Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Павел Шариков

К. полит. н., в.н.с. Института США и Канады РАН, доцент Факультета мировой политики МГУ им. М.В. Ломоносова, эксперт РСМД

В конце октября 2015 г. Сенат США одобрил законопроект, посвященный проблеме кибербезопасности. Документ встретил жесткое сопротивление со стороны гражданского общества в связи с рядом положений, обязывающих компании ИКТ-сектора сообщать органам национальной безопасности информацию о киберугрозах. Законопроект CISA содержит также несколько положений относительно международной информационной политики Соединённых Штатов. Особое внимание уделяется двусторонним противоречиям, связанным с международной информационной безопасностью, в особенности в отношениях с Россией, Китаем, Бразилией и Индией.

В конце октября 2015 г. Сенат США одобрил законопроект, посвященный проблеме кибербезопасности. Дискуссии по данной проблеме в США продолжаются уже более десяти лет. Много раз по данной теме наблюдались как межпартийные, так и внутрипартийные противоречия. Разнообразные скандалы, в особенности те, в которых были замешаны государственные институты, регулярно подогревали обсуждение данной проблематики, и неоднократно изменяли вектор развития информационной политики США.

Эволюция американской государственной политики до сих пор остаётся под влиянием разоблачений Эдварда Сноудена. Произошедшая в 2013 г. утечка оказала настолько сильное влияние на американскую политику, что развитие данной сферы уже разделяется на период «до» Сноудена и «после».

Ключевая проблема, вокруг которой разворачиваются политические дискуссии — поиск идеального соотношения государственных механизмов обеспечения информационной безопасности и гарантии неприкосновенности конфиденциальной частной информации американских граждан.

Один из ключевых вопросов, беспокоящих американцев в этой связи — полномочия и действия государственных органов национальной безопасности в области доступа к конфиденциальной информации.

Несмотря на то, что одобренный Сенатом документ посвящен несколько другой актуальной проблеме — обмену информацией о киберугрозах между государственными органами и коммерческими компаниями, законопроект встретил жесткое сопротивление со стороны гражданского общества в связи с рядом положений, обязывающих компании ИКТ-сектора сообщать органам национальной безопасности информацию о киберугрозах.

Стоит отметить, что летом 2015 г. в США был принят закон «О свободе», сменивший противоречивый закон «Патриот», действовавший в США более десяти лет. Тогда общественные правозащитные организации в целом позитивно оценили новый закон, хотя, разумеется, довольны остались далеко не все. Восполнить ряд пробелов в законодательстве должен закон «Об обмене информацией о киберугрозах» (Cybersecurity Information Sharing Act — CISA).

Как и закон «О свободе», CISA — двухпартийная инициатива, предложенная руководством Сенатского комитета по разведке, председателем республиканцем Ричардом Бёрром и вице-председателем, демократом Дианой Фенштейн.

Голосование в Сенате по законопроекту «CISA» предваряло несколько очередных скандалов. Во-первых, слушания в специальном комитете по Бенгази, в ходе которых Хиллари Клинтон была допрошена «с пристрастием» относительно использования частного адреса электронной почты в служебных целях. Во-вторых, взлом электронной почты директора ЦРУ и публикация его переписки на печально известном сайте Wikileaks.

CISA вызвал множество противоречий в американском обществе. Против него высказались многие общественные правозащитные организации: например, Центр демократии и технологи, а также Американский союз гражданских свобод. По мнению правозащитников, в данной редакции законопроект позволяет Агентству национальной безопасности и Федеральному Бюро Расследований получать доступ к конфиденциальной информации пользователей. Против законопроекта высказались и крупнейшие американские информационно-телекоммуникационные компании из «списка Сноудена» - Apple, Google и 20 других.

Нет сомнений в том, что закон CISA становится заложником предвыборной кампании в Соединённых Штатах. Примечательно, что четверо из пятерых сенаторов, не участвовавших в голосовании по законопроекту, в настоящее время участвуют в президентских праймериз от республиканской партии. Вполне вероятно, что их неучастие в голосовании обусловлено не только занятостью, но и политическими мотивами. Судя по всему большинство республиканцев всё-таки поддерживают законопроект. Известно, что Марко Рубио поддерживал законопроект на этапе обсуждения в комитете по разведке.

Ключевая проблема, вокруг которой разворачиваются политические дискуссии — поиск идеального соотношения государственных механизмов обеспечения информационной безопасности и гарантии неприкосновенности конфиденциальной частной информации американских граждан.

В голосовании не принял участия даже Рэнд Пол, занимающий противоположную позицию по данному вопросу, едва не сорвавший принятие закона «О свободе» своим флибустьерским выступлением, длившимся более 10 часов. Против законопроекта CISA проголосовал и Берни Сандерс, кандидат от демократической партии, также не поддержавший в своё время и закон «О свободе».

Между тем законопроект CISA содержит также несколько положений относительно международной информационной политики Соединённых Штатов. Закон обязывает Государственный департамент разработать международную информационную стратегию в соответствии с документом, подписанным президентом Б. Обамой в 2011 г. В законопроекте особое внимание уделяется двусторонним противоречиям, связанным с международной информационной безопасностью, в особенности в отношениях с Россией, Китаем, Бразилией и Индией. Государственному департаменту предлагается принять во внимание данные противоречия в ходе разработки стратегии. Принятие законопроекта могло бы восстановить диалог между Россией и США по вопросу кибербезопасности. Кроме того, авторы законопроекта обращают внимание на необходимость разработки международных механизмов выдачи и преследования киберпреступников.

Шансов на то, что законопроект будет принят, пока немного. В том виде, в котором документ покинул Сенат, законопроект содержит множество противоречий, не устраивающих американских политиков (как демократов, так и республиканцев), правозащитников и телекоммуникационное лобби. В условиях разворачивающейся предвыборной кампании принятие такого закона спровоцирует определённый общественный резонанс, который вряд ли позитивно скажется на позициях кандидатов.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие глобальные угрозы, по вашему мнению, представляют наибольшую опасность для человечества в ближайшие 20 лет? Укажите не более 5 вариантов.

    Загрязнение окружающей среды  
     474 (59.03%)
    Терроризм и экстремизм  
     390 (48.57%)
    Неравномерность мирового экономического развития  
     337 (41.97%)
    Глобальный системный кризис  
     334 (41.59%)
    Гонка вооружений  
     308 (38.36%)
    Бедность и голод  
     272 (33.87%)
    Изменение климата  
     251 (31.26%)
    Мировая война  
     219 (27.27%)
    Исчерпание природных ресурсов  
     212 (26.40%)
    Деградация человека как биологического вида  
     182 (22.67%)
    Эпидемии  
     158 (19.68%)
    Кибератаки на критическую инфраструктуру  
     152 (18.93%)
    Недружественный искусственный интеллект  
     74 (9.22%)
    Падение астероида  
     17 (2.12%)
    Враждебные инопланетяне  
     16 (1.99%)
    Другое (в комментариях)  
     10 (1.25%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся