Во время «арабской весны» на сцену мировой политики вновь поднялась Турция. Турецкая Республика и раньше неоднократно претендовала на важные роли во всемирно известных политических пьесах. Однако после периодов застоя и перерождения ей пришлось пройти сложный путь. И лишь сейчас Турции удалось заполучить роль надрегионального лидера, державы, интересы, идеология и образ действий которой простираются на несколько окружающих ее регионов.
Во время «арабской весны» на сцену мировой политики вновь поднялась Турция. Турецкая Республика и раньше неоднократно претендовала на важные роли во всемирно известных политических пьесах. Однако после периодов застоя и перерождения ей пришлось пройти сложный путь. И лишь сейчас Турции удалось заполучить роль надрегионального лидера, державы, интересы, идеология и образ действий которой простираются на несколько окружающих ее регионов. Расширилась и ресурсная база. Возросли амбиции пережившей переформатирование турецкой элиты.
Однако «Большой Брат» – США – никуда не делся, и именно в этих условиях Турция вошла в эру «арабской весны».
Пролог
Действия Турции во время «арабской весны» – это уже написанная книга, основное послание и энергетику которой сложно понять самим субъектам турецкой политики, да и их союзникам на американском континенте, без знания контекста. Во-первых, это приход к власти умеренной исламской Партии справедливости и развития (ПСР); во-вторых, американский проект «Большой Ближний Восток»; и в-третьих, осмысление всей внутренне- и внешнеполитической линии Турецкой Республики.
За своё почти десятилетнее правление, ПСР провела целый ряд реформ, важнейшие из которых – экономическая, военная и политическая. Искусная политика лидеров партии привела к радикальному снижению роли военных, являвшихся символом светского пути развития Турецкой Республики со времен Ататюрка и одновременно препятствием на пути интеграции страны в ЕС. Проведенный в сентябре 2010 г. референдум по изменению конституции позволил правящей партии, с одной стороны, расширить права и свободы граждан, а с другой – незаметно сузить пространство независимости судей и военных чиновников. Развитие внешнеполитической доктрины министра иностранных дел Турции Ахмета Давутоглу «Ноль проблем с соседями» позволило совершить прорыв в отношениях с Сирией, Ираном, Россией, Грузией и рядом других партнеров. Произошла своего рода переориентация внешней политики страны – от исключительно западного направления к многовекторности. Это отвечало задаче сохранения целостности государства, особенно в свете американских планов по изменению границ в рамках проекта «Большой Ближний Восток».
С приходом к власти ПСР Турция фактически вступила в борьбу за сохранение и упрочение своего места под американским «солнцем» в новых реалиях ХХI в. В то же время нельзя не отметить, что экономические нововведения ПСР привели к укреплению позиций арабского капитала на турецком рынке и усилению внутри страны людей, так или иначе связанных с партией. Иными словами, правящая партия все продумала и поставила на ключевые посты своих людей в надежде не просто остаться у руля, но и продолжать удерживать все необходимые рычаги влияния.
Интересы и позиция Турции в «арабской весне»
После морозной зимы и определенного затишья, напоминающего сосредоточение сил, новая турецкая политическая элита открывает чистую страницу книги истории и вступает в непростой бой на новом для себя поприще. С одной стороны, ей нужно не упасть в грязь лицом перед населением, только что отошедшим от светской модели и вставшим на путь признания новой идеологии глобализированного под турецко-американским соусом ислама [1]. С другой стороны, необходимо грамотно встроиться в диктуемый США новый мировой порядок и занять более высокую ступень в его иерархии за счет «независимой», а на самом деле проамериканской позиции, за счет возвышения над арабами, конфликтного поведения в отношениях с Израилем, действий на опережение.
Руководители Турции, в отличие от лидеров оппозиции, выразили свою точку зрения на «арабскую весну» не сразу, а после долгой паузы. Их бездействие вызвало шквал протестов внутри страны, грозивших усложнением внутриполитической обстановки. Твердая позиция премьер-министра Р.Т. Эрдогана продемонстрировала приоритетность для руководства страны задач по защите и эвакуации турецких граждан, проживающих в зоне арабских восстаний, а также положила конец внутриполитическим спекуляциям. В то же время опытный политик Эрдоган не спешил признавать победоносное шествие «арабской весны». Только оценив возможности, открывающиеся для Турции в связи со сменой элит на Севере Африки и на пространстве Ближнего Востока, премьер стал все более активно поддерживать «революционные» силы, а впоследствии – евро-американскую коалицию в Ливии.
Цели Турции в событиях «арабской весны» можно сформулировать следующим образом:
- смена элит на конфликтном пространстве, приход к власти новых субъектов исламского типа, подконтрольных Турции, которая способна получить от США полномочия на управление процессами вплоть до определения степени глубины исламизации новых элит;
- сохранение территориальной целостности и переформатирование карты проекта «Большой Ближний Восток» за счет реализации американских проектов по смене устаревших режимов при сохранении и повышении их контролируемости, а также благодаря согласию исполнять в этом контексте роль «самостоятельной» правой руки США [2];
- повышение своей роли как державы не просто регионального, а надрегионального уровня, способной решать задачи глобального характера (это вписывается в доктрину А. Давутоглу «Ноль проблем с соседями» и соответствует его идеологии по превращению Турции в державу мирового уровня);
- демонстрация реальной приверженности США и готовности действовать в рамках их политики во имя сохранения относительного суверенитета и удержания правящей элиты у власти;
- расширение возможностей использования всех видов «сил», среди которых главнейшую роль играет религиозно-нравственная (идеологическая) сила, олицетворяемая исламским тарикатом (сектой) «Нурджулар» во главе с проживающим в США турком Ф. Гюленом;
- подготовка базы для выдвижения на лидирующие позиции в рамках процесса признания палестинского государства, а также в условиях расширения управляемой анархии;
- противодействие распространению «арабской весны» на свою территорию;
- защита интересов собственных граждан;
- вывоз государственного имущества из зоны конфликтов.
Турецкая политическая элита, преимущественно получившая образование в США, выстраивает свою внешнеполитическую линию, во многом благодаря деятельности министра иностранных дел, профессора международных отношений в Университет Бейкент А. Давутоглу, в духе сочетания идеалистических и реалистических идей. Такого рода политика позволяет Турецкой Республике следовать собственной стратегии, исходящей не из сиюминутных, а из средне- и долгосрочных целей.
Ресурсы, использованные Турцией во время «арабской весны»
Турция не располагает ресурсами в таком количестве и такого качества, которые необходимы, чтобы проводить политику, соответствующую державе мирового уровня. В то же время США, ввязавшиеся за последние годы в войны в Ираке и Афганистане, вовлеченные во всемирную борьбу с глобальным злом в лице терроризма, также сталкиваются с дефицитом ресурсов. И здесь на повестку дня выходит оправданный временем турецко-американский симбиоз.
Америка не может начать очередной конфликт, развязав военные действия в Сирии или Иране. Но сохранять мировое лидерство, воздействовать на все уголки мира Соединенным Штатам необходимо, следовательно, им нужна частично суверенная рука, которая могла бы и хотела выполнять соответствующие задачи. В свою очередь, Турция хочет расширить влияние в ближневосточном регионе, но для этого ей необходим за спиной «Большой Брат». Получается симбиоз.
За время событий «арабской весны» США фактически передали Турции полномочия по оказанию давления на сирийский режим и ведению «перепалки» с Израилем. В распоряжении Турецкой Республики оказались кнут и пряник smart power: возможность продемонстрировать арабам, с одной стороны, силу посредством давления на Сирию (soft power) и боевых действий против курдов и шире – террористов внутри страны и в северном Ираке (hard power), с другой – солидарность посредством вызывающего поведения в отношении Израиля.
В контексте «арабской весны» Турция располагает следующими ресурсами:
- территория, соединяющая Запад с Востоком, Север с Югом и объединяющая целый ряд микро- и макрорегионов;
- молодое и амбициозное население, уровень образования которого быстро растет, что приводит к повышению конкурентоспособности страны на международной арене;
- отлично вооруженная, жестко организованная, вторая по численности армия НАТО;
- союзнические отношения с США;
- перспектива интеграции в ЕС;
- наличие на своей территории энергоузлов;
- сильные аналитические кадры, грамотно выстроенная кадровая политика в целом;
- наличие собственной внутри- и внешнеполитической идеологии, привлекательной на данном этапе как для Запада, так и для Востока;
- эффективная экономическая модель.
Продолжение следует…
В краткосрочной и среднесрочной перспективе смена элиты и расползание по территории Турции «арабской весны» представляются маловероятными. Сохранение нынешнего внешнеполитического курса позволит республике укрепить свои позиции в Северной Африке и на Ближнем Востоке. К настоящему времени Россия уже во многом утратила свои политические позиции в странах «арабской весны», а также потеряла целый ряд экономически выгодных контрактов. Если она и теперь не перейдет к активным действиям, то столкнется с необходимостью не просто считаться, но и подчиняться процессам усиления влияния Китая и Турции в регионе. Турецкая Республика ведет грамотную информационную пропаганду по всему миру и способна в долгосрочной перспективе войти в число мировых держав. России следует выстраивать свою политику, учитывая трансформации, происходящие в стане турецкого партнера.
1. Политическая модель Турции органично включает в себя три аспекта: а) реальное подчинение США при желании подняться выше в иерархии их союзников в контексте глобализации; б) демонстративная борьба с Израилем и пропаганда в арабском и тюркском мире; в) трансформация системы, создание собственной идеологической модели модернизированного ислама и формирование новых подходов к взаимодействию ислама и политики.
2. Иную точку зрения на роль Турции в проекте «Большой Ближний Восток» см.: Тарасов С. Большой Ближний Восток и расчленение Турции становятся реальностью // ИА «Regnum», 28.08.2011