22 апреля исполняется 300 лет со дня рождения Иммануила Канта — одного из крупнейших мыслителей в истории мировой философии. Его жизнь и творчество неразрывно связаны с Кёнигсбергским университетом. Сегодня Балтийский федеральный университет — наследник альма-матер Канта и крупный российский образовательный центр — носит имя великого учёного. Здесь же проходит и масштабный научный конгресс. Наряду с философскими вопросами в центре внимания участников конгресса — проблемы современности.
Каким должно быть справедливое общество и на каких принципах должна строиться человеческая цивилизация? Вопрос столь же вечный, сколь и практический, независимо от исторического контекста. Для Канта ответ лежал в категориях принципов эпохи Просвещения. В их основе — убеждённость в преобразующей силе человеческого разума, способного взять под контроль хаос, предрассудки, перегибы человеческой природы и общества. Но так ли безграничен человеческий разум? История ХХ века во весь рост показала издержки прогресса.
Именно в ядерную эпоху возникло понятие «общество риска» и произошло отождествление современного общества с Джаггернаутом — неуправляемой и при этом разрушительной силой, способной уничтожить всё на своём пути. Загрязнение окружающей среды стало общепризнанным следствием развития современных экономик. В вестернизированных обществах рационализация инструментов социального контроля постепенно вела к сужению свободы и автономии человека, его перемалыванию жерновами бездушных бюрократических машин, отчуждению от своей собственной природы. Одновременно выхолащивались традиционные ценности, порождая вакуум духовных ориентиров и деградацию таких прочных социальных структур, как семья. Философия ХХ века была пронизана критикой современного общества, возможностей разума и издержек прогресса. К тому же сама история стала уступать место историческому мифотворчеству.
ХХI век, казалось бы, принёс надежду на изживание застарелых проблем, но спустя четверть века картина выглядит более тревожной. По всей видимости, человечество подходит к новому рубежу, когда кумулятивный эффект издержек прогресса может привести к очередным катастрофам и потрясениям. Они могут стать сильным стимулом к тому, чтобы использовать разум для рефлексии его ограничений. Если, конечно, не будет слишком поздно, а искусственный интеллект не останется единственной силой, способной к такой рефлексии.
22 апреля исполняется 300 лет со дня рождения Иммануила Канта — одного из крупнейших мыслителей в истории мировой философии. Его жизнь и творчество неразрывно связаны с Кёнигсбергским университетом. Сегодня Балтийский федеральный университет — наследник альма-матер Канта и крупный российский образовательный центр — носит имя великого учёного. Здесь же проходит и масштабный научный конгресс. Наряду с философскими вопросами в центре внимания участников конгресса — проблемы современности. Нет ничего практичнее хорошей теории. Этот афоризм точно характеризует сессию Международного дискуссионного клуба «Валдай», посвящённую проблемам современной цивилизации, границам человеческого разума и прогресса, восприятию исторического процесса и отдельных исторических событий нынешними поколениями.
Каким должно быть справедливое общество и на каких принципах должна строиться человеческая цивилизация? Вопрос столь же вечный, сколь и практический, независимо от исторического контекста. Для Канта ответ лежал в категориях принципов эпохи Просвещения. В их основе — убеждённость в преобразующей силе человеческого разума, способного взять под контроль хаос, предрассудки, перегибы человеческой природы и общества. Победа разума возможна в результате исторического развития человеческого рода, а вместе с ним и постепенного утверждения форм человеческого общежития, основанных на разуме и морали. В самом человеческом обществе заложен антагонизм между людьми. При всех издержках он стимулирует развитие человеческого общества и его стремление к порядку. Шаг за шагом человеческий разум берёт верх над хаосом, сообщая обществу справедливость и прогресс.
Но так ли безграничен человеческий разум? История ХХ века во весь рост показала издержки прогресса.
Своеобразным символом смертоносности прогресса стало ядерное оружие и возможность самоуничтожения человеческой цивилизации.
Именно в ядерную эпоху возникло понятие «общество риска» и произошло отождествление современного общества с Джаггернаутом — неуправляемой и при этом разрушительной силой, способной уничтожить всё на своём пути. Загрязнение окружающей среды стало общепризнанным следствием развития современных экономик. В вестернизированных обществах рационализация инструментов социального контроля постепенно вела к сужению свободы и автономии человека, его перемалыванию жерновами бездушных бюрократических машин, отчуждению от своей собственной природы. Одновременно выхолащивались традиционные ценности, порождая вакуум духовных ориентиров и деградацию таких прочных социальных структур, как семья. Философия ХХ века была пронизана критикой современного общества, возможностей разума и издержек прогресса. К тому же сама история стала уступать место историческому мифотворчеству.
Исторические события превратились в материал для «воображения» идентичности современных государств.
История как объективная наука стала уделом немногочисленных учёных-профессионалов, всё ещё сохраняющих науку в относительно неполитизированном виде.
ХХI век, казалось бы, принёс надежду на изживание застарелых проблем. В международных отношениях самое начало века отметилось беспрецедентно мирным сосуществованием ведущих держав. Впервые за несколько столетий наряду с западным миром на международной арене заявили о себе и другие цивилизации. Угроза ядерного коллапса отошла на задний план. Бурное развитие информационных технологий вело к формированию постмодернистских реалий, проникающих во все общества, независимо от уровня их развития. Возникали причудливые сочетания самых разных укладов. Пожалуй, одним из ярких символов стала дешёвая и крохотная машина моторикши, водитель которой получает заказы через современный агрегатор заказов и пользуется спутниковым навигатором. Человек получил возможность альтернативной автономии, погружаясь в виртуальную реальность Интернета и социальных сетей. Произошёл бум в развитии зелёных технологий.
Спустя четверть века картина выглядит более тревожной. Ядерная угроза вновь возвращается в повестку дня. Диалог цивилизаций подменяется их конфликтом. Развитие информационных технологий порождает беспрецедентные возможности для контроля человеческого поведения. Социальная сеть знает о пользователе больше, чем он сам. Технический прогресс вырывает из нищеты сотни миллионов, но социальное неравенство продолжает оставаться вопиющим. Искусственный интеллект открывает новые горизонты революции в военном деле и других областях. А с ней и новые риски.
По всей видимости, человечество подходит к новому рубежу, когда кумулятивный эффект издержек прогресса может привести к очередным катастрофам и потрясениям. Они могут стать сильным стимулом к тому, чтобы использовать разум для рефлексии его ограничений. Если, конечно, не будет слишком поздно, а искусственный интеллект не останется единственной силой, способной к такой рефлексии.
Впервые опубликовано на сайте Международного дискуссионного клуба «Валдай».