Read in English
Оценить статью
(Голосов: 22, Рейтинг: 4.91)
 (22 голоса)
Поделиться статьей
Екатерина Колдунова

К.полит.н., директор Центра АСЕАН ИМИ МГИМО МИД России, доцент кафедры востоковедения МГИМО МИД России

Для российской внешней политики в отношении многосторонних институтов Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) уходящий год оказался богатым на события. 13–15 ноября 2018 г. президент Российской Федерации В.В. Путин посетил с государственным визитом Сингапур и принял участие в 13-м Восточноазиатском саммите (ВАС). Это произошло впервые с момента принятия в его участники России в 2010 г. Одновременно он представлял страну на третьем саммите Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и России. Участие в стартовавшем двумя днями позже в Порте-Морсби (Папуа — Новая Гвинея) саммите Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), форуме, которому российский президент до этого года уделял первоочередное внимание по сравнению с другими региональными механизмами, было поручено премьер-министру Д.А. Медведеву.

Такая активизация российского участия в многосторонних механизмах АТР происходит на фоне дальнейшего обострения в регионе противоречий США и Китая, очередного витка конкуренции макрорегиональных проектов, предлагаемых этими игроками Азии и накала страстей по поводу американского торгового протекционизма. С одной стороны, такое положение дел не способствует укреплению самих многосторонних институтов, однако создает окно возможностей для России предложить странам региона, пусть и не столь масштабную, как американские или китайские проекты, но все-таки гораздо более кооперационную повестку дня.

Серия прошедших саммитов АСЕАН, ВАС и АТЭС оказалась интересна не только с точки зрения оценки того, что России удалось сделать в рамках многосторонних форматов, но и динамикой двусторонних встреч, прошедших на полях этих саммитов. Так, например, в рамках визита президента В.В. Путина в Сингапур прошла серия мероприятий, посвященных 50-летию установления дипломатических отношений между нашими странами. И российская, и сингапурская стороны отметили существенный прогресс в экономическом сотрудничестве, выражающийся почти в четырехкратном росте торгового оборота за прошедшие 10 лет (от 1,9 млрд долл. США в 2007 г. до 7,4 млрд долл. в 2017 г.) и общем росте взаимной экономической активности (в Сингапуре действует 690 российских компаний, в России — 20 сингапурских).

На полях саммитов АСЕАН и ВАС состоялись встречи с президентами Индонезии и Южной Кореи, премьер-министром Госсовета КНР, премьер-министрами Таиланда, Малайзии и Японии. Последняя упомянутая встреча была примечательна тем, что стала продолжением дискуссии В.В. Путина и Синдзо Абэ, начавшейся в сентябре на Восточном экономическом форуме во Владивостоке, и в еще большей степени подогрела ожидания в отношении решения проблемы мирного договора.

При всем при этом открытым пока что остается вопрос, который приобрел сегодня для России принципиальный характер — будет ли обеспечена дальнейшая динамика сотрудничества с многосторонними институтами и широким кругом стран региона или за прошедшим годом опять последует, выражаясь политкорректно, период «стратегического нейтралитета» в многосторонних форматах и точечного взаимодействия с отдельными ключевыми партнерами.


Для российской внешней политики в отношении многосторонних институтов Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) уходящий год оказался богатым на события. 13–15 ноября 2018 г. президент Российской Федерации В.В. Путин посетил с государственным визитом Сингапур и принял участие в 13-м Восточноазиатском саммите (ВАС). Это произошло впервые с момента принятия в его участники России в 2010 г. Одновременно он представлял страну на третьем саммите Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и России. Участие в стартовавшем двумя днями позже в Порте-Морсби (Папуа-Новая Гвинея) саммите Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), форуме, которому российский президент до этого года уделял первоочередное внимание по сравнению с другими региональными механизмами, было поручено премьер-министру Д.А. Медведеву.

Такая активизация российского участия в многосторонних механизмах АТР происходит на фоне дальнейшего обострения в регионе противоречий США и Китая, очередного витка конкуренции макрорегиональных проектов, предлагаемых этими игроками Азии и накала страстей по поводу американского торгового протекционизма. С одной стороны, такое положение дел не способствует укреплению самих многосторонних институтов, однако создает окно возможностей для России предложить странам региона, пусть и не столь масштабную, как американские или китайские проекты, но все-таки гораздо более кооперационную повестку дня.

Стратегическое партнерство с АСЕАН

Россию и АСЕАН связывают отношения диалогового партнерства. Они были установлены в 1996 г. и на тот момент стали одним из проявлений движения постсоветской России к более диверсифицированной внешней политике, не ориентированной исключительно на Запад. Постепенно Россия подключилась ко всем основным многосторонним форматам, центрированным «вокруг» АСЕАН. В 2010 г. она стала участницей саммита «Азия-Европа» (АСЕМ) и ВАС, объединяющего страны АСЕАН и их восемь диалоговых партнеров (Китай, Японию, Южную Корею, Австралию, Новую Зеландию, Индию, США и Россию). В том же году был дан старт работе Совещания министров обороны АСЕАН и диалоговых партнеров (СМОА+) с участием России, призванного перевести в более практическую плоскость обсуждение проблем безопасности, буксующее в рамках Регионального форума АСЕАН по безопасности (АРФ).

Спустя двадцать два года после создания российско-асеановского диалогового формата активизация России в многосторонних институтах сотрудничества в АТР снова призвана продемонстрировать западным державам, что России есть куда разворачиваться и политически, и экономически. Одним из символов такого разворота, по-видимому, должно стать стратегическое партнерство с АСЕАН, совместное заявление о котором было принято по итогам третьего саммита АСЕАН и России в Сингапуре в ноябре этого года.

Движение к стратегическому партнерству отнюдь не было гладким. Россия изначально отличалась от других диалоговых партнеров Ассоциации (Японии, Китая, Южной Кореи, США и др.) более низким уровнем экономического вовлечения в дела региона и рассматривалась, скорее, как дополнительный партнер, в терминологии известного российского международника А.Д. Богатурова — «уплотняющий» региональное пространство. То есть Россия оказывалась скорее «фоновым» участником региональных процессов, чье присутствие, по мысли стран АСЕАН, должно было в определенной мере сдерживать растущие региональные, в первую очередь военно-стратегические, амбиции других крупных держав.

Россия отчасти выполняла эту функцию, поддерживая высокий уровень военно-технического сотрудничества с Вьетнамом, Индонезией и Малайзией и со временем превратившись в альтернативного (США и Китаю) партнера в плане политического и военно-технического взаимодействия также для таких государств Юго-Восточной Азии, как Таиланд, Филиппины или Мьянма в тех случаях, когда внутренние проблемы приводили к осложнению их международно-политического положения. Так, например, произошло в случае с Таиландом после военного переворота 2014 г. или Филиппинами, которые после прихода к власти в 2016 г. президента Родриго Дутерте попытались отойти от односторонней ориентации на военно-политический союз с США. Обострившаяся в мае 2017 г. угроза терроризма на Филиппинах вынудила Р. Дутерте напрямую обратиться к президенту В.В. Путину по поводу закупок современного вооружения у России. Однако в случае с ключевым для стран ЮВА конфликтом с Китаем по поводу спорных островов в Южно-Китайском море Россия предпочитала занимать нейтральную позицию, стремясь не обострять отношения ни с одной, ни с другой стороной противостояния.

Стремительный экономический подъем Китая привел к тому, что уже спустя пять лет после создания ВАС страны АСЕАН стали опасаться того, что этот формат станет ареной китайского доминирования. Способом преодолеть эти опасения стало привлечение к работе ВАС России и США.

Экономическая составляющая отношений России и АСЕАН традиционно отставала от динамики политического и военно-политического взаимодействия. На момент установления отношений диалогового партнерства с АСЕАН Россия серьезно уступала другим внешним контрагентам Ассоциации по интенсивности торгово-инвестиционного сотрудничества. Более того, увеличению роли России в экономике стран Юго-Восточной Азии и тогда, и сейчас препятствовали серьезные структурные ограничения. Россия не была частью «де-факто» интеграции в регионе, основывавшейся на отношениях специализации и кооперирования в рамках производственных цепочек, созданных в Юго-Восточной Азии транснациональными корпорациями. В отличие от Японии и Китая она не могла предложить региону масштабных инвестиционных или инфраструктурных проектов, или, как это было в случае с Соединенными Штатами, — доступа к крупнейшему в мире рынку. К сожалению, такие проекты не появились у России в регионе ни после успешно проведенного во Владивостоке саммита АТЭС 2012 г., ни после 2014 г., когда санкционное давление Запада заставило российскую политическую и экономическую элиту внимательнее присмотреться к экономическим процессам, происходящим в Азии. Объявленный в 2010 г. флагманский проект сооружения Росатомом АЭС во Вьетнаме уже через шесть лет оказался заморожен — формально по экономическим, но, скорее всего, и по политическим причинам.

Предшествующие саммиты России и АСЕАН датируются 2005 г. (Куала-Лумпур, Малайзия), 2010 г. (Ханой, Вьетнам) и 2016 г. (Сочи, Россия). Саммит в Сочи проходил не на территории стран АСЕАН и потому характеризовался как «юбилейный» (commemorative), но официально не учитывался в «общем командном зачете». В целом динамика встреч на высшем уровне с формальной точки зрения отставала от ритма взаимодействия Ассоциации с Китаем, Японией, Южной Кореей или США. Тем не менее за прошедший период России и АСЕАН все-таки удалось достичь взаимопонимания по поводу того, что обе стороны нацелены на выстраивание отношений стратегического партнерства. Попробуем определить логику, в рамках которой движение к такому партнерству стало возможным.

В стратегическом плане Россию и АСЕАН как игроков с кооперационной, нежели наступательной повесткой дня для АТР, объединяет общее стремление к региональному полицентричному порядку, который должен основываться на взаимоприемлемых правилах игры. В понимании АСЕАН этому должно способствовать сохранение Ассоциации в качестве центральной площадки для макрорегионального диалога и консенсусное принятие решений, учитывающее мнение АСЕАН по принципиально важным региональным делам (чего не хватает, например, американской концепции Индо-Тихоокеанского региона). В понимании России продвинуться на данном направлении могла бы помочь дискуссия об общих принципах архитектуры безопасности в регионе, которая может и должна проходить в рамках АСЕАН-центричного формата Восточноазиатского саммита (подробнее о нем будет сказано далее).

И Россия, и АСЕАН выступают за обсуждение того, как должны сопрягаться региональные инициативы, а не взаимно исключать или ограничивать друг друга. Задаче поиска механизмов увязки друг с другом различных инфраструктурных и интеграционных в широком смысле этого слова проектов (connecting the connectivities) планирует уделить особое внимание Таиланд в рамках своего предстоящего председательства в АСЕАН в 2019 г.

В первую очередь Россию конечно же интересует разработка принципов взаимодействия Евразийского экономического союза (ЕАЭС), ШОС и АСЕАН. Этой проблематике посвящены два отдельных пункта Совместного заявления по итогам третьего саммита АСЕАН и Российской Федерации. Однако если Россия и АСЕАН в ближайшие годы действительно смогут продвинуться по пути кооперационного взаимодействия интеграционных объединений, это станет институциональной новацией, значение которой будет выходить далеко за рамки отношений ЕАЭС и АСЕАН.

В экономической сфере несмотря на структурные ограничения, о которых было сказано ранее, России и АСЕАН все-таки удалось добиться постепенного роста объемов торгово-экономического взаимодействия, продемонстрировав, что спад, произошедший в 2015–2016 гг., был скорее временным явлением, нежели началом долгосрочной тенденции ослабления экономических позиций России в регионе. В своем выступлении на пленарном заседании саммита России и АСЕАН В.В. Путин, отметил, что в 2017 г. товарооборот вырос на 35%, а объем взаимных накопленных инвестиций превысил 25 млрд долл. Несмотря на то, что санкции, введенные в отношении России США и странами ЕС, имели последствия и для экономических отношений России со странами Юго-Восточной Азии (в частности, в сфере банковских операций), принципиальный подход стран АСЕАН изначально заключался в том, что санкционное давление не может служить эффективным способом разрешения международных проблем.

В целом же можно констатировать постепенное формирование собственной, уникальной повести дня в диалоге России со странами АСЕАН, составными элементами которой являются проблемы обеспечения кибербезопасности, продовольственной безопасности, борьба с терроризмом, военная медицина, реагирование на чрезвычайные ситуации. За прошедшее время стороны действительно активизировали сотрудничество по многим направлениям, включая отдельный трек взаимодействия министров обороны России и стран АСЕАН в рамках Московской конференции по международной безопасности, бизнес диалог, образовательное и исследовательское сотрудничество в формате университетских форумов, проходящих на полях Восточного экономического форума во Владивостоке, молодежных саммитов Россия — АСЕАН и сети исследовательских центров Россия-АСЕАН (The Network of ASEAN-Russia Thinks Tanks, NARTT).

ВАС: дебют президента В.В. Путина

В то время как саммиты АСЕАН и ВАС в этом году прошли без экстремальных ситуаций, то форум АТЭС, наоборот, стал видимой проекцией американо-китайских противоречий.

По сравнению с успехами, достигнутыми в плане развития отношений России с АСЕАН, прошедший Восточноазиатский саммит представляется менее результативным событием. Причина этого кроется, однако, не столько в том, что так ожидаемое в регионе участие президента Российской Федерации в ВАС оказалось отложенным на 8 лет, сколько в формате самого саммита.

Изначально Восточноазиатский саммит, созданный в 2005 г. и на тот момент включавший помимо АСЕАН шесть диалоговых партнеров Ассоциации (Китай, Японию, Южную Корею, Австралию, Новую Зеландию и Индию), задумывался как региональный формат, который мог бы объединить всех основных региональных игроков, но не был бы настолько многосоставным как Региональный форум АСЕАН по безопасности. К тому времени максимально широкий из всех региональных институтов охват АРФ (27 участников, включая ЕС и КНДР) одновременно стал его бременем, поскольку разброс мнений не позволял его участникам приходить к консенсусу по сколь-нибудь значимым вопросам региональной безопасности. Предполагалось, что в формате АСЕАН+6 (особенно учитывая предполагавшееся участие глав государств) эти вопросы можно было обсуждать быстрее и эффективнее.

Однако развитие ВАС пошло по другому сценарию. Стремительный экономический подъем Китая привел к тому, что уже спустя пять лет после создания ВАС страны АСЕАН стали опасаться того, что этот формат станет ареной китайского доминирования. Способом преодолеть эти опасения стало привлечение к работе ВАС России и США. Их приглашение, однако, привело к появлению конкурирующих и даже противоположных повесток дня саммита. Если Китай делал упор на идее инфраструктурной взаимосвязанности и всячески стремился избегать обсуждения проблемы Южно-Китайского моря в многостороннем формате, США, наоборот, делали акцент на вопросах свободы навигации в ЮКМ и обсуждении «жесткой» безопасности. На этом фоне стремление России рассматривать ВАС как наиболее подходящую площадку для широкой дискуссии об общих принципах и «новой архитектуры безопасности и сотрудничества» натолкнулось на скрытое противодействие и оказалось на периферии растущих американо-китайских противоречий в регионе и в рамках ВАС.

Многосторонние институты АТР, которые и до этого не проявляли способности приводить к общему знаменателю американо-китайские споры по поводу наиболее острых региональных проблем, на этот раз снова продемонстрировали свою функциональную зависимость от позиций крупных игроков.

В итоге Восточноазиатский саммит, задумывавшийся изначально как инклюзивная площадка для эффективного диалога, свелся к обсуждению важных, но в целом второстепенных вопросов, не ведущих к принципиальному пересмотру структуры региональной безопасности, по-прежнему характеризуется наличием системы американо-центричных альянсов, исключающих Китай и Россию. Беглый взгляд на проблематику всех предыдущих встреч и особенно последнего саммита ВАС подтверждает этот факт. Так, предметом обсуждения прошедшего Восточноазиатского саммита стали такие вопросы, как противодействие угрозе иностранных террористов-боевиков и возвращающихся лиц, урбанизация и создание «умных городов», сотрудничество в области ИКТ и цифровой экономики, безопасное хранение ядерных и других радиоактивных материалов и борьба с пластиковым мусором в море [1].

В этом контексте участие президента России в прошедшем саммите важно оценивать скорее с репутационной и символической точек зрения. Со стороны России — это давно ожидаемый знак внимания к азиатским партнерам, для АСЕАН — сигнал того, что Россия на деле готова оказывать поддержку региональным институтам, отодвинутым на второй план конкуренцией макрорегиональных проектов Китая и США. В первом случае речь идет о реализуемой с 2013 г. Инициативе «пояса и пути», во втором — о стратегии «свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона», принятой на вооружение администрацией Дональда Трампа в 2017 г. При этом если еще несколько лет назад активизация России в многосторонних механизмах вызывала у стран региона опасения из-за стремительно ухудшающихся американо-российских отношений и их возможного негативного влияния на региональные институты, то сегодня действия России отнюдь не воспринимаются как потенциально способные привести к поляризации этих структур.

АТЭС как отражение региональных противоречий

В то время как саммиты АСЕАН и ВАС в этом году прошли без экстремальных ситуаций, то форум АТЭС, наоборот, стал видимой проекцией упомянутых ранее американо-китайских противоречий. Его завершение без принятия полной совместной декларации впервые с начала проведения саммитов АТЭС в 1993 г. продемонстрировало наличие серьезных противоречий между странами региона по поводу дальнейшей судьбы процесса торгово-экономической либерализации в АТР. Если и в более спокойные времена выполнение Богорских целей, подразумевавших достижение полной торгово-инвестиционной либерализации развитыми участниками АТЭС к 2010 г. и развивающимися 2014 к 2020 г. представлялась сложно выполнимой задачей, то теперь ее реализация существенно замедлилась из-за торговых войн, инициированных США в первую очередь в отношении Китая, но имеющими серьезные последствия и для других экспортоориентированных экономик региона. Напомним, что одним из первых шагов Дональда Трампа на посту президента стало начало расследования в отношении азиатских стран, имевших профицит в торговле с Соединенными Штатами.

В итоге по результатам проведения саммита АТЭС в 2018 г. был выпущен сокращенный вариант декларации, не включавший положения, связанные со Всемирной торговой организацией и проблематикой Богорских целей. Ранее аналогичная ситуация складывалась в АСЕАН в 2012 г., когда из-за разногласий по поводу Южно-Китайского моря саммит завершился без совместного коммюнике.

Центральным событием прошедшего саммита АТЭС стала открытая пикировка вице-президента США Майка Пенса и председателя КНР Си Цзиньпина по поводу действий Китая и Америки в АТР. В частности, Майк Пенс предъявил Китаю обвинения в закабалении стран, которые, попадая в долговую зависимость от КНР, оказываются вынуждены жертвовать своим суверенитетом. В свою очередь аргументы КНР сводятся к тому, что именно США в настоящее время мешают торгово-экономической либерализации в Азии, на достижение которой были изначально нацелены все участники АТЭС.

Таким образом, многосторонние институты АТР, которые и до этого не проявляли способности приводить к общему знаменателю американо-китайские споры по поводу наиболее острых региональных проблем, на этот раз снова продемонстрировали свою функциональную зависимость от позиций крупных игроков. На этом фоне в рамках прошедшего саммита АТЭС России выпал вполне благоприятный шанс наблюдать за разворачивающимися спорами со стороны.

Вместо заключения

Серия прошедших саммитов АСЕАН, ВАС и АТЭС оказалась интересна не только с точки зрения оценки того, что России удалось сделать в рамках многосторонних форматов, но и динамикой двусторонних встреч, прошедших на полях этих саммитов. Так, например, в рамках визита президента В.В. Путина в Сингапур прошла серия мероприятий, посвященных 50-летию установления дипломатических отношений между нашими странами. И российская, и сингапурская стороны отметили существенный прогресс в экономическом сотрудничестве, выражающийся почти в четырехкратном росте торгового оборота за прошедшие 10 лет (от 1,9 млрд долл. США в 2007 г. до 7,4 млрд долл. в 2017 г.) и общем росте взаимной экономической активности (в Сингапуре действует 690 российских компаний, в России — 20 сингапурских).

На полях саммитов АСЕАН и ВАС состоялись встречи с президентами Индонезии и Южной Кореи, премьер-министром Госсовета КНР, премьер-министрами Таиланда, Малайзии и Японии. Последняя упомянутая встреча была примечательна тем, что стала продолжением дискуссии В.В. Путина и Синдзо Абэ, начавшейся в сентябре на Восточном экономическом форуме во Владивостоке, и в еще большей степени подогрела ожидания в отношении решения проблемы мирного договора.

При всем при этом открытым пока что остается вопрос, который приобрел сегодня для России принципиальный характер — будет ли обеспечена дальнейшая динамика сотрудничества с многосторонними институтами и широким кругом стран региона или за прошедшим годом опять последует, выражаясь политкорректно, период «стратегического нейтралитета» в многосторонних форматах и точечного взаимодействия с отдельными ключевыми партнерами.

1. http://kremlin.ru/events/president/news/59128


(Голосов: 22, Рейтинг: 4.91)
 (22 голоса)

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju