Оценить статью
(Голосов: 17, Рейтинг: 2.47)
 (17 голосов)
Поделиться статьей
Екатерина Чимирис

К.полит.н., руководитель Центра социально-политических исследований ИРИП ВАВТ, доцент Финансового университета при Правительстве РФ

Говоря о внешнеполитических приоритетах Украины, принято по умолчанию считать, что страна окончательно и бесповоротно переориентировалась на Запад, готовится к вступлению в ЕС и НАТО. Пока же членство в этих организациях остается отдаленной и призрачной перспективой, а Украина продолжает поддерживать связи со странами постсоветского пространства. Опасный звонок для России — эта работа проходит без ее участия и иногда вполне успешно. Конфигурация отношений на постсоветском пространстве постепенно отходит от россиецентричной конфигурации и приобретает сетевую форму с несколькими центрами. Имея некий предыдущий опыт существования в качестве крупного экономического центра для региона, Украина вполне может претендовать на роль одного из лидеров в нем.

В этом контексте важно рассмотреть приоритеты и планы Украины на постсоветском пространстве в контексте ее движения в ЕС и НАТО, а также выявить сильные и слабые стороны украинской позиции.

Украина могла бы претендовать на роль одного из региональных лидеров — стать полноценными «воротами в глобальный мир» для региона Евразии, если бы начала работу по адаптации европейского опыта и выработки собственных моделей развития. Пока же, как ни парадоксально, именно стремление безоговорочно следовать европейским канонам сильно тормозит развитие в этом направлении.

Сейчас Украине сложно претендовать на роль экономического центра для постсоветского пространства. В неблагоприятных политических процессах старые экономические связи были нарушены и переориентированы на другие регионы. Слепое следование в фарватере политики ЕС в отношении постсоветского пространства, как отлично видно на примере отношений с Беларусью, не позволяет Украине в полной мере взять курс на формирование собственной региональной повестки. Для Центральной Азии Украина может стать источником технических инноваций, открыв для себя тем самым рынок развивающихся и богатых ресурсами стран.

Однако для реализации выгодной для себя стратегии Украина должна приобрести определенную долю субъектности в области внешней политики и экономики, а также целенаправленно артикулировать свои интересы и встраивать их в повестку. Проект ЕАЭС вызывает неоднозначные реакции даже в самих государствах — членах Союза, что дает возможность реализовывать конфликтную стратегию со стороны Украины. В этом случае Россия и сторонники ЕАЭС будут действовать жестко, применяя оставшиеся рычаги экономического давления. Более благоприятным сценарием представляется согласование экономических интересов ЕС и ЕАЭС, о чем в общих чертах ведется речь на экспертном уровне, но этот вопрос пока не перешел в практическую плоскость. И в этой ситуации такие страны как Армения, Украина и Молдова могли бы поднять свой уровень субъектности, имея опыт общения с обеими интеграционными структурами.

Говоря о внешнеполитических приоритетах Украины, принято по умолчанию считать, что страна окончательно и бесповоротно переориентировалась на Запад, готовится к вступлению в ЕС и НАТО. Пока же членство в этих организациях остается отдаленной и призрачной перспективой, а Украина продолжает поддерживать связи со странами постсоветского пространства. Опасный звонок для России — эта работа проходит без ее участия и иногда вполне успешно. Конфигурация отношений на постсоветском пространстве постепенно отходит от россиецентричной конфигурации и приобретает сетевую форму с несколькими центрами. Имея некий предыдущий опыт существования в качестве крупного экономического центра для региона, Украина вполне может претендовать на роль одного из лидеров в нем.

В этом контексте важно рассмотреть приоритеты и планы Украины на постсоветском пространстве в контексте ее движения в ЕС и НАТО, а также выявить сильные и слабые стороны украинской позиции.

Приоритеты внешней политики в Стратегии национальной безопасности Украины

Стратегия национальной безопасности Украины была кардинально пересмотрена в 2015 г., в нее отдельным пунктом было внесено положение о «российской угрозе» [1]. Сегодня действует новая версия Стратегии, принятая в сентябре 2020 г., сформированная под влиянием «продолжающегося конфликта с Россией», при том последняя обозначена в документе «как «долгосрочная угроза национальным интересам и безопасности Украины». В новом документе сохранились тезисы о необходимости сохранения международного давления на Россию как гарантии недопущения эскалации конфликта. Украина призывает международные организации поддержать ее в противостоянии «российской агрессии».

В отношении экономического развития Украина продолжает ориентироваться на Европу. Стратегический курс страны — вступление в ЕС и НАТО. При этом Украина также открыта к сотрудничеству с Азербайджаном и Грузией, Белоруссией и Молдовой. В энергетической сфере Киев нацелен на европейскую инфраструктуру — в разработке находится проект интеграции Объединенной энергосистемы Украины в европейское объединение операторов передачи электроэнергии, а Газотранспортной системы страны — в Европейскую сеть операторов газотранспортной системы.

Судя по торговым соглашениям (См. Таб. 1), Украина занимает достаточно активную внешнеполитическую и внешнеэкономическую позицию, которая сегодня направлена за пределы региона постсоветского пространства. Хотя существуют отдельные попытки страны укрепить выгодные, в первую очередь, экономические связи с отдельными постсоветскими республиками.

Таб. 1. Действующие торговые соглашения Украины с другими странами и организациями

Партнер по соглашению Тип договора Охват Дата вступления в силу
Туркменистан Соглашение о свободной торговле Товары 4 ноября 1995 г.
Узбекистан Соглашение о свободной торговле Товары 1 января 1996 г.
Грузия Соглашение о свободной торговле Товары 4 июня 1996 г.
Азербайджан Соглашение о свободной торговле Товары 2 сентября 1996 г.
Армения Соглашение о свободной торговле Товары 18 декабря 1996 г.
Кыргызстан Соглашение о свободной торговле Товары 19 января 1998 г.
Казахстан Соглашение о свободной торговле Товары 19 октября 1998 г.
Северная Македония Соглашение о свободной торговле Товары 5 июля 2001 г.
Таджикистан Соглашение о свободной торговле Товары 11 июля 2002 г.
Молдавия Соглашение о свободной торговле Товары 19 мая 2005 г.
Белоруссия Соглашение о свободной торговле Товары 11 ноября 2006 г.
Европейская Ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) Договор об ассоциации и соглашение о свободной торговле Товары и услуги 1 июня 2012 г.
Черногория Договор об ассоциации и соглашение о свободной торговле Товары и услуги 1 января 2013 г.
ЕС Соглашение об экономической интеграции и о свободной торговле Товары и услуги <p>23 апреля 2014 г.
Канада Соглашение о свободной торговле Товары 1 августа 2017 г.

Источник: Regional Trade Agreements. Database. URL: http://rtais.wto.org/UI/PublicMaintainRTAHome.aspx

Несмотря на то, что Украина в основном ориентирована на Запад и Европейский союз, в недавнем времени страна активизировала свою политику в Центральной Азии. В то же время ее отношения с постсоветскими странами в Восточной Европе осложняются рядом политических конфликтов.

В торговом отношении Украина пока сильно зависит от России и Белоруссии, но также есть потенциал в развитии отношений с Азербайджаном и Казахстаном (См. Рис 1). В особенности зависимость проявляется в отношении импорта — поэтому ухудшение отношений с Беларусью может крайне негативно сказаться на украинской экономике. В отношении России спад объемов торговли идет поэтапно и неуклонно — с 2018 по 2020 гг. падение импорта в Украину из России сократилось практически в два раза (с 8 млрд долл. до 4,5 млрд долл.) [2].

Рис. 1.

Источник данных: Составлено автором на основе данных URl: https://comtrade.un.org/data/

В отношении экспорта из Украины ситуация выглядит интереснее — из Украины более активный импорт идет в Узбекистан, Молдову, Грузию и Армению (См. Рис. 2). Причем в Узбекистан импорт даже увеличился в 2020 г., несмотря на общее падение оборотов в связи с пандемией.

Рис. 2.

Источник данных: Составлено автором на основе данных URL: https://comtrade.un.org/data/

При том, что Украина явно ориентирована в экономическом плане на ЕС, к слову, за 2020 г. объем экспорта из Германии (5,3 млрд долл.) превысил по значению объему экспорта из России (4,5 млрд долл.). Тем не менее Украина окончательно не закрывает возможность сотрудничества с другими странами постсоветского пространства — с каждой из них выстраивается своя и в чем то уникальная драматургия отношений.

Украина и Южный Кавказ

На Южном Кавказе позиции Украины неоднозначны — от тесного сотрудничества с Азербайджаном до прохладных отношений с Арменией. В армяно-азербайджанском конфликте Украина принимает сторону Азербайджана. Это связано с тем, что Азербайджан в свою очередь признает территориальную целостность Украины. «Мы последовательно поддерживали территориальную целостность Азербайджана, так же как Азербайджан поддерживал нашу территориальную целостность в международнопризнанных границах, и этот принцип остается для нас абсолютно неизменным», — отмечает министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба.

Украина также заинтересована в финансовой помощи и инвестициях со стороны Азербайджана. Баку поддерживает территориальную целостность Украины, но опасается протестных настроений и цветных революций на своей территории. Кроме того, Азербайджан предпочитает не портить отношения с Москвой, поэтому высказывается по вопросам территориальной целостности максимально деликатно. Украина важна для Азербайджана с точки зрения логистики и транспортировки энергоресурсов в Европу.

Отношения между двумя странами развиваются в области торговли — в апреле 2021 г. начались переговоры о подписании Соглашения в сфере безопасности пищевых продуктов. Украина находится в менее выигрышной позиции в отношениях с Азербайджаном в области экономики. Единственный ее шанс — нарастить мощь в области военно-технического сотрудничества с Азербайджаном.

Рис. 3.

В отношении торговли наибольшие объемы показывает пара Украина — Азербайджан. При этом от экспорта из Украины больше зависят Армения и Грузия.

Рис. 4.

Торгово-экономические отношения между Арменией и Украиной развиваются по благоприятной для последней траектории. Однако постепенно нарастают противоречия, связанные с интерпретацией фактов исторической памяти — оценки и признания Голодомора, а также геноцида армян в 1915 г. К тому же Армения крайне негативно восприняла тот факт, что Украина поддержала Азербайджан в конфликте. При этом до обострения двусторонних отношений были планы по развитию сотрудничества двух стран в области металлургии, информационных технологий, машиностроения и добычи полезных ископаемых [3]. Опыт Армении в выстраивании отношений и в рамках ЕАЭС, и по линии ЕС также вполне мог бы быть полезен для Украины, в случае если страна примет более взвешенную и прагматичную линию внешней политики.

Пока же обмен опытом происходит в основном между Украиной и Грузией — страны оказались в схожей геополитической ловушке. Отношения с Россией находятся на низком уровне, при этом НАТО не торопится пригласить их в свой состав. В рамках этой конфигурации в случае обострения ситуации на Востоке Украины окно возможностей для Грузии сужается, и эксперты уже говорят об этом. «Если же все произойдет ослабление Украины, это автоматически будет означать и наше ослабление. Как политически, так и экономически. Мы обязательно должны быть по правильную сторону баррикад. И правильная сторона – это рядом с Украиной, вместе с Западом. Мы уже сейчас должны быть в процессе консультаций, мы должны предложить Украине любую возможную помощь», — отмечает эксперта Фонда Рондели Валерия Чечелашвили.

Отношения Украины с Грузией осложняются назначениями Михаила Саакашвили на государственные посты в Украине, однако политические круги двух стран настроены урегулировать ситуацию в формате диалога. В апреле 2021 г. появилась информация, что Грузия планирует вернуть своего посла на Украину (он был отозван в мае 2020 г.).

Украина и Восточная Европа

Украина видит угрозу в укреплении отношений России и Белоруссии, более того, она готова присоединиться к санкциям ЕС против последней. Ситуация стала сильно ухудшаться после событий с самолетом Ryanair. Украина закрыла авиасообщение с Беларусью и теперь грозит санкциями за открытие полетов в Крым: «Мы будем действовать мгновенно против любых попыток легитимизировать оккупацию Крыма Россией, — пообещала замглавы МИД Украины Эмине Джапарова.

При этом Украина готова принимать иммигрантов из Белоруссии, в особенности — высококвалифицированных специалистов. Президент Украины Владимир Зеленский подписал Указ № 420/2020 «О некоторых мерах по привлечению предпринимателей, высококвалифицированных специалистов, являющихся гражданами Республики Беларусь» — их временное пребывание на территории Украины должно быть продлено до 180 дней.

В связи с напряженностью в отношениях между Украиной и Белоруссией Минск рискует утратить свой статус площадки для мирных переговоров по Донбассу. По словам постоянного представителя в контактной группе от Украины Л. Кравчука, Минск больше не сможет выступать площадкой для встреч и переговоров по нескольким причинам: во-первых, туда теперь сложно добраться; во-вторых, режим А. Лукашенко «демонстрирует диктаторское поведение». Беларусь же считает позицию Украины в отношении выборов президента 2020 г. «недружественными шагами». В Верховной Раде, действительно, шли острые дебаты по поводу выборов в Беларуси — Петр Порошенко и Юлия Тимошенко призывали к перевыборам, тогда как Виктор Медведчук поздравил Александра Лукашенко с победой. Официальный Киев придерживался нейтральной позиции, тогда как белорусский президент сам нагнетал ситуацию, публично обвиняя Украину во вмешательстве во внутренние дела страны. В силу того, что Украина все же сильно взаимосвязана с Беларусью экономически, сейчас Киев планирует постепенно переориентировать свою экономику — так, В. Зеленский говорит о возможном рассмотрении альтернативных путей поставки электроэнергии.

Сегодня происходит восстановление отношений Украины с Молдавией. Рассматривается возобновление работы по Днестровской ГЭС, вопросам дороги Одесса-Рени. Показательно, что Майя Санду свой первый визит в качестве президента совершила именно в Киев. После заявления Игоря Додона о том, что «де-факто Крым — Российская территория» отношения между двумя странами были заморожены на четыре года. М. Санду же заявляет, что «Молдова твердо и без оговорок поддерживает суверенитет и территориальную целостность Украины», Украина в ответ на это стоит на позиции, что Приднестровье должно вернуться в состав Молдовы.

Для Молдовы отношения с Украиной важны, поскольку последняя выступала коридором для транзита молдавских товаров в Россию. К тому же Кишинев больше зависит от Киева в контексте взаимной торговли.

Рис. 5.

Рис. 6.

Отношения Украины с другими странами Восточной Европы — отличный пример того, как политическая идеология превалирует над очевидными экономическими выгодами и перспективами. Политические риски оказывают значительное влияние на траектории внешнеэкономического сотрудничества.

Украина и Центральная Азия

До недавних пор Центральная Азия выпадала из поля зрения Украины, однако в последнее время эти отношения стали демонстрировать большую интенсивность. Они развиваются в первую очередь в экономической плоскости, что может стать для Украины «окном возможностей» в ситуации осложнения отношений с традиционными экономическими партнерами — Россией и Беларусью.

Рис. 7.

Рис. 8.

Пока основным торговым партнером Украины в Центральной Азии остается Казахстан. Импорт и экспорт в данном случае находятся примерно на одном уровне. Акцент в торговле с Казахстаном делается на сферы авиа- и машиностроения, а также энергетики. Обе страны считают сельскохозяйственную сферу критически важной для своего развития, Украина претендует на роль важнейшего поставщика аграрной продукции на мировом рынке.

Сложности в отношениях между Казахстаном и Украиной связаны с различиями в техническом регулировании. Для Казахстана действуют правила ЕАЭС, для Украины — правила Европейского союза. Решением этой коллизии может стать создание совместных предприятий на территории Казахстана и Украины. На зерновом рынке Украина и Казахстан конкурируют за рынки сбыта. До 2013 г. обсуждались варианты создания зернового хаба с участием Украины, Казахстана и России, но отказ Украины вступать в Таможенный союз разрушил эти планы. Пока разговоры и развитии сотрудничества с Казахстаном остаются на уровне деклараций.

Антон Найчук, Ольга Пылова:
Восприятие Украины на Западе в 2019-2020 гг.

Рынок Кыргызстана потенциально интересен украинскому бизнесу при условии модернизации законодательства в области защиты частной собственности. Кыргызстан может быть заинтересован в помощи со стороны Украины в строительстве и модернизации малых ГЭС. В Кыргызстане действуют 32 предприятия с участием украинского капитала, из которых 15 — с полным участием капитала из Украины. Снятие запрета на транзит товаров между Кыргызстаном и Украиной по территории России возобновлено с 2019 г. После блокировки транзита в 2016 г. и украинский бизнес понес значительные потери. Альтернативным стал путь через Южный Кавказ, но он оказался слишком дорогим. Однако с 2016 г. многие производители уже переориентировались на рынки Европы, а восстановление прежних объемов маловероятно.

Украина и Таджикистан начали прорабатывать вопрос по восстановлению прямого авиасообщения между странами. Украина по-прежнему сохраняет интерес к дальнейшему участию своих предприятий в строительстве гидроэнергетических объектов на территории Таджикистана. Основной сотрудничества Украины и Туркменистана стали крупные совместные проекты по развитию городской и транспортной инфраструктуры — строительство железнодорожного и автомобильного мостов через реку Амударья, сооружение дренажно-коммуникационного тоннеля в Ашхабаде. У Узбекистана с Украиной традиционно развиваются торговые отношения. Из Украины Узбекистан поставляет в основном металл и металлопродукцию, в Украину же везут текстиль, сухофрукты, автомобили, химические удобрения. Успешное развитие торговли и сотрудничества с Узбекистаном позволяет сторонам рассматривать варианты выхода на рынки третьих стран.

Регион Центральной Азии может стать для Украины перспективным направлением в случае развития логистической и транспортной инфраструктуры. В двусторонних отношениях с этими странами минимально действует политический и геополитический фактор. Риски, скорее, исходят от России и Европы, если усиление контактов Украины с центральноазиатскими республиками будут расценены ими как угроза.

***

Украина могла бы претендовать на роль одного из региональных лидеров — стать полноценными «воротами в глобальный мир» для региона Евразии, если бы начала работу по адаптации европейского опыта и выработки собственных моделей развития. Пока же, как ни парадоксально, именно стремление безоговорочно следовать европейским канонам сильно тормозит развитие в этом направлении.

Сейчас Украине сложно претендовать на роль экономического центра для постсоветского пространства. В неблагоприятных политических процессах старые экономические связи были нарушены и переориентированы на другие регионы. Слепое следование в фарватере политики ЕС в отношении постсоветского пространства, как отлично видно на примере отношений с Беларусью, не позволяет Украине в полной мере взять курс на формирование собственной региональной повестки. Для Центральной Азии Украина может стать источником технических инноваций, открыв для себя тем самым рынок развивающихся и богатых ресурсами стран.

Однако для реализации выгодной для себя стратегии Украина должна приобрести определенную долю субъектности в области внешней политики и экономики, а также целенаправленно артикулировать свои интересы и встраивать их в повестку. Проект ЕАЭС вызывает неоднозначные реакции даже в самих государствах — членах Союза, что дает возможность реализовывать конфликтную стратегию со стороны Украины. В этом случае Россия и сторонники ЕАЭС будут действовать жестко, применяя оставшиеся рычаги экономического давления. Более благоприятным сценарием представляется согласование экономических интересов ЕС и ЕАЭС, о чем в общих чертах ведется речь на экспертном уровне, но этот вопрос пока перешел в практическую плоскость. И в этой ситуации такие страны как Армения, Украина и Молдова могли бы поднять свой уровень субъектности, имея опыт общения с обеими интеграционными структурами.

1. СТРАТЕГІЯ національної безпеки України. ЗАТВЕРДЖЕНО Указом Президента України від 26 травня 2015 року № 287/2015.

2. По данным UN Comtrade.

3. Петросян С. А. Украина – Армения: перспективы взаимовыгодного сотрудничества // ВІСНИК Полтавської державної аграрної академії. № 3. 2011.


Оценить статью
(Голосов: 17, Рейтинг: 2.47)
 (17 голосов)
Поделиться статьей
Выберите
Выберите

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся