Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей

21-22 января в норвежском городе Тромсё состоялась ежегодная конференция, посвященная проблемам и перспективам развития Арктики «Арктические рубежи-2015». В связи с продолжающимся охлаждением отношений между Россией и Западом из-за украинского кризиса вопрос полноценного арктического сотрудничества с привлечением России поставлен под вопрос. Как будут складываться контакты стран по вопросу развития и решения проблем в Арктике? Ситуацию комментирует Андрей Загорский, заведующий отделом разоружения и урегулирования конфликтов Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, член РСМД.

21-22 января в норвежском городе Тромсё состоялась ежегодная конференция, посвященная проблемам и перспективам развития Арктики «Арктические рубежи-2015». В связи с продолжающимся охлаждением отношений между Россией и Западом из-за украинского кризиса вопрос полноценного арктического сотрудничества с привлечением России поставлен под вопрос. Как будут складываться контакты стран по вопросу развития и решения проблем в Арктике? Ситуацию комментирует Андрей Загорский, заведующий отделом разоружения и урегулирования конфликтов Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, член РСМД.

Как Вы думаете, какими будут основные направления развития в арктическом регионе в 2015 году?

Во-первых, стоит отметить, что в прошлом году был достигнут определенный прогресс в обсуждении ряда вопросов арктической повестки дня.

В частности, после пятилетних переговоров в октябре и ноябре 2014 года в Международной морской организации были согласованы основные положения Международного кодекса безопасности для судов, осуществляющих плавание в полярных водах, известного как «Полярный кодекс». В ноябре был согласован текст поправок в Международную конвенцию по охране человеческой жизни на море (Конвенция СОЛАС), а в мае 2015 года ожидается принятие текста поправок в Международную конвенцию по предотвращению загрязнения с судов (Конвенция МАРПОЛ). После вступления этих поправок в силу в 2017 году требования Полярного кодекса станут обязательными для судов, осуществляющих плавание в арктических водах.

Прогресс наметился в обсуждении вопросов сохранения рыбных запасов в центральной части Северного Ледовитого океана. Участвующие в консультациях по этому вопросу пять прибрежных стран в феврале 2014 года согласовали дальнейшие шаги – «дорожную карту» подготовки соответствующего соглашения. Правда, в условиях осложнения отношений России со странами Запада практическая реализация согласованных шагов фактически отложена до лучших времен.

Андрей Загорский

Активно действовали рабочие и целевые группы Арктического совета, в том числе по обсуждению вопросов научного сотрудничества в Арктике, подготовки плана действий или иной договоренности по предупреждению загрязнения нефтью (в дополнение к договоренностям 2013 года по сотрудничеству в обеспечении готовности и ликвидации последствий разливов), договоренностей о мерах по существенному сокращению выбросов сажи и метана в Арктике.

Пока трудно сказать, будут ли к апрелю 2015 года подготовлены окончательные документы по этим вопросам. Не все они простые – в том числе в экономическом отношении. Однако важно констатировать, что несмотря на влияние украинского кризиса в том числе на сотрудничество в Арктике, обсуждение практически всех вопросов в формате Арктического совета отличается отсутствием конфликтов между государствами-членами. Это одно из немногих направлений сотрудничества, сохраняющее и сегодня солидный заряд конструктивности и нацеленности государств на взаимодействие.

Важно и то, что в США, которые в этом году примут у Канады эстафету председательства в Арктическом совете, сохраняется настрой на то, чтобы в максимально возможной степени оградить работу совета от влияния международной «турбулентности», и на наращивание сотрудничества.

Думаю также, что ближайшие два года будут крайне важным периодом взаимной социализации членов Арктического совета и новых, прежде всего азиатских государств-наблюдателей, присоединившихся к работе совета в 2013 году. Для слаженной и максимально бесконфликтной работы членов и наблюдателей Арктического совета крайне важно подключение последних к тому широкому консенсусу по вопросам арктической повестки дня, который сформировался в Арктическом совете в последние пять—шесть лет.

Как Вы думаете, изменятся ли акценты председательства?

Каждый новый председатель Арктического совета в первую очередь призван обеспечить преемственность в его деятельности. Эта задача облегчается тем, что в рамках совета реализуется немало среднесрочных и долгосрочных проектов, о которых государства-члены договариваются на проходящих раз в два года министерских встречах. Разумеется, каждый новый председатель старается привнести в работу Арктического совета свои акценты. Но определяет он эти акценты не единолично. Они обсуждаются всеми, и будущий председатель стремится достичь максимального консенсуса по своим инициативам.

Flickr / Lars H. Smedsrud
Конференция «Арктические рубежи 2015»

США вынесли на обсуждение свое видение повестки дня Арктического совета на период их председательства в октябре прошлого года. Наверняка в оставшиеся месяцы в них будут вноситься какие-то коррективы и уточнения с учетом позиций других стран–членов.

В списке приоритетных направлений американского председательства три главные темы: продолжение работы по формированию регионального режима управления в Северном Ледовитом океане; вопросы климатических изменений в Арктике, их последствий и адаптации к ним; решение проблем, с которыми сталкивается коренное население Арктики, повышение качества его жизни на основе концепции устойчивого развития или «зеленой экономики». Я думаю, что США будут уделять пристальное внимание укреплению созданного в прошлом году арктического делового совета.

В период своего председательства американцы планируют сосредоточить основные усилия на продолжении той работы, которая уже ведется в рамках Арктического совета. Это касается согласования мер по предотвращению разливов нефти, существенному сокращению выбросов сажи и метана. В США планируется ряд шагов, направленных на укрепление взаимодействия стран Арктического совета, осуществляемого в рамках подписанных в 2011 году соглашений по сотрудничеству в авиационном и морском спасании, а также в сфере готовности и ликвидации последствий разливов нефти в Арктике.

В ходе давно ведущейся подготовки к своему председательству американцы выступали с весьма разумными предложениями и инициативами. В частности, они предлагали договориться о регулярном проведении (раз в два года) многосторонних учений стран Арктического совета в рамках этих двух соглашений для отработки практических вопросов взаимодействия по реагированию на чрезвычайные ситуации. В прошлом году они предложили с этой же целью учредить Арктический форум береговой охраны по примеру аналогичных форумов, весьма эффективно действующих в Северо-восточной Атлантике и в северной части Тихого океана. На период своего председательства США планируют проведение по меньшей мере штабного учения по совместному реагированию на чрезвычайные ситуации. Не исключают возможность проведения полномасштабного многостороннего учения.

Реализация этих инициатив могла бы внести существенный вклад в достижение тех целей, которые поставлены в арктической стратегии Российской Федерации до 2020 года, включая постепенное формирование интегрированной региональной системы мониторинга оперативной обстановки в Северном Ледовитом океане и сотрудничества по реагированию на чрезвычайные ситуации.

РСМД
Арктический совет

Некоторое время назад американцы также рассматривали вопрос о проведении в 2016 году – в год двадцатилетия Арктического совета – арктического саммита. Правда, практическая реализация этой идеи сегодня многим представляется маловероятной, хотя она по-прежнему обсуждается в американском экспертном арктическом сообществе.

Список полезных инициатив, выдвигавшихся США и другими странами Арктического совета можно продолжать. Все это еще год назад позволяло надеяться на то, что с американским председательством будут связаны новые возможности для существенного наращивания сотрудничества арктических государств.

К сожалению, несмотря на высокий уровень конструктивности повестки дня Арктического совета, его деятельность, как и более широкое сотрудничество государств в Арктике не изолированы от более широкого международного контекста. Последствия украинского кризиса сказываются и здесь, хотя не столько в виде обострения отношений между членами Арктического совета, сколько в том, что сегодня нам больше приходится заниматься минимизацией ущерба, который нынешний кризис может нанести сотрудничеству в Арктике, а не наращиванием сотрудничества.

С 2014 года фактически заморожено сотрудничество на ряде направлений. Так, перспективы укрепления доверия и наращивания сотрудничества в вопросах обеспечения безопасности в Арктике во многом связывались с институционализацией ежегодных встреч начальников генеральных штабов стран Арктического совета. Первые две такие встречи состоялись в 2012 и 2013 годах. Однако в 2014 году встреча не состоялась. Возможно, она не состоится и в нынешнем году. Отложены планировавшиеся на осень прошлого года мероприятия по запуску арктического форума береговой охраны. В 2014 году в Арктике не проводились ставшие регулярными совместные военно-морские учения России с США и Норвегией.

В силу общего неблагоприятного климата в двусторонних отношений и в Москве сегодня все более настороженно относятся к любым идеям, которые предлагаются Соединенными Штатами, даже если такие идеи объективно могут способствовать реализации приоритетных направлений российской политики в Арктике.

Все это, конечно, не настраивает на оптимистический лад. Сегодня усиливается ощущение того, что американское председательство в Арктическом совете запомнится не столько яркими событиями и решениями, придающими новый импульс региональному сотрудничеству (как это задумывалось год—два тому назад), сколько неиспользованными возможностями для укрепления Арктического совета и регионального сотрудничества в целом.

Беседовала Мария Гурова, программный ассистент РСМД

Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие глобальные угрозы, по вашему мнению, представляют наибольшую опасность для человечества в ближайшие 20 лет? Укажите не более 5 вариантов.

    Загрязнение окружающей среды  
     474 (59.03%)
    Терроризм и экстремизм  
     390 (48.57%)
    Неравномерность мирового экономического развития  
     337 (41.97%)
    Глобальный системный кризис  
     334 (41.59%)
    Гонка вооружений  
     308 (38.36%)
    Бедность и голод  
     272 (33.87%)
    Изменение климата  
     251 (31.26%)
    Мировая война  
     219 (27.27%)
    Исчерпание природных ресурсов  
     212 (26.40%)
    Деградация человека как биологического вида  
     182 (22.67%)
    Эпидемии  
     158 (19.68%)
    Кибератаки на критическую инфраструктуру  
     152 (18.93%)
    Недружественный искусственный интеллект  
     74 (9.22%)
    Падение астероида  
     17 (2.12%)
    Враждебные инопланетяне  
     16 (1.99%)
    Другое (в комментариях)  
     10 (1.25%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся