Read in English
Оценить статью
(Голосов: 22, Рейтинг: 4.45)
 (22 голоса)
Поделиться статьей
Иван Лошкарёв

К.полит.н., доцент кафедры политической теории МГИМО МИД России

17 сентября 2023 г. переходные лидеры Буркина-Фасо, Мали и Нигера подписали Хартию Липтако-Гурма, тем самым учредив Альянс государств Сахеля. Это произошло на фоне экономических санкций Экономического сообщества стран Западной Африки (ЭКОВАС) и угроз Сообщества провести военную операцию в Нигере. Для трех не имеющих выхода к морю государств санкции имели весьма серьезные последствия, обострили социально-экономическую обстановку и привели к бурному росту активности террористических групп.

Появление нового военно-политического союза существенно меняет баланс сил в регионе, поскольку ведет к разделению Западной Африки на два блока государств, между которыми сохраняется военная напряженность и санкционное противостояние. По мере становления институтов и механизмов сотрудничества Альянса государств Сахеля конкуренция с ЭКОВАС будет нарастать, что ставит перед лидерами Буркина-Фасо, Мали и Нигера непростую задачу: продвигаться вперед к намеченным целям, но не доводить ситуацию до открытого конфликта с Сообществом. В этой связи, существующие сложности и преграды в формировании Альянса могут рассматриваться не только как проблемы, но и как способ достижения долгосрочных интересов трех государств Сахеля.

Главный упрек в отношении Альянса государств Сахеля — отсутствие общих институтов, наднациональных органов координации. Однако есть вероятность, что в наиболее общепринятой форме они и не потребуются. В последние десятилетия государства все меньше прибегают к таким формам сотрудничества, которые предполагают формальное закрепление договоренностей, широкий круг обязательств и длительный характер совместной работы. Из-за быстрого изменения обстановки в международных делах страны нуждаются в немедленных решениях, а не в перспективных ситуациях взаимопомощи и силовой поддержки.

Новый формат взаимодействия в последние годы получил название минилатерализма: за счет сокращения состава участников растет вероятность достижения договоренностей, которые не останутся декларативными. Поскольку сотрудничество носит эпизодический и узконаправленный характер, сокращается не только период согласования и необходимый объем ресурсов, но и время на принятие решений по имплементации и период мониторинга выполнения обязательств. Проще говоря, минилатерализм — относительно незатратен и позволяет быстро установить, если какая-то страна повела себя недобросовестно в отношении достигнутых договоренностей.

Если отбросить неизбежную в первые годы правления революционную риторику руководства трех государств, вырисовывается вполне прагматичная линия на взаимовыгодное углубление минилатерализма в противовес мультилатерализму ЭКОВАС. Преимуществом Альянса государств Сахеля станет создание узконаправленных механизмов сотрудничества (валютные операции, пограничная безопасность, транспортные коридоры, трансфер технологий) и интенсивные межведомственные консультации в противовес громоздким наднациональным институтам и амбициозным декларативным целям построения демократии и «коллективной мечты» в ЭКОВАС. То есть, хотя президент Нигерии Б. Тинубу назвал Альянс «фантомным союзом», далеко не факт, что в среднесрочной перспективе эта фигура речи будет оскорбительной.

Отличия во внутриполитической динамике резко выделяют Нигер среди участников Альянса государств Сахеля и обуславливают важные внешнеполитические последствия. В отличие от Буркина-Фасо и Мали, руководство Нигера не поддается очарованию антизападной риторики и не разрывает сотрудничество с США. Подобно тому, как современная Венгрия сдерживает наиболее нереалистичные порывы в рамках ЕС, Нигер может стать зачинателем дискуссий об ограничениях, взаимных гарантиях, перекрестных обязательствах и иных вещах, без которых любое сотрудничество обречено утратить прагматизм и поступательную динамику. Кроме того, само присутствие Нигера в Альянсе формирует основу для минимально необходимого плюрализма, который может иметь важный демонстрационный эффект в регионе: если позиции ЭКОВАС во многом определяются крупнейшим государством региона — Нигерией, то в Альянсе уже сейчас сложились предпосылки для более равноправного диалога.

Традиционные представления о деятельности военно-политических и экономических союзов не подходят под нынешнюю ситуацию в Сахеле, а потому не могут быть реализованы. С этой точки зрения, Альянс государств Сахеля может стать своеобразной «лабораторией» минилатерализма и сформировать уникальный опыт отработки различных форматов сотрудничества по военным и смежным темам. Важную роль в этом отношении будет играть баланс между революционным романтизмом руководства Буркина-Фасо и Мали и прагматизмом лидеров Нигера. Вполне возможно, что наработки сахельской тройки пригодятся и России при выстраивании отношений в Евразии и АТР.

17 сентября 2023 г. переходные лидеры Буркина-Фасо, Мали и Нигера подписали Хартию Липтако-Гурма, тем самым учредив Альянс государств Сахеля. Это произошло на фоне экономических санкций Экономического сообщества стран Западной Африки (ЭКОВАС) и угроз Сообщества провести военную операцию в Нигере. Для трех не имеющих выхода к морю государств санкции имели весьма серьезные последствия, обострили социально-экономическую обстановку и привели к бурному росту активности террористических групп.

Согласно Хартии Липтако-Гурма, Альянс государств Сахеля имеет всего одну цель — «создание архитектуры коллективной обороны и взаимной поддержки». Если первый элемент цели прост и понятен, то тезис о взаимной поддержке раскрывается далее по тексту — речь идет не только о защите от нападений третьих сторон, но и о разблокировке дорог, транспортных узлов и стратегической инфраструктуры, а также о совместной деятельности по прекращению вооруженных восстаний мирными и силовыми методами.

Появление нового военно-политического союза существенно меняет баланс сил в регионе, поскольку ведет к разделению Западной Африки на два блока государств, между которыми сохраняется военная напряженность и санкционное противостояние. По мере становления институтов и механизмов сотрудничества Альянса государств Сахеля конкуренция с ЭКОВАС будет нарастать, что ставит перед лидерами Буркина-Фасо, Мали и Нигера непростую задачу: продвигаться вперед к намеченным целям, но не доводить ситуацию до открытого конфликта с Сообществом. В этой связи, существующие сложности и преграды в формировании Альянса могут рассматриваться не только как проблемы, но и как способ достижения долгосрочных интересов трех государств Сахеля.

Вызов минилатерализма

Главный упрек в отношении Альянса государств Сахеля — отсутствие общих институтов, наднациональных органов координации. Однако есть вероятность, что в наиболее общепринятой форме они и не потребуются. В последние десятилетия государства все меньше прибегают к таким формам сотрудничества, которые предполагают формальное закрепление договоренностей, широкий круг обязательств и длительный характер совместной работы. Из-за быстрого изменения обстановки в международных делах страны нуждаются в немедленных решениях, а не в перспективных ситуациях взаимопомощи и силовой поддержки.

Новый формат взаимодействия в последние годы получил название минилатерализма: за счет сокращения состава участников растет вероятность достижения договоренностей, которые не останутся декларативными. Поскольку сотрудничество носит эпизодический и узконаправленный характер, сокращается не только период согласования и необходимый объем ресурсов, но и время на принятие решений по имплементации и период мониторинга выполнения обязательств [1]. Проще говоря, минилатерализм — относительно незатратен и позволяет быстро установить, если какая-то страна повела себя недобросовестно в отношении достигнутых договоренностей.

В этом отношении у Альянса государств Сахеля огромные преимущества по отношению к ЭКОВАС. Экономическое сообщество стран Западной Африки существует почти 40 лет и де-факто объединяет 11 государств, так как членство Буркина-Фасо, Гвинеи, Мали и Нигера приостановлено. Согласование решений в Сообществе обросло бюрократической инерцией и требует времени. Более того, в силу исторических причин в ЭКОВАС не наблюдается нормативного единства — общности представлений о ключевых целях и задачах. В частности, в составе Сообщества есть страны с особой позицией по ситуации в регионе (Бенин, Сенегал, Того). Это только усложняет процесс политического торга: до того, как договориться насчет объема используемых ресурсов, приходится определять, в чем состоит общий интерес и каковы его конкретные индикаторы.

В свою очередь, Альянс государств Сахеля пока имеет весьма гибкую структуру. По своему характеру, Хартия Липтако-Гурма является рамочным документом, обозначает возможный, но далеко не исчерпывающий перечень возможных направлений совместной работы. Более того, согласование позиций трех государств — по определению проще, чем для 11 фактических членов ЭКОВАС. Именно поэтому почти сразу после формирования Альянса страны-участники стали выдвигать инициативы по расширению охвата сотрудничества. В частности, в ноябре 2023 г. министры финансов трех стран согласовали предложения по расширению экономического сотрудничества и по созданию комитета по подготовке предложений об общем валютном союзе. Лидер Нигера генерал А. Тчиани в интервью заявил, что «наш союз должен развиваться в политической и валютной сфере». Более амбициозно выразился премьер-министр Буркина-Фасо А.К. де Тамбела, который призывал «набраться смелости» и создать полноценную федерацию трех государств.

Если отбросить неизбежную в первые годы правления революционную риторику руководства трех государств, вырисовывается вполне прагматичная линия на взаимовыгодное углубление минилатерализма в противовес мультилатерализму ЭКОВАС. Преимуществом Альянса государств Сахеля станет создание узконаправленных механизмов сотрудничества (валютные операции, пограничная безопасность, транспортные коридоры, трансфер технологий) и интенсивные межведомственные консультации в противовес громоздким наднациональным институтам и амбициозным декларативным целям построения демократии и «коллективной мечты» в ЭКОВАС. То есть, хотя президент Нигерии Б. Тинубу назвал Альянс «фантомным союзом», далеко не факт, что в среднесрочной перспективе эта фигура речи будет оскорбительной.

Кандидат во «внутриблоковые диссиденты»

Многочисленные журналистские и академические публикации делают акцент на том, что переворот в Нигере 26 июля 2023 г. был частью волны смещения законных правительств в Африке. Причинами практически синхронного отстранения президентов и лидеров стран называют рост самосознания людей на континенте, увеличение числа молодежи, популярность идей суверенитета, а также накопленный эффект от недавних изменений мирового порядка.

На мой взгляд, переворот в Нигере совершенно напрасно включают в общеафриканскую волну переворотов. Некоторые отличия на поверхности. Если нынешние лидеры Мали и Буркино-Фасо — это офицеры среднего звена, то в Нигере у власти — в основном, генералитет. Если руководство Мали и Буркина-Фасо принадлежит к наиболее крупному этносу в стране, то в Нигере — в высшем органе власти и правительстве соблюдается баланс представительства разных этносов. Если при переворотах в Мали и Буркина-Фасо фактор массового возмущения по поводу бездеятельности власти в вопросах борьбы с терроризмом был определяющим, то в Нигере этого фактора практически не было.

Среди непосредственных причин переворота выделяют либо коллективное недовольство военных оптимизацией затрат на оборону и смежных отрасли управления [2], либо индивидуальное недовольство высших военных чинов кадровой политикой президента М. Базума. Однако игнорируется важная переменная — этнический состав армии и межэтнической баланс в стране. Со времен французского колониализма в вооруженных силах преимущественно служили представители этноса зарма (джерма) — даже столица была перенесена из Зиндера в Ниамей, поближе к территориям их расселения. Напротив, в органах гражданской власти преобладали выходцы из хауса — одного из крупнейших по численности западноафриканских этносов [3]. Поскольку зарма составляют 20–21% от общей численности населения, а хауса — свыше 50%, для зарма военная служба стала едва ли не основным способом участия в распределении государственных ресурсов. А для остальных этносов Нигера, кроме хауса, наличие двух конкурирующих этносов стало гарантией, что политические и экономические блага будут распределяться более равномерно, а не в пользу хауса.

В целом, связка «хауса — зарма» действовала успешно практически всю историю независимого Нигера и только дважды была поставлена под сомнение. В первый раз — во время второго срока М. Танджа (2004–2010) возник перекос в сторону представителей этноса фульбе (6,5% населения), к которому относился и сам президент. А во второй раз сместить межэтнический баланс попытался М. Базум (этническая принадлежность — сахарский араб) — под предлогом установления стабильного управления и «укрепления республиканских институтов» для получения кредита МВФ. С учетом сохраняющегося преобладания хауса и зарма в государственными аппарате, обе попытки закончились государственными переворотами — а нынешний член Национального совета по охране Родины генерал Салифу Моди участвовал в них обоих.

Отличия во внутриполитической динамике резко выделяют Нигер среди участников Альянса государств Сахеля и обуславливают важные внешнеполитические последствия. В отличие от Буркина-Фасо и Мали, руководство Нигера не поддается очарованию антизападной риторики и не разрывает сотрудничество с США: в стране сохраняются две американские базы, а в декабре произошла церемония вручения верительных грамот новым послом из Вашингтона К. Фитц-Гиббон. Кроме того, лидеры в Ниамее пока не спешат укреплять военные и экономические связи с Россией, хотя некоторые договоренности на этот счет достигнуты в ходе визита заместителя министра обороны Р.Ф. Ю. Евкурова в Нигер 4 декабря 2023 г. Наконец, именно Нигер наиболее решительно оспаривает существующие санкции ЭКОВАС в институтах самого Сообщества и все еще продолжает переговоры о снятии ограничений.

В этой связи, возникают закономерные вопросы о роли и перспективах Нигера в Альянсе государств Сахеля. Однако в этом может быть и положительный момент: подобно тому, как современная Венгрия сдерживает наиболее нереалистичные порывы в рамках ЕС, Нигер может стать зачинателем дискуссий об ограничениях, взаимных гарантиях, перекрестных обязательствах и иных вещах, без которых любое сотрудничество обречено утратить прагматизм и поступательную динамику. Кроме того, само присутствие Нигера в Альянсе формирует основу для минимально необходимого плюрализма, который может иметь важный демонстрационный эффект в регионе: если позиции ЭКОВАС во многом определяются крупнейшим государством региона — Нигерией, то в Альянсе уже сейчас сложились предпосылки для более равноправного диалога.

***

В настоящее время Альянс государств Сахеля только начинает свою деятельность. На его счет уже сформировались значительные ожидания не только в Сахельском регионе, но и в других частях мира. В ближайшее время Буркина-Фасо, Мали и Нигеру предстоят серьезные испытания — не только в военной, но и в социально-экономической сфере. С учетом блокады со стороны ЭКОВАС потребуются практические шаги, чтобы продемонстрировать серьезность намерений трех стран.

Традиционные представления о деятельности военно-политических и экономических союзов не подходят под нынешнюю ситуацию в Сахеле, а потому не могут быть реализованы. С этой точки зрения, Альянс государств Сахеля может стать своеобразной «лабораторией» минилатерализма и сформировать уникальный опыт отработки различных форматов сотрудничества по военным и смежным темам. Важную роль в этом отношении будет играть баланс между революционным романтизмом руководства Буркина-Фасо и Мали и прагматизмом лидеров Нигера. Вполне возможно, что наработки сахельской тройки пригодятся и России при выстраивании отношений в Евразии и Азиатско-Тихоокеанском регионе.

1. Naim M. Minilateralism //Foreign policy. 2009. №. 173. р. 135-136.

2. Исаев Л.М., Ильина А.М. «Перестройка» по-нигерски: причины военного переворота 2023 г.// Азия и Африка сегодня. 2023. №11. С. 15-22.

3. Ibrahim J. Political exclusion, democratization and dynamics of ethnicity in Niger // Africa Today. 1994. Vol. 41. №. 3. pp. 15-39.


Оценить статью
(Голосов: 22, Рейтинг: 4.45)
 (22 голоса)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju