 50% голосов, то проводится второй этап выборов, в котором принимают участие только два кандидата, набравшие наибольшее число голосов.

В условиях конкуренции нескольких тяжеловесов многое решает уровень явки населения — основной проблемой предстоящих выборов для всех кандидатов станет мобилизация электората. Ввиду сложной экономической ситуации и падения уровня жизни иранцы в последние годы демонстрируют свое недовольство политикой властей в экономической сфере, ужесточением контроля над общественной и политической жизнью, игнорируя выборы. Это особенно касается больших городов. Хотя президентские кампании традиционно характеризует более высокий процент участия, представители властей выражают беспокойство, осознавая, что низкая явка поставит под вопрос легитимность нового президента. Очевидно, что допуск кандидатов от различных политико-идеологических течений — это попытка обеспечить высокий уровень участия населения в голосовании; такое положение дел было характерно для первых трех десятилетий истории ИРИ. Результаты соцопросов свидетельствуют о том, что на эти выборы уже готовы прийти 50–55% имеющих право голоса. Агитационная кампания только начинается, а всем кандидатам предстоит выдвижение своих программ, участие в открытых телевизионных дебатах и представление своего видения развития экономики, политики.

28 июня 2024 г. в Иране пройдут чрезвычайные президентские выборы ввиду гибели президента Эбрахима Раиси в авиакатастрофе 19 мая — согласно Конституции ИРИ, в таких случаях голосование должно состояться в течение 50 дней. В политической системе ИРИ президент — второе после духовного лидера официальное лицо страны. Он руководит исполнительной властью «во всех сферах, кроме тех, что отнесены к непосредственному ведению лидера» [1]. На период до избрания нового президента духовный лидер возложил исполнение обязанностей президента на первого вице-премьера — Мохаммада Мохбера. Подготовкой выборов занят совет, в состав которого входят главы судебной и законодательной власти и первый вице-премьер. Закон о выборах президента допускает, что если в первом туре никто из кандидатов не набрал более 50% голосов, то проводится второй этап выборов, в котором принимают участие только два кандидата, набравшие наибольшее число голосов.

Трагические сообщения о гибели президента и начале новой выборной кампании совпали по времени с завершением работы меджлиса исламского совета 11-го созыва и открытием меджлиса 12-го созыва — он официально приступил к работе 27 мая, и его главой в жесткой конкурентной борьбе был вновь избран Мохаммад Багер Галибаф. Он является лидером движения неоконсерваторов.

Консервативный фланг доминирует в новом меджлисе, однако его сложно назвать единым. Структура фракций парламента отражает ситуацию на политической арене Ирана. В новом парламенте формируются две фракции консерваторов, а также выделилась группа независимых депутатов, представляющих прореформаторски настроенные и умеренные силы [2].

С 2021 г. консервативный фланг контролирует все структуры политической системы страны и проводит линию на усиление фундаментализма, что можно рассматривать как политическую реакцию на политику либерализма, проводившуюся правительством Х. Роухани на протяжении восьми лет, и, особенно, неудачу в вопросе снятия санкций. Однако внутри этого фланга идут процессы фрагментации. Можно говорить о выделении трех основных подтечений: умеренные или традиционалисты, неоконсерваторы-технократы, фундаменталисты. Причем в каждом из них появляются более мелкие группы, которые отстаивают свои интересы и ориентируются на своих лидеров.

Либеральные силы, полностью вытесненные из властных структур в 2021 г., сегодня раздроблены, они практически потеряли поддержку своего электората, не имеют сильных лидеров, а главное — после президентства М. Хатами они не сумели представить новую программу, отвечающую изменившейся ситуации в обществе. Недопуск их наиболее авторитетных кандидатов на парламентские выборы 2020 г. и президентские 2021 г. привел к разногласиям в рядах реформаторов относительно участия в парламентской кампании 2024 г. Некоторые объединения объявили бойкот выборам, поддержав тем самым лозунги иранской эмиграции о недоверии к власти. Попытка объединения отдельных реформаторских партий с умеренными на парламентских выборах не привела к успеху: отдельные кандидаты прошли в меджлис в малых избирательных округах.

Тенденция на усиление межэлитного противостояния, проявившаяся на выборах в марте 2024 г., стала еще нагляднее в начавшейся 30 мая президентской кампании. За пять дней, отведенных на регистрацию кандидатов, ее прошли 80 человек. 57 претендентов на президентское кресло отнесли себя к консерваторам, что говорит об отсутствии у этого течения сильного лидера, который мог бы стать единым кандидатом. При этом заявление пяти действующих членов кабинета о готовности участвовать в выборах указывает на отсутствие согласованности действий в правительстве. Среди подавших документы — бывший президент М. Ахмадинежад, действующие и бывшие депутаты меджлиса, пять бывших вице-президентов, военные, член Совета по определению целесообразности, член Совета экспертов, спикер нового парламента М.Б. Галибаф, а также его заместитель. Лагерь реформаторов и умеренных представили 16 человек. Остальные отнесли себя к независимым.

Обращает на себя внимание тот факт, что среди кандидатов есть лишь несколько представителей духовенства, а большинство зарегистрированных — выходцы из уже новых, послереволюционных поколений. Среди подавших документы есть и четыре женщины. Все это отражает новые тенденции политической жизни ИРИ.

СМИ страны подвергли остракизму многочисленных кандидатов, отмечая, что лишь некоторые имеют достаточный опыт работы в исполнительной власти и смогут получить поддержку населения, в то время как большинство пришли лишь ради того, чтобы увидеть свое фото на экранах.

Свои соображения по поводу выборов нового президента высказал и духовный лидер Али Хаменеи. Он отметил, что выборная кампания должна консолидировать общество, продемонстрировать его активность, при этом предвыборная конкуренция не должна выходить за рамки морали; он также призвал избрать трудолюбивого, активного, знающего, верного революционным принципам президента.

Окончательное решение об утверждении кандидатов на выборы принимает Наблюдательный совет, он же осуществляет контроль за проведением выборов. 9 июня он вынес свой вердикт. Было допущено лишь шесть кандидатов: четверо представляют консервативный фланг, один — реформаторское течение и один — представитель умеренных. Шоком для либерально настроенных кругов общества стало повторное недопущение до выборов бывшего спикера меджлиса, а ныне советника духовного лидера Али Лариджани и одобрение кандидатуры реформатора Масуда Пезешкияна — депутата нового меджлиса от г. Тебриз, министра здравоохранения при М. Хатами (2001–2005 гг.).

Основными кандидатами стоит считать неоконсерватора М.Б. Галибафа и представителя радикально консервативного течения С. Джалили. Последний был секретарем Высшего совета национальной безопасности при М. Ахмадинежаде, вел безуспешные переговоры с группой «5+1». Сегодня он является представителем духовного лидера в Высшем совете национальной безопасности и входит в Совет по определению целесообразности. С. Джалили оказывал поддержку Э. Раиси, однако в последний год критиковал деятельность правительства за недостаточную твердость в решении некоторых вопросов. Он считается главой «теневого кабинета» и даже свой сайт называет «теневым правительством». С. Джалили — сторонник наиболее консервативного курса и жесткой линии в общественной сфере. В своих предвыборных лозунгах особое внимание он уделяет решению «женского вопроса» путем укрепления исламских принципов.

В отличие от него М.Б. Галифаб выступает с более прагматичных позиций, хотя прочно стоит на принципах консерватизма. Он заявляет о необходимости внедрения изменений в систему управления и в общество. В новом меджлисе ему удалось получить поддержку независимых кандидатов и либералов, чтобы занять кресло спикера. Аналитики предполагают, что в случае избрания его президентом он способен снять наиболее острые моменты в отношениях власти и общества.

М. Пезешкияна также можно отнести к кандидатам, которые при определенных обстоятельствах могут получить значительную поддержку населения. Он азербайджанец, родился в курдском городе Мехабад (провинция Западный Азербайджан), говорит по-курдски, что сразу привлечет к нему внимание представителей этих двух крупных этнических меньшинств. Врач, высоко профессиональный кардиохирург, много лет бывший депутатом меджлиса, его имя не фигурировало в коррупционных или политических скандалах, он получил поддержку Фронта реформаторов — М. Пезешкиян станет серьезным соперником для других кандидатов, если ему удастся поднять традиционный электорат реформаторов и привлечь к себе колеблющихся. В этом случае выборы выйдут на уровень биполярной конкуренции: умеренно либеральные силы vs радикально консервативные.

Умеренных на выборах будет представлять ходжат-оль-эслам Мустафа Пурмохаммади — министр внутренних дел в правительстве М. Ахмадинежада и министр правосудия в правительстве Х. Роухани. Он является руководителем религиозной политической организации «Общество борющегося духовенства», которая традиционно выражала интересы консерваторов-традиционалистов, по целому ряду вопросов внутренней и внешней политики не разделяет позиции радикалов. У М. Пурмохаммади нет социальной опоры, однако ораторские способности и здравомыслие обеспечат ему определенную поддержку в обществе.

Допущены к участию в выборах мэр Тегерана Али Реза Закани и глава Фонда шахидов (мучеников) и поддержки ветеранов Амир Хосейн Гази-заде Хашеми — представители радикальных консерваторов. Они заявляют о готовности продолжить курс Э. Раиси и оба принимали участие в предыдущих президентских выборах. А.Р. Закани тогда снял свою кандидатуру в пользу Э. Раиси, а А.Х. Гази-заде набрал лишь 5% голосов. По предварительным оценкам, эти кандидаты, если и не откажутся от участия накануне выборов, не имеют серьезных шансов на победу. В то же время они имеют пусть незначительную, но все-таки социальную опору, и в случае проведения второго тура выборов могут мобилизовать свой электорат в поддержку другого кандидата этого политического спектра. Сегодня большинство экспертов предполагают возможность выхода кандидатов во второй тур, а штаб по проведению выборов объявил, что он может состояться 5 июля.

В ходе президентских кампаний в ИРИ неоднократно наблюдались самоотводы кандидатов за день до голосования, резкие изменения настроений избирателей буквально накануне голосования и такая жесткая конкурентная борьба, что личность победителя оставалась неочевидной вплоть до публикации результатов голосования.

***

В условиях конкуренции нескольких тяжеловесов многое решает уровень явки населения — основной проблемой предстоящих выборов для всех кандидатов станет мобилизация электората. Ввиду сложной экономической ситуации и падения уровня жизни иранцы в последние годы демонстрируют свое недовольство политикой властей в экономической сфере, ужесточением контроля над общественной и политической жизнью, игнорируя выборы. Это особенно касается больших городов [3]. Хотя президентские кампании традиционно характеризует более высокий процент участия, представители властей выражают беспокойство, осознавая, что низкая явка поставит под вопрос легитимность нового президента. Очевидно, что допуск кандидатов от различных политико-идеологических течений — это попытка обеспечить высокий уровень участия населения в голосовании; такое положение дел было характерно для первых трех десятилетий истории ИРИ. Результаты соцопросов свидетельствуют о том, что на эти выборы уже готовы прийти 50–55% имеющих право голоса. Агитационная кампания только начинается, а всем кандидатам предстоит выдвижение своих программ, участие в открытых телевизионных дебатах и представление своего видения развития экономики, политики.

1. Конституция исламской Республики Иран. Ст.113

2. По предварительным оценкам, к фракция независимых присоединилось не менее 60 депутатов.

3. На последних парламентских выборах на первом этапе в марте 2024 г. проголосовало лишь 41%, на втором этапе - 8%, по Тегерану соответственно 24% и 5%. См. Дунаева Е.В. Итоги выборной кампании в меджлис в Иране. /Восточная аналитика Т.15, №1(2024), с.163-176.


(Голосов: 7, Рейтинг: 5)
 (7 голосов)

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся