Выход Армении из состава СССР был напрямую связан с решением карабахского вопроса. Конфликт вокруг Нагорного Карабаха и по прошествии двадцати лет остается главным неурегулированным конфликтом в Закавказье.
В 1991 г. Армения, как и практически все получившие независимый статус постсоветские республики, оказалась в крайне непростой ситуации. В дополнение к независимости, официально объявленной 21 сентября, Армения получила целый ворох проблем. Во-первых, перед молодой республикой висела нерешенная до конца проблема ликвидации последствий землетрясения 1988 г. Надо было заниматься пострадавшими в ходе этой трагедии людьми, изыскивать средства на восстановление разрушенного. Во-вторых, карабахский конфликт, бесспорно, имеющий длинную предысторию и предпосылки, возник именно в период ослабления центральной союзной власти, а затем и распада СССР. Как для Армении, так и для Азербайджана этот конфликт стал ключевым событием всего постсоветского двадцатилетия.
Цена вопроса – Карабах
Армянская политическая элита, в отличие от своих соседей, не испытывала большого пиетета и симпатий по отношению к Москве и после нескольких неудачных попыток продавить нужное им решение по Карабаху начала двигаться по пути обретения независимости. По большому счету, возникшее национальное движение за воссоединение Нагорного Карабаха с Арменией и стало катализатором центробежных тенденций. Слово «Миацум» («единство»), поднятое на щит армянскими активистами на первом большом несанкционированном республиканскими властями митинге 13 февраля 1988 г., послужило основным лозунгом и идеей карабахской политической кампании, которая достаточно быстро, по историческим меркам, переросла в общенациональное движение за независимость.
К сожалению, Союзный центр оказался не готов к подобному развитию событий. В частности, Михаил Горбачев и его окружение в 1988 г. так и не смогли наладить диалог с лидерами армянской оппозиции, что явилось одной из предпосылок создания Армянского общенационального движения (АОД). Снижение уровня жизни вызвало недовольство политикой Москвы, что, в свою очередь, резко подняло популярность идей автономии и независимости среди населения закавказских республик. Армения – яркий тому пример.
На мельницу независимости лили воду и начавшиеся этнические чистки, и ставшие почти официальными взаимообмены (часто принимавшие форму депортации) беженцами нетитульных для двух республик национальностей, которые в течение 1989 г. превратились в некую систему взаимоотношений между Баку и Ереваном. Верх этого этнического безумия – произошедший на границе республик обмен пациентами двух психиатрических больниц [1].
С начала 1991 г. ясно обозначилась угроза распада Союза. Для его сохранения стремительно теряющий власть Горбачев выступил с инициативой разработки и подписания нового Союзного договора, по которому Центр должен был делегировать союзным республикам большие властные полномочия. Однако из закавказских республик только Азербайджан согласился принять участие в работе над проектом договора и остаться в составе Союза, причем на определенных условиях (главное из них – принятие экстренных мер в отношении Нагорного Карабаха). В Москве решили поддержать линию азербайджанских властей на жесткое подавление карабахского движения, поэтому в январе 1991 г. ЦК КПСС принял решение провести в НКАО специальную операцию по разоружению незаконных вооруженных формирований. В ответ на это Азербайджан 17 марта 1991 г. принял участие во всенародном референдуме о будущем СССР и поддержал идею его сохранения в рамках нового Союзного договора, тогда как Армения этот референдум бойкотировала.
Последовавший вскоре распад СССР поставил конфликтующие стороны лицом к лицу в ситуации уже начавшегося вооруженного противостояния. Таким образом, стремительное разрастание межэтнического конфликта и беспомощность Союзного центра в его разрешении стали главными причинами выхода Армении из состава СССР.
В самостоятельном плавании
После обретения Азербайджаном и Арменией независимости неразрешенный в рамках СССР конфликт автоматически приобрел статус межгосударственного и международного. Новые государства были поспешно признаны международным сообществом в административных границах, которые они имели в рамках Союза. Полномасштабный вооруженный конфликт, разгоревшийся в 1991 г., был завершен только в мае 1994 г. подписанием договоренностей о переходе в режим прекращения огня и начале мирных переговоров под эгидой Минской группы ОБСЕ (сопредседатели – Россия, Франция и США). К 1994 г. обе конфликтующие стороны, понеся большие людские и материальные потери, были истощены войной.
В отличие от соседей по региону, именно Армения осуществила в 1991 г. выход из Союзного государства на основе тогдашнего советского законодательства о сецессии.
Отметим, что практически все ключевые для республики проблемы берут свое начало с момента обретения ею независимости и сохраняются до сих пор. Это – Карабах и связанная с ним вооруженная борьба с Азербайджаном, с которым у Еревана даже нет дипломатических отношений, беженцы, отсутствие приграничного сотрудничества с соседями из-за закрытой границы с Турцией [2], что наносит экономике Армении огромный ущерб и негативно влияет на социально-экономическую ситуацию в республике.
Таким образом, почти с самого начала своего независимого существования Армения очутилась в блокаде, что серьезно повлияло на ее экономическое развитие. Все это делает крайне прогнозируемой внешнюю политику этой страны, которая может успешно развивать отношения только с двумя крупными региональными игроками – Россией и Ираном.
Сложное социально-экономическое положение, крайне низкий уровень благосостояния граждан, значительная миграция (как в соседние страны, так в Европу и Америку) и, как следствие, заметное сокращение численности населения, реально или постоянно проживающего на территории страны, активизация и рост популярности оппозиции по мере ухудшения ситуации в республике – все это говорит о весьма тяжелом положении Армении. По официальным данным, почти треть населения находится за чертой бедности (http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/195339/).
Подчеркнем, что сложное социально-экономическое положение (в первую очередь, энергокризис) послужило одной из главных причин падения режима первого президента Левона Тер-Петросяна и прихода популярного карабахского лидера Роберта Кочаряна (1998 г.). Показательно, что вся политическая элита современной Армении накрепко связана с Карабахом – и родственно, и идеологически, и политически. Взлет Тер-Петросяна начался именно в 1988 г., с комитета «Карабах». Кочарян и Саргсян – представители так называемого «карабахского» клана – весь свой политический багаж приобрели именно в Карабахе, после чего перенесли свою деятельность в Ереван.
Россия и Армения сегодня
Ключевыми для нормального существования республики являются ее отношения с Россией. Они были таковыми в 1990-е годы, являются таковыми сейчас и будут оставаться приоритетными, по крайней мере, в ближнесрочной перспективе. Российский фактор трудно переоценить как во внутренней, так и во внешней политике Армении, в вопросах безопасности и культуры, в экономической и образовательной сферах.
Именно Россия сыграла ключевую роль в прекращении военной фазы армяно-азербайджанского конфликта. При ее активном участии были подписаны основополагающие документы, положившие начало хрупкому миру в регионе. Именно она является цементирующим звеном в Минской группе ОБСЕ, которая и пытается своей посреднической миссией усадить стороны карабахского конфликта за стол переговоров (встречи в Майендорфе, Сочи, Астрахани, Казани). Россия во многом и гарант безопасности Армении, находящейся во враждебном окружении. Недавнее подписание соглашения о продлении срока пребывания 102-й российской военной базы на армянской территории до 2044 г. – прямое тому подтверждение. Россия принимала самое непосредственное участие и в налаживании армяно-турецкого диалога, завершившегося подписанием цюрихских протоколов.
Российская Федерация – крупнейший внешнеэкономический партнер, кредитор и инвестор Армении. По экспертным подсчетам, российские инвестиции составляют почти 60 % всех иностранных инвестиций в республике. В Армении действует около 1400 предприятий с участием российского капитала. Многие крупные российские компании и корпорации активно работают на армянском рынке. Особенно успешно развивается сотрудничество в транспортной, энергетической, телекоммуникационной, банковской и строительной сферах.
Сегодня Армения – один из ближайших союзников и партнеров России на постсоветском пространстве. Она входит в СНГ, ОДКБ, присоединилась к решению о формировании Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР), которое было принято вскоре после августовской (2008 г.) войны на саммите ОДКБ в Москве. Это своеобразный форпост российского присутствия в Закавказье, значение которого в кавказской политике России крайне высоко.
В двухсторонних отношениях важную роль играет фактор армянской диаспоры в России. Численность её, кстати, самой крупной в мире, весьма значительна и приближается к общей численности населения самой Армении [3]. Диаспора для нее сегодня – основной и практически бесперебойный канал связи с Россией, а также один из главных источников денежных поступлений в республику.
Подводя итоги, следует отметить, что Россия – ключевой стратегический партнер Армении в политической, военной и экономической областях. И пока никаких кардинальных изменений в этом партнерстве не предвидится, как в ближнесрочной, так и в среднесрочной перспективе.
1. Де Ваал Т. Черный сад. Армения и Азербайджан между миром и войной / Пер. с англ. О. Алякринского. М., 2005. С. 96.
2. Анкара заняла проазербайджанскую позицию в карабахском конфликте и для давления на Ереван закрыла границу с Арменией.
3. По экспертным оценкам, почти треть населения республики абсолютно аполитична по причине зависимости от регулярных денежных переводов из России.