Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Вадим Муханов

К.и.н., с.н.с. Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО (У) МИД России

Выход Армении из состава СССР был напрямую связан с решением карабахского вопроса. Конфликт вокруг Нагорного Карабаха и по прошествии двадцати лет остается главным неурегулированным конфликтом в Закавказье.

Выход Армении из состава СССР был напрямую связан с решением карабахского вопроса. Конфликт вокруг Нагорного Карабаха и по прошествии двадцати лет остается главным неурегулированным конфликтом в Закавказье.

В 1991 г. Армения, как и практически все получившие независимый статус постсоветские республики, оказалась в крайне непростой ситуации. В дополнение к независимости, официально объявленной 21 сентября, Армения получила целый ворох проблем. Во-первых, перед молодой республикой висела нерешенная до конца проблема ликвидации последствий землетрясения 1988 г. Надо было заниматься пострадавшими в ходе этой трагедии людьми, изыскивать средства на восстановление разрушенного. Во-вторых, карабахский конфликт, бесспорно, имеющий длинную предысторию и предпосылки, возник именно в период ослабления центральной союзной власти, а затем и распада СССР. Как для Армении, так и для Азербайджана этот конфликт стал ключевым событием всего постсоветского двадцатилетия.

Цена вопроса – Карабах

Армянская политическая элита, в отличие от своих соседей, не испытывала большого пиетета и симпатий по отношению к Москве и после нескольких неудачных попыток продавить нужное им решение по Карабаху начала двигаться по пути обретения независимости. По большому счету, возникшее национальное движение за воссоединение Нагорного Карабаха с Арменией и стало катализатором центробежных тенденций. Слово «Миацум» («единство»), поднятое на щит армянскими активистами на первом большом несанкционированном республиканскими властями митинге 13 февраля 1988 г., послужило основным лозунгом и идеей карабахской политической кампании, которая достаточно быстро, по историческим меркам, переросла в общенациональное движение за независимость.

К сожалению, Союзный центр оказался не готов к подобному развитию событий. В частности, Михаил Горбачев и его окружение в 1988 г. так и не смогли наладить диалог с лидерами армянской оппозиции, что явилось одной из предпосылок создания Армянского общенационального движения (АОД). Снижение уровня жизни вызвало недовольство политикой Москвы, что, в свою очередь, резко подняло популярность идей автономии и независимости среди населения закавказских республик. Армения – яркий тому пример.

На мельницу независимости лили воду и начавшиеся этнические чистки, и ставшие почти официальными взаимообмены (часто принимавшие форму депортации) беженцами нетитульных для двух республик национальностей, которые в течение 1989 г. превратились в некую систему взаимоотношений между Баку и Ереваном. Верх этого этнического безумия – произошедший на границе республик обмен пациентами двух психиатрических больниц [1].

С начала 1991 г. ясно обозначилась угроза распада Союза. Для его сохранения стремительно теряющий власть Горбачев выступил с инициативой разработки и подписания нового Союзного договора, по которому Центр должен был делегировать союзным республикам большие властные полномочия. Однако из закавказских республик только Азербайджан согласился принять участие в работе над проектом договора и остаться в составе Союза, причем на определенных условиях (главное из них – принятие экстренных мер в отношении Нагорного Карабаха). В Москве решили поддержать линию азербайджанских властей на жесткое подавление карабахского движения, поэтому в январе 1991 г. ЦК КПСС принял решение провести в НКАО специальную операцию по разоружению незаконных вооруженных формирований. В ответ на это Азербайджан 17 марта 1991 г. принял участие во всенародном референдуме о будущем СССР и поддержал идею его сохранения в рамках нового Союзного договора, тогда как Армения этот референдум бойкотировала.

Начавшаяся в апреле 1991 г. операция «Кольцо» ясно показала сложившуюся в конфликтной зоне расстановку сил: отряды азербайджанского ОМОНа и ополченцев при поддержке 23-й мотострелковой дивизии из состава 4-й советской армии вели боевые действия против отрядов армянских ополченцев, которые, в свою очередь, опирались на активную поддержку политического руководства Армении. В действительности операция вылилась в маленькую гражданскую войну с депортацией армянского населения и заселением освободившихся мест азербайджанскими беженцами. Всего в ходе операции «Кольцо» было депортировано несколько тысяч человек. Августовские события в Москве фактически положили конец этой операции, и с сентября 1991 г. подразделения советской армии перестали вмешиваться в конфликт, который продолжал разрастаться.

Последовавший вскоре распад СССР поставил конфликтующие стороны лицом к лицу в ситуации уже начавшегося вооруженного противостояния. Таким образом, стремительное разрастание межэтнического конфликта и беспомощность Союзного центра в его разрешении стали главными причинами выхода Армении из состава СССР.

В самостоятельном плавании

После обретения Азербайджаном и Арменией независимости неразрешенный в рамках СССР конфликт автоматически приобрел статус межгосударственного и международного. Новые государства были поспешно признаны международным сообществом в административных границах, которые они имели в рамках Союза. Полномасштабный вооруженный конфликт, разгоревшийся в 1991 г., был завершен только в мае 1994 г. подписанием договоренностей о переходе в режим прекращения огня и начале мирных переговоров под эгидой Минской группы ОБСЕ (сопредседатели – Россия, Франция и США). К 1994 г. обе конфликтующие стороны, понеся большие людские и материальные потери, были истощены войной.

В отличие от соседей по региону, именно Армения осуществила в 1991 г. выход из Союзного государства на основе тогдашнего советского законодательства о сецессии.

Практически все ключевые для республики проблемы берут свое начало с момента обретения ею независимости и сохраняются до сих пор.

Отметим, что практически все ключевые для республики проблемы берут свое начало с момента обретения ею независимости и сохраняются до сих пор. Это – Карабах и связанная с ним вооруженная борьба с Азербайджаном, с которым у Еревана даже нет дипломатических отношений, беженцы, отсутствие приграничного сотрудничества с соседями из-за закрытой границы с Турцией [2], что наносит экономике Армении огромный ущерб и негативно влияет на социально-экономическую ситуацию в республике.

С самого начала своего независимого существования Армения очутилась в блокаде, что серьезно повлияло на ее экономическое развитие. Все это делает крайне прогнозируемой внешнюю политику этой страны, которая может успешно развивать отношения только с двумя крупными региональными игроками – Россией и Ираном.

Таким образом, почти с самого начала своего независимого существования Армения очутилась в блокаде, что серьезно повлияло на ее экономическое развитие. Все это делает крайне прогнозируемой внешнюю политику этой страны, которая может успешно развивать отношения только с двумя крупными региональными игроками – Россией и Ираном.

Сложное социально-экономическое положение, крайне низкий уровень благосостояния граждан, значительная миграция (как в соседние страны, так в Европу и Америку) и, как следствие, заметное сокращение численности населения, реально или постоянно проживающего на территории страны, активизация и рост популярности оппозиции по мере ухудшения ситуации в республике – все это говорит о весьма тяжелом положении Армении. По официальным данным, почти треть населения находится за чертой бедности (http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/195339/).

Подчеркнем, что сложное социально-экономическое положение (в первую очередь, энергокризис) послужило одной из главных причин падения режима первого президента Левона Тер-Петросяна и прихода популярного карабахского лидера Роберта Кочаряна (1998 г.). Показательно, что вся политическая элита современной Армении накрепко связана с Карабахом – и родственно, и идеологически, и политически. Взлет Тер-Петросяна начался именно в 1988 г., с комитета «Карабах». Кочарян и Саргсян – представители так называемого «карабахского» клана – весь свой политический багаж приобрели именно в Карабахе, после чего перенесли свою деятельность в Ереван.

Россия и Армения сегодня

Ключевыми для нормального существования республики являются ее отношения с Россией. Они были таковыми в 1990-е годы, являются таковыми сейчас и будут оставаться приоритетными, по крайней мере, в ближнесрочной перспективе. Российский фактор трудно переоценить как во внутренней, так и во внешней политике Армении, в вопросах безопасности и культуры, в экономической и образовательной сферах.

Именно Россия сыграла ключевую роль в прекращении военной фазы армяно-азербайджанского конфликта. При ее активном участии были подписаны основополагающие документы, положившие начало хрупкому миру в регионе. Именно она является цементирующим звеном в Минской группе ОБСЕ, которая и пытается своей посреднической миссией усадить стороны карабахского конфликта за стол переговоров (встречи в Майендорфе, Сочи, Астрахани, Казани). Россия во многом и гарант безопасности Армении, находящейся во враждебном окружении. Недавнее подписание соглашения о продлении срока пребывания 102-й российской военной базы на армянской территории до 2044 г. – прямое тому подтверждение. Россия принимала самое непосредственное участие и в налаживании армяно-турецкого диалога, завершившегося подписанием цюрихских протоколов.

Российская Федерация – крупнейший внешнеэкономический партнер, кредитор и инвестор Армении. По экспертным подсчетам, российские инвестиции составляют почти 60 % всех иностранных инвестиций в республике. В Армении действует около 1400 предприятий с участием российского капитала. Многие крупные российские компании и корпорации активно работают на армянском рынке. Особенно успешно развивается сотрудничество в транспортной, энергетической, телекоммуникационной, банковской и строительной сферах.

Сегодня Армения – один из ближайших союзников и партнеров России на постсоветском пространстве. Она входит в СНГ, ОДКБ, присоединилась к решению о формировании Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР), которое было принято вскоре после августовской (2008 г.) войны на саммите ОДКБ в Москве. Это своеобразный форпост российского присутствия в Закавказье, значение которого в кавказской политике России крайне высоко.

В двухсторонних отношениях важную роль играет фактор армянской диаспоры в России. Численность её, кстати, самой крупной в мире, весьма значительна и приближается к общей численности населения самой Армении [3]. Диаспора для нее сегодня – основной и практически бесперебойный канал связи с Россией, а также один из главных источников денежных поступлений в республику.

Подводя итоги, следует отметить, что Россия – ключевой стратегический партнер Армении в политической, военной и экономической областях. И пока никаких кардинальных изменений в этом партнерстве не предвидится, как в ближнесрочной, так и в среднесрочной перспективе.

1. Де Ваал Т. Черный сад. Армения и Азербайджан между миром и войной / Пер. с англ. О. Алякринского. М., 2005. С. 96.
2. Анкара заняла проазербайджанскую позицию в карабахском конфликте и для давления на Ереван закрыла границу с Арменией.
3. По экспертным оценкам, почти треть населения республики абсолютно аполитична по причине зависимости от регулярных денежных переводов из России.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся