6 августа 2016 г. вступило в силу двустороннее соглашение об отмене виз между Ираном и Арменией. Согласно новым правилам, граждане этих стран могут беспрепятственно находиться на территории другого государства в течение 90 дней. В вопросе выстраивания отношений между Ираном и Арменией преобладающим фактором является экономическая повестка. Причины для сотрудничества в этой области существуют у обеих сторон, а вступление в силу безвизового режима может стать серьезным стимулирующим фактором для развития торгово-экономических связей.
6 августа 2016 г. вступило в силу двустороннее соглашение об отмене виз между Ираном и Арменией. Согласно новым правилам, граждане этих стран могут беспрепятственно находиться на территории другого государства в течение 90 дней.
Когда в 2013 г. Хасан Рухани участвовал в предвыборной гонке в борьбе за пост президента Ирана, одним из главных его обещаний была нормализация экономического положения страны, сильно пострадавшего в последние годы правления Махмуда Ахмадинежада. Ключевым условием при решении этой проблемы стало снятие санкций с Ирана. Кроме того, Х. Рухани попытался улучшить внутреннюю ситуацию за счет увеличения интеграции Ирана в мировую экономику. Одним из способов достижения этой задачи стала работа над установлением нового визового режима с иностранными государствами. Так, в июле 2015 г. Иран принял решение об отмене виз для граждан семи государств: Египта, Турции, Сирии, Ливана, Боливии, Грузии и Азербайджана. Помимо этого, иранские чиновники заявляли, что в рамках программы по развитию туризма рассматривается возможность отмены виз еще для 60 стран.
В этом ключе упрощение въездной системы между Ираном и Арменией хорошо встраивается в политику правительства Хасана Рухани по привлечению в Исламскую Республику туристов, о чем и заявил посол Ирана в Армении Казем Саджади после вступления соглашения в силу. Туризм — немаловажный фактор развития экономики и для Армении, которую в 2015 г. посетили более 140 тыс. иранцев, причем за последние три года этот показатель имел тенденцию к росту.
Конечно, значение отмены виз не ограничивается туризмом. Это событие имеет широкие последствия, поскольку облегчение въезда и выезда оказывает стимулирующий фактор на торгово-экономические отношения стран в целом.
Учитывая особенности географического положения Армении и политической обстановки в регионе, страна чрезвычайно заинтересована в активизации отношений с Ираном. Армения граничит с четырьмя государствами, среди которых два (Турция и Азербайджан) настроены к ней откровенно враждебно. Для сухопутной связи с внешним миром Ереван может использовать только Грузию и Исламскую Республику Иран.
На сегодняшний день Иран играет заметную роль в экономике Армении, являясь её четвертым по значимости торговым партнером после России, Китая и ЕС. Общий объем ежегодного товарооборота между Ираном и Арменией находится в районе 300 млн долл. При этом, учитывая размеры Ирана и наличие общей сухопутной границы, уровень экономических связей между странами далек от максимума. Ранее стороны заявляли о перспективах роста товарооборота до 1 млрд долл. Однако по итогам прошлого года этот показатель снизился на 5%.
Проблемы в развитии экономических отношений между Ираном и Арменией в последние годы были в первую очередь связаны с санкциями, наложенными на ИРИ. Поскольку значительная часть финансовых ограничений постепенно снимается с Тегерана, Ереван не без основания надеется воспользоваться перспективами, которые открываются между странами в экономической сфере.
Помимо общих соображений развития торговых связей с соседними странами у Ирана существует особый интерес к Армении, связанный с ее вступлением в Евразийский экономический союз в январе 2015 г. Сегодня эта страна — единственное государство на границах с Ираном, которая входит в ЕАЭС. Потенциально Армения может стать воротами для иранских товаров на рынки России, Казахстана и Белоруссии. Правда, с остальными странами — членами Евразийского экономического союза Армения не имеет общей границы, что несколько осложняет ее роль потенциального перевалочного пункта для иранской продукции.
Не стоит также забывать о роли Тегерана в обеспечении энергетической безопасности Еревана. Иранский газ — единственная реальная альтернатива российскому газу для Армении, также ИРИ рассматривает планы по поставкам голубого топлива через армянскую территорию в Грузию. В то же время явным противником реализации этих планов выступает «Газпром». Однако нынешняя отмена виз между странами вряд ли может напрямую повлиять на изменения в этой области.
Между тем за выстраиванием отношений между Тегераном и Ереваном внимательно следят из Баку. В отношениях с Азербайджаном и Арменией Иран стремится занимать взвешенную и равноудаленную позицию, развивая проекты с обеими странами. Показательно, что 7 августа 2016 г., на следующий день после вступления в силу безвизового соглашения между иранской и армянской сторонами, Хасан Рухани и Ильхам Алиев обсуждали в Баку возможность изменения визового режима в отношении Ирана и Азербайджана.
В то же время в процессе развития экономических проектов Ирана со своими кавказскими соседями Азербайджанская Республика оказывается в целом конкурентоспособнее Армении. Так, в создании международного транспортного коридора «Север – Юг» Ереван уже почти наверняка участие не примет, а маршрут пройдет через Азербайджан. Кроме того, проект по созданию железнодорожного сообщения между Ираном и Арменией еще не запущен, в то время как ирано-азербайджанская железная дорога может быть введена в эксплуатацию уже в ближайшее время: Азербайджан планирует завершить строительство железной дороги до иранской границы к концу 2016 г., а Иран обещает закончить свою часть маршрута к марту 2017 г. (т.е. к концу иранского календарного года).
В вопросе региональной безопасности Иран выступает последовательным противником военных действий в районе Карабаха и предлагает конфликтующим сторонам свое посредничество в переговорном процессе. При этом Иран выступает за решение этой проблемы путем привлечения только региональных игроков, без участия США и Европейского союза.
В целом в вопросе выстраивания отношений между Ираном и Арменией преобладающим фактором является экономическая повестка. Причины для сотрудничества в этой области существуют у обеих сторон, а вступление в силу безвизового режима может стать серьезным стимулирующим фактором для развития торгово-экономических связей. В то же время говорить о прорывах в области крупных инфраструктурных проектов пока не приходится.
При этом общее усиление экономических позиций Ирана, связанное с выходом из-под санкций, открывает перед ИРИ новые возможности в Кавказском регионе, с чем не могут не считаться другие крупные игроки, такие как Турция и Россия.