Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Владислав Курбацкий

Третий секретарь МИД России, эксперт РСМД

Албания, некогда замкнутая страна, стоявшая особняком в социалистическом лагере, прошла непростой путь от автаркии до открытой рыночной экономики. Сегодня она испытывает все большее давление со стороны ее нынешних союзников – США и Евросоюза, и всерьез задумывается о возвращении к своим «старым друзьям» – Китаю и России.

Албания, некогда замкнутая страна, стоявшая особняком в социалистическом лагере, прошла непростой путь от автаркии до открытой рыночной экономики. Сегодня она испытывает все большее давление со стороны ее нынешних союзников – США и Евросоюза, и всерьез задумывается о возвращении к своим «старым друзьям» – Китаю и России.

Албания, пройдя в новейшей истории путь преобразований от социалистической страны к развивающейся демократии, схожий по характеру с транзиционными потрясениями в постсоветской России, начала активно искать новых союзников и покровителей. Первыми, кто в то время смог протянуть ей «руку помощи», оказались США и Евросоюз, с готовностью взявшие под опеку бывшую соцстрану.

Вместе с тем жесткие условия ЕС, касающиеся проведения в Албании «демократических» реформ, кризис еврозоны и нестабильность доллара заставляют ее задумываться о поиске новых потенциальных экономических партнеров. В таком контексте у официальной Тираны и возникла идея возобновления некогда активного сотрудничества с Китаем и Россией. И если Пекин с готовностью вышел на албанский рынок (Китаю отдана «на откуп» фактически большая часть медной промышленности), то Россия пока активизироваться на этом направлении не спешит. Мировая практика показывает, что новые открывающиеся рынки надолго пустыми не остаются. Сможет ли Россия воспользоваться тем, пусть и небольшим, экономическим потенциалом, которым обладает Албания, и открыть для себя новый рынок – вопрос, требующий достаточно быстрого решения.

Жесткие условия ЕС, касающиеся проведения в Албании «демократических» реформ, кризис еврозоны и нестабильность доллара заставляют ее задумываться о поиске новых потенциальных экономических партнеров.

 

Социалистическое прошлое

Албания вышла из социалистического блока намного раньше, чем остальные его члены. Разрыв отношений, произошедший в конце 1961 г., был спровоцирован рядом факторов. Во-первых, после смерти Сталина СССР взял курс наулучшение отношений с Тито, который не стеснялся говорить об исключительной роли Югославии на Балканах, что, безусловно, заставило албанского лидера Э. Ходжу крепко задуматься. Во-вторых, методы, которыми СССР «урегулировал» события в Венгрии в 1956 г., серьезно озадачили албанское руководство. Стало понятно, каким образом Советский Союз может ограничить суверенитет «братской соцстраны».

Амбициозный лидер Албании Ходжа не мог допустить вмешательства во внутренние дела своего государства. Он начал планомерную критику «ревизионистского режима» Н. Хрущева, и уже в декабре 1961 г. произошел разрыв дипломатических отношений между двумя странами. Предлогом послужила свободная манера высказываний Хрущева: во время визита в Албанию в 1959 г. он поделился своим видением места Албании в системе соцстран – «общесоциалистическая здравница с военно-морской базой». И не важно, что для этого пришлось бы срыть культурные памятники античности и перекроить побережье.

В это время Албанию начал активно «обхаживать» Китай, не желавший упускать свой шанс заполучить европейский плацдарм. Выделенный Пекином кредит в размере 125 млн долл. на развитие тяжелой промышленности подтолкнул Албанию к прекращению своей деятельности в СЭВ в 1962 г. Вопреки прогнозам это сразу же негативно сказалось на экономическом положении страны, ведь на тот момент СССР был ее основным экономическим партнером. (После Второй мировой войны бедная балканская страна голодала, на этой волне и началась дружба Москвы и Тираны.) Колоссальная материальная помощь, строительство промышленных объектов, создание гидроэнергетической базы страны, которую албанцы теперь пытаются активно развивать, – все это прекратилось в одночасье. Пекин, пользуясь углубляющимся кризисом в отношениях «бывших друзей», увеличил финансирование и направил в Албанию своих специалистов. Укрепили же албанских лидеров в правильности выбранного ими нового союзника события «Пражской весны», после которых Тирана окончательно порвала с СССР, выйдя из ОВД в 1968 г.. Однако по прихоти Ходжи и эта «китайская» идиллия продолжалась недолго – до 1978 г. Началась «застойная» эпоха албанской автаркии.

Албания в 1990-е годы

В начале 1990-х годов Албания переживала тот же системный кризис, что и Россия. Слом социалистической системы проходил болезненно, особенно после почти двадцатилетнего периода автаркии. Не многим известно, что албанское руководство, памятуя о добром прошлом, когда СССР возродил страну из руин, неоднократно обращалось к России с просьбой о помощи и поддержке в сложный для нее переходный период. В то время албанцы были готовы пойти практически на любые условия, лишь бы не остаться в одиночестве. Однако Москве нужно было разбираться с собственными делами. Албанцы были вынуждены искать помощи у Запада, который с готовностью согласился эту помощь предоставить, а позднее и полностью вовлечь в свою орбиту. В 2009 г. Албании было предоставлено членство в НАТО.

Развитие отношений России и Албании в настоящее время

В настоящее время отношения России и Албании развиваются по нарастающей, насколько это возможно, учитывая прозападную ориентацию страны и ее принадлежность к НАТО. Как уже отмечалось, Албания сейчас испытывает острую нужду в новых потенциальных партнерах. Это объясняется давлением ЕС, который требует от албанцев неукоснительного внедрения «демократических» реформ и критикует за ситуацию, сложившуюся после парламентских выборов 2009 г. Продолжается также давление со стороны США: албанцы расходуют на оборонную сферу меньше, чем установлено блоком, да и внутренние их дела американцев не устраивают. Все это заставляет Тирану задуматься о поиске партнеров, готовых сотрудничать с ней на равных. Взор албанского руководства обратился на восток к «старым друзьям» – Китаю и России.

Резкая активизация отношений с Пекином произошла в 2009 г., когда Албанию посетил вице-премьер Госсовета КНР. Визит китайского министра иностранных дел в Тирану летом 2011 г. закрепил достигнутые наработки. За 2009–2011 гг. товарооборот между Албанией и Китаем вырос почти вдвое, достигнув отметки, пусть пока и скромной, в 250 млн долл. При этом албанский экспорт увеличился почти в пять раз.

Китайский опыт, основанный на старой дружбе, имеет большое значение для развития российско-албанских контактов, учитывая, что албанское руководство осознает потенциал нашей страны. Однако здесь есть ряд нюансов. Албанская политическая элита вынуждена постоянно оглядываться на Запад и своих партнеров по Альянсу, что затрудняет «свободу маневра» для албанского бизнеса во взаимодействии с российскими компаниями. Но это отнюдь не означает отсутствия возможностей для налаживания экономического сотрудничества и взаимодействия, исходя из прагматических интересов обеих стран. Албания – сравнительно небольшой рынок даже для российских средних компаний (хотя и это можно использовать как «плюс» для развития нашего малого предпринимательства).

База для наращивания многопланового сотрудничества уже есть. Активно развиваются культурные связи, организуются гастроли творческих коллективов и деятелей искусства двух стран. В сентябре 2011 г. в Албании блистательно прошли Дни российской духовной культуры, вызвавшие большой интерес у албанской публики, которая испытывает ностальгический «голод» по российскому искусству. Активизировались и политические контакты: в Албании побывал председатель комитета Госдумы по международным делам К. Косачев, Москву посетила глава албанского парламента Ж. Топалы. К сожалению, все это пока не получает достойного продолжения в экономической сфере.

А поле для сотрудничества здесь очень большое. Албания достаточно богата минеральными ресурсами (хром – 32 млн т, медь – 53 млн т, никель – 220 млн т[1]), запасы которых были разведаны еще советскими специалистами. Существующие рудники албанское правительство готово на льготных условиях передать в концессию любой компании, проявившей интерес к их разработке.

Албания – самая богатая «водой» страна на Балканах. 158 рек, впадающих в Адриатическое море, дают колоссальный сброс воды – 1308 м куб/с. Первые ГЭС строили опять же советские инженеры. Министерство экономики, торговли и энергетики Албании объявило тендеры на освоение энергетического потенциала рек, строительство новых и реконструкцию уже имеющихся ГЭС. Кроме того, Албания – одна из немногих стран, до сих пор не охваченная системой газопроводов. И, конечно, имеют значение рекреационные ресурсы: протяженность береговой линии составляет более 400 км. Все эти природные богатства Албании уже начали осваивать европейские и китайские компании. Не пора ли и российскому бизнес-сообществу присмотреться к албанскому рынку?

Помимо экономических возможностей Албания обладает существенным политическим потенциалом в регионе. Это четвертая по численности нацияна Балканах, имеющая тенденцию к росту. С «албанским фактором» уже нельзя не считаться. Все это вместе с ностальгическими представлениями о былой крепкой дружбе и развитием экономических связей может дать неплохой результат при продуманном подходе к современной Албании.

1. Strategjia e zhvillimit te industrise minerare bazuar ne politikat rajonale per menaxhimin me efektivitet te burimeve minerale ekzistuese dhe atyre qe do te zbulohen per nje periudhe 15 vjecare. Tirane, Maj 2006.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся