Read in English
Оценить статью
(Голосов: 10, Рейтинг: 5)
 (10 голосов)
Поделиться статьей
Николай Сурков

К.полит.н., старший научный сотрудник Центра ближневосточных исследований ИМЭМО РАН

В преддверии майского саммита Лиги арабских государств (ЛАГ) в региональных СМИ и экспертном сообществе широко обсуждаются перспективы возобновления членства Сирии в этой организации. Подобные дискуссии тянутся еще с 2021 г. Сторонники диалога и восстановления отношений с Дамаском ссылаются на то, что за годы отсутствия в ЛАГ Сирия отдалилась от своих арабских сестер и попала под влияние других региональных игроков — Ирана и Турции. В то же время критики Башара Асада неустанно повторяют, что для нормализации правительство САР должно сперва изменить свою политику — например, возобновить переговоры с оппозицией и обеспечить возвращение беженцев. Ситуация осложняется тем, что вопрос о возвращении Сирии в ЛАГ включает несколько аспектов — процедурный, политический и экономический.

Возвращение Сирии в ЛАГ, если оно произойдет, не означает быстрое восстановление полноценных экономических связей с арабским миром. Тем не менее даже небольшие послабления пойдут на пользу сирийскому бизнесу и позволят населению вздохнуть чуть свободнее. Кроме того, даже частичное признание со стороны стран региона может послужить стимулом для постепенного изменения отношения международного сообщества к Дамаску, который получит больше свободы маневра в плане выбора политических партнеров.

В преддверии майского саммита Лиги арабских государств (ЛАГ) в региональных СМИ и экспертном сообществе широко обсуждаются перспективы возобновления членства Сирии в этой организации. Подобные дискуссии тянутся еще с 2021 г. Сторонники диалога и восстановления отношений с Дамаском ссылаются на то, что за годы отсутствия в ЛАГ Сирия отдалилась от своих арабских сестер и попала под влияние других региональных игроков — Ирана и Турции. В то же время критики Башара Асада неустанно повторяют, что для нормализации правительство САР должно сперва изменить свою политику — например, возобновить переговоры с оппозицией и обеспечить возвращение беженцев. Ситуация осложняется тем, что вопрос о возвращении Сирии в ЛАГ включает несколько аспектов — процедурный, политический и экономический.

Немаловажные формальности

В 2011 г. за приостановку членства САР в ЛАГ проголосовали 18 из 22-х государств-членов. Сама Сирия голосовала против, а Ирак, Ливан и Алжир воздержались. В качестве условия для возвращения указывалось выполнение Дамаском разработанного ЛАГ арабского мирного плана, что по причине стремительной эскалации насилия в стране оказалось невозможным. Рассматривалась возможность передачи места САР в ЛАГ представителям оппозиции, однако этого так и не произошло, поскольку противники Б. Асада не смогли договориться между собой и создать единые органы управления. В дальнейшем разморозка членства в ЛАГ была привязана к выполнению Дамаском резолюции СБ ООН 2254, принятой в 2015 г. Впрочем, по мере успехов сирийских правительственных войск и восстановления Б. Асадом контроля над территорией страны отдельные арабские страны решили не дожидаться политического транзита, предусмотренного резолюцией.

Бахрейн открыл свое посольство в Дамаске еще в 2018 г., а к настоящему времени свое отношение к правительству САР пересмотрели также ОАЭ, Оман, Алжир, Тунис. Лидеры ОАЭ и Омана принимали с визитами президента Б. Асада, Алжир открыто призывал к возвращению Сирии в ЛАГ еще в ноябре 2022 г. на саммите, который проходил в столице Республики. Однако тогда, как считается, препятствием стала жесткая позиция КСА, недовольного тесными связями Дамаска с Тегераном. Мартовское соглашение о снижении напряженность между КСА и ИРИ, видимо, повлияло и на отношение властей Королевства к Б. Асаду. В настоящее время подход Эр-Рияда выглядит более гибким, о чем недвусмысленно свидетельствовал визит в Сирию главы МИД КСА.

Если предложение о возвращении САР будет вынесено на голосование в мае, то инициативу о возвращении Дамаска в арабскую семью с высокой вероятностью поддержат КСА, Бахрейн, ОАЭ, Оман, Алжир, Тунис, Египет, Иордания, Ливан, Ирак. Под вопросом голоса Марокко, Йемена, Кувейта, Судана. Таким образом, шансы на то, что предложение о возвращении САР в ЛАГ наберет простое большинство голосов, достаточно высоки. Однако в ситуацию могут вмешаться политические обстоятельства.

Сирия в региональном контексте

Интрига заключается не столько в исходе голосования, сколько в том, будет ли вопрос о возвращении Сирии рассматриваться в принципе. Так, еще минувшей осенью египетские официальные лица давали понять, что решение о возвращении места в ЛАГ правительству Б. Асада должно быть принято единогласно. Это важно, поскольку арабам нужно продемонстрировать единство, ведь возвращение САР в Лигу преподносится именно как возвращение в арабскую семью. И все это делается во-многом в пику Ирану и Турции. Не секрет, что росту дипломатической активности арабов способствовала наметившаяся нормализация отношений Дамаска и Анкары.

Однако единогласное голосование не гарантировано. У правительства Б. Асада в арабском мире есть последовательные критики — в первую очередь, Катар. Неоднозначная позиция и у Кувейта, где традиционно сильно сочувствие сирийской оппозиции. Показательно, что на недавней встрече в Джидде, где собирались представители аравийской шестерки и их ближайшие партнеры, возникли разногласия, и согласованное решение относительно возвращения Сирии в ЛАГ так и не было принято.

Скептики указывают на то, что Б. Асад не отреагировал должным образом на жесты доброй воли со стороны арабских стран — открытие посольств, контакты на высшем уровне, гумпомощь после землетрясения. Утверждается, что он, в частности, проигнорировал их озабоченности, которые касаются иранского влияния в Сирии и проблемы наркотрафика. Соответственно, от правительства Б. Асада, в первую очередь, ожидают изменения политики в отношении других арабских стран, а также проведения реформ (пусть и ограниченных), которые должны решить часть внутрисирийских проблем и создать условия для возвращения беженцев если не из Турции, то хотя бы из Иордании и Ливана.

Определенный оптимизм внушает тот факт, что на фоне наметившейся саудовско-иранской разрядки проблема иранского присутствия в САР уже не выглядит столь острой. Риторика ЛАГ в отношении Ирана может измениться, даже стать примирительной, а в этих условиях возвращение Сирии, которая считается союзницей ИРИ в рамках так называемой «оси сопротивления», уже не выглядит чем-то неприемлемым. Есть и понимание, что требовать от Б. Асада обеспечения немедленного вывода из Сирии сил ливанской Хезболлы или иранского КСИР контрпродуктивно, учитывая прочность связей между САР и ИРИ. В Дамаске тоже сохраняется некоторая настороженность в отношении арабским стран — там хорошо помнят, что как минимум до 2014 г. Саудовская Аравия наряду с Катаром была одним из главных спонсоров сирийской оппозиции. Вряд ли Б. Асад станет жертвовать доказавшим свою надежность партнером ради призрачной идеи арабского единства.

Нельзя исключать сценарий, при котором вопрос о возвращении Сирии в ЛАГ отложат, но президент страны будет приглашен на саммит организации в качестве гостя или наблюдателя. При этом требования к Дамаску будут снижены до реалистичного уровня. В политическом плане они могут свестись к возобновлению диалога с оппозицией в рамках конституционного комитета и подобным символическим жестам. По-настоящему острые дебаты грозят развернуться вокруг проблематики борьбы с производством и контрабандой наркотиков.

Эта тема активно муссируется в региональных СМИ, и, хотя истинные масштабы криминального бизнеса установить сложно, международные эксперты по контрнаркотической борьбе в частных беседах признают, что синтетические стимуляторы сирийского производства стали серьезным вызовом для стран Залива, где их охотно покупают рабочие-мигранты. И тут на первый план выходит экономический аспект возвращения Сирии в ЛАГ.

Экономическая блокада останется

Итак, при наличии политической воли и определенной гибкости всех заинтересованных сторон Сирию вполне возможно снова сделать частью арабского мира. Возвращение в ЛАГ, несомненно, станет дипломатическим прорывом для правительства в Дамаске. Однако оно так и останется символическим шагом, если за ним не последует восстановление экономических отношений хотя бы в масштабах региона.

Александр Аксененок:
Сирийский конфликт: 12 лет спустя

Здесь необходимо пояснить, что несмотря на высокую долю нефтяной отрасли в ВВП САР (разумеется, до войны), для этой страны всегда было очень важно иметь доступ на региональный рынок. Соседние арабские страны и особенно монархии Залива импортировали сирийскую сельскохозяйственную продукцию и недорогие товары широкого потребления. Большое значение также имели и имеют переводы от трудовых мигрантов.

Сейчас Сирия вынуждена выживать в условиях жесточайшей экономической изоляции. Сами сирийцы сетуют, что в последние 3-4 года экономическая ситуация в стране хуже, чем до 2018 г. — в период активных боевых действий. И виной этому не арабский бойкот, а санкции США, которые сделали любые операции с САР токсичными. Банки, страховые и транспортные компании, в том числе арабские, перестраховываются и отказываются сотрудничать даже при малейшем упоминании Сирии. Отдельно следует упомянуть топливный кризис, который приобрел хронический характер в САР, вынудив страну считать дни до прибытия очередного танкера из Ирана.

Разумеется, на Ближнем Востоке есть неформальные механизмы, которые несколько снижают эффект от санкций. Так, процветает контрабанда сельскохозяйственных товаров в страны Залива, а переводы попадают в страну через средневековую систему, известную как хавала. Но ни о каком нормальном ведении бизнеса и тем более постконфликтном восстановлении говорить не приходится. Например, без топлива умирают даже небольшие мастерские и магазины, потому что нечем заправить генераторы, питающие нехитрые станки или холодильники. Хуже того, санкции мешают оказанию гуманитарной помощи или работе НКО, поскольку доставка грузов стоит непомерно дорого, а издержки на финансовые транзакции вырастают в разы. Показателен случай, когда средства, собранные для оказания помощи пострадавшим от землетрясения, переводили в Сирию с помощью хавалы.

Поскольку основным препятствием для нормализации экономической ситуации в САР являются американские санкции, возможности стран — членов ЛАГ повлиять на происходящее сильно ограничены. Частный бизнес из стран Залива вряд ли отважится возвращаться в Сирию, пока действуют санкции. Правительства тоже не решатся напрямую оказывать существенную помощь Дамаску или самостоятельно финансировать проекты восстановления. В краткосрочной перспективе можно ожидать увеличения объемов гуманитарной помощи в виде поставок продовольствия, лекарств, топлива и предметов первой необходимости. Это может несколько улучшить гуманитарную ситуацию в САР. Какие-то средства арабские страны смогут выделить на проекты раннего восстановления, но не напрямую, а через механизмы ООН. Но это, скорее всего, максимум возможного. Санкции США находятся в ведении Конгресса, а он не настроен что-то менять, пока правительство Сирии не начнет выполнять резолюцию 2254, предусматривающую среди прочего возвращение беженцев, диалог с оппозицией и проведение политических реформ.

Отсюда напрашивается неутешительный вывод, что возвращение Сирии в ЛАГ, если оно произойдет, не означает быстрое восстановление полноценных экономических связей с арабским миром. Тем не менее даже небольшие послабления пойдут на пользу сирийскому бизнесу и позволят населению вздохнуть чуть свободнее. Кроме того, даже частичное признание со стороны стран региона может послужить стимулом для постепенного изменения отношения международного сообщества к Дамаску, который получит больше свободы маневра в плане выбора политических партнеров.


(Голосов: 10, Рейтинг: 5)
 (10 голосов)

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju