В очередном обострении ситуации на линии разграничения вооруженных сил Азербайджана и Армении бесспорно играет свою роль стремление Баку отвлечь внимание от 24 апреля — трагической в истории даты 100-летия геноцида армян. С той же целью Турция проводит цикл собственных мероприятий, приуроченных к событиям Первой мировой войны. Однако главная причина происходящего все же не в этом.
В очередном обострении ситуации на линии разграничения вооруженных сил Азербайджана и Армении бесспорно играет свою роль стремление Баку отвлечь внимание от 24 апреля — трагической в истории даты 100-летия геноцида армян. С той же целью Турция проводит цикл собственных мероприятий, приуроченных к событиям Первой мировой войны. Однако главная причина происходящего все же не в этом.
В течение нескольких лет после поражения в войне 1992-1994 гг. в Нагорном Карабахе ситуация в зоне конфликта оставалась «замороженной». Этот период относительной стабильности закончился в начале 2000-х годов и уже много лет Баку стремится путем изматывания армянской стороны вынудить Ереван капитулировать. Речи не идет о компромиссе, цель Баку — именно капитуляция Еревана, полный возврат под контроль Баку всей территории бывшей Советской союзной республики Азербайджан, то есть всех территорий, которые там считают оккупированными Арменией. В последнее время военная составляющая этой политики постоянно наращивается, что периодически приводит к интенсивным боевым столкновениям.
В происходящем играет свою роль социально-экономическая ситуация в Азербайджане, которая совершенно не соответствует тем доходам, которые страна получает от своих энергетических богатств. Значительная часть населения вынуждена уезжать на заработки в Россию, большая часть населения в сельской местности не имеет значительных доходов и выживает за счет натурального хозяйства, очень высок уровень социальной поляризации общества. В этих условиях наличие внешнего врага, который виноват во всех бедах и несчастьях каждого из азербайджанцев и всей страны в целом, очень удобно для нынешних властей. Они имеют возможность выпускать пар общественного недовольства и не давать котлу взорваться. Однако такая игра не может быть бесконечной, она представляет очевидную опасность для правящей элиты в виде местной разновидности «арабской весны» или «цветной революции». Для сравнения полезно напомнить о Кипре, где находится «третье государство турецкой нации» — признанная только Турцией «Турецкая республика Северного Кипра». Очевидно, что если бы разделенная с 1974 г. Республика Кипр проводила политику, базирующуюся исключительно на идее военного реванша — страна могла бы лишиться исторической перспективы и ситуация на острове была бы куда более драматичной, чем нынешняя.
В настоящее время речь не идет о намерении Азербайджана начать широкомасштабную войну, постоянное наращивание напряженности — одна из мер, направленных на усиление давления на Армению. Само давление оказывается в самых разных формах: пропаганда, дипломатия, военные средства, создание лоббистских групп в разных государствах и т.п. Это целый комплекс мер, с завидным упорством проводимый многие годы и рассчитанный на принуждение Армении к капитуляции. Поэтому вспышки напряжения в зоне нагорно-карабахского конфликта возникают периодически, затем напряженность спадает, через какой-то промежуток времени все повторяется вновь. Политика Баку имеет целью измотать армянскую сторону психологически, морально сломать врага и заставить его капитулировать. Однако эта политика пока не подразумевает осуществления силового решения конфликта путем новой войны.
Баку может отдать приказ о начале новой войны только в том случае, если победа азербайджанской армии будет гарантирована. Это станет возможным только в том случае, если азербайджанская армия будет иметь подавляющее преимущество над армянской, и если Азербайджан получит международную поддержку, военную поддержку Турции и согласие (или хотя бы гарантированный нейтралитет) на все это со стороны России и других ведущих мировых игроков. Пока всего этого нет — начинать новую войну для Баку было бы слишком большой авантюрой.
На сегодняшний день дальнейшая эскалация конфликта до широкомасштабных боевых действий маловероятна, важную роль в этом играет реакция на события Москвы и руководства ОДКБ, не раз заявлявших о своей принципиальной позиции о неприемлемости военно-силового пути решения проблемы. Это не значит, что нет никакой опасности новой войны. Рост напряженности опасен тем, что в какой-то момент ситуация может выйти из-под контроля властей Азербайджана и Армении, может начаться стихийное развитие событий. Другой опасностью для региона является возникшая на Ближнем и Среднем Востоке зона политической нестабильности, нарастающая активность радикальных сил (ИГ и другие). Эта зона постоянно расширяется во всех направлениях, опасность ее распространения на соседние Южный Кавказ и Центральную Азию с каждым годом нарастает.